Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Вневедомственная охрана: новые функции и задачи

В рубрику "Проблемы и решения" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

М.И. Суходольский
Руководитель ДГЗИ МВД России, генерал-майор милиции

С 1 января 2004 года Вневедомственная охрана была переведена на бюджетное финансирование, что тотчас спровоцировало слухи о резком сокращении зарплаты и чуть ли не ликвидации службы. Со всей ответственностью можно заявить, что эти слухи сильно преувеличены

Вневедомственная охрана: новые функции и задачи

Согласно приказу МВД РФ B 778 от 29 ноября 2004 г. в структуре МВД РФ на базе Главного управления Вневедомственной охраны (ГУВО) МВД России был создан Департамент государственной защиты имущества (ДГЗИ), главная задача которого ясна из самого названия – это государственная защита имущества юридических и физических лиц. В Департаменте создано четыре структуры:

  • Центр оперативного руководства деятельностью Вневедомственной охраны;
  • Центр охраны объектов высших органов государственной власти;
  • Научно исследовательский центр "Охрана";
  • Центр сертификации аппаратуры.

Кроме того, в результате реформирования появится структура, о которой немало говорили и писали, – Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) "Охрана". Она формируется на базе военизированных и сторожевых подразделений. Среди основных функций новой структуры – проектирование и монтаж технических средств. Филиалы "Охраны" планируется создать во всех субъектах РФ, где они будут работать в тесном взаимодействии с нашими подразделениями.

Итоги прошлого года

В 2004 году нашей службой был реализован комплекс мер, позволивший поднять на новый уровень решение задач в области государственной защиты имущества физических и юридических лиц, а также дальнейшее развитие Вневедомственной охраны, сохранение ее кадрового и материально-технического потенциала, обеспечение стабильного функционирования в условиях перевода с 1 января 2004 года на сметно-бюджетное финансирование.

Вклад в профилактику преступлений имущественной направленности характеризуется следующими показателями. За 2004 год обеспечен прирост охраняемых объектов и квартир: 19,6 тыс. (или 4,5%) и 48 тыс. (или 3,1%) соответственно к началу года. Всего подразделениями Вневедомственной охраны на сегодня обеспечивается безопасность более 1,571 млн квартир и 456,5 тыс. объектов, каждый четвертый из которых является объектом особой важности, повышенной опасности или жизнеобеспечения. Нарядами службы пресечено более 96 тыс. преступлений (+0,6% к аналогичному периоду прошлого года (АППГ), за административные правонарушения в дежурные части органов внутренних дел доставлено более 4397 тыс. граждан (+2,7% к АППГ) по России.

С 2004 года начата работа по комплексному техническому перевооружению службы. В 3 раза увеличилось число используемых подразделениями Вневедомственной охраны автоматизированных систем. Это позволило на 14% снизить число ложных срабатываний аппаратуры охранно-пожарной сигнализации и повысить надежность охраны. При росте количества охраняемых объектов и квартир, а также при увеличении преступных посягательств на охраняемое имущество почти в 2 раза (по отношению к 2003 году) надежность охраны сохранена на уровне 2003 года и составила одну допущенную кражу на 100 000 охраняемых квартир.

Научно-исследовательским центром "Охрана" разработаны, освоены в серийном производстве и внедрены в практическую деятельность 12 типов новых технических средств охраны и систем безопасности, позволяющих решать задачи имущественной и антитеррористической защищенности, в том числе объектов транспорта, нефтеперерабатывающей отрасли и жилого сектора.

Для защиты российского потребителя от недоброкачественных приборов, которые используются в охранной деятельности, Центром сертификации аппаратуры охранно-пожарной сигнализации ГУВО сертифицировано 350 образцов технических средств охраны.

Результаты работы за прошедший год свидетельствуют также и о стабильном финансовом состоянии большинства подразделений Вневедомственной охраны. План доходов федерального бюджета перевыполнили 26 УВО (ОВО) при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. Всего в доход федерального бюджета перечислено 34,5 млрд рублей. При этом подразделения Вневедомственной охраны были профинансированы на сумму 32,9 млрд рублей. Чистый доход федерального бюджета в результате деятельности подразделений Вневедомственной охраны в области государственной защиты имущества составил 1,6 млрд рублей.

Новые функции – актуальная необходимость

Деятельность службы по решению актуальных проблем обеспечения антитеррористической защищенности во многом является инновационной. Инициативно внесены предложения о включении в разрабатываемые проекты региональных и местных бюджетов на 2005 год защищенных статей расходов для практической реализации мероприятий антитеррористической направленности в образовательных учреждениях, других местах массового посещения. В результате из бюджетов 10 субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на проведение указанных мероприятий дополнительно выделено около 195 млн рублей, при этом только в четвертом квартале 2004 года дополнительно принято под различные виды охраны 5669 объектов особой важности , повышенной опасности и жизнеобеспечения, а также мест массового посещения, в том числе 1912 школьных и дошкольных учреждений.

События августа–сентября 2004 года обострили проблему обеспечения безопасности в области гражданской авиации. Департаментом государственной защиты имущества этой проблематике сейчас уделяется особое внимание. Разработаны проекты нормативных правовых актов, направленных на повышение защищенности международных аэропортов. В русле их реализации подготовлен сборник технических рекомендаций "Применение технических средств для организации охраны аэропортов", который направлен в подразделения органов внутренних дел субъектов Российской Федерации для практического использования.

В условиях общего роста преступности, а также преобладания зарегистрированных имущественных преступлений, в том числе краж (1,276 млн, или 44% от числа зарегистрированных преступлений), основными задачами, стоящими перед ДГЗИ МВД России и перед непосредственно подчиненными ему подразделениями МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и требующими решения в 2005 году, являются повышение профилактического влияния органов внутренних дел на состояние имущественной безопасности и обеспечение антитеррористической защищенности объектов особой важности, жизнеобеспечения, мест массового посещения.

Решение этих задач будет идти по пути увеличения количества охраняемых объектов и квартир и соответственно повышения личной безопасности работающих и живущих в них граждан, увеличения количества мобильных групп задержания, в задачи которых входит оперативное прибытие по тревоге на защищаемые объекты, а также профилактика противоправных проявлений на маршрутах патрулирования.

Техническое перевооружение ДГЗИ

В целях реализации единой технической политики и обеспечения устойчивого функционирования службы Главк формирует и утверждает Программу технического перевооружения на год на основе анализа имеющейся информации о состоянии дел в регионах и реальной потребности Вневедомственной охраны (заявки на аппаратуру централизованного наблюдения поступают из подразделений).

В бюллетене "Конкурсные торги" (информационно-аналитическое официальное издание РФ в области государственных закупок) ежеквартально размещается объявление о проведении в ГУВО МВД России открытых конкурсных торгов на поставку аппаратуры централизованного наблюдения для нужд подразделений Вневедомственной охраны в той номенклатуре, которую заказывают ее подразделения.

На основании полученных заявок проводятся заседания конкурсной комиссии по формированию государственного заказа на производство и поставку аппаратуры централизованного наблюдения в подразделения Вневедомственной охраны. Результаты конкурсных торгов направляются на согласование в Минэкономразвития и торговли РФ. После согласования с предприятиями-изготовителями заключаются государственные контракты на поставку аппаратуры централизованного наблюдения и систем мониторинга.

Реализуемый подход позволяет оптимальным образом удовлетворять потребность подразделений Вневедомственной охраны в технических средствах, применяемых для организации охраны объектов и квартир граждан.

За 2004 г. было централизованно приобретено и поставлено в подразделения 4423 проводных и 416 радиоканальных автоматизированных систем передачи извещений, что в 2 раза превосходит показатели предыдущего года. В целях организации управления нарядами милиции и предоставления услуг по охране автотранспорта в 26 регионов поставлены и внедряются системы мониторинга подвижных объектов.

В результате проделанной работы удалось в полтора раза (с 13,1 % до 8,6%) уменьшить количество систем централизованного наблюдения, выработавших срок эксплуатации и подлежащих списанию, то есть представляющих угрозу надежности охраны объектов и квартир.

В 1-м квартале 2005 года в соответствии с решением конкурсной комиссии были заключены государственные контракты на поставку оборудования с 15 отечественными предприятиями-поставщиками.

Внедрение новых систем централизованного наблюдения (СЦН), установка на объектах имитостойких приборов и источников бесперебойного питания уже приносят ощутимые результаты и позволяют получить значительный экономический эффект. Это происходит за счет следующих факторов.

1. Резкое уменьшение количества ложных срабатываний.

В расчете на один номер задействованной емкости количество ложных срабатываний сократилось на 9%. В целом по РФ количество ложных срабатываний по вине ТСО сократилось с 10,6 до 9,2% от их общего числа.

Это позволило снизить затраты на выезды групп задержания (за 2004 г. количество выездов на ложные срабатывания уменьшилось на 94 тыс.) и не отвлекать сотрудников милиции от выполнения служебных задач по пресечению и профилактике преступлений в системе единой дислокации.

2. Сокращение количества дежурных пультов управления.

При внедрении автоматизированных систем отпадает необходимость в звонках клиента дежурному оператору пульта, что снижает нагрузку на оператора. Например, для обслуживания ПЦО с задействованной емкостью в 3000 номеров при использовании систем с ручной тактикой требуется 30 единиц ДПУ, при использовании АСЦН – 4,7 единицы, то есть в 6,5 раз меньше. Всего по Российской Федерации за счет внедрения автоматизированных систем в 2004 году было сокращено более 1,2 тыс. из 15,7 тыс. должностей дежурных пункта управления, что позволило сэкономить свыше 72 млн руб.

3. Уменьшение вероятности квалифицированного обхода аппаратуры ОПС, исключение "человеческого фактора" и связанных с ними страховых выплат.

Внедрение современных технических средств централизованной охраны и имитостойкой объектовой аппаратуры за последние 2 года позволило уменьшить количество допущенных краж в 1,6 раза. В 2004 году на объектах и в квартирах граждан установлено 292,5 тыс. имитостойких оконечных устройств (за АППГ – 64,3 тыс.). В результате по вине технической службы в текущем году допущено всего 4 кражи, причем там, где применялась устаревшая техника.

Опубликовано: Каталог "ОПС. Охранная и охранно-пожарная сигнализация. Периметральные системы"-2005
Посещений: 12585

  Автор

Суходольский М. И.

Суходольский М. И.

Начальник ГУВО МВД России

Всего статей:  4

В рубрику "Проблемы и решения" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций