Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Охрана магистральных нефтепроводов: эффективная концепция

Охрана магистральных нефтепроводов: эффективная концепция

В рубрику "Актуальная тема" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Охрана магистральных нефтепроводов: эффективная концепция

В настоящее время все чаще в средствах массовой информации поднимаются темы обеспечения безопасности объектов нефте-и газодобычи, магистральных трубопроводов. Последний случай с нефтяной платформой BP показал, насколько катастрофическими могут быть последствия разлива больших объемов нефти как для природы, так и для нефтяной компании. И если в Мексиканском заливе система безопасности была отключена лишь потому, что мешала спать работникам платформы, то в наших реалиях очень остро стоит вопрос защиты магистральных трубопроводов от террористических атак и несанкционированных врезок
А.С. Чижов
Генеральный директор 000 "Агрегатор"

Безопасны ли российские нефтегазовые трубопроводы? Ответ показателен на примере Дагестана, где уже в четырнадцатый раз за последние годы был взорван магистральный трубопровод.

1996 г. – обрушена в воду 450-метровая часть газопровода. 1998 г. – подорвана газораспределительная станция. В 2001 г. было совершено два подрыва, а в 2004 г. – уже пять взрывов газопроводов! В 2005 г. прошло несколько подрывов газопроводов с критическими последствиями (было нарушено газо- и энергоснабжение не только Дагестана, но и Азербайджана, где проживает более 600 тыс. человек, в том числе на территории России – около 148 тыс. человек).

В этой статье я хотел бы поразмышлять об использовании современных методов защиты магистральных трубопроводов. Изучив информацию о существующих методах, я пришел к выводу, что роль визуального контроля (а в частности, использование современных систем видеонаблюдения) крайне недооценена. Однако давайте по порядку.

Российские трубопроводы: современная ситуация

Для России трубопроводный транспорт как основное средство пополнения бюджета имеет весьма высокое значение. Сегодня он становится средоточием многих новейших достижений отечественной науки и техники. Казалось бы, ничего хитрого: что-то под давлениемподается по трубам... Но само по себе изготовление трубы для нефте- или газопровода (да еще большого диаметра) – достаточно сложная инженерно-техническая задача. Не говоря уже о собственно проектировании магистралей, укладке, пусконаладке и эксплуатации готового трубопровода. Так как в большинстве случаев трубопроводы проходят по малонаселенным местностям нашей страны, проблема охраны функционирующего объекта выходит на первый план. Конечно, топливо и нефтепродукты крайне привлекательны для криминальных группировок. Сегодня сделать врезку в трубопровод не составляет большого труда, так как охраняются трубопроводы в большинстве случаев только обходчиками. А проблем со сбытом краденого у организованных преступных групп обычно не возникает.


Негативным следствием несанкционированной врезки может стать поломка трубопровода, которая потребует полной замены пришедшего в негодность отрезка, что, в свою очередь, может привести к полной остановке транзита топлива на время ремонта поврежденного участка.

Еще одним следствием врезки являются возможные негативные экологические последствия. На сегодня оценить ущерб природе от подобного рода аварий просто не представляется возможным, что более чем показательно продемонстрировала авария в Мексиканском заливе.

Проблемы безопасности

Задайтесь вопросом, насколько вообще безопасны такие объекты инфраструктуры, как нефтепроводы, газопроводы и НПЗ? Технологические требования к безопасности трубопроводных систем, которые были в СССР, устарели и неприменимы для современной России. У нее не только новая конституция, новые границы, но и новые угрозы энергобезопасности, новые угрозы трубопроводным системам.

То, что нынешняя система охраны трубопроводов в России устарела и не отвечает современным требованиям безопасности – увы, свершившийся факт. Специализированных систем охраны трубопроводов просто не существует. Так, созданная в 2002 г. специальная служба ОАО "Спецтраснефтепродукт", призванная заниматься вопросами охраны трубопроводов от несанкционированного вмешательства, не полностью эффективна. И хотя каждый квартал проводятся операции "Нефть" по пресечению попыток вреза с целью хищения нефти, попыток отбора меньше не становится. Военизированная охрана не в состоянии охранять все необходимые объекты. К примеру, в Ставропольском крае из 400 объектов, подлежащих охране, по распоряжению губернатора военизированная охрана есть лишь на десятке объектов. А ведь трубопроводные системы (и это не секрет) имеют оперативно-стратегическое значение для наших Вооруженных сил, поскольку существует определенная технология, когда заправка большого количества военной техники проводится именно из магистрального трубопровода. В рамках ОАО "АК "Транснефтепродукт" действует система стратегической заправки топливом, которая фактически передала в распоряжение военных гигантскую заправочную станцию протяженностью 20 тыс. км. Благодаря сотрудничеству с компанией Минобороны РФ за последние три года сократило 24 собственных склада ГСМ и планирует сократить еще 20 складов, это уменьшает затраты из военного бюджета на 0,5 млрд рублей в год. Чем не пример экономии бюджетных средств для дальнейшего использования в других областях, к примеру для перевооружения ВС или реконструкции жилого фонда частей и соединений?

Решение проблемы безопасности и предупреждение террористических актов на нефтегазовых трубопроводах возможны только после проведения комплекса мероприятий:

  • разработка новой концепции безопасности трубопроводных систем;
  • изменение и ужесточение требований к проектированию и строительству с учетом возможной террористической угрозы;
  • формирование системы деятельности частных военизированных организаций;
  • изменение существующей законодательной базы и принятие ряда международно-правовых актов, регламентирующих деятельность структур безопасности на суше и на море.

Экологический аспект

Давайте теперь коснемся экологической стороны вопроса. Крупнейшая на сегодняшний день экологическая катастрофа – утечка нефти в результате аварии на нефтяной плавучей платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе, привлекла к себе более чем пристальное внимание. Возможны ли аварии с масштабными разливами нефти и нефтепродуктов в современной России? Анализ показывает, что возможны и аварийная утечка из нефтепровода может привести к катастрофическим последствиям для экологии России. Вероятность таких аварий в последние годы растет в связи с несанкционированными подключениями (врезками) к трубопроводам с целью хищения продуктов перекачки, приобретающими все более широкие масштабы. Насколько велики экологические и финансовые потери от разливов нефти и нефтепродуктов? Как защитить природу, на восстановление которой от последствий утечек топлива уйдут десятки, а то и сотни лет?

Основные угрозы и методы защиты

Первоочередное значение для повышения безопасности трубопроводов имеет оснащение их эффективными системами обнаружения утечек. Правительство РФ 19 июля 2010 г. направило в Государственную думу проект Федерального закона "Технический регламент "О безопасности магистральных трубопроводов для транспортировки жидких и газообразных углеводородов" (информация с официального сайта Государственной думы). К сожалению, в проекте закона отсутствуют конкретные требования к системам обнаружения утечек, а их наличие позволяет нечистым на руку частным компаниям "отмывать" большие деньги на профилактических и регулярных мероприятиях по обнаружению и устранению утечек и делает уже установленные средства технической защиты несоответствующими задачам обеспечения безопасности трубопроводов в целом. Разработка данных требований крайне необходима для предотвращения использования неэффективных систем, снижения роста объемов хищений из трубопроводов и предотвращения самой вероятности экологических катастроф с разливами нефти и нефтепродуктов.

На данный момент наиболее прогнозируемой причиной возникновения аварий является нарушение целостности трубопроводов самовольными врезками с целью хищения нефтепродуктов и нефти. Наибольшее число таких случаев, кроме республик Северного Кавказа, за последние годы отмечено на территориях Самарской, Нижегородской, Орловской, Московской, Брянской областей и Краснодарского края. По ориентировочным подсчетам, по криминальным врезкам отбирается более 10–15 тыс. тонн топлива ежегодно. Подобное же положение с хищениями наблюдается и на нефтепроводах. И мы понимаем, что безопасность трубопроводного транспорта углеводородов и продуктов их переработки – это сегодня финансовая, экологическая и социальная проблема, которая выходит за рамки отдельных предприятий, становится важной государственной задачей и требует безотлагательного решения.

Наиболее распространенным видом охраны трубопроводов в настоящее время является патрулирование, однако этот метод охраны имеет целый ряд недостатков.

Во-первых, патрули не могут находиться в каждый момент времени на всем протяжении трубопровода. Одних только магистральных трубопроводов у нас в стране 215 тыс. км – больше, чем протяженность четырех экваторов. Конечно, можно возразить, что значительная часть из них – это газопроводы с давлением 100 атмосфер и нефтепроводы, идущие по просторам Сибири, в которые никто "не врезается". Но оставшаяся часть, проходящая по густонаселенным районам Урала, Поволжья, Центральной России, Северо-Запада и Юга РФ, представляется лакомым куском для криминала. К тому же сегодня, как никогда, высок риск преступного сговора охранников и криминала. Как в частной беседе заявил высокопоставленный сотрудник одного из крупнейших нефтезаводов, вероятность подкупа сотрудника охраны сегодня близка к 100%. Другую практику можно наблюдать на Северном Кавказе, когда из 100 человек, живущих в ауле, трое охраняют трубопровод, а остальные из него воруют. В-третьих, помешать зафиксировать врезку может обычная халатность сотрудников охраны – пресловутый человеческий фактор. В-четвертых, при большом числе охранников и постоянном росте затрат на их содержание трудно рассчитать общие затраты на патрулирование: расходы могут сильно превысить изначально запланированные, что особенно неудобно, если бюджет составляется сразу на несколько лет вперед.

Итак, давайте подытожим и выделим список задач, которые непосредственно связаны с охраной объектов трубопроводного транспорта.

Организационные:

  • создание единого типового проекта системы безопасности трубопровода (то, чего нет на данный момент и к чему обязательно должны прийти);
  • выбор в результате разработки проекта перечня оборудования, наиболее эффективного для решения специфических задач обеспечения безопасности трубопроводов.

Технические:

  • защита магистралей от несанкционированных врезок (экономический ущерб);
  • контроль передвижения людей и автотранспорта в непосредственной близости от нефтепровода (контроль зоны отчуждения);
  • охрана "кустов" скважин нефте- и газодобычи;
  • охрана воздушных переходов и вдоль-трассового оборудования (задвижек, крановых площадок и трансформаторов).

Видеоаналитика – беспроигрышная альтернатива патрулированию

И если организационные задачи по охране трубопроводного транспорта требуют долгих работ по проектированию, согласованию, натурных испытаний и прочего, то альтернатива вооруженному патрулированию есть уже сейчас – альтернатива, требующая только точечного вмешательства военизированных подразделений, – это охрана с помощью современных технических средств с применением видеоаналитики. Они должны постоянно вести контроль ситуации без участия человека по всей длине трубопровода, а при попытке врезки – немедленно подавать сигнал тревоги с указанием места проникновения злоумышленников (а лучше предупреждать и реагировать заранее, а не сообщать о диверсии постфактум).

Здесь мы подходим к необходимости развертывания комплексной системы безопасности, основанной на специализированной версии приемной части, разработанной исключительно для задач защиты трубопроводов и имеющей в своем составе автономное видеоаналитическое оборудование, которое позволит вывести работу по обеспечению безопасности подобных протяженных объектов на новый уровень. Данная приемная часть прежде всего должна отталкиваться от особенностей поставленной задачи и обеспечивать визуализацию ситуации на всем участке прохождения трубопровода. Так, чтобы сотрудники ситуационного центра контроля не смотрели на видеоизображения с тысяч камер, а имели перед собой наглядную схему всего объекта, на которой в режиме реального времени отображались бы тревожные ситуации, которые могут возникнуть по всей длине трубопровода. И операторы работали бы только с реальными случаями проникновения, попытками врезок и диверсионными актами. Не будет нужды в содержании раздутого штата операторов, дополнительных бригад военизированной охраны. Система сама сможет оценить возникшую тревогу и, классифицировав ее, сможет даже подсказать оператору список дальнейших действий для устранения предстоящего правонарушения, а в идеальном случае – и автоматически провести список превентивных действий по конкретному типу тревог.

Однако для этого в составе системы необходимо наличие автономного видеоаналитического         оборудования. Именно автономного аналитического устройства, а не серверной реализации видеоаналитики. Ибо при оснащении видеонаблюдением протяженных объектов с применением серверной реализации аналитики очень остро встает вопрос о транспорте видеосигнала до сервера видеоаналитики и вообще о надежности и отказоустойчивости подобного решения. Ибо при выходе из строя серверной аналитики фактически выходит из строя вся система безопасности, которая призвана фильтровать ложные срабатывания и классифицировать тревоги. А реализация системы на базе автономных non-PC-аналитических устройств позволит многократно повысить отказоустойчивость всей системы в целом, ведь даже вывод из строя нескольких устройств на каком-либо из участков трубопровода не сможет вывести из строя всю распределенную систему распознавания образов и немедленного реагирования. Кроме того, возможность совместной работы устройства видеоаналитики и систем периметральной защиты позволяет снизить количество ложных срабатываний последних фактически до нуля, что позволит повысить экономическую эффективность системы безопасности трубопровода в целом до недостижимого ранее уровня.

Что же привнесет в систему безопасности трубопроводного транспорта видеоаналитика? Возможность анализа действий злоумышленников (откуда появились и куда ушли – с помощью трекинга), контроль действительно тревожных ситуаций (таких как появление на территории людей или машин – при помощи высокоточных алгоритмов детекции движения без реагирования на условия внешней среды, такие как дождь, снег, облака, движущиеся ветки и кустарники, животные, птицы и насекомые и т.д.), различные условия детекции для самого объекта и зоны отчуждения и т.д. Возможность работы с тепловизионными и поворотными камерами позволит удешевить проекты по оснащению трубопроводов ТСО за счет общего снижения количества камер без потери качества распознавания и детекции движения. Используя эти недостижимые ранее возможности видеоаналитического устройства, программная ответная часть позволит без использования сложных программных серверных алгоритмов организовать работу по обнаружению и реакции на действительно тревожные ситуации по-новому и повысит эффективность системы безопасности в целом.

Предотвратить угрозы, сэкономить средства

Описанные в статье специализированные системы дают возможность сотрудникам охраны с большой вероятностью предотвратить готовящиеся противоправные действия или поможет задержать злоумышленников на месте преступления менее чем через 4 минуты после начала ими подготовительных работ перед несанкционированной врезкой или сверления трубопровода. Подобная оперативность позволяет свести потери транзита нефтепродуктов фактически к нулю, а значит, снизить вероятность ущерба окружающей среде и возможные экономические потери. В отличие от других систем, в том числе основанных на измерении давления и анализе виброакустических сигналов, подобные конвергентные системы безопасности с применением видеоаналитического оборудования дают возможность решить все основные задачи, стоящие перед службами, отвечающими за охрану трубопроводов.

Опубликовано: Каталог "CCTV"-2010
Посещений: 19857


  Автор
Чижов А. С.

Чижов А. С.

Технический директор компании "Агрегатор"
(AGRG)

Всего статей:  8

В рубрику "Актуальная тема" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций