Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Как все начиналось... Из истории развития автомобилей незаметного бронирования. Часть 2

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Как все начиналось... Из истории развития автомобилей незаметного бронирования

Часть II

С.Д. Доронин
Директор компании "АРМЕТ"

Весьма интересна и своеобразна история    развития бронеавтомобилей     незаметного  снаружи   бронирования  в   нашей  стране.   Первую часть статьи читайте в журнале "Бронеавтомобили-2007"

В России начиналось... с карет

Прототипом появления действительно бронированных защищенных экипажей для первых лиц России можно считать опыт защиты днища кареты царя Александра II. Царь, переживший шесть (!) покушений, имел защищенный экипаж (стальной лист под днищем кареты) и удачно перенес седьмое по счету покушение: от брошенной Николаем Рыса-ковым бомбы пострадали лишь охрана и случайные прохожие. Царь, слегка оглушенный мощным взрывом бомбы, хоть и самодельной, но созданной талантливым специалистом - автором первого в мире проекта ракетного двигателя Николаем Кибальчичем, вышел из кареты самостоятельно. Однако нерасторопность охраны и общая суматоха не помешали второму бомбисту Игнатию Гриневицкому завершить начатое дело и бросить в незащищенного царя еще одну бомбу. На месте помощь не оказали, растерялись, привезли во дворец, растерялись еще более, и... через 8 часов власть сменилась. Вот на таком примере из истории наглядно видно, что лишь одно звено цепи не может служить стопроцентной защитой, все должно быть в комплексе, во взаимодействии: и машина, и охрана, и врачи.

Продолжение - в СССР

Следует заметить, что таких стран, которым по плечу представить национальную автопромышленность автомобилем главы государства, всего лишь единицы. Раньше среди них был и СССР. Солидные автомобили для солидных же пассажиров даже по прошествии многих лет, списанные по возрасту с государевой службы, не теряют в цене, а лишь набавляют, пополняя в основном частные коллекции.

Первые действительно незаметного бронирования автомобили были закуплены в Америке в конце 1930-х гг. Этому предшествовала череда экспериментов и попыток забронировать что-нибудь свое. Ходит такая легенда, так и не подтвержденная, что первый бронеавтомобиль был подарен Иосифу Виссарионовичу Сталину президентом США Франклином Делано Рузвельтом, уже пережившим и неудачное покушение, и знавшим толк в защите от таковых. Подарили или купили первый автомобиль-подтверждений тому нет, но, тем не менее, были приобретены и использовались бронированные Packard Twelve 1935-1937 модельных годов и их небронированные собратья более поздних годов выпуска.

Исходное шасси было великолепно: 12-цилиндровый Packard в 1935 модельном году шел под обозначением 1208, код типа кузова-835, а в 1936- 1408 (ну не любят в Америке число 13). В 1937 модельном году появилось заметное отличие: на шасси 1508 и кузове 1035 передние двери стали навешиваться по ходу движения и изменились бамперы. Но все машины имели полностью бронированный  изнутри  кузов (толщина брони 6,35 мм), а внутренняя обивка салона крепилась на деревянных брусьях, что соответствовало технологии производства заказных кузовов того времени. На некоторых деревянных деталях каркаса сохранились надписи на английском языке с датой - октябрь 1936 года. По мере наращивания поставок и другие руководители высшего ранга пересели на бронированные автомобили Packard Twelve, которых насчитывалось 13-15 штук. Некоторые экземпляры дожили и до наших дней, однако они раскиданы историей не только по просторам России, СНГ, но и далее. И все нынешние владельцы в один голос утверждают, что именно на их автомобиле ездил сам И.В. Сталин. (Кстати, при сегодняшней реставрации одного из первых бронированных паккардов не обнаружено следов белой или иной краски, якобы имевшейся первоначально, а то легенда имела бы подтверждение.) Пулестойкие стекла толщиной 76 мм, поворотные форточки окон из бронестекла с металлической окантовкой, защита пола. Весь добавочный вес броне-защиты легко компенсировался мощью 185-сильного мотора. Броня устанавливалась на кузовном заводе Derham в Калифорнии.

Это был весьма быстрый и хорошо защищенный автомобиль, и И.В. Сталин брал его во многие путешествия как по югу страны, так и на международные конференции. Автомобиль обычно путешествовал вместе с хозяином на поезде, на специальной платформе и с соответствующей их статусу охраной. А в поездках по Москве, кроме сотрудников вдоль трассы следования, впереди кортежа его обычно сопровождали две машины Lincoln KB с откидным верхом и два ЗиС-101 или те же Lincoln KB, но уже закрытые - позади кортежа с сотрудниками охраны.

Первые советские броневики

В 1940-1941 гг. велись опытные работы по бронированию шасси 3 и С-101 А, даже индекс был присвоен - ЗиС-101Э. Машина имела хорошую защиту кузова, включающую 70-мм пулестойкие стекла, и весила около 4 тонн. Такая машина выдерживала обстрел из винтовки с расстояния 75 метров. Но чересчур большой вес при малой мощности двигателя, а также начавшаяся война не дали завершить начатую работу, и все экспериментальные образцы были полностью уничтожены. А автомобили ЗиС-101А (см. фото) работали в сопровождении.

Качественная работа и солидный внешний вид автомобилей Packard не забылись, как и не забылась любовь Сталина к автомобилям этой марки, с которыми он подружился ранее на фронтах гражданской войны и которые использовал в более позднее время. Все это в совокупности и получило дальнейшее развитие при создании новой модели ЗиС-110. Автомобиль благодаря стараниям конструктора А.Н. Островцева и дизайнера (в те времена именовавшегося художником) И.Ф. Германа, несмотря на явное сходство, получился не копией, а чуть более прогрессивной вариацией на тему Packard-180 в кузове Buick 90 L с бамперами от Cadillac. На первом показе в Кремле 20 сентября 1944 г. автомобиль понравился, и было принято решение о начале его серийного производства. И если раньше подобное внешнее сходство обзывалось чуть ли  не копированием, то в наше время, наверное, никто и не обратил бы внимание на это. Теперь-то модели можно отличить друг от друга лишь при ближайшем рассмотрении и при наличии хорошо читаемых надписей или эмблем. Посмотрите на сегодняшние китайские авто - и найдите различия с известными вам марками. Частично детали авто производятся по лицензии, частично просто копируются. Но! Нет ни одного завершившегося победой иска относительно прав на дизайн или идею. И это при сегодняшних технологиях, программах, способных доказать сей факт моментально! Параллельно с созданием (модели ЗиС-110) - нового флагманского автомобиля, разработанного в последние годы войны и увидевшего свет уже после ее окончания, готовилась и бронированная версия, где кузов нес индекс 145, шасси - 110С (С - специальный), а бронеавтомобиль целиком позднее назвали - ЗиС-115. Первое время в заводских документах автомобиль имел два названия: ЗиС-110С и ЗиС-115. Некоторые образцы этого бронеавтомобиля, выпускавшиеся с 1947 по 1954 г., дожили и до наших дней. Так чем же отличался бронированный вариант от обычного, небронированного?

Различия бронированного и небронированного вариантов

Прежде всего бронированный автомобиль отличался полностью защищенным салоном. Сегодня этот тип бронирования называют бронекапсулой. Тогда бронекапсула, или "изделие 100", производилась на 38-м военном заводе в Бронницах с броней в 6,35 мм и доставлялась в условиях повышенной секретности на завод, где на нее и навешивалось небронированное оригинальное оперение, делавшее бронеавтомобиль максимально неотличимым от обычного авто. Делалось это долгие годы на созданном в июле 1945 г. заводе ЗиС, а позднее ЗиЛ, в спеццехе МСЦ-6. Остановимся на этом моменте подробнее. Скажем прямо, идея бронекапсулы не нова: впервые она была применена подразделением фирмы Daimler-Benz, занимавшимся танками и бронемашинами при бронировании в 1942 г. модели Mercedes-Benz K540 (W24). Более подробно об этом автомобиле вы можете прочесть в главе о германских бронеавтомобилях. Мы же остановимся на самой идее, а она заключалась в следующем: сделать в заводских условиях бронекапсулу, то есть салон автомобиля, из бронеэлементов, которые в технологическом процессе заменят обычный металл, а на самой ранней стадии создания автомобиля - использовать бронеэлементы как детали несущей конструкции. Что это дает? Конечно, большую экономию в весе готового бронеавтомобиля, возможность установки в заводских условиях специально рассчитанных деталей подвески, электроники и т.д. Но есть и минусы: более высокая стоимость готового изделия, ведь бронеавтомобили не производятся в огромном количестве; высокая цена сервиса при замене деталей кузова. К примеру, современные Mercedes-Benz Guard хоть и смотрятся как обычные, но имеют массу мелких отличий по размерам крыльев, бамперов и т.д. А заказ и переустановка эксклюзивных деталей всегда дороже, чем стандартных. Подведем итог: броня в заводских условиях дороже, хотя и дает преимущества по сравнению с послезаводским бронированием. Многие современные толкователи истории автомобилей почему-то ссылаются лишь на более поздние версии конструкции бронекапсулы - бронеавтомобили ЗиЛ-4105, 41051 и 41052, возводя их в ранг первооткрывателей и единственных в мире, хотя идея, как мы видим, была заложена гораздо раньше. Новое, как всегда, - хорошо забытое старое. Однако вернемся к временам ЗиС и ЗиЛ, тогда вопросов ограничения цены автомобиля просто не существовало, машины производились именно с максимальной степенью защищенности, и работы над этим велись совместно и производителями брони и пулестойких стекол, и заводом-изготовителем шасси.

Характеристики ЗиС-115

В порядке компенсации избыточного веса Зис-115, а автомобиль весил около 4150 кг (с небольшой разницей в зависимости  от комплектации), усиливалась подвеска; устанавливались новые усиленные мосты; двигатель был форсирован, имел сдвоенный топливный насос, но одинарный карбюратор и развивал мощность до 162 л.с. против стандартных 140 л.с. При этом менялись и передаточные числа трансмиссии, в результате чего автомобиль мог весьма легко трогаться с места и передвигаться со скоростью чуть выше 100 км/ч. При его несовершенных тормозах вся надежда была на правильную организацию движения кортежа, который должен был трогаться по первому требованию первого лица и передвигаться по маршруту, который выбирался им из нескольких ранее согласованных. В какой из машин, на каком месте, по какому маршруту поедет первое лицо, не было известно до последнего момента. Снаружи бронеавтомобиль был почти неотличим от серийного ЗиСа, за исключением деталей, которые можно было рассмотреть лишь вблизи. Диаметр колес был увеличен лишь на один дюйм; специальная резина, разработанная на Ярославском шинном заводе, имела размер 7,50-17. У нее не было стандартных белых вставок на боковинах и она имела немного коричневатый оттенок. Более выпуклые колпаки колес скрывали ступицы усиленных мостов. К другим особенностям относились пулестойкие стекла толщиной 76 мм с гидравлическими стеклоподъемниками в дверях, поворотные форточки, усиленные замки дверей и дополнительные металлические цепочки ограничения открытия дверей. В первых экземплярах устанавливались стекла толщиной в 100 мм, но затем решили не перегружать машину и обойтись 76-миллиметровыми стеклами. Было изготовлено более 45 бронеавтомобилей, если судить по серийному номеру одного из последних экземпляров, документы на который сохранились. Однако сейчас о точном количестве трудно говорить, так как часть машин модернизировалась, переделывалась, испытывалась и после этого утилизировалась, а ее номер переходил на новую машину.

Эпоха забвения

С приходом к власти Никиты Сергеевича Хрущева бронированные автомобили были забыты и не использовались. Часть осталась храниться в различных гаражах и местах прежней дислокации, а часть уничтожили за ненадобностью. С изменением политики изменились и автомобили, которыми политики пользовались. Как сейчас говорят, имидж Никиты Сергеевича был демократичным, по сравнению со Сталиным, и ему к лицу были открытые "демократичные" автомобили. Хотя это все равно были автомобили штучного, как сейчас именуют, эксклюзивного исполнения. В них были хорошо видны окружающим и он, и его гости. На смену модели ЗиС-110 пришла ЗиЛ-111, так как и сам завод был переименован по имени первого генерального директора. Прототипом для ранних вариантов по инерции был выбран опять-таки Packard, но уже новых моделей: сначала - Clipper, а затем Caribbean. Черты Packard легко угадываются в проектах ЗиС/ЗиЛ-Москва и в серийных вариантах ЗиЛ-111А и ЗиЛ-111В.

Для встречи почетных гостей использовалась модификация с откидным верхом - ЗиЛ-111В; именно эта машина и доставила в 1961 г. первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина в Кремль. После модернизации в 1963 г. новая версия ЗиЛ-111Г и кабриолет ЗиЛ-111Д по внешнему виду уже более походили на Cadillac. К сожалению, в это время были забыты и приостановлены разработки бронированных версий на базе представительских автомобилей. Была разработана и построена лишь одна пятиместная бронированная автомашина на базе ЗиЛ-111А, имевшая обозначение ЗиЛ-116, но и этот образец остался лишь опытным экземпляром, который впоследствии был уничтожен. Но все до поры и до времени.

И все же бронеавтомобиль - необходимость

А время показало, что от бронированных версий отказываться нельзя даже в относительно спокойном социалистическом обществе. Подтверждением тому послужило покушение, как сейчас сказали бы, террориста-одиночки В.И. Ильина на Леонида Ильича Брежнева 22 января 1969 г. Совершенно неожиданно во время торжественной встречи космонавтов один человек, не имея какой-либо организации, поддержки со стороны, вооруженный двумя пистолетами, успел выпустить 11 пуль по двум прибывающим через Боровицкие ворота в Кремль правительственным автомобилям. Большинство пуль попало в закрытый автомобиль ЗиЛ-111, смертельно ранив водителя ГОНа И.Е. Жаркова, ранив водителя мотоциклетного эскорта В.А. Зацепилова и нанеся легкое ранение одному из космонавтов, прибывавшему в Кремль. Охрана в последний момент поменяла маршрут, по которому Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев должен был прибыть в Кремль, и он не пострадал, въехав через другие ворота. Космонавт Леонов и сейчас у этой самой машины, сохранившей даже следы пуль в салоне, вспоминает о неприятных моментах покушения ("Автоэкзотика", 2006 год).

В конце 1970-х - начале 1980-х гг. в мировой практике применение бронированных автомобилей для первых лиц большинства стран стало являться нормой. Не отстала и наша страна.

В 1980-х гг. начались работы по созданию бронированных версий выпускавшихся в то время ЗиЛ-114 и ЗиЛ-117. Все испытания велись на более дешевом шасси ЗиЛ-117. На него устанавливались различные элементы защиты для огневых тестов, как, например, защищенный бензобак, с которым он успешно и прошел испытания.

В 1985 г. броневичок ЗиС-115 (шасси 1953 года выпуска с пробегом в 4500 км, и массой в 4200 кг) был испытан по самым современным в то время требованиям безопасности: манекены водителя и пассажира на переднем сиденье и, естественно, манекен на заднем сиденье, за перегородкой. На два передних сиденья были установлены ремни безопасности. Как видно по нескольким кадрам киносъемки, машина, спроектированная в 1944-м и выпущенная в 1953 г., выдержала тест весьма достойно. Во всяком случае, наружные повреждения вписываются в самую современную концепцию о легко деформируемых наружных зонах с целью поглощения энергии удара и о жесткой структуре непосредственно для пассажирского салона. А вот и факты: при скорости столкновения в 48,9 км/ч деформация от бампера до передней стойки крыши составила 770 мм, а от бампера до задней стойки крыши 775 мм. То есть деформация от передней стойки крыши до задней составила 5 мм!!! От руля до внутренней перегородки -50 мм. Правда, пассажир на переднем сиденье был сражен наповал ручкой от перчаточного ящичка, сделанной на совесть и из качественного материала.    Кто   же знал в те годы, где таится угроза жизни? Полученный в ходе испытаний опыт был использован при создании новых бронеавтомобилей. Первое их появление старались приурочить к очередному дню рождения Л.И. Брежнева в 1992 г. Но немного не успели...

В результате с поставленной задачей создать бронеавтомобиль на ЗиЛе справились весьма качественно, он долгое время был одним из лучших в мире. Он был создан, как мы упоминали, на основе "капсульно-го" варианта бронирования. Машина получилась почти на 100% похожей на обычную небронированную, существенно уменьшился вес конструкции, что позволило отдать эти килограммы защитным материалам. Детали броне-капсулы двух первых экземпляров ЗиЛ-4105 имели различную толщину: 4-8,6 мм, максимум - 10 мм, в зависимости от их места расположения. Лобовое стекло имело толщину 43 мм, а боковые стекла дверей и заднее стекло - 47 мм. Снаряженный вес, в зависимости от предназначения броневика и наличия оборудования, колебался в пределах 5160-5225 кг.

В 1983-1985 гг. машины прошли ряд успешных огневых тестов на обстрел из винтовки СВД, с подрывом гранат под бензобаком и на крыше. Интересны сравнительные данные испытаний ЗиЛ-4105 и бронированного компанией O'Gara Hess & Eisenhardt автомобиля Cadillac Fleetwood Limousine, который являлся прямым конкурентом как по размерам и интерьеру, так и по предназначению.А вот и результаты, где черным отмечены места пробития кузова. Также и граната на крыше Cadillac пробила не только наружную сталь, но и броневую защиту под ней.

Всего на Курганском заводе были изготовлены: 2 бронекапсулы для огневых испытаний и тестов ЗиЛ-4105 и 22 бронекапсулы для последующей установки в бронеавтомобили ЗиЛ-41051 и ЗиЛ-41-052. Почему же количество бронеавтомобилей больше, чем количество изготовленных бронекапсул? Да потому, что шесть бронекапсул от ЗиЛ-41051 с заменой внешнего оперения на более поздние модификации от ЗиЛ-41047 получили обозначение ЗиЛ-41052. А сама по себе бронекапсула оставалась прежней.

Кстати, одну из деталей бронезащиты толщиной 8,5 мм, изготовленную более 20 лет назад, мне довелось увидеть во время огневых испытаний в 2005 г. Что показали испытания?

То, что на время разработки это были первоклассные материалы, аналогичная броня устанавливалась лишь на бортах новейших по тем временам БТР-2. И все же - что она держит сегодня? По евростандарту CEN 1063 -это нечто среднее между уровнями В6 и В7, а по российскому ГОСТ Р50963-96 - это класс 5. Ну а если ещё проще, то это винтовка СВД, патрон 57-Н-323С с пулей ЛПС и АКМ, патрон 57-Н-321 с пулей ТУС, с термо-упрочненным сердечником. Боковые стекла помимо пули ЛПС держали одиночный выстрел бронебойно-за-жигательной пулей Б-32! А это уже класс 6а, высший по существующему ГОСТу. Все делалось основательно, с запасом.

Классика не стареет

Три базовых автомобиля ЗиЛ-41047 были отправлены в Германию для последующего послезаводского бронирования двух из них, получивших вначале индекс ЗиЛ-41047ТБ (ТБ - "ТРАСКО Бремен"). Все работы по бронированию проводились на фирме TRASCO Bremen (Германия) под руководством тогдашнего основателя и владельца г-на Йохана Аккермана по простой технологии -с инсталляцией защитных материалов в готовый автомобиль. Полученные бронеавтомобили не прошли тесты: выявились дефекты подвески и тормозной системы. Машины были отправлены на ЗиЛ, где их пытались довести до работоспособного состояния, и они получили новое обозначение - ЗиЛ-41053. Предназначение - для первого Президента России Б.Н. Ельцина. На них имелись опускные пулестойкие стекла дверей фирмы ISOCUMA толщиной 55,5 мм и ряд дополнительных аксессуаров. Но они так и оставались в резерве, пока не были проданы.

Видимо, идея германских автомобилей понравилась руководству России, и оно заказало в 1996-1997 гг. несколько Mercedes-Benz Pullmann (кузов W140) с удлинением салонов на 1070 и 524 мм, бронированных по уровню В6/В7 компанией TRASCO; они были темно-синего и черного цвета.

Затем им пришли на смену Mercedes-Benz Pullmann в кузове W220, бронированные на Daimler Benz, но они не имели былой популярности предшественников по количеству и частоте использования.

Посмотрим на новый Mercedes-Benz Guard в кузове W221, продажи которого начались с конца 2006 г. При бронировании столь серьезно оснащенного электроникой шасси без серьезной проработки нового дизайна подвески, отказа от ряда электронных аксессуаров не обойтись. Уровень защиты -европейский, как и на прежних машинах. А значит, рассчитан на защиту от боеприпасов уровня В6/В7, то есть 7,62x51 мм к винтовкам стандарта NATO. Ничего нового - как и прежде, новейшие российские разработки оружия и боеприпасов не включены в спецификацию. Да и бронированный по заводской технологии остов кузова по идее и выполнению уж очень напоминает все предыдущие, начиная с 1942 г.

Попытки создать сегодня современный флагманский бронеавтомобиль в России еще не увенчались успехом. Хотя время от времени в прессе и попадаются различные сообщения, но для практического подтверждения нет никаких оснований. Почти все попытки вращаются вокруг модернизации готовых шасси ЗиЛ-41047, сохранивших классический облик представительского автомобиля, несмотря на возраст. Классика ведь не стареет. Есть несколько вариантов модернизации с заменой двигателя, трансмиссии, сервомеханизмов и, естественно, с инсталляцией самых современных средств защиты. Но, как мы все видели на инаугурации нового президента России, флагманский автомобиль - опять от Mercedes-Benz в новом кузове W221, защищенный, удлиненный и даже с поднятой крышей, как у патриарха Алексия II. Работами по изготовлению этих автомобилей занималась компания Carat Duchatelet, контролирующая с февраля 2008 г. своих бывших конкурентов. Очень жаль, что основная в этом холдинге германская бронеком-пания TRASCO поменяла владельцев несколько раз, переходя из рук в руки. Владельцами были: компания Armor Holding, затем BAE, затем Centigon и в прошлом году Carat Duchatelet. Да и сам новый консорциум, объединив ший под именем Carat Duchatelet мно го известных компаний, лишен права называть свои удлиненные версии на базе автомобилей Merceres-Benz - "Pullmann". Это эксклюзивное имя зак реплено только за концерном Daimler- Benz. А остальные самоделки являют ся "персоной нон грата".

Опубликовано: Каталог "Бронеавтомобили. Специальное приложение к журналу "Системы безопасности"-2008
Посещений: 30169

  Автор

Доронин С. А.

Доронин С. А.

эксперт

Всего статей:  5

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций