Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Гармонизация - приоритетное направление развития технического регулирования в области пожарной безопасности

В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Гармонизация - приоритетное направление развития технического регулирования в области пожарной безопасности

В Российской Федерации осуществляются меры, направленные на формирование и реализацию современной государственной политики в области технического регулирования, обеспечивающей интеграцию страны в мировую экономику, вступление России в качестве равноправного партнера во Всемирную торговую организацию (ВТО), создание в рамках Таможенного союза Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации
Александр Стрекалев
Начальник Центра технического регулирования
ФГБУ ВНИИПО МЧС России

Одним из основных документов, устанавливающих требования к странам-членам ВТО, является Соглашение по техническим барьерам в торговле ТБТ, в том числе Кодекс добросовестной практики применительно к разработке, принятию и применению стандартов, являющийся приложением к данному Соглашению.

В соответствии с данным Кодексом органы по стандартизации, которые принимают Кодекс добросовестной практики, с целью гармонизации стандартов на возможно более широкой основе принимают участие в подготовке международными органами по стандартизации международных стандартов в соответствующей области. В том случае если международные стандарты существуют или завершается их разработка, орган по стандартизации использует их в качестве основы для разрабатываемых им стандартов, за исключением случаев, когда такие международные стандарты были бы неэффективными или неподходящими, например вследствие климатических факторов или существенных технологических проблем.

Основными документами по техническому регулированию в Таможенном союзе являются Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 г.; Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза от 11 декабря 2009 г.; Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г.

Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. № 629 определен порядок формирования перечней стандартов, обеспечивающих соблюдение требований Технического регламента Таможенного союза. При формировании таких перечней приоритет отдается стандартам, гармонизированным с международными и региональными стандартами.

Концепция гармонизации российских и международных нормативов

МЧС России в рамках своей компетенции принимает активное участие в формировании и реализации государственной политики в области технического регулирования в сфере пожарной безопасности, в том числе по приоритетному направлению - гармонизации. Министерством разработан проект Концепции гармонизации российских и международных нормативных документов в области пожарной безопасности (далее - Концепция).

Концепция определяет основные направления, подходы и принципы гармонизации документов в области стандартизации, содержащих требования пожарной безопасности, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федеральных законов "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", технических регламентов Таможенного союза, содержащих требования пожарной безопасности.

Данная Концепция разработана в целях реализации положений Федеральных законов "О техническом регулировании", "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 г., иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Соглашения по техническим барьерам в торговле и иных обязательств Российской Федерации при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Актуальность задачи гармонизации обусловлена необходимостью использования зарубежных научно-технических достижений в целях повышения уровня пожарной безопасности в Российской Федерации, создания благоприятного инвестиционного климата, обеспечения соответствия отечественной продукции международным требованиям и повышения ее конкурентоспособности, устранения технических барьеров в международной торговле.

МЧС России в рамках своей компетенции принимает активное участие в формировании и реализации государственной политики в области технического регулирования в сфере пожарной безопасности, в том числе по приоритетному направлению - гармонизации. Министерством разработан проект Концепции гармонизации российских и международных нормативных документов в области пожарной безопасности

Необходимо отметить, что существующая система противопожарного нормирования выстраивалась в Российской Федерации на протяжении последних двух десятилетий с учетом международных принципов и подходов к обеспечению пожарной безопасности, защиты окружающей среды, прогрессивности и оптимальности требований, гибкости противопожарного нормирования.

В результате данной работы в значительной степени достигнута сопоставимость отечественных и зарубежных методов и подходов к обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений, продукции в целом. Во многом идентичны требования к системам противопожарной защиты, в том числе по выбору огнетушащих веществ и параметрам их подачи, инерционности срабатывания систем оповещения о пожаре и пожаротушения. Огнестойкость строительных конструкций определяется в соответствии с международной классификацией показателей.

Но процесс гармонизации направлен не только на применение международных стандартов, но и на внедрение отечественных наработок при разработке международных стандартов. Российские специалисты принимают активное участие в подготовке международными техническими комитетами по стандартизации ИСО и МЭК международных стандартов. Так, по инициативе российской стороны в международный стандарт МЭК 60695-1-12 включена разработанная российскими специалистами методика расчета вероятности возникновения пожара от электротехнических изделий со ссылкой на соответствующий российский стандарт. Зарубежных аналогов такой методики ранее не существовало.

Стандарты в России

В настоящее время в Российской Федерации действует более 230 национальных и межгосударственных стандартов в области пожарной безопасности, из них полностью или частично гармонизировано с международными стандартами около 45% стандартов.

В ряде случаев отечественные пожарно-техническая классификация, требования пожарной безопасности, методы испытаний и испытательное оборудование отличаются от зарубежных, что создает препятствие в международной торговле.

Например, в России определение показателя токсичности продуктов горения проводится на биологическом материале (лабораторных мышах). В Европе - с использованием инструментально-расчетных методов анализа.

Аналогичное положение с определением пределов огнестойкости некоторых строительных конструкций. Международный подход учитывает технологические особенности применения данного элемента в строительстве (вертикальное или горизонтальное расположение, толщина огнезащитного слоя и пр.). При этом учитываются вид и количество горючей нагрузки, режим горения, что позволяет расширить спектр применяемых строительных конструкции в зданиях различного функционального назначения. Практически отсутствуют методы проведения испытаний и соответствующие установки, имитирующие распространение и развитие пожара в сложных планировочных условиях.

В области строительства при выборе проектных решений и способов противопожарной защиты, применении строительных материалов и конструкций активно развивается система гибкого нормирования с использованием механизмов оценки пожарного риска, аналогичная той, что внедрена в странах Европы. Однако в России не используется потенциал управления этими рисками, данный вопрос не в полной мере урегулирован нормативными документами по пожарной безопасности. Это осложняется отсутствием отечественных наработок по сбору необходимой для проведения расчетов информации и статистических данных.

Актуальность задачи гармонизации обусловлена необходимостью использования зарубежных научно-технических достижений в целях повышения уровня пожарной безопасности в Российской Федерации, создания благоприятного инвестиционного климата, обеспечения соответствия отечественной продукции международным требованиям и повышения ее конкурентоспособности, устранения технических барьеров в международной торговле

Заложенный в Концепции системный и комплексный подход к решению задач, основанный на преемственности проводимой ранее работы, обеспечит оптимальный уровень гармонизации всего спектра стандартов в области пожарной безопасности с учетом национальных интересов.

Ключевые подходы к гармонизации

Основные подходы к гармонизации документов в области стандартизации, содержащих требования пожарной безопасности, базируются на апробированных практикой и соответствующих международным подходам принципах:

  • полноправного участия представителей Российской Федерации в деятельности международных технических комитетов по разработке международных стандартов и обеспечения учета интересов Российской Федерации при их принятии. Применения прогрессивных международных подходов при разработке национальных и межгосударственных стандартов, продвижение национальных разработок для включения в международные стандарты;
  • обеспечения необходимого уровня пожарной безопасности и формирование доказательной базы подтверждения соответствия требованиям технических регламентов;
  • применения в установленном порядке на территории Российской Федерации международных стандартов, в том числе содержащих расчетные методы по оценке пожарного риска, обеспечивающих условия безопасной эвакуации людей и ограничение распространения опасных факторов пожара, устанавливающих параметры огнестойкости и др. с учетом национальных особенностей;
  • добровольности применения заинтересованным лицом национальных и межгосударственных стандартов в области пожарной безопасности и обязательности добросовестного соблюдения таким лицом требований стандартов в случае объявления об их использовании (путем декларирования, нанесения соответствующей информации на продукцию, упаковку, указания в технической документации либо иным способом), а также в случае определения обязательности исполнения требований стандартов в рамках контрактных (договорных) обязательств;
  • максимального учета мнения заинтересованных лиц при разработке документов в области стандартизации;
  • использования единых с международными требований пожарной безопасности и методик проведения испытаний в целях подтверждения соответствия, взаимного признания протоколов испытаний;
  • применения международных стандартов как основы разработки национальных и межгосударственных стандартов, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие климатических, географических, технических и технологических особенностей Российской Федерации, государств-участников Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации;
  • обеспечения преемственности работ по противопожарному нормированию в Российской Федерации;
  • недопустимости создания препятствий для производства и обращения продукции, выполнения работ и оказания услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения установленного уровня пожарной безопасности;
  • прогрессивности и оптимальности требований пожарной безопасности, гибкости нормирования, обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции;
  • соответствия требований нормативных документов по пожарной безопасности мировому уровню развития науки и техники.
В области строительства при выборе проектных решений и способов противопожарной защиты, применении строительных материалов и конструкций активно развивается система гибкого нормирования с использованием механизмов оценки пожарного риска, аналогичная той, что внедрена в странах Европы. Однако в России не используется потенциал управления этими рисками, данный вопрос не в полной мере урегулирован нормативными документами по пожарной безопасности

Главные цели гармонизации

Основными целями гармонизации документов в области стандартизации, содержащих требования пожарной безопасности, с международными стандартами являются:

  • повышение пожарной безопасности в Российской Федерации в условиях сокращения сферы государственного регулирования и оптимизации контрольно-надзорных функций, расширения самостоятельности хозяйствующих субъектов при выборе способов достижения необходимого уровня пожарной безопасности;
  • содействие интеграции России в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера, снятие технических барьеров в международной торговле, создание благоприятного инвестиционного климата;
  • актуализация и дальнейшее развитие на основе международных стандартов фонда нормативных документов по пожарной безопасности, обеспечивающих выполнение требований национальных технических регламентов и технических регламентов Таможенного союза;
  • оптимизация нормативных требований пожарной безопасности, создание возможности выбора различных способов обеспечения необходимого уровня пожарной безопасности, в том числе с применением вероятностного подхода к определению пожарных рисков, который основан на более рациональном сопоставлении опасных факторов пожара, уровня безопасности людей, ожидаемого материального ущерба и в конечном итоге затрат на противопожарную защиту;
  • формирование единых с международными требований пожарной безопасности к продукции и методов подтверждения соответствия, а также оснащение соответствующим испытательным оборудованием;
  • повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции, работ и услуг;
  • защита интересов отечественных производителей и потребителей в условиях происходящих интеграционных процессов в рамках формирования Таможенного союза, а также в условиях вступления Российской Федерации в ВТО;
  • предупреждение действий, вводящих потребителя в заблуждение;
  • создание системы стандартизации, отвечающей положениям Соглашения ТБТ и международным соглашениям Таможенного союза в сфере технического регулирования;
  • обеспечение научно-технического прогресса, развитие техники и технологий предупреждения и тушения пожаров.

Гармонизация с международными стандартами

Для гармонизации документов в области стандартизации, содержащих требования пожарной безопасности, с международными стандартами и достижения основных целей Концепции необходимо:

  • провести анализ действующего фонда документов в области стандартизации, содержащих требования пожарной безопасности, на соответствие современному научно-техническому уровню и передовому международному опыту, обязательствам Российской Федерации при вступлении в ВТО, требованиям технических регламентов. По результатам анализа определить перечень нормативных документов, подлежащих гармонизации, а также необходимую форму гармонизации;
  • обеспечить при разработке национальных и межгосударственных стандартов баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей;
  • обеспечить привлечение всех заинтересованных сторон к работам по развитию национального фонда нормативных документов по пожарной безопасности;
  • установить взаимоотношения с профильными техническими комитетами Европейского комитета по стандартизации (CEN), институтами по стандартизации зарубежных стран (Британским институтом стандартов (BCI), Национальной ассоциацией по пожарной безопасности США (NFPA) и др.), активизировать сотрудничество с Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС), Международной организацией по стандартизации И СО (ISO), Международной электротехнической комиссией МЭК (IEC), а также с Европейской ассоциацией организаций и лабораторий, занимающихся испытаниями, инспекцией и сертификацией в области пожарной безопасности (EGOLF);
  • обеспечить постоянное участие специалистов Российской Федерации в работе профильных международных и региональных технических комитетов;
  • обеспечить регулярное обновление действующих и разработку новых национальных стандартов в области пожарной безопасности на базе передовых международных стандартов, а также на базе проектов международных стандартов, с учетом практики применения действующих норм, анализа и обобщения типовых решений по объектам, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности;
  • организовать межведомственное взаимодействие МЧС России с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации по разработке нормативных документов в области пожарной безопасности;
  • обеспечить взаимодействие МЧС России с уполномоченными органами государств-участников Таможенного союза и Евразийской экономической комиссией в формировании нормативных документов по пожарной безопасности, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов Таможенного союза;
  • продолжить разработку пожарно-технической классификации, требований пожарной безопасности и методов испытаний в соответствии с международными подходами, а также создание соответствующей материально-технической испытательной базы. Обеспечить внедрение передовых российских требований и методов испытаний в систему международной стандартизации;
  • совершенствовать методы испытаний посредством проведения круговых испытаний с оценкой сходимости результатов испытаний (измерений), а также воспроизводимости и повторяемости методов испытания;
  • обеспечить подготовку специалистов для работы по международным методам испытаний.
Гармонизации подлежат национальные и межгосударственные стандарты, содержащие классификацию, требования пожарной безопасности, а также методы испытаний (исследований) строительных материалов и изделий, веществ и материалов, огнетушащих веществ, пожарной техники, элементов инженерных систем противопожарной защиты, средств индивидуальной защиты при пожаре, электротехнической продукции, продукции общего назначения
В случае отсутствия необходимого для стандартизации на национальном уровне опыта применения в Российской Федерации новых технических и/или технологических решений, материалов и иных инноваций на основе применения международных стандартов могут быть разработаны предварительные национальные стандарты

Направления гармонизации

Основные направления гармонизации включают в себя:

  • разработку национальных стандартов и сводов правил по пожарной безопасности на основе применения международных и региональных стандартов;
  • разработку в рамках деятельности Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации гармонизированных межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов Таможенного союза;
  • применение в установленном порядке на территории Российской Федерации международных стандартов;
  • модернизацию и переоснащение существующей технической базы, в целях обеспечения проведения испытаний в соответствии с гармонизированными национальными стандартами.

Разработка гармонизированных национальных стандартов

Гармонизации подлежат национальные и межгосударственные стандарты, содержащие классификацию, требования пожарной безопасности, а также методы испытаний (исследований) строительных материалов и изделий, веществ и материалов, огнетушащих веществ, пожарной техники, элементов инженерных систем противопожарной защиты, средств индивидуальной защиты при пожаре, электротехнической продукции, продукции общего назначения.

Одним из важных направлений работы является разработка гармонизированных национальных стандартов, устанавливающих расчетные методы определения пожарно-технических характеристик строительных конструкций и изделий. Такой подход широко применяется в международной практике (европейские стандарты - Еврокоды содержат расчетные методы определения различных параметров строительных конструкций), что позволяет существенно снизить затраты на проведение процедур подтверждения соответствия.

Методы гармонизации определяются в соответствии с ГОСТ Р 1.7-2008 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов".

Для разработки национальных стандартов на основе применения международных стандартов используются официальные переводы данных стандартов (документов) на русский язык или иные переводы, одобренные секретариатом технического комитета по стандартизации, за которым закреплена соответствующая тематика, а также стандарты И СО, ЕН и МЭК, изданные на русском языке.

В случае отсутствия необходимого для стандартизации на национальном уровне опыта применения в Российской Федерации новых технических и/или технологических решений, материалов и иных инноваций на основе применения международных стандартов могут быть разработаны предварительные национальные стандарты.

Международные документы, не являющиеся международными стандартами, могут быть применены в качестве основы для разработки предварительных национальных стандартов, в исключительных случаях могут разрабатываться национальные стандарты, если это отвечает национальным интересам Российской Федерации.

При разработке гармонизированного национального стандарта на основе применения международного стандарта необходимо провести оценку целесообразности его использования и выбрать одну из форм этого применения:

  • в обоснованных случаях международный стандарт может быть применен в Российской Федерации в качестве национального стандарта методом подтверждения. Метод подтверждения заключается в придании международному стандарту статуса национального стандарта и введении его в действие в Российской Федерации в этом качестве путем принятия национальным органом по стандартизации соответствующего организационно-распорядительного документа. Данный метод предполагает прямое применение международного стандарта без оформления национального стандарта Российской Федерации;
  • идентичный национальный стандарт - ID. Оформление национального стандарта, идентичного международному, осуществляют путем использования перевода на русский язык международного стандарта без изменения структуры и технического содержания;
  • модифицированный национальный стандарт - MOD. Оформление национального стандарта, модифицированного по отношению к международному стандарту, осуществляют путем использования перевода на русский язык данного стандарта с изменением его структуры и/или содержания, если сравнение структуры и содержания этих стандартов не создаст никаких затруднений для пользователей. При этом внесение технических отклонений в используемый текст допускается только при условии их четкой идентификации и объяснения причин;
  • неэквивалентный национальный стандарт - NEQ. Неэквивалентный стандарт не является гармонизированным. Концепцией предполагается разработка и применение таких стандартов для повышения уровня гармонизации в целях достижения целей и задач Концепции. Неэквивалентный стандарт разрабатывается в случае, если отсутствует необходимость в обеспечении гармонизации разрабатываемого национального стандарта с применяемым международным стандартом, а также в случае, когда для учета национальных интересов Российской Федерации необходимо внести существенные технические отклонения.

План реализации

Основные направления, подходы и принципы, заложенные в Концепцию должны внедряться на основе разработки, исполнения и корректировки Плана реализации Концепции гармонизации нормативных документов по пожарной безопасности с международными стандартами. Корректировка данного Плана должна производиться с учетом анализа хода и проблем реализации Концепции, результатов участия в работе международных организаций по стандартизации.

План реализации содержит комплексный подход к исполнению положений Концепции, предусматривает постановку и пути решения основных задач, координацию действий всех заинтересованных сторон.

Перечень разрабатываемых в рамках данной Концепции проектов гармонизированных национальных и межгосударственных стандартов подлежит включению в Программу разработки национальных стандартов, утверждаемую Росстандартом.

Порядок и сроки введения в действие гармонизированного стандарта должны определяться с учетом готовности отечественных производителей продукции, работ и услуг. При необходимости модернизации производственной базы при переходе на гармонизированный стандарт должны быть установлены сроки вступления в силу такого стандарта, достаточные для подготовки производственной базы.

Направления работы по гармонизации

Приоритетным направлением работы по гармонизации является формирование на основе международных стандартов фонда межгосударственных нормативных документов по пожарной безопасности, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов Таможенного союза.

Реализация положений данной Концепции планируется во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с учетом ведомственных программ. В целях обеспечения координации действий предполагается создать межведомственную комиссию, наделив ее соответствующим статусом и полномочиями.

Также реализация концепции планируется во взаимодействии с уполномоченными органами государств-участников Таможенного союза, Евразийской экономической комиссией, заинтересованными научно-исследовательскими и образовательными организациями, общественными объединениями предпринимателей, представителями бизнеса.

Реализация положений Концепции планируется в рамках выполнения мероприятий федеральных и ведомственных целевых программ, в рамках межгосударственного взаимодействия государств-участников Таможенного союза, в рамках выполнения НИОКР в соответствии с планом научно-технической деятельности МЧС России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, общественных объединений предпринимателей, бизнес-сообщества.

Порядок и сроки введения в действие гармонизированного стандарта должны определяться с учетом готовности отечественных производителей продукции, работ и услуг. При необходимости модернизации производственной базы при переходе на гармонизированный стандарт, должны быть установлены сроки вступления в силу такого стандарта, достаточные для подготовки производственной базы

Реализация положений Концепции потребует активизации деятельности национальных и межгосударственных технических комитетов по стандартизации, в первую очередь ТК 274 "Пожарная безопасность" и МТК 274 "Пожарная безопасность", а также ТК 465 "Строительство", ТК 320 "Средства индивидуальной защиты", ТК 234 "Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты" и других технических комитетов, деятельность которых включает в себя вопросы пожарной безопасности.

Планы работы технических комитетов предполагается формировать с учетом положений Концепции, а также Плана ее реализации.

Разработка и дальнейшее применение гармонизированных нормативных документов по пожарной безопасности потребуют подготовки квалифицированных кадров, переоснащения производственной и испытательной базы производителей продукции и испытательных лабораторий. Процесс гармонизации планируется осуществлять последовательно в течение семи лет. Реализация такого подхода позволит обеспечить поэтапную модернизацию производственной и испытательной базы и не будет излишне обременительна для федерального бюджета и бизнеса.

В целом заложенный в Концепцию системный и комплексный подход к решению задач позволит к 2020 г. обеспечить оптимальный уровень гармонизации всего спектра национальных стандартов в области пожарной безопасности, что создаст условия для повышения уровня пожарной безопасности в Российской Федерации, оптимизации затрат на противопожарную защиту при безусловном обеспечении безопасности для жизни и здоровья людей (при внедрении системы управления рисками), интеграции России в мировую экономику, создания благоприятного инвестиционного климата, обеспечения соответствия отечественной продукции международным требованиям и повышения ее конкурентоспособности, устранения технических барьеров в международной торговле.

Опубликовано: Каталог "ОПС. Охранная и охранно-пожарная сигнализация. Периметральные системы"-2013
Посещений: 9807

  Автор

Александр Стрекалев

Александр Стрекалев

Начальник Центра технического регулирования
ФГБУ ВНИИПО МЧС России

Всего статей:  4

В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций