В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Регулярное изучение данного вопроса в его прикладном значении убедительно свидетельствует о том, что если проектирование систем противопожарной защиты и систем организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в основной массе своей довольно полно прорабатывается, содержит сформированный набор требований и критериев, которые с высокой степенью достоверности позволяют производить оценку их эффективности, а также определять требуемый комплекс мероприятий для конкретного проектируемого или эксплуатируемого объекта, то система предотвращения пожаров, как правило, предстает перед нами в качестве набора мероприятий общего характера, перечень которых обычно соответствует содержанию "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности", а именно – статьям 48, 49, 50. Содержанием данных статей установлены цели создания этой системы и 2 способа ее достижения:
По ряду мероприятий, предлагаемых в рамках реализации системы предотвращения пожаров, мы можем определить необходимый комплекс мер для определенного объекта, например:
Но, как вы понимаете, это не позволит сформировать полноценную систему предотвращения пожара для конкретного производственного объекта.
Для создания такой системы мы можем использовать методики или части методик, которые изложены в ГОСТ 12.1.004–91 и ГОСТ 12.3.047–2012.
Здесь необходимо отметить, что в ГОСТ 12.3.047–2012 наиболее полно изложены методики расчета последствий при уже произошедших нештатных ситуациях, а именно – методики определения избыточного давления взрыва, интенсивности теплового излучения и т.д.
Это, безусловно, дает возможность использовать полученные результаты при формировании отдельных элементов системы противопожарной защиты объекта (например, определение мероприятий по ограничению распространения пожара), но не позволяет определить необходимый и достаточный, а также экономически целесообразный комплекс мероприятий, направленный на предотвращение возникновения пожара, и тем самым добиться снижения уровня пожарной опасности технологического процесса для конкретного производственного объекта.
Что касается разработки комплекса мероприятий, направленных на предотвращение возникновения пожара, то в этом смысле, на наш взгляд, следует применять анализ пожарной опасности технологических процессов с привязкой к характеристикам конкретного производственного объекта. Такой метод описан в ГОСТ 12.3.047–2012, как сказано в этом документе, анализ пожарной опасности технологических процессов должен быть основой для определения комплекса мероприятий, изменяющих параметры технологического процесса до уровня, обеспечивающего допустимый пожарный риск.
То есть, если рассуждать логически, мы должны построить работу так, чтобы в процессе анализа мы могли определить влияние каждого из элементов на общую картину или могли определять параметры изменений этой картины при исключении каждого отдельного элемента или при изменении технических характеристик каждого отдельного элемента.
Однако анализ содержания предлагаемых к реализации мероприятий приводит к пониманию того, что они не содержат критериев или методик, которые бы определили:
Как при формировании системы предотвращения пожара для взрывопожароопасного производственного объекта определить с определенной долей уверенности, что выполненный объем расчетов и принятые превентивные мероприятия достаточны и насколько экономически целесообразно предусмотреть долю этой системы в общей системе противопожарной защиты объекта? Однозначного ответа на это вопрос нет, как нет и законодательно установленного механизма определения. Я думаю, что единственный возможный вариант получить такие ответы – это опыт фактической эксплуатации объекта.
Для формирования системы предотвращения пожаров возможно использование положений ГОСТ 12.01.004–91. Предлагаемый данным ГОСТ порядок построения системы предотвращения пожаров по набору мероприятий примерно соответствует тому, о чем нам говорит № 123-ФЗ. Но и данный документ не дает ответа на вопрос определения способов и механизмов реализации этих мероприятий, объем и содержание которых позволили бы подтвердить достаточность и эффективность предлагаемых к реализации решений.
Для формирования системы обеспечения пожарной безопасности мы можем использовать ту часть методики, которая при определении уровня обеспечения пожарной безопасности людей устанавливает порядок определения вероятности возникновения пожара в здании.
Данная методика дает возможность оценить вероятность возникновения пожара в том или ином производственном помещении с учетом надежности оборудования, различных вероятностях отклонения технологического процесса от заданных параметров при различных сценариях.
Это позволяет говорить о возможности, идя от обратного, осуществить разработку довольно эффективного комплекса мероприятий, направленного на создание системы предотвращения пожаров, оценить эффективность этих мероприятий и т.д. Но и эта методика не дает ответа на вопрос, каков должен быть механизм сбора исходных данных и оценки их объективности. Например, метод экспериментального определения вероятности возникновения пожара в (от) электрических изделиях предполагает необходимость получения данных вероятности характерного пожароопасного режима определять статистически по информации испытательных лабораторий. Или определение параметров надежности анализируемого оборудования расчетным путем на основе статистических данных об отказах этого оборудования, что, как вы понимаете, в подавляющем большинстве случаев невозможно.
Также необходимо учитывать, что по ГОСТ 12.01.004–91 анализ пожарной опасности проводят по каждому технологическому аппарату, помещению и заканчивают разработкой структурной схемы причинно-следственной связи пожаровзрывоопасных событий, необходимых и достаточных для возникновения пожара (взрыва) на объекте. То есть это огромный объем работы, который подлежит реализации по каждому вновь проектируемому объекту.
При этом обязанность сбора статистической информации возлагается на проектную организацию, а источником получения информации обозначены аналогичные уже эксплуатирующиеся объекты. В связи с этим возникает вопрос, как это мероприятие реализовать на практике в современных условиях. Другими словами, рассматриваемая методика очень сложна в использовании, не дает возможности получения ответов, позволяющих определить уровень эффективности и достаточности в общей системе противопожарной защиты, а в некоторых элементах ее применение в современных условиях невозможно.
Именно это, а также наличие целого ряда неопределенностей и большой объем возможностей для субъективного подхода, сложность и объемность этих методик и непреодолимые сложности в получении некоторых исходных данных при разработке системы предотвращения пожаров приводит к тому, что фактически ее формирование зачастую основывается на:
В связи с вышеуказанным и в целях реализации положений части 3 статьи 48 Федерального закона № 123-ФЗ необходимо:
Данная задача, на наш взгляд, требует комплексного подхода. Создание методики формирования системы предотвращения пожаров потребует координации действий и заинтересованных органов исполнительной власти, и проектных организаций как фактических создателей этих систем на объектах, а также, в силу специфики, здесь необходимо и участие производителей материалов и оборудования.
Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2016
Посещений: 12211
Автор
| |||
В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций