Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Опыт США в борьбе с ядерным терроризмом

Опыт США в борьбе с ядерным терроризмом

В рубрику "Безопасность и право" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Опыт США в борьбе с ядерным терроризмом

Часть 2

В настоящее время проявляется тенденция увеличения количественного состава экстремистских организаций, а также использования ими все более опасных средств и приемов борьбы, приводящих к значительным человеческим жертвам. Определяющее значение имеет также распространение так называемых высоких технологий, и в первую очередь ядерных. Сегодня в мире действует приблизительно 400 атомных электростанций (около 100 находятся в стадии строительства), в 52 государствах расположены научно-исследовательские центры с ядерными реакторами

Внутренняя безопасность на ядерных объектах

В настоящее время в США действует ряд директивных документов, разработанных федеральными ведомствами, несущими ответственность за безопасность американских ядерных объектов, в соответствии с которыми организована вся работа по их охране и защите. В частности, это директива министерства обороны 5210.41М, приказ министерства энергетики 5632.4, а также специальный свод правил Комиссии по ядерному регулированию ТО SFR Part 73 . Кроме того, в 1986 г. министерство энергетики завершило подготовку инструкции "Требования при проведении инспекций ядерных объектов". Анализ отдельных положений указанных документов, а также публикаций зарубежной прессы, затрагивающих в той или иной степени проблемы безопасности объектов (в первую очередь ядерных и химических комплексов), представляющих повышенную опасность жизни и здоровью гражданского населения, а также окружающей среде, показывает, что основные усилия в этой области направлены на реализацию ряда требований, осуществление которых, по мнению специалистов, обязательно. К ним, в частности, относятся:

  • создание концепции охраны и обороны объекта по его периметру, а также внутри режим ной территории с обязательной привязкой к конкретному предприятию (местоположе ние, тип местности, характер и особенности производства, наличие охраны, автоматизированных систем управления и т. п.);
  • создание специальных документов (инструкций), регламентирующих деятельность персонала на случай возможных угроз: нападение террористов, пожар, стихийное бедствие, авария технологического оборудования и др.;
  • подготовка из числа руководящих сотрудников объекта так называемой кризисной группы, на которую возлагается управление объектом при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • организация получения и обработки разведывательной информации из источников федерального и местного уровней;
  • создание специальных "групп реагирования", в состав которых входят сотрудники охраны и инженерно-технический персонал, обеспеченные необходимым снаряжением, экипировкой и технологическим оборудованием для задержания нападающих и ликвидации последствий возможных угроз;
  • организация связи и взаимодействия с представителями местных властей, частями вооруженных сил и гражданской обороны;
  • создание системы проверки персонала объектов (при приеме на работу, перемещении по службе, истечении определенных сроков и др.).

Под "эшелонированной защитой" ядерного объекта специалисты понимают создание трех зон безопасности: первая - по периметру территории объекта; вторая - сочетание электронных систем обнаружения посторонних лиц (террористов) с возможностями сил охраны; третья -система заграждений, запоров, электронных замков и другое специальное оборудование, которое устанавливается во всех помещениях ядерного объекта и может управляться с центрального поста.

Несмотря на тот факт, что реализация на практике концепции многоступенчатой защиты предприятий атомной промышленности, которая была разработана министерством энергетики США и Комиссией по ядерному регулированию, рассматривается как эффективная мера по предотвращению террористических посягательств, эксперты в то же время отмечают ее некоторые недостатки. В первую очередь это относится к тому, что сотрудники сил безопасности практически не располагают возможностями осуществлять контроль за обстановкой вне пределов охраняемой зоны и выявлять заблаговременно подготовку экстремистов к нападению на объект на дальних подступах к нему. В настоящее время активно используются радиолокационные станции, способные на значительных расстояниях обнаруживать и определять местонахождение "особо малых целей" (человек, группа людей, дельтаплан и т. п.). Предоставление аналогичной, а также другой военной техники в распоряжение гражданских ведомств США, по оценкам специалистов по борьбе с угрозой ядерного терроризма, позволит в короткие сроки и без выделения дополнительных ассигнований на разработку подобного оборудования повысить уровень безопасности американских ядерных объектов. Большое внимание планируется также уделить ограничению допуска широких кругов общественности к несекретной научной и технической информации о правилах хранения и применения в промышленности радиоактивных веществ. Согласно имеющимся данным, министерство обороны США намерено заключить контракт с одной из американских фирм, которая на основании представленных Пентагоном и министерством энергетики материалов подготовит список учреждений, располагающих подобными сведениями, а также разработает предложения по обеспечению дополнительного контроля за их использованием.

Системы проверки и подготовки персонала объектов атомной промышленности

О масштабах проводимой работы по повышению уровня безопасности американского ядерного комплекса свидетельствует тот факт, что для осуществления специальной проверки приблизительно 63 тыс. лиц из числа обслуживающего персонала атомных предприятий министерство энергетики предполагало израсходовать за два года 72,2 млн долларов. Одновременно с этим в указанный период будет сокращено на 70% количество рабочих и служащих, имеющих право доступа в особо охраняемые помещения. Серьезного внимания заслуживают также меры, предпринимаемые в рамках Комиссии по ядерному регулированию, по разработке стандартов психологической устойчивости личного состава ядерных объектов. Как отмечалось ранее, сотрудники сил безопасности рассматриваются экспертами в качестве одного из важнейших компонентов общей системы обеспечения защиты ядерных объектов от возможных террористических посягательств. Этим объясняются повышенные требования, предъявляемые к ним при найме на работу и к их профессиональной подготовке. По признанию помощника министра энергетики США по вопросам безопасности, около 60% сотрудников охраны являются бывшими военнослужащими армии США и приблизительно 20% -работниками американских правоохранительных органов (федеральных и местных).

После всесторонней проверки и получения соответствующего допуска данная категория персонала проходит обучение в главной академии министерства, предусматривающее 80-часовой вводный курс, а также ежегодный 24-часовой курс переподготовки. Лица, участвующие в транспортных операциях с радиоактивными материалами, дополнительно проходят 8-недельные сборы, а их переподготовка осуществляется каждые 3 месяца. В качестве инструкторов для проведения занятий академией активно привлекаются представители американских спецслужб и министерства обороны. Большое внимание уделяется также повышению уровня вооруженности и мобильности групп охраны. В соответствии с новыми требованиями, утвержденными министерством энергетики США и Комиссией по ядерному регулированию, персонал сил безопасности в обязательном порядке должен иметь на вооружении автоматическое стрелковое оружие с приборами ночного видения, индивидуальные средства радиосвязи, бронежилеты. Для борьбы с воздушными целями (самолеты, вертолеты, дельтапланы, парашютисты) предусматривается выделение бронеавтомобилей с легкими зенитными установками. Кроме того, министерством энергетики США было закуплено у фирмы "Тетрадин корпорейшн" 35 патрульных автомобилей "Викинг", которые представляют собой специальное транспортное средство, оснащенное крупнокалиберным пулеметом. В обычных условиях данный автомобиль ничем не отличается от других, а приведение его в боевую готовность занимает около 1 минуты.

Спецгруппа "НЕСТ"

Особая роль в предотвращении возможных актов ядерного терроризма отводится группе по поиску и обезвреживанию ядерных устройств (НЕСТ), созданной в 1974 г. при министерстве энергетики США. Ее основными задачами являются: предоставление научной и технической помощи заинтересованным федеральным ведомствам, в первую очередь ФБР, в случае возникновения угрозы совершения акта ядерного терроризма; организация поиска похищенного атомного заряда или радиоактивных материалов; осуществление срочной экспертизы ядерного взрывного устройства (в том числе и самодельного) и подготовка рекомендаций по его обезвреживанию.

Группа строго засекречена, действует конспиративно. В ее состав включен высококвалифицированный персонал, специализирующийся не менее чем в 18 областях научных знаний. Она оснащена самой современной дозиметрической и детекционной аппаратурой, мобильными средствами передвижения и связи. По признанию экспертов, представители группы "НЕСТ" могут прибыть с необходимым оборудованием в любую точку США в течение двух часов. В случае возникновения кризисной ситуации управление деятельностью "НЕСТ" будет осуществляться из командного пункта министерства энергетики в г. Джермонтаун (так называемая "группа координации действий при чрезвычайных обстоятельствах"), который имеет прямую связь с ФБР, ЦРУ, государственным департаментом, а также национальным военным командным центром. Приблизительно в 1976 г. между представителями министерства энергетики, ФБР и ЦРУ была достигнута договоренность о предоставлении группе "НЕСТ" необходимой разведывательной информации по вопросам ядерного терроризма. Это положение было официально закреплено исполнительным приказом Президента США № 12333.

Международное сообщество в борьбе с ядерным терроризмом

Одним из важных направлений борьбы с угрозой ядерного терроризма, по мнению специалистов, является международное сотрудничество в этой области, включающее в себя реализацию комплекса политических, правовых, организационных, а также других мероприятий, направленных на недопущение подобного рода посягательств.

Анализ имеющихся в нашем распоряжении материалов показывает, что при рассмотрении указанной проблемы представители западных государств к числу приоритетных относят следующие вопросы:

  • заключение двусторонних и многосторонних соглашений по обеспечению безопасности объектов атомной промышленности и энергетики; изучение возможности подписания международной конвенции по предотвращению актов ядерного терроризма;
  • усиление координации и взаимодействия между правоохранительными органами капиталистических стран по выявлению признаков подготовки экстремистских организаций к совершению террористических актов с использованием оружия массового поражения;
  • привлечение возможностей специализированных международных организаций (МАГАТЭ, "Евроатом", ООН и др.) к осуществлению мероприятий по повышению безопасности и защите национальных ядерных объектов, транспортировке радиоактивных материалов, обучению и переподготовке различных категорий обслуживающего персонала предприятий атомной промышленности и т. д.

При оценке эффективности международных соглашений, направленных на создание благоприятных условий для безопасного функционирования ядерной энергетики, экспертами в данной области подчеркивается, что в настоящее время в мире накоплен определенный опыт правового обеспечения указанной проблемы. Сюда в первую очередь относятся Конвенция о физической защите ядерных материалов, Договор о нераспространении ядерного оружия, соглашение, предусматривающее уведомления об авариях и других происшествиях на ядерных объектах, и т. п. Кроме того, этими документами отмечается положительная роль, которую играют в организации борьбы с терроризмом такие международные договоренности, как Конвенции: о предотвращении захвата воздушных судов (Гаагская конвенция), по обеспечению безопасности полетов гражданской авиации (Монреальская конвенция), по предотвращению захвата заложников, по предотвращению пиратства на море. В этой связи в ряде стран (в частности, в США, Великобритании и ФРГ) в настоящее время изучается предложение специалистов по борьбе с угрозой ядерного терроризма о заключении соответствующей конвенции.

Признание официальными кругами ряда стран наличия реальной угрозы использования террористами оружия массового поражения способствовало подписанию в последние годы многочисленных двусторонних соглашений по вопросам обеспечения безопасности атомных предприятий, предоставления помощи при их строительстве, эксплуатации и т. д. Например, только Комиссия по ядерному регулированию США имеет специальные соглашения в этой области с 21 государством мира. Активная работа в указанном направлении осуществляется также между Францией, ФРГ, Великобританией, Австрией, Швейцарией, Канадой, Японией, Аргентиной, Ираном и другими странами. При рассмотрении материалов, относящихся к организации системы защиты жизненно важных помещений и технологического оборудования атомных предприятий, обращает на себя внимание то обстоятельство, что в зарубежных публикациях, как правило, отсутствуют конкретные сведения по этой проблеме или они носят отрывочный характер.

Тем не менее анализ мероприятий, осуществляемых, например, в ядерной энергетике США, позволяет сделать вывод, что основные усилия в указанной области сосредоточены на следующих направлениях. Первое - оснащение наиболее уязвимых с точки зрения безопасности зон ядерных объектов самыми совершенными техническими средствами электронного контроля в сочетании с выделением для их обороны дополнительных сил вооруженной охраны; второе - проведение всесторонней проверки на благонадежность лиц, имеющих доступ в особо режимные помещения, а также предотвращение возможной утечки секретной информации.

Таким образом, несмотря на то что в мировой практике фактов ядерного терроризма не было, США и другие страны, имеющие ядерные производства, принимают исчерпывающие меры для его недопущения.

Полковник, к. ю. н.
А.Ю. Гончаров

Адъюнкт Московского университета МВД
Т.Д. Гончарова

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2004
Посещений: 8091


  Автор
 

Гончаров А. Ю.

Полковник, к. ю. н.

Всего статей:  1


  Автор
 

Гончарова Т. Д.

Адъюнкт Московского университета МВД

Всего статей:  1

В рубрику "Безопасность и право" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций