Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Новые технологии на службе нашей таможни

Новые технологии на службе нашей таможни

В рубрику "Специальные технические средства" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Новые технологии на службе нашей таможни

Мы хотим познакомить читателей с одной из последних разработок в области технических средств таможенного контроля, которая призвана помочь таможенным инспекторам при оформлении металлопродукции и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Рентгенофлуоресцентные анализаторы для идентификации материалов "ПРИМ-1РМ" и "Призма-М (Au)"

Российская Федерация является крупнейшим экспортером разнообразной металлопродукции. Одновременно для решения ряда задач промышленности и товарооборота в Россию поставляются некоторые виды металлоизделий, сталей, сплавов, в том числе ювелирных изделий на основе драгоценных металлов. Таможенный контроль при перемещении через государственную границу Российской Федерации этих видов товаров невозможно осуществлять без применения специальных технических средств. В настоящее время практически все таможенные посты и транспортные переходы оснащены переносными рентге-нофлуоресцентными приборами оперативного контроля металлов (сплавов) и других видов ме-таллосодержащего сырья серии "ПРИМ-1РМ".

Работа прибора основана на методе неразрушаю-щего контроля прибора предназначен для качественного анализа состава исследуемых материалов и оценки количественного содержания в них основных элементов, идентификации материалов и элементного анализа веществ в твердом, жидком и порошкообразном состоянии.

Работа прибора основана на методе и оценивает в исследуемом объекте содержание более 50 элементов - от кальция до плутония в диапазоне от 0,1 до 100%. При сокращении перечня определяемых элементов (режим работы по выделенным элементам) нижняя граница оцениваемых концентраций может составлять сотые доли процента. Прибор различает по группам типы сталей и сплавов (цветных, черных, специальных, благородных и легированных). Одновременно за 30-60 сек. в исследуемом материале можно определять до 21 элемента. Прибор выполнен в пылевлагозащитном исполнении. Размещается в металлизированном пылевлагозащищенном кейсе. Обеспечен автономным источником питания. Работает в диапазоне от -20 до +40 °С.

На основе мобильных приборов серии "ПРИМ" разработана и внедрена концепция оперативного таможенного контроля обращения металлопродукции (табл. 1).

В данную концепцию органически вписываются задачи обеспечения контроля обращения драгоценных металлов и сплавов на их основе.

Оперативный контроль содержания драгметаллов при перемещении через таможенную границу осуществляется как на базе приборов серии "ПРИМ-1РМ", так и с помощью специализированных анализаторов для количественного анализа сплавов драгоценных металлов и изделий на их основе "Призма-М (Au)".

Анализатор "Призма-М (Au)" кроме основных функций "ПРИМ-1РМ" с точностью до первых проб (что приближено к точности пробирного анализа) определяет содержание золота, серебра, палладия, платины, родия, иридия в ювелирных и технологических изделиях.

Прибор и методика его применения разработаны в тесном контакте с Российской государственной пробирной палатой России.

В настоящее время анализаторами "Призма-М (Au)" оснащены все инспекции Пробирного надзора и основные специализированные таможенные посты, через которые перемещаются драгметаллы и изделия на их основе. Анализатор в течение 30-60 сек. позволяет определить точный состав изделия любой формы и размера и идентифицировать драгоценные и легирующие металлы даже под слоем красок и эмалей.

Разработанная и опробированная носимая (в кейсе) версия анализатора "Призма-М (Au)" позволяет значительно повысить оперативность таможенного контроля, в том числе при личном таможенном досмотре пассажиров и их багажа.

Программно-аппаратный комплекс "Зоркий" для идентификации и выявления фальсификации номеров агрегатов автотранспортных средств

Проблема угона автомобильного транспорта не нова, но особую остроту она получила в последнее десятилетие - период массовой "автомобилизации" населения. В то же время качественно изменился автопарк эксплуатирующихся машин. Теперь в страну ввозятся автомобили, стоимость которых существенно выше производимых в России. Кто из нас не мечтает проехаться на новом БМВ или "мерседесе"! Для некоторых эти мечты становятся реальностью. Но каковы бывают моральные и материальные потрясения, когда внезапно обнаруживается, что любимая машина, ввезенная из-за границы, находится в розыске.

В основном выявление краденых машин происходит: при таможенном оформлении ввезенных в страну иномарок, на этапе регистрации автотранспорта в ГИБДД, при прохождении технического осмотра, при постановке на учет/ снятии с учета, в редких случаях при осмотре на стационарных постах ДПС. Выявление происходит в том случае, если перебитые номера (VIN-код), изготовленные кустарным способом, имеют явные отклонения от норм или имеют признаки перебивки. В противном случае номер признается оригинальным. В случае сомнений в подлинности кузовных номеров автомобиль отправляется на экспертизу, поскольку в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом (УПК) только эксперт-криминалист может вскрывать лакокрасочное покрытие и исследовать металлическую поверхность. В его распоряжении различные методы исследования, а главное - закон. А что происходит, если перебитый номер выполнен на достаточно высоком техническом уровне? Он признается оригинальным и краденое авто приобретает нового хозяина.

До настоящего времени на вооружении правоохранительных органов не было достаточно эффективного технического средства, позволяющего на этапе осмотра VIN-кода выявить его перебивку.

Теперь такое средство существует. В период с 2000 по 2002 г. прошел разработку и испытания, а с 2003 г. серийно выпускается прибор "Зоркий", предназначенный для исследования и выявления фальсификаций номеров агрегатов автотранспортных средств.

Что представляет собой прибор?

Прибор "Зоркий" предназначен для оперативного неразрушающего выявления признаков изменения идентификационных номеров агрегатов автотранспортных средств, выполненных на носителях из ферромагнитных материалов (сталь, чугун). Кроме того, возможности изделия позволяют проведение оптических исследований документов автотранспортного средства на предмет подлинности бланка документа и его реквизитов. Для этих целей прибор снабжен телевизионной спектральной видеолупой и информационной системой, содержащей сведения об основных признаках подлинности водительских документов стран СНГ, Балтии, Европы и США на 4 уровнях системы защиты (полиграфия, ультрафиолетовая, инфракрасная маркировка и спецматериалы) и методику проверки их подлинности.

Прибор основан на методе магнитооптической визуализации (МОВ) магнитных копий исследуемого объекта с помощью магнитооптического эффекта Фарадея, возникающего в кристаллических пленках Ві-содержащих ферритгранатов. При этом поля рассеяния магнитной копии преобразуются в световое распределение потока поляризованного света, где интенсивность света соответствует величине и положению в пространстве магнитных полей рассеяния. Принцип магнитных методов контроля материалов (в том числе и магнитооптического) заключается в обнаружении магнитных полей рассеяния, образуемых в зоне расположения дефектов (здесь и далее под дефектами условимся понимать рельефные и структурные неоднородности объекта). В процессе намагничивания у краев дефекта создаются магнитные заряды противоположных знаков, которые становятся самостоятельными источниками магнитного поля рассеяния (обычно называемого полем рассеяния дефекта).

Возможности прибора

Прибор позволяет как бы "посмотреть" на номерную площадку без лакокрасочного покрытия (ЛКП).

Известно, что в соответствии с УПК при осмотре машины никто кроме эксперта-криминалиста не имеет права удалить ЛКП с поверхности. Разрешающая способность прибора "Зоркий" (37 мкм) такова, что после магнитооптической визуализации видно, как по поверхности металла проводили мелкой наждачной бумагой. Даже если номер заржавел так, что цифр не видно, прибор позволит восстановить номер по информации оставшейся в слое ржавчины. А главное - для работы инспектору необходимы только две вещи: магнитная лента и магнит, которым и мороз, и вода, и грязь нипочем. Они и на бортовую электронику не влияют и ЛКП сохраняют.

Дальше все делает прибор. Конечно, он - не панацея и имеет свои ограничения. С помощью прибора возможно исследование только ферромагнитных материалов (железо, стали, чугуны). К сожалению, автомобили с кузовом, выполненным на основе алюминиевых сплавов, невозможно исследовать средствами прибора. Но таких автомобилей очень мало.

Каков механизм работы прибора?

Основу прибора составляет прецизионный лентопротяжный механизм с магнитооптической головкой и ПЭВМ.

Лентопротяжный механизм обеспечивает:

  • смену кадров визуализации путем пошагового перемещения магнитной копии, при этом возможно реверсирование и изменение размера шага;
  • пошаговый автоматический ввод изображений в компьютер, который позволяет реализовать "сшивку" файла изображения номерной площадки из нескольких подкадров, введенных с высоким пространственным разрешением, при помощи специализированного программного обеспечения, обеспечивающего управление прибором. Ориентировочное время ввода в компьютер изображения номерной площадки - порядка 1 мин.

Отработанная магнитная лента может быть размагничена и многократно повторно использована. Прибор носимый и может работать как от стационарной электросети, так и от бортовой сети автомобиля и собственной АКБ, что расширяет сферу его применения правоохранительными органами. В помощь эксперту прибор комплектуется базой данных с информацией об иностранных производителях автотранспортных средств, выпускаемых ими марок автомобилей (выпуска с 1980 по декабрь 2003 г.) и двигателей, устанавливаемых на них с указанием основных технических характеристик.

"Зоркий и другие"

В настоящее время в таможенных органах используется 32 прибора "Зоркий". Выражают свою заинтересованность в приобретении прибора другие ведомства, а также правоохранительные структуры зарубежных стран. Испытания прибора прошли в Италии, Австрии, Германии.

В данной статье рассмотрена лишь небольшая часть широкого спектра современных технических средств, используемых в технологиях таможенного оформления и контроля. Прежде всего к ним относятся портативная телевизионная система досмотра "Взгляд", технический видеоскоп полужесткий "Крот", сканер ручной рентгеновский скрытых полостей "Ватсон", программно-аппаратный комплекс идентификации подлинности художественных ценностей (картин, гравюр и т.п.) "Сканер". Об этих и других интересных разработках можно будет узнать из следующих номеров журнала "Системы безопасности". Хочется надеяться, что опыт их применения получит более широкое распространение и будет использован для решения задач других заинтересованных ведомств и организаций.

А.В. Пчелкин
Начальник отдела ГУ спецтехники и автоматизации таможенных технологий Государственного таможенного комитета РФ

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2004
Посещений: 14958


  Автор
Пчелкин А. В.

Пчелкин А. В.

Начальник отдела ГУ спецтехники и автоматизации таможенных технологий Государственного таможенного комитета РФ

Всего статей:  1

В рубрику "Специальные технические средства" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций