Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Системы мониторинга в свете последних тенденций на рынке охранных услуг

Системы мониторинга в свете последних тенденций на рынке охранных услуг

В рубрику "Системы связи" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Л.Н. Кабанов
Начальник отдела маркетинга ЗАО "НП и ИП "СШС" (SHS)"

Системы мониторинга в свете последних тенденций на рынке охранных услуг

Главные игроки на рынке охранных услуг

В последние годы на рынке охранных услуг идет серьезная борьба за передел сфер влияния и соответственно клиентов между частными охранными предприятиями (ЧОП) и вневедомственной охраной МВД РФ.

По информации из пресс-релиза группы компаний "Баярд" (г. Москва), оказывающей все виды охранных услуг, показатели суммарного объема рынка частных охранных услуг по сравнению с 2002 годом выросли на 25%, достигнув в 2003 г. 3,5 млрд долларов. Цифры впечатляющие, и организациям, оказывающим охранные услуги, есть за что побороться!

На сегодняшний момент Вневедомственная охрана МВД РФ имеет свои научно-исследовательские институты, а также отделы охраны практически в каждом населенном пункте России, большой штат аттестованного и вольнонаемного персонала. Сердцем практически любого отдела вневедомственной охраны является пульт централизованного наблюдения (ПЦН), позволяющий осуществлять централизованную охрану большого количества объектов. Огромный опыт работы на рынке оказания охранных услуг позволяет отделам Вневедомственной охраны осуществлять любой вид охраны: пультовой, физической (милиция, ВОХР, сторожа). Помимо своей основной функции - охраны объектов по договору - ОВО при МВД РФ выполняет большой спектр чисто милицейской работы: охрана общественного порядка, профилактика различных правонарушений. В силу сложившихся обстоятельств (нехватки средств у местных властей на муниципальную милицию и ее глобальную нищету) во многих городах подразделения ОВО с их техникой, машинами и возможностями - единственное боеспособное подразделение, способное быстро и эффективно выполнять любые поставленные задачи.

Конечно, после своего многолетнего статуса монополиста с приходом рыночных отношений Вневедомственная охрана не избежала определенных трудностей.

Первая и, наверное, самая большая проблема - это не до конца урегулированный в свое время вопрос о статусе самой Вневедомственной охраны при МВД РФ, нерешенные вопросы налогообложения. Неготовность руководства Вневедомственной охраны предвидеть изменения, происходящие на столь конкурентном рынке, привела в конечном счете к появлению ряда указов, относящихся к налогам и процессу формирования схемы финансирования отделов, что существенно повлияло на всю отрасль в целом. Единственным правильным решением в подобной ситуации было бы реформирование системы Вневедомственной охраны, заранее и изнутри, а не с подачи лоббистов ЧОП.

ЧОПы с момента своего появления прошли нелегкий путь становления и развития. В настоящее время численность их личного состава, по разным оценкам сравнялась или даже превысила численность структур Вневедомственной охраны МВД РФ. ЧОПы оказывают своим клиентам различные услуги: обеспечивают личную безопасность, обслуживают технические средства безопасности, оказывают консалтинговые услуги в области безопасности - то есть обеспечивают практически весь спектр охранных услуг, что говорит о далеко не насыщенном рынке услуг в области безопасности. Рынок растет, и ЧОПы, наверное, наиболее оперативно, качественно и полно по сравнению с ОВО реагируют на запросы рынка. За счет этого они приобретают необходимую на этом рынке репутацию, имя и ресурсы, что подтверждают последние данные исследований, проведенных по заказу группы компаний "Баярд".

Наиболее правильным выходом из сложившейся ситуации - противостояния Вневедомственной охраны и частных охранных предприятий - будет выравнивание правового поля, участников рынка оказания охранных услуг. С одной стороны, руководство МВД должно все-таки определиться, что такое Вневедомственная охрана и какие задачи и функции она должна выполнять в своем составе. С другой стороны, сотрудники ЧОП нуждаются в более широких правовых возможностях. А клиент сам определит, услугами кого из участников рынка воспользоваться.

Хотелось бы, чтобы полемика обеих сторон переместилась в область честной конкурентной борьбы, в результате которой выиграл бы конечный клиент, то есть мы с вами и государство в виде снижения кривой преступности.

Пульты централизованного мониторинга у ЧОПов пока не получили большого распространения, а это является одним из инструментов конкурентной борьбы с ОВО. Попробуем рассказать о наиболее часто применяемых системах и подходах к их построению.

Основные системы мониторинга

В настоящий момент для организации охраны территориально удаленных объектов используются различные системы передачи извещений. Существуют проводные, радиоканальные, GSM-, комбинированные системы.

Наиболее распространены проводные системы, когда информация от объекта до станции мониторинга (ПЦН) доставляется по телефонным линиям. Они разделяются на следующие:

  • системы, состоящие из объектового и пультового оборудования, а также оборудования, установленного на АТС городских телефонных сетей;
  • системы, у которых отсутствует станционная часть на АТС.

Первые системы получили наибольшее распространение в силу того, что их повсеместно используют подразделения вневедомственной охраны (ОВО). За последние 10 лет подобные системы прошли новый этап развития. В новых системах были воплощены следующие функции:

  • автоматизация процессов постановки/снятия на охрану;
  • передача информации в закодированном виде от нескольких объектовых блоков (до 16) по одной занятой телефонной линии;
  • создание специальных комплексов пультового оборудования и специализированного программного обеспечения (ПО);
  • создание целой линейки новых объектовых устройств (приемно-контрольных приборов);
  • повышение имитостойкости оборудования для исключения его "обхода".

Системы позволяют в полной мере решать вопросы обеспечения охраны удаленных объектов, но имеют ряд недостатков, связанные с финансовыми и организационными затратами. Они рассчитаны на большое количество объектовых устройств и включают в себя технически сложные базовые комплексы оборудования и ПО, что влияет на стоимость всей системы в целом. Кроме того, необходимо оплачивать аренду телефонных линий для оборудования, установленного на ГТС до ПЦН. Администрация городских телефонных узлов связи ревниво относятся к желанию установить что-либо на подведомственных ей телефонных станциях, что влечет за собой как финансовые затраты, так и затраты времени на согласования. В силу вышеназванных причин эти системы, как правило, используются подразделениями вневедомственной охраны МВД.

Системы другого класса тоже используют телефонные линии и состоят из объектового и пультового оборудования. Связь между пультом и объектом осуществляется путем дозвона в цифровом формате. Построение системы по такой схеме позволяет избежать установки оборудования на станциях ГТС. Наибольшее распространение получили импортные системы. Это объясняется тем, что системы мониторинга за рубежом строятся по схеме, востребованной и в России. У этих систем есть неоспоримые достоинства: широчайшая линейка объектового оборудования (контрольных панелей) и их доступная цена. Наличие цифрового коммуникатора и поддержка различных форматов посылаемых сообщений (Contact ID и др.) позволяет подключать объектовые устройства к станциям мониторинга различных производителей. Но есть и существенный недостаток - невозможность постоянного контроля линии связи до объекта. Кроме того, актуален вопрос о поддержке российского производителя.

Системы следующего класса используют радиоканал. Подобные системы активно развивались последние годы. Применение радиоохранных систем позволяет осуществлять охрану нетелефонизированных объектов, что в силу специфики нашей страны весьма актуально. Однако их широкому применению мешает ряд причин: ограниченность частотных ресурсов, относительно высокая стоимость объектового и пультового оборудования по сравнению с проводными системами, необходимость получения специальных разрешений.

Преимущества систем, использующих GSM-каналы

А теперь попытаемся рассмотреть совершенно новый класс систем, который также появился в последние годы. Это системы, использующие для связи объектовых устройств и станции мониторинга каналы GSM. Столь быстрое и мощное развитие и распространение сотовой телефонной связи стандарта GSM позволило и подтолкнуло разработчиков систем безопасности к созданию новых систем, которые используют технологии и возможности сотовых сетей GSM. На российском рынке представлены несколько систем подобного типа компаний: "SHS", "TSS", "Орлан", "Болид",Klinkmann и др. Для связи и управления объектовым оборудованием используют SMS-сообщения, дозвон, GPRS-технологии. Системы, использующие GSM-связь, позволяют осуществлять охрану любых объектов, в том числе и нетелефонизированных. Сети GSM позволяют осуществлять аудио- и видеоконтроль с помощью современных телефонов - так называемых смартфонов и КПК, оснащенных модулем GSM. Это позволяет видеть и слышать, что происходит на охраняемом объекте. Объектовое оборудование можно использовать как в частном порядке, для себя, так и в централизованных системах мониторинга.

Очень часто на объектах, где затруднена или невозможна прокладка кабельной инфраструктуры и единственными коммуникациями являются линии электропередачи (дачи, гаражи, промышленные или удаленные необслуживаемые объекты), альтернативы сотовой связи нет. Пультовое оборудование, как правило, состоит из приемного комплекта, в составе GSM-модемов и специального ПО, установленного на компьютере. Центральный пост - это аппаратно-программный комплекс, предназначенный для сбора и обработки информации, поступающей от удаленных охраняемых через центр SMS-сообщений. Использование SMS обеспечивает гарантированную доставку тревожных сообщений на телефон получателя при временном отключении или нахождении вне зоны действия сети.

Объектовое оборудование состоит из терминала GSM и подключенного к нему сотового телефона или встроенного GSM-модема. GSM-терминал обеспечивает доставку тревожных сообщений на 10 абонентских телефонов и (или) центральный пост охраны, постановку и снятие, управление исполнительными устройствами. К терминалу подключаются охранные датчики, считыватели карточек Proximity, ключей TM, сирена и исполнительные устройства.

В настоящее время существует устойчивая тенденция к увеличению объема информации, передаваемой по сетям GSM, в течение следующих нескольких лет. Уже сейчас понятно, что сеть GSM предлагает наиболее универсальный и удобный способ для передачи данных. Благодаря технологии беспроводной передачи данных стали развиваться технологии в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, производстве и распределении электроэнергии, различных сферах автоматизации, что позволяет осуществлять, помимо охранного, различный технологический мониторинг.

Появились корпоративные заказчики, вводится все большее количество современного жилья, оснащенного скоростными выделенными сетями передачи данных. Это обусловило появление совершенно нового класса оборудования, работающего на принципе сетей ТСР/IP. Объектовые устройства, помимо общепринятых выходов на станции мониторинга, имеют сетевой выход, позволяющий подключиться их в сеть TCP/IP.

Надеемся, что эта статья поможет Вам сориентироваться во всем многообразии систем централизованного мониторинга и найти ту систему, которая полностью будет отвечать поставленными перед ней задачами.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2004
Посещений: 23919


  Автор
Лев Кабанов

Лев Кабанов

С 2011 года - заместитель генерального директора компании ЛУИС+

С февраля 2007 года - генеральный директор компании "Лайта".


До февраля 2007 года - коммерческий директор "Сатро Паладин"

Всего статей:  4

В рубрику "Системы связи" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций