Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Интерком будущего

Интерком будущего

В рубрику "All-over-IP" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Интерком будущего

Время от времени мы все задумываемся о будущем. Сегодня это повод высказаться насчет тенденций в области систем связи и оповещения
Роман Мишин
Независимый эксперт

Что такое интерком, чем он отличается от других видов связи и почему все более популярен?


Преимущества интеркома Основные отличия этого класса систем от телефонной связи такие:

  1. Наличие интеркома на объекте позволяет освободить телефон от большинства внутренних коммуникаций и оставить телефоны только там, где необходимо. Можно разделить внутреннюю связь и внешние контакты. Удобно при необходимости быстро посоветоваться с коллегами, пока внешний клиент ожидает на трубке.
  2. Свободные руки и громкоговорящая связь. Общение как с глазу на глаз, хотя собеседники находятся в разных помещениях.
  3. Широкий спектр переговорных устройств, специально разработанных для сложных условий. Однокнопочные панели вызова. Минимум органов управления связью.
  4. Возможность работы в режиме общего вызова и как системы оповещения и управления эвакуацией.
  5. Проведение совещания. Оперативная раздача команд подчиненным с подтверждением.
  6. Интерком способен работать и как дискуссионная система, с той разницей, что собеседники находятся на своих местах – это экономит время!

Классификация интерком-систем

Интерком-системы можно разделить по следующим признакам:

Тип используемого сигнала: аналоговые, цифровые и IP.

Архитектура – масштабируемые и немасштабируемые, соединение звездой или использование общей проводки, а также системы без центрального сервера.

Емкость: малая (до 10 абонентов), средняя (от 10 до 100 абонентов), большая (более 100 абонентов).

Назначение (в зависимости от характера объекта и условий эксплуатации): офисные, "кассир – клиент", промышленные, диспетчерские и т.д. Как правило, основой системы является центральный коммутационный блок (сервер). Они бывают различной конструкции, но их можно разделить на законченные моноблочные и модульные, которые комплектуются различными компонентами в зависимости от требований заказчика. Такие системы более гибкие и, как правило, имеют больше возможностей как по функционалу, так и по расширению.

Существуют также системы, в которых коммуникационный интеллект распределен по абонентам. Такие системы обходятся без центральных серверов и контроллеров, но любой интерком не может обойтись без абонентских устройств.

Абонентские устройства могут быть: офисные, промышленные, домофонные, влагозащищенные, вандалоустойчивые, для специальных условий эксплуатации, а также как с полной клавиатурой, так и только с клавишами прямого набора. Отдельная категория абонентских устройств – пульты управления или пульты диспетчера. Они, как правило, имеют наибольший функционал: оснащены и цифровой клавиатурой, и клавишами прямого набора, а также дополнительными функциональными клавишами. Имеется пульт – устройство, позволяющее оператору не только пользоваться голосовой связью, но и управлять и системой, и исполнительными механизмами, подключенными к ней. На пульт выводятся также сигналы о срабатывании датчиков или авариях системы.

Области применения и элементы интеркома

Интеркомы прежде всего используются там, где требуется оперативность, есть опасность, необходимость постоянного управления производственным или иным процессом:

  • во взрывоопасной среде;
  • при высоком уровне шума;
  • в химически агрессивной среде;
  • при прямом воздействии погодных условий;
  • если требуется надежная непрерывная и безопасная работа.

Поэтому к интеркомам предъявляются повышенные требования по надежности, простоте эксплуатации и обслуживании.

Самый важный элемент системы – рабочее место диспетчера. Здесь решаются следующие задачи:

  • производственная связь, управление и контроль оперативных механизмов;
  • управление паркингом, кассовыми аппаратами, переговорными устройствами;
  • видеонаблюдение, видеоаналитика, видеозапись;
  • управление освещением, энергооптимизация;
  • эвакуация людей и координация сил служб безопасности.

Требования заказчиков и их пожелания при внедрении интеркома, как правило, сводятся к следующему:

  • привлекательность проектов;
  • постоянный технологический и экономический контроль;
  • оптимизация под конкретного клиента, минимизация издержек обслуживания;
  • оптимизация для инвестиций, никаких постоянных затрат на обслуживание и ремонт.

Интеграция систем жизнеобеспечения здания

Требования к системам жизнеобеспечения здания возрастают с каждым днем. До недавнего времени отдельные системы обеспечения жизнедеятельности объекта рассматривались изолированно. Сегодня нужны комплексные автоматизированные решения. Главной идеей становится интеграция.

Основная перспектива развития – объединение всех систем. Поскольку любая техническая система обеспечения безопасности представляет собой систему связи между абонентскими устройствами, то возможно в одной системе совместить следующие сервисы: передача голоса и данных, изображение, оповещение. Управление всеми подсистемами координируется с единой пользовательской поверхности. Все логические функции (передача голоса, изображение, управление дверьми, контроль доступа) упрощаются благодаря интеграции.

Необходимое условие – унифицированные интерфейсы и соответствующее программное обеспечение. Будущее – за объединением различных устройств на основе единой интеграционной платформы.

Интеграция коснется также и рабочего места диспетчера, сведя управление всеми сервисами и контроль всех систем на один диспетчерский пульт. Отпадет необходимость во множестве пультов для разных систем, ситуация, показанная на рис. 2, уйдет в прошлое.


Прежде решения для организации внутренней связи выглядели как система с центральным устройством, к которому по лучевой топологии подключаются абоненты. Каждый тип абонента подключен к соответствующим физическим портам. Вся коммуникация реализовывалась в пределах центрального блока. Недостатком такого решения было то, что при выходе из строя интерфейсов или централи отдельный вид сервисов или вся система становятся неработоспособны. Подобным образом строились до последнего времени и системы для промышленности.

Благодаря появлению IP как универсальной среды передачи различного типа данных стало реальным унифицировать и линии связи, и тип интерфейса. Кроме того, длина линии становится фактически неограниченной при возможности оборудования поддерживать интернет-протоколы.

Благодаря IP стирается грань между телефонными системами и диспетчеризацией. IP-система может предоставить, помимо традиционной связи, еще и следующие возможности.

  • Ограниченное лишь мощностью сервера количество пультов управления. Это означает, что одним сервером одновременно может обслуживаться большое число пультов управления и переговорных устройств.
  • IP-системы в ряде случаев свободно конфигурируются без дополнительного ПО, через Web-интерфейс.
  • Вызовы могут отображаться на дисплее оператора для определения абонента, его местоположения и т.д.
  • Оператор может подключаться через IP-сеть или любую телефонную систему (например, GSM), что позволяет гибко располагать его рабочее место.
  • Пульт управления может быть выполнен в виде софта на PC, Tab
  • et или мобильном телефоне.
  • Фактор ограничения количества операторов, одновременных звонков зависит от мощности сервера и сетевого оборудования.
  • Применяются серверы стандартной архитектуры. Посути, различия только в ПО.
  • При использовании графической поверхности возможно отображать очередь вызовов и по клику менять положение абонентов в очереди.
  • Отображается длительность вызова, имя, другая служебная информация.
  • Пульты управления разных систем могут объединяться для переадресации вызовов.
  • Классический пример переадресации в случае переполнения очереди вызова: когда достигнуто предельные время ожидания или количество вызывающих, вызов переходит на альтернативный пульт управления.

Возможно, что с одной группы устройств вызов идет на пульт управления, а с другой группы – в полицию.

Входящий вызов можно объединять с другими системами/источниками информации, например находящейся рядом видеокамерой, планом местности (Google Maps), другими информационными данными. Оператор получает всю необходимую информацию для помощи абоненту еще до ответа на его вызов.

Преимущества системы заключаются также в следующем:

  • объединение и синхронизация информации разных IP-источников (видео-, аудиосигналы, данные);
  • определение местоположения абонента для координации спасательных служб;
  • протоколирование всех событий и запись переговоров (количество вызовов, время ожидания, время разговора, нагрузка операторов, количество необработанных вызовов, график загрузки и т.д.);
  • протоколы выдаются в автоматическом (e-mail, СМС, принтер и т.д.) или ручном режиме – это дает возможность управления ресурсами ситуационного центра.

Интеллектуальное оповещение при эвакуации

Вычислительные мощности современных серверов и унифицированные интерфейсы позволяют перейти к качественно другому управлению эвакуацией – интеллектуальному оповещению. Такая система позволит, например, значительно уменьшить количество пострадавших от удушения дымом с помощью эффективного управления аварийными выходами.

Особенностью системы интеллектуального оповещения может быть акустическое управление аварийными выходами, которое в задымленных помещениях действует намного эффективнее, чем обычные визуальные знаки.

Пространство делится на много небольших зон оповещения, каждая из которых самостоятельна. В случае возникновения опасной ситуации на каждую зону с заранее определенным интервалом транслируется звуковой сигнал таким образом, чтобы волна последовательности сигналов вела слышащего их к выходу.

Человек реагирует в экстренных ситуациях гораздо адекватнее и быстрее на акустические сигналы. Следовательно, уменьшаются ложные эвакуации и минимизируется время эвакуации при настоящей тревоге.

Интеллектуальные сиcтемы довольно дороги, а также требуют высокой квалификации персонала, программирующего возможные сценарии. Однако правильно настроенная система позволит сберечь и материальные ценности, и жизни людей.

Использование принципов нейронных сетей

Следующий шаг в развитии IP-технологий – переход от систем с центральным сервером к распределенным системам, использующим принцип нейронной сети.

Особенности этих перспективных систем таковы:

  1. Все компоненты системы автономны и обладают встроенным интеллектом. Достаточно просто соединить между собой.
  2. Никаких центральных устройств. Каждый терминал одновременно является и частью распределенного сервера.
  3. Настройка через Web-интерфейс. Сборка системы под силу любым пользователям.
  4. Высокая живучесть. При неисправности какого-либо элемента остальные сохраняют полную работоспособность.

Основной единицей таких систем станет интеллектуальный модуль, представляющий собой микрокомпьютер с собственным адресом. Такой модуль может выступать как универсальное IP-устройство для связи, оповещения, СКУД, управления инженерными сетями и видеонаблюдения.

Модуль может быть размещен как в корпусном (в том числе защищенном), так и в бескорпусном исполнении. Увеличив мощность процессора, можно нарастить возможности модуля. Можно также создавать подсистемы на базе каждого из модулей. Модуль в состоянии обеспечить внутреннее логирование процессов, а система модулей – распределить приоритеты.

Основаная особенность нейронной сети – соединение каждого с каждым.

При увеличении количества устройств растет интеллект системы.

Развивая возможности ПО, возможно делегирование функций от одного устройства другим. По сути, мы получим "социальную сеть" интеллектуальных устройств, позволяющую при необходимости решать самые разнообразные и сложные задачи.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2018
Посещений: 1022


  Автор
Роман Мишин

Роман Мишин

Технический директор компании Schneider Intercom

Всего статей:  20

В рубрику "All-over-IP" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций