Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Искусственный интеллект на дорогах. Предпосылки и перспективы развития

В рубрику "All-over-IP" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Искусственный интеллект на дорогах. Предпосылки и перспективы развития

Увы, на дорогах России и всего мира все еще слишком много аварий, много смертей. Конечно, этому масса причин: и состояние дорог и дорожной инфраструктуры, и погодные условия, и неисправности транспортных средств, но, пожалуй, главная причина – человеческий фактор
Артем Нелепин
Директор по развитию продаж ГК "Амиком"

Мы отвлекаемся за рулем, лихачим, засыпаем, нервничаем, злимся, пугаемся, едим, курим, пользуемся телефоном, соревнуемся с другими участниками движения, да и просто принимаем неверные решения. Все это приводит к множеству ДТП. А искусственный интеллект напрочь лишен всех перечисленных недостатков. Кроме того, компьютеры быстрее обрабатывают большие массивы данных за единицу времени, не устают, не засыпают и могут "обладать бОльшим числом органов чувств". Человек видит лишь в видимом спектре – ИИ может видеть в тех диапазонах, в которых видят подключенные к нему видеокамеры, тепловизоры, радары, лидары и лазерные дальномеры. Человек ориентируется в пространстве по картам, знакам, навигаторам, по памяти. ИИ, кроме всего вышеперечисленного, способен напрямую получать данные со спутников, держать в памяти тысячи карт и миллионы направлений. Человек иногда тоже может управлять машиной "на автомате", если в сотый раз едет по знакомому маршруту, но этот автопилот "работает", только если на пути не окажется сюрпризов. Для ИИ же на дорогах будущего таких сюрпризов быть не должно. Не должно быть именно в будущем. В той перспективе, когда все на дороге станет Connected1 и предсказуемым. Увы, сейчас нередки случаи непредсказуемых факторов: когда стоящий на обочине пешеход вдруг шагает на дорогу, кто-то решает проскочить перекресток на краснеющий желтый, от порыва ветра вдруг падает на дорогу рекламная конструкция или дерево, когда вдруг выпадает на дорогу груз из идущего впереди грузовика. Водителя-человека в условиях этой непредсказуемости выручает иногда такая вещь, как человеческая интуиция. Интуиция, которой пока что лишен ИИ, способный предсказать и предупредить лишь логически предсказуемые события.

Человек и искусственный интеллект: кто кого

Можно с большой степенью уверенности предположить, что ИИ при всех своих возможностях и преимуществах, уже доказанных миллионами километров пробега по дорогам общего пользования в западных странах, по-настоящему станет эффективней человека при следующих условиях:

  • всеобщая компьютеризация управления транспортных средств (ТС) – ИИ должны быть в каждом ТС, чтобы избежать непредсказуемого поведения на дорогах водителей-людей;
  • физическая защищенность дорог от пешеходов – необходимо оградить дорогу непреодолимым для человека забором, чтобы неожиданный пешеход не вышел вдруг на дорогу;
  • всеобщее подключение автомобилей – тогда ИИ смогут строить маршруты и управлять ТС не только основываясь на исходных данных о начальной и конечной точке и пробках на дорогах, но и на запланированных маршрутах всех остальных попутных и встречных ТС;
  • подключение всех элементов дорожной инфраструктуры, от светофоров и дорожных знаков до дорожной техники и временных заграждений, чтобы ИИ знал обо всем, что ожидает его на маршруте;
  • предиктивное информирование о дорожных работах, перекрытиях и иных событиях;
  • просчет возможных факторов опасности, исходя из изменения погодных условий.

Даже маршрут авиаперелетов в районе движения ТС может играть роль при выборе стратегии передвижения ИИ.

Готовность к внедрению искусственного интеллекта

Предпосылки ко всему этому мы видим уже сейчас:

  • бортовые компьютеры установлены почти во всех новых ТС, технологии ADAS реализуются даже в доступных автомобильных видеорегистраторах, встроенные в премиальные автомобили ADAS и автопилоты уже показывают неплохие результаты и на парковках, и на автострадах;
  • машинное зрение становится все совершеннее, видеокамеры, тепловизоры, радары, лидары и даже лазеры – все доступнее;
  • технологии связи – Wi-Fi, 3/4G – уже сейчас позволяют ТС подключаться в единую систему и обмениваться информацией;
  • технология 5G уже внедряется и позволит миллионам машин обмениваться информацией даже в гигантских мегаполисах;
  • объем данных, собранных автопилотами, составляет тысячи терабайт и вполне пригоден для анализа и постоянного совершенствования ИИ на дорогах;
  • появляется все больше электромобилей и технологий их быстрой и даже автономной зарядки, например через специальное дорожное полотно;
  • самое главное – на видеохостингах накоплено огромное количество роликов об авариях, как раз о тех непредсказуемых ситуациях, которые приводят к ДТП и которые стоит загрузить в ИИ для анализа и готовности к таким случаям на дорогах;
  • технологии LPWAN активно развиваются и в ближайшем будущем миллионы дорожных знаков смогут стать не просто визуальными маркерами дорог, но и транслировать данные для ИИ ТС по беспроводным каналам;
  • дороги и технологии, их прокладки и ремонт становятся все совершеннее.

Такие непростые этические вопросы

Начинает казаться, что перспективы автопилотов с ИИ самые радужные, но давайте поговорим о нерешенных вопросах:

  • чем, например, заняться 10 млн профессиональных водителей в России, места которых "за рулем" займут автопилоты?
  • кто должен будет отвечать за аварии и ущерб, нанесенный автопилотами с ИИ (ведь при всей совершенности технологий не стоит сомневаться, ДТП с их участием будут происходить)? Производитель ТС? Разработчик ИИ? Сервисная компания, обслуживающая ТС? Дорожные службы? Живые участники движения?
  • кто возьмет на себя смелость научить ИИ решать непростые этические вопросы: кого сбивать, если на пути случайно оказались старик и ребенок, женщина и мужчина, беременная женщина или мужчина-инвалид, при условии, что нет технической возможности вовремя остановиться или объехать и того, и другого?
  • важнее ли жизнь пассажира/пассажиров данного ТС, чем жизни пассажиров встречного автомобиля, по какой-либо причине оказавшегося на пути?
  • или, например, стоит ли сохранить жизнь выбежавшей на дорогу собаке путем возможного повреждения ТС и травм пассажиров?

Боюсь, на эти вопросы еще никто не готов дать ответы. Поэтому на данный момент, даже при имеющихся предпосылках и радужных возможностях, полноценный переход на автопилоты с ИИ еще невозможен, и внедрять ИИ необходимо постепенно, учитывая новый опыт, который будет появляться в мире, где автомобили будут управляться искусственным интеллектом. Какую этику мы подарим таким ИИ? Человеческую? Или у них станет появляться своя собственная – искусственная этика искусственных интеллектов?

___________________________________________
1 Подключенное к Интернету. В данной статье имеется в виду всеобщее подключение ТС, элементов дорожной инфраструктуры через подключение к Интернету или прямое взаимодействие по различным радиоканалам.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2019
Посещений: 2990

  Автор

Артем Нелепин

Артем Нелепин

Директор по развитию компании "Амиком"

Всего статей:  4

В рубрику "All-over-IP" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций