Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Практические аспекты обеспечения безопасности и антитеррористической защиты спортивных объектов

Практические аспекты обеспечения безопасности и антитеррористической защиты спортивных объектов

В рубрику "Антитеррористическое и досмотровое оборудование" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Практические аспекты обеспечения безопасности и антитеррористической защиты спортивных объектов

Обеспечение антитеррористической защищенности мест массового пребывания граждан и безопасности зрителей при проведении спортивных и других массовых мероприятий требует комплексного и системного подхода. Законодательством установлены обязанности органов исполнительной власти как федеральных, так и субъектов Российской Федерации, а также местного самоуправления по обеспечению общественного порядка
Сергей Борисов
Директор по безопасности объектов спорта компании "Астерос"

Принимать меры по обеспечению безопасности при проведении спортивных мероприятий обязаны организаторы соревнований совместно с собственником объекта спорта. При этом законодательно разделены полномочия этих субъектов. Остановимся подробнее на практических аспектах реализации мероприятий по антитеррористической защищенности и обеспечению безопасности.

Паспорт безопасности объекта

Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определена обязанность собственника объекта обеспечивать выполнение требований к его антитеррористической защищенности. Паспорт безопасности является информационно-справочным документом, который составляется в целях отражения состояния антитеррористической защищенности объекта и определения перечня необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов.

Целью составления паспорта безопасности является прежде всего оценка объекта со стороны противодействия и недопущения террористических актов, а также минимизации вреда здоровью и жизни человека. В нем подробно рассматриваются возможные сценарии развития кризисных ситуаций на объекте, выявляются незащищенные элементы и определяются варианты их защиты. Объектам спорта, которые являются потенциально опасными, с высоким уровнем угрозы совершения террористических актов и других противоправных проявлений, подготовка паспорта безопасности и разработка полного комплекса мероприятий по предупреждению ЧП позволит минимизировать возможные негативные последствия.


Кроме того, не следует забывать, что формы совершения террористических актов постоянно обновляются, появляются новые виды угроз, которые требуют адекватного ответа как со стороны организаторов соревнований, собственников объектов спорта, так и со стороны правоохранительных органов. На это должна быть направлена своевременная корректировка и актуализация паспорта.

Реализация комплексных мер обеспечения безопасности

Следующим проблемным аспектом при проведении массовых мероприятий является готовность объектов к приему зрителей и их соответствие правилам обеспечения безопасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 353. Требования правил направлены на комплексное и системное решение вопросов обеспечения безопасности:

  • надлежащее техническое оснащение объектов спорта;
  • привлечение достаточного количества сил и средств, в том числе специально подготовленных работников (контролеров-распорядителей);
  • координация деятельности и взаимодействие всех субъектов, задействованных в проведении массовых мероприятий, в реализации мер, направленных на обеспечение безопасности.

Требования к отдельным объектам инфраструктуры и техническому оснащению объектов спорта установлены приказом МВД России от 17 ноября 2015 г. № 1092.


В отличие от антитеррористической защищенности эти требования предусматривают принятие мер организаторами соревнований и собственниками объектов спорта в условиях поведения массовых мероприятий, когда степень угрозы противоправных действий многократно возрастает.

Техническое оснащение объектов

При проведении массовых мероприятий существенно возрастают риски возникновения чрезвычайных обстоятельств, напрямую не связанных с противоправной деятельностью, таких как давка при входе и выходе зрителей, обрушение несущих конструкций из-за переполнения трибун.

Отдельно стоит отметить, что по количеству собираемой зрительской аудитории и, соответственно, уровню угроз и рисков безопасности культурно-зрелищные мероприятия значительно превосходят спортивные соревнования, свидетельством чему служат теракты на концертах в Париже и Манчестере. Вместе с тем организация проведения таких мероприятий на федеральном уровне не регламентирована. Имеющиеся нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не соответствуют современным реалиям, с учетом чего видится необходимость проработки этого вопроса и внесения изменений в законодательство

С учетом этого определены требования к техническому оснащению объектов спорта, которые дифференцированы в зависимости от планируемого количества зрителей на мероприятии с минимальным количеством до 5 тыс. человек.

Указанные требования коррелируют с требованиями других нормативных правовых актов в сфере проектирования, эксплуатации и антитеррористической защищенности объектов спорта.

Вместе с тем, по информации МВД России, только в период с сентября 2017 г. по 1 января 2018 г. в субъектах Российской Федерации на объектах спорта, не соответствующих установленным требованиям, проведено 2481 официальное спортивное соревнование.

Силы и средства, координация мероприятий

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" предоставляет организаторам соревнований и собственникам объектов спорта права и определяет обязанности по привлечению к обеспечению безопасности (наряду с частными охранными организациями и общественными объединениями правоохранительной направленности) организаций, предоставляющих услуги контрольно-распорядительной службы.

По данным Российского футбольного союза, в настоящее время подготовку контролеров-распорядителей на основании договоров осуществляют 43 организации. Вместе с тем указанная работа проводится только в 31 субъекте Российской Федерации.


Кроме того, остро стоит вопрос координации деятельности субъектов, задействованных в проведении массовых мероприятий и в реализации мер, направленных на обеспечение безопасности. Ими являются:

 

  • организаторы соревнований и собственники объектов спорта;
  • правоохранительные органы – МВД России, ФСБ России, Росгвардия, МЧС России;
  • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

 

Указанные субъекты участвуют в обеспечении безопасности при проведении массовых мероприятий в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На организаторов соревнований дополнительно возложена координация деятельности участников мероприятия.

Зоны и уровни ответственности

Процесс обеспечения безопасности при проведении спортивных соревнований, определяемый модным в последнее время словосочетанием "матрица ответственности", уже регламентирован федеральным законодательством.

Так, приостановление или прекращение спортивного соревнования является прерогативой организатора. Пресечение преступлений, административных правонарушений и массовых беспорядков является обязанностью органов внутренних дел и т.д.

Вместе с тем вопрос алгоритмов взаимодействия субъектов в ходе обеспечения безопасности массовых мероприятий требует дополнительной проработки. В настоящее время этот процесс напрямую зависит от персональных позиций участников процесса.

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2018
Посещений: 2052


  Автор
Сергей Борисов

Сергей Борисов

Директор по безопасности объектов спорта компании "Астерос"

Всего статей:  1

В рубрику "Антитеррористическое и досмотровое оборудование" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций