В рубрику "Антитеррористическое и досмотровое оборудование" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Отечественные разработчики анализируют задачи субъектов транспорта в области транспортной безопасности и плотно работают с ними по выработке требований к современным техническим средствам. В результате стали появляться изделия, обладающие совершенно новыми качествами и позволяющие более эффективно вести работу подразделениям транспортной безопасности.
Я кратко отмечу несколько направлений в современных разработках:
1. Волоконно-оптические системы защиты и контроля периметров и кабельных коммуникаций. Благодаря уникальным свойствам специального кабеля из оптического волокна, позволяющего применять его в роли и чувствительного датчика, и передатчика системной информации, создаются системы, отличающиеся рядом преимуществ: автоматической настройкой, отсутствием ложных сигналов, сроком эксплуатации 20 лет, низким энергопотреблением, автономной работой от аккумулятора до трех лет и др.
2. Нелинейные локаторы. Большая серия испытаний позволила создать оборудование, позволяющее дистанционно обнаруживать взрывные устройства под одеждой человека и в ручной клади, а также в багаже (даже на ленте транспортера). При этом оборудование имеет достаточно хорошую помехозащищенность, что дает возможность отличать мобильные телефоны, ключи, кошельки с монетами и другие предметы от взрывных устройств. Это значительно снижает уровень ложных тревог.
3. Использование рамановской спектроскопии для неразрушающего контроля веществ неизвестной природы с целью диагностики их состава. Действие прибора основано на спектроскопии комбинационного рассеяния, что позволяет распознавать до четырех компонентов и их объемы в смесях сыпучих и жидких веществ.
В 2010 г. Федеральная служба безопасности Российской Федерации сформулировала временные требования к техническим средствам обеспечения транспортной безопасности. В частности, в требованиях позиционировались 12-зонные проходные рамки-металлодетекторы, двухракурсные интроскопы. При большом пассажиропотоке это обоснованно, так как одномоментно дает оператору больше информации для принятия решения, что позволяет повысить эффективность и сократить время досмотра.
В постановлении Правительства РФ № 969 подобные требования отсутствуют. В итоге даже однозонные рамки-металлодетекторы вполне могут получить сертификат для применения их в сфере транспортной безопасности. Таким образом, недобросовестные субъекты транспорта смогут ставить дешевое и неэффективное оборудование.
Следующей проблемой я бы назвал отсутствие у большинства разработчиков и производителей технических средств реальных заказчиков. То есть, с одной стороны, разработчики в меру своего понимания делают изделия, которые потом пытаются вручить транспортникам. С другой стороны, не все субъекты транспорта обладают необходимыми знаниями для того, чтобы осуществить оптимальный (а иногда – правильный) выбор технических средств обеспечения транспортной безопасности.
В настоящее время существует всего лишь три нормативных документа, позволяющих субъекту транспорта получить необходимые подсказки при выборе технических средств:
Этого явно не хватает.
30 июля 2015 г. приказом № 8 91 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в целях повышения эффективности работ по национальной и международной стандартизации в транспортном комплексе и в области транспортной безопасности был создан Технический комитет по стандартизации "Безопасность транспортная".
На мой взгляд, пора обратиться к возможностям этого Технического комитета. Поскольку транспортная безопасность является неотъемлемой частью национальной безопасности России, то и регулироваться эта область должна национальными стандартами. Учитывая иерархию стандартов и сводов правил, предлагаю рассмотреть вопрос о разработке технического регламента по транспортной безопасности.
Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2018
Посещений: 3246
Автор
| |||
В рубрику "Антитеррористическое и досмотровое оборудование" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций