Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Броня в действии

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Броня в действии

Казалось бы, о бронеавтомобилях написано уже достаточно много. Но, похоже, эта тема неисчерпаема, поскольку имеет множество аспектов. Поговорим сегодня о машинах скрытого бронирования: какие автомобили и от чего могут защитить своего владельца

Автомобиль представительского класса, в отличие от броневика для перевозки ценных грузов, должен обладать не только высокой надежностью, но и комфортном, и наличием всей возможной современной техники. За развитием последних двух свойств уже и не уследишь - столько всего устанавливают и монтируют сегодня в автомобилях для удобства передвигающихся в них персон. И все же надежность остается на первом месте (стоит вспомнить, для чего собственно приобретается бронеавтомобиль).

Что нас интересует?

Как только появляется новый образец инженерного творчества в данной области, возникает масса вопросов. Что новенького в технологиях, обеспечивающих надежность защиты пассажиров? Какие новые опции включены в свежий образец? Как решаются вопросы совмещения высочайших требований по эстетике и защите? Каковы стоимость конечного продукта и причины, по которым потенциальный владелец должен отдать предпочтение именно этому бренду? В каком направлении будет в дальнейшем двигаться инженерная мысль?

И если подобные вопросы в основном ставят будущие хозяева бронированного лимузина, то у инженеров возникают вопросы о технологиях его производства, а у телохранителей - об удобстве и, естественно, надежности новой модели.

Teopия вытекает из практики

На курсах Академии Национальной ассоциации телохранителей (НАСТ) России существует специальная тема, раскрывающая не только аспекты использования бронеавтомобиля (тактика сопровождения, действия по тревоге и т.п.), но и технологические особенности уникального транспортного средства. Нет большой нужды объяснять, что вся теория вытекает только из практики использования бронеавтомобилей. Последним "источником" сведений для телохранителей стал эпизод с кортежем Анатолия Чубайса у поселка Жаворонки в Подмосковье. Не будем пересказывать сам инцидент - это неоднократно делали журналисты, однако сведения о месте и роли в упомянутом происшествии бронеавтомобиля были сведены к отдельным информационным деталям. И, надо отметить, многочисленные версии причин нападения (именно нападения, а не атаки) не учитывают наличия высшего класса защиты транспортного средства охраняемого лица.

Все по порядку

Демонстрация испытаний

Телохранителям очень хорошо известны тактико-технические характеристики БМВ-750 (новая модель Hi security класса защиты В7). Они не являются секретными и наглядно демонстрируются в рекламных роликах баварских умельцев. На них в реальном времени показаны испытания на пуле- и взрывоустойчивость белоснежной красавицы, причем в процессе испытаний комментируется характер воздействия. Инженеры ставили задачу защиты пассажиров не только от первичного воздействия, но и от вторичных осколков. Заметим, что данные испытания проходили в марте 2002 г. в Мюнхене. При этом использовались автомат Калашникова 7.62X39, Хеклер-Кох G3 7.62Х 51 и винтовка Драгунова 7.62X54. Применялись различные пули, различные углы и точки попадания (прицеливания). Обстрел велся с дистанции в 7-10 м. И результаты сразу видны: от одиночных попаданий в стекла появляются трещины, сетка и даже отверстие, но (!) не сквозное. Поликарбонатная прослойка позволяет выдерживать подобные воздействия. На дверях появляются только входные отверстия, в салон ничего не проникает. При этом стрелки выбирают для обстрела не только плоскость двери, но и конструктивные стыки: крылья-двери, двери-крыша, ручки дверей, пороги и т.д. Отметим, что в ролике четко показана зона бронирования (так называемая "капсула"), полностью защищающая только салон. На компьютерной схеме двигатель с обеих сторон остается под защитой "штатных фабричных" средств (они выделены особо, но цвет в отличие от "капсулы" иной).

Пиротехнический тест

Особенно интересным в свете рассмотрения инцидента в Подмосковье является пиротехнический тест. Под автомобилем в зоне водителя и правого пассажирского сиденья были одновременно взорваны две гранаты типа DM 51 (не могу указать российские аналоги - специалисты помогут). Две такие же гранаты были взорваны на крыше. Сразу же приходит на ум эпизод убийства в Москве одного известного бизнесмена. Тогда на крышу бронированной (что значит бронированной?) "вольво S80" мотоциклист установил взрывное устройство. Взрыв, как сообщили работавшие на месте происшествия эксперты ГУВД, был относительно небольшой мощности, тем не менее взрывной волной пробило бронированную крышу лимузина и выжгло все внутри салона. Автомобиль бизнесмена также имел капсульное бронирование. Так вот на ролике BMW четко видно отсутствие сквозного повреждения на крыше. Но наиболее интересной является съемка основного теста: на расстоянии 5-7 м (сравниваем с дистанцией нападения в Жаворонках) заложен заряд, эквивалентный 15 кг тротила.

Машина неподвижна, заряд перпендикулярен правому борту - именно там обычно находятся охраняемые лица. Взрыв. Автомобиль качнуло, но с места он не сдвинулся. Далее взрывная волна "разворачивает" передние крылья. Жалко красавицу. Однако в ролике говорится, что датчики давления, установленные в "капсуле" (салон автомобиля), фиксируют изменение давления и ускорения, которое позволяет заключить, что никто в салоне не пострадал. Интересно также, что и при взрыве другого тестового автомобиля капот остается на месте. Вспомним боковые крепления на компьютерной схеме. Таким образом, если бы автомобиль двигался, то водителю ничего бы не мешало зряче им управлять. Запоминаем: 15 кг тротилового эквивалента. И что происходит?

Шины играют свою роль

После "покушения" на главу РАО "ЕЭС" специалисты-взрывотехники определили мощность атакующего заряда в 1 кг (!) тротилового эквивалента. О каком убийстве может идти речь? Скептики могут предположить, что злоумышленники намеревались сначала остановить броню, а затем расстрелять пассажиров. Этот вариант возможен. И каждый из нас понимает, что при любом уровне пулестойкости стекла и борта автомобиля могут выдержать одиночный выстрел, но третья или десятая пуля просто вынесет бронестекло в салон (о последствиях и говорить не стоит). Имея все это в виду и допуская, что злоумышленники, взрывая килограмм с "поражающими элементами", все-таки рассчитывали на остановку автомобиля, смотрим ролик дальше. Производитель с гордостью сообщает, что стандартные шины Michellin Pack System с опорным боковым кольцом даже при полной потере давления позволяют автомобилю продолжать движение на расстояние до 50 км со скоростью до 80 км/ч (!). Значит, рассчитывать на то, что автомобиль остановится из-за повреждения шин просто наивно. Учтем, что участок дороги прямолинеен и в эту сторону (к Москве) идет под уклон, то есть скорость движения бронированного автомобиля (учтем и его массу) никак не может быть меньше заявленной в ролике.

Рассчитывая, что автомобиль может остановиться (?), нападавшие не могли не понимать, что он проедет по меньшей мере еще метров сто. И для того, чтобы приблизиться к нему с места их нахождения (лес, снег, расстояние 30-40 м от дороги), им понадобится минимум 40-50 секунд. Давайте не забудем, что был еще и автомобиль прикрытия...

Иллюстрации к теме

Не будем делать выводы по поводу "непрофессионализма" нападающих. Просто нужно искать другую логику в их действиях. Но это уже другая тема. Возвращаясь к взрывоустойчивости современных бронированных лимузинов, стоит заметить, что капсула "мерседеса 600" выдержала гораздо большие нагрузки, когда в него врезался водитель-смертник. Этот случай тоже является хрестоматийным на занятиях академии НАСТ России. Президент Ингушетии Мурат Зязиков 6 апреля 2004 г. был атакован во время проезда в президентский дворец на федеральной трассе "Кавказ" между Назранью и Магасом. Сам президент и его прикрепленный серьезно не пострадали. СМИ приписали чудесное спасение "умелым" действиям президентской охраны. Не будем умалять роли охраны, однако добавим, что добротная немецкая броня оказала Зязикову большую услугу.

А вот другие примеры. Они касаются автомобилей, бронированных тюнингерами.

2 июля 2003 г. Леонид Белуга, известный в Карелии бизнесмен, проезжая по Петрозаводску, тоже подвергся атаке из гранатомета. Граната попала в заднюю левую дверь его бронированного джипа. Погиб водитель. Сам бизнесмен остался жив. Меньше "повезло" Павлу Капышу в 1999 ". в Санкт-Петербурге, когда его стоящий на светофоре бронированный "субурбан" был прострелен двумя гранатами, выпущенными с короткой дистанции.

Вот она - броня в действии! На одной чаше весов фабричные "капсулы", на другой-тюнинговое бронирование. Взвешивайте сами.

Вот почему всех интересует, как будет выглядеть и чем отличаться от своих предшественников бронеавтомобиль ближайшего будущего.

Послесловие

Немецкие специалисты-доработчики серийных бронеавтомобилей предлагают "местный" тюнинг-они проделывают в дверях автомобиля пространство для пистолета или автомата, изнутри снабжая амбразуру бронезадвижкой, а снаружи просто прикрывают щель тонким слоем пластика и краски.

Штука одноразовая, но ремонт недорогой - просто покрасить и отполировать дверь. Пустячок, но приятно.

Однако при этом они отказываются тюнинговать BMW 750 (в кузове Е 76, как у Чубайса), ссылаясь на огромные технологические трудности. По крайней мере, честно.

Президент национальной ассоциации телохранителей России
Д.Н. Фонарев

Опубликовано: Каталог "Бронеавтомобили. Специальное приложение к журналу "Системы безопасности"-2005
Посещений: 10071

  Автор

Фонарев Д. Н.

Фонарев Д. Н.

Президент национальной ассоциации телохранителей России

Всего статей:  2

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций