Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Чоп: специфика процесса инкассации Круглый стол руководителей охранных предприятий

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Чоп: специфика процесса инкассации
Круглый стол руководителей охранных предприятий

Организация процесса инкассации частными охранными предприятиями имеет свою уникальную специфику. Ее определяют экономические, законодательные, организационные и технологические факторы. К бронеавтомобилям инкассации, технологиям безопасности и связи также существуют профессиональные требования. В дискуссии приняли участие первые лица охранных предприятий, предоставляющих услуги инкассации, - ЧОП "Инкастранс", ЧОО "Вымпел" и ЧОП "Системы безопасности объектов"
Т.А. Мартиросян
Генеральный директор ЧОП "Инкастранс"
Д.В. Ширяев
Директор ЧОО "Вымпел"
Ю.Л. Гергель
Заместитель генерального директора по производству ЧОП "Системы безопасности объектов"

- Как современные условия развития банковской сети и экономики России в целом отражаются на процессе проведения инкассации? В чем вообще особенность проведения инкассации ЧОПами?

Тигран Мартиросян: В современных условиях развития экономики и банковской системы в России грамотная организация процесса инкассации, безусловно, имеет важнейшее значение. Существенно увеличился налично-денежный оборот, и одновременно возрос уровень криминализации.

В настоящее время профессионально инкассацией занимаются банки и ЧОПы. Всех остальных, кто перевозит деньги без должной охраны, нельзя причислять к профессиональным структурам. К сожалению, больше не действует правило, согласно которому инкассация являлась встроенной схемой налично-денежного обращения. Сейчас хочешь - инкассируй самостоятельно, хочешь - заказывай структуру, которая предоставит тебе эту услугу.

ЧОПы и структуры, равные им по статусу (например, служба безопасности), проводят инкассацию на соответствующем уровне качества, обеспечивая безопасность денежной наличности. Кроме того, ЧОПы обеспечивают конфиденциальность перевозки ценностей, поскольку владельцы ценностей не обязаны сообщать им о содержании груза. Если клиент направляет сотрудника сопровождать процесс инкассации, то охрана обеспечивается и ему.

Денис Ширяев: В современных экономических условиях происходит интенсивное развитие банковской системы России и финансовых рынков. Структура банковской системы поступательно усложняется. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживания клиентов. Принципиальное значение в связи с этим приобрело увеличение объема привлекаемых банковской системой средств и их размещение на внутреннем финансовом рынке. Все это вносит изменения в направления работы коммерческих банков, и в соответствии с современными требованиями происходит модернизация механизма инкассации.

Происходит трансформация самого определения инкассации. В финансовой системе инкассация считается одной из банковских операций. Ведь инкассация - это не только перевозка денег, но и пересчет наличных денег, их упаковка, выбраковка купюр, документальное оформление факта передачи денежных средств от клиента. В процесс инкассации добавляются еще и многочисленные чисто технические инструменты.

Главной особенностью обеспечения безопасности при перевозке денег силами охранного предприятия можно считать централизованность и универсальность.

ЧОПы и структуры, равные им по статусу (например, служба безопасности), проводят инкассацию на соответствующем уровне качества, обеспечивая безопасность денежной наличности. Кроме того, ЧОПы обеспечивают конфиденциальность перевозки ценностей, поскольку владельцы ценностей не обязаны сообщать им о содержании груза. Если клиент направляет сотрудника сопровождать процесс инкассации, то охрана обеспечивается и ему

Ведь в процессе выбора охранного предприятия заказчик, как правило, стремится ограничиться одной структурой, способной удовлетворить все его потребности в сфере безопасности - начиная от постовой (физической) охраны и заканчивая обслуживанием систем сигнализации. Соответственно в большинстве случаев в ведении одного охранного предприятия находится как охрана самого банка, так и обеспечение сохранности ценностей при их транспортировке. И при таком варианте, на мой взгляд, охранное предприятие, используя весь свой потенциал, может обеспечить надлежащий уровень надежности своим клиентам.

Юрий Гергель: Не считаю необходимым передоверять ЧОПам инкассацию. Какая бы ни была организация внутренней работы частных охранных предприятий, МВД с этой задачей справляется лучше. Законодательство накладывает ограничения на работу ЧОПов и по инкассации, и по охране некоторых видов объектов, таких как ювелирные салоны-магазины, аптеки с лекарствами группы А и др. Существует ряд постановлений и распоряжений МВД России, которые не дают возможности ЧОПам сотрудничать с данными организациями. Кроме того, использование оружия и других спецсредств влечет за собой нескончаемые проверки; прекратить деятельность "неудобного" ЧОПа очень легко, каким бы подготовленным он ни был.


- Накладывает ли законодательство ограничения на работу ЧОПов по инкассации?

Тигран Мартиросян: Раньше на проведение инкассации выдавалась лицензия, которая входила в состав банковской лицензии. ЧОПы просто получали лицензию на свою деятельность, а в законодательстве было прописано, что они имеют право на сопровождение денежной наличности.

В настоящее время такая лицензия отменена, и ЧОПы перевозят деньги лишь в соответствии с законом "О частной детективной и охранной деятельности в РФ", который предусматривает сопровождение грузов. Однако понятие инкассации там не прописано.

Вообще, на сегодня инкассация как процесс, входящий в денежное обращение, нигде законодательно не закреплен. Хотя фактически имеет право на осуществление. Я лично поднимал этот вопрос на крупном совещании лет 15 назад, но мне ответили, что я и так имею право перевозить денежную наличность. Сейчас уже никто не требует никаких документов, лицензий на инкассацию, ее и так все выполняют, она входит в состав работы ЧОПа, поэтому необходимости в ней нет.

- С какими возможными специфическими проблемами вы сталкиваетесь?

Тигран Мартиросян: Трудности, с которыми мы сталкиваемся, обусловлены увеличением денежно-наличного объема, что приводит к ошибкам на точках, где персонал не имеет специальной подготовки. В результате получаем: неправильную упаковку денег, неправильный пересчет, большие недостачи. Профессиональные кассиры сегодня встречаются довольно редко. Сотрудников, которые причастны к инкассации на стороне заказчиков (в банках и других компаниях), необходимо специально обучать.

Имеются сложности, связанные с забором денежной наличности на таких точках, на территорию которых автомобили не могут заехать (например, розничные рынки). При массовом скоплении людей даже двух охранников недостаточно. Обеспечить безопасность в таких условиях - серьезная задача. В идеале инкассация должна осуществляться дверь в дверь, а проходить охранники должны максимум 5-10 метров. Торговый хаос - серьезная проблема, и здесь от ЧОПов требуется большой профессионализм. Так, нам удалось успешно организовать работу на Измайловском рынке: был создан специальный кассовый центр для сбора денег сразу от нескольких клиентов.

- Какие организационные меры и технические средства позволяют повышать уровень безопасности инкассаторов и проведения операций по инкассации?

Тигран Мартиросян: ЧОПам следует постоянно поддерживать боевую готовность своих сотрудников, для этого необходимы регулярные физические тренировки и стрельба.

Совершенствовать оружие мы не можем, поскольку ограничены его определенным видом. Однако уровень безопасности в процессе инкассации можно повышать при помощи информационных технологий, средств связи, технологий защиты самого автомобиля. Все это требует дополнительных затрат и, естественно, повышает стоимость, но и качество услуг инкассации.

Для банков осуществление инкассации является довольно специфической задачей. В мировой практике доставкой и перевозкой денег занимаются специальные структуры, а банки выполняют свои прямые функции. В России же престижно, что банк на своей машине осуществляет инкассацию. Однако это лишь способствует оттоку клиентуры у ЧОПов, которые наиболее профессионально осуществлют эту процедуру.

Денис Ширяев: Безусловно, только применяя комплекс мер организационно-тактического плана с современными техническими средствами, можно обеспечивать требуемый уровень безопасности и сохранности при перевозке ценностей. Самыми надежными инструментами в данной сфере были и остаются дисциплина, неукоснительное соблюдение инструкции и методики транспортировки денежных средств, внимание, собранность, планомерность.

Из обширного списка технических средств обеспечения безопасности, используемых в настоящее время, на мой взгляд, наиболее полезны и востребованы устройства мониторинга на основе систем GPS/ГЛОНАСС. В частности, все наши охранники имеют при себе персональные трекеры с возможностью подачи сигнала тревоги в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Данные устройства довольно миниатюрны, легко помещаются в кармане, а оператор в дежурной части имеет возможность отслеживать все перемещения его владельца и оперативно направлять к месту его нахождения группу быстрого реагирования. В качестве дополнительных мер по обеспечению большей безопасности можно использовать согласование маршрутов передвижения инкассаторских машин с маршрутами патрулирования групп быстрого реагирования (ГБР) и нарядов милиции, действующих в системе единой дислокации. Такие организационные меры, а также разработка совместных планов по взаимодействию с ЧОПом и милицией позволят минимизировать время реакции оперативных служб на возможные угрозы в отношении транспортируемых ценностей и безопасности лиц, осуществляющих их перевозку.

Успешной практикой работы по обеспечению безопасности при инкассации и перевозке наличных денег можно назвать применение технических средств охраны в конечных точках маршрутов движения инкассаторских машин. В качестве примера в данном случае можно привести такой вариант: банкомат, который с известными интервалами необходимо снабжать денежной наличностью, оборудуется охранной сигнализацией с подключением на пульт централизованного наблюдения. Охранник по прибытии к банкомату снимает его с охраны персональным электронным идентификатором, по окончании работ таким же образом производит постановку на охрану. Все эти действия фиксируются и отображаются на пульте охраны дежурного оператора, который осуществляет контроль за временем проводимых работ. В случае отклонения от установленного времени для производства работ по загрузке денег он незамедлительно выходит на связь с охранником либо направляет на объект ГБР. А имеющиеся в настоящее время технические средства охраны настолько функциональны, что позволяют реализовать на объекте систему сигнализации с высокой степенью надежности, предусматривающую любую тактику охраны и подачу сигнала тревоги как при непосредственном воздействии на нее человека, так и без его участия (различного исполнения "тревожные кнопки" и приборы, имеющие возможность срабатывания при наборе специального кода охранником в случае его принуждения злоумышленниками).

Юрий Гергель: Биометрические датчики, подключенные к модулям r/IOHACC/GPS-навигации, передают параметры инкассатора и одновременно координаты местонахождения автомобиля. Плюс тревожная кнопка всегда при себе. Опционально можно добавить видеокамеру.

Самый простой способ увеличить эффективность инкассации в условиях повышенного риска - применять технологии навигации: закладка в мешок, скрытый модуль для ношения и др. Различные варианты согласовываются индивидуально с заказчиком.

- Расскажите, пожалуйста, о проверенных подходах и технологиях, а также о новых методиках и технических средствах.

Тигран Мартиросян: Одна из важных мер - отслеживание маршрутов с помощью системы GPRS в связи с возросшей криминогенной обстановкой. Хотя это весьма дорогое удовольствие и не все компании могут себе его позволить. Сегодня самое главное - использовать методики, которые не требуют существенных материальных затрат. А именно: обучать людей, требовать от них внимательности, более тщательно подходить к подбору кадров. Всегда есть риск, что злоумышленник может проникнуть в компанию, изучить схему ее работы и после увольнения воспользоваться своими знаниями в преступных целях.

Практикуются и такие приемы обеспечения безопасности, как шифровки, например замена маршрутов, автомобилей, людей. Каждый руководитель принимает свои меры, регулярно меняя условия решения задач, чтобы работа инкассаторов не была предсказуемой для внешнего мира.

- Какие правила и порядок действий должны, на ваш взгляд, неукоснительно соблюдать инкассаторы? Как бороться с влиянием человеческого фактора?

Тигран Мартиросян: Самое первое и главное правило - соблюдать действующий порядок, который установлен внутренним распорядком ЧОПа и требованием Министерства внутренних дел. Должны также соблюдаться все законодательные требования, отклонение от любого из них - грубое нарушение.

Иногда приходится принимать дополнительные меры. Мы, например, требуем от клиента выделения охраны и со своей стороны, чтобы усилить защищенность проводимой операции на своей точке, где происходит инкассация (они выделяют свою охрану, которая сопровождает инкассаторов до машины).

В финансовой системе инкассация считается одной из банковских операций. Ведь инкассация - это не только перевозка денег, но и пересчет наличных денег, их упаковка, выбраковка купюр, документальное оформление факта передачи денежных средств от клиента. В процесс инкассации добавляются еще и многочисленные чисто технические инструменты

Денис Ширяев: В деле обеспечения безопасности при перевозке материальных ценностей нет мелочей. Здесь как в уравнении со многими неизвестными должны присутствовать величины постоянные: дисциплина, внимание, надежность и резервирование средств связи и каналов передачи данных, надлежащая экипировка и бронежилеты, соблюдение мер личной безопасности. Немалую положительную роль для уменьшения влияния пресловутого человеческого фактора в работе выполняют ежедневные инструктажи и проработка вводных задач, надлежащий учет оружия и спецсредств, контроль за перемещением инкассаторов при выполнении ими своих функций.

Что касается проблемы повышения квалификации инкассаторов, то, несомненно, данная работа должна проводиться централизованно - в крупных центрах, имеющих возможность привлечения как можно большего числа специалистов и профессионалов самых разных направлений с учетом возникающих угроз. Ведь, как это ни парадоксально, попытки посягательств со стороны злоумышленников в отношении охраняемого имущества также приобретают все новые формы, которые необходимо постоянно иметь в виду и быть готовыми к их отражению.

Юрий Гергель: Грамотный профессиональный подбор: психологическое тестирование, индивидуальные деловые качества и т.д. - это регулярная и постоянная работа штатного психолога, кадровика. И если кандидат прошел тестирование один раз, то это вовсе не позволяет заранее знать, что периодическая проверка его морально-деловых качеств, уже в роли работника, покажет в следующий раз.

- Как вы боретесь с влиянием человеческого фактора? Поделитесь, пожалуйста, успешным опытом. Как проводится работа по повышению квалификации инкассаторов? Тигран

Мартиросян: Бороться с влиянием человеческого фактора очень трудно. Для человека, задействованного в процессе инкассации, работа не должна превращаться в набор последовательных действий, выполняемых чисто механически. Каждый шаг необходимо просчитывать заново ежедневно.

Раньше в нашей компании функционировал специальный отдел, который проверял и контролировал работу на маршрутах, следил за выполнением правил инкассации. Все ошибки и нарушения разбирались, и сотрудники всегда находились в состоянии готовности, поскольку знали, что в настоящий момент за ними могут наблюдать. Постоянный контроль очень подстегивает. Ежегодно собирается комиссия для подтверждения квалификации сотрудников. Для сотрудников ЧОПа предусматривается повышение квалификации до 4, 5 и 6-го разрядов. Это происходит путем дополнительного обучения и сдачи экзаменов. Технические средства постоянно совершенствуются, и сотрудники ЧОПа должны знать, как ими пользоваться. Чем ниже квалификация, тем более низкооплачиваемую работу выполняет сотрудник (например, не перевозит деньги, а просто стоит на охране).

- Какие требования вы предъявляете к автомобилям для инкассации в соответствии с задачами, которые решает ваша компания?

Тигран Мартиросян: Стоимость бронированного автомобиля сейчас настолько высока, что вносить какие-то конструктивные изменения и оснащать его дополнительными средствами практически невозможно. Раньше было такое требование - 6-я степень защиты бронированных автомобилей. Со временем себестоимость автомобилей резко возросла, и поскольку по машинам никто не стреляет (чаще всего нападение происходит на людей вне автомобиля), к защите кузова уже нет повышенных требований. В обычных условиях вполне достаточно иметь защиту 3-й или 4-й степени.

Если же автомобиль используется при повышенном риске, то на задание следует направлять не одну, а две-три машины.

Денис Ширяев: Автомобиль для производства инкассации, несомненно, должен быть специализированным и надлежащим образом оснащенным. Основными критериями при выборе такого транспортного средства являются класс защиты и достаточный запас прочности, высокая проходимость, универсальность. Важнейшей характеристикой является просторность салона, которую некоторые специалисты из числа производителей не зря называют "жизненным пространством". Автомобили должны быть оборудованы соответствующей световой и звуковой сигнализацией, специальной системой защиты колес и ходовой части.

Дополнительными средствами защиты сотрудников и груза в случае нападения являются устройства в виде химических или дымовых ловушек и маркеров. В настоящее время такие устройства могут срабатывать автоматически -в случае нападения они позволяют остановить преступника, помешать ему реализовать задуманные действия. А след от дымовой или красящей композиции такой ловушки послужит прекрасным ориентиром для идентификации злоумышленника группами задержания и нарядами милиции.

Юрий Гергель: Бронестекло, индивидуальные средства защиты инкассаторов, воздушные фильтры салона кабины и внутреннего пространства салона, каучуковые уплотнители полости топливного бака и т.д.

- Какие требования вы предъявляете к системам связи и навигации? Какие технологии хорошо зарекомендовали себя при эксплуатации?

Тигран Мартиросян: Основное дополнительное средство защиты экипажа - это система наружного видеонаблюдения, которую можно установить на автомобиле. Видеонаблюдение позволяет обеспечить раннее обнаружение преступников и вовремя предпринять необходимые действия.

Следует также использовать более мощные средства связи, чтобы избежать блокировки радиостанций.

Кроме средств защиты и радиосвязи с экипажем, важным фактором является и мобильная связь (особенно в случаях, когда не срабатывает радиосвязь).

Денис Ширяев: В настоящее время широкое распространение получили системы на основе различных GSM-устройств, которые работают довольно стабильно и имеют широкую зону покрытия. Конечно, не стоит сбрасывать со счетов проверенные средства связи УКВ-диапазона, работающие на выделенных частотах, однако из минусов таких систем главным является их ограниченный радиус действия.

На современном этапе развития устройств мобильной связи несомненный интерес вызывает аппаратура на основе технологий Wi-Fi и WiMAX. Тем не менее стоит сказать, что пока такие устройства либо еще весьма дороги, либо не в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым к профессиональному оборудованию.

У спутниковых средств связи имеется только один недостаток, препятствующий повсеместному внедрению, - высокая стоимость как самой аппаратуры, так и услуг связи.

Юрий Гергель: Любая система связи должна иметь резервный канал передачи данных и возможность автоматического перехода на резервный канал связи. Это касается и спутниковой навигации. При небольших доработках алгоритма работы на уровне элементной базы можно реализовать нестандартные возможности и применить уловки инженерной мысли. Все неповторимо и индивидуально.

Хорошо себя зарекомендовали локальные информационные системы передачи информации (контрольные, бесконтактные считыватели, используемые для передачи сжатых пакетов информации больших объемов по каналам связи: Flash-накопитель - Wi-Fi - локальная сеть - центр мониторинга).

Опубликовано: Каталог "Бронеавтомобили. Специальное приложение к журналу "Системы безопасности"-2010
Посещений: 24497

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций