Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

ГОСТинец для инкассаторских автомобилей

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

ГОСТинец для инкассаторских автомобилей

В середине декабря 2002 г. Госстандартом России был принят ГОСТ Р '50574-2002 "Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования". Данный технический стандарт вступил в силу с 1 января 2004 г. Подробно об этом ГОСТе можно узнать из интервью с начальником отдела разработки проблем технического надзора и регистрационно-экзаменационной деятельности НИЦ ГИБДД МВД России Б.М. Савиным (оно было опубликовано в журнале "Бронеавтомобили-2003"). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2004 г. № 482 "Об упорядочении установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков" транспортные средства, перевозящие денежную выручку и (или) ценные грузы, не относятся к транспортным средствам оперативных служб, кроме автомобильной службы специальных перевозок Банка России и Гохрана России. В соответствии со всем вышеизложенным банковским структурам пришлось перекрашивать свои автомобили (убирать зеленые полосы) и демонтировать проблесковые маячки. Многие сотрудники банков, непосредственно связанные с процедурой инкассации и перевозками, полагают, что уровень безопасности после лишения инкассаторских автомобилей опознавательных знаков станет ниже.


Хочу изложить свое видение данной проблемы, изучению которой было посвящено немало времени. Проблесковый бело-лунный маячок считается средством пассивной безопасности при перевозках денежной наличности и ценностей. Он не дает никаких преимуществ и не является специальным сигналом, но в случае нападения на спецавтомобиль инкассации он должен привлечь внимание сотрудников милиции (п. 3.6 ПДД). Сведения об оборудовании спецавтомобилей инкассации проблесковыми бело-лунными маячками занесены в регистрационные документы на ТС в порядке, определяемом приказом МВД РФ от 10 марта 2000 г. № 258 "О мерах по упорядочению установки и использования на ТС специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков".

Согласно ГОСТ Р 50547-2002, который заменил ГОСТ Р 50547-1993, инкассация денежной выручки и перевозка ценных грузов исключены из перечня оперативных служб. Но требование о приведении транспортных средств в соответствии с ГОСТ Р 50547-2002 до 01.01.2006 ". касается только оперативных служб, к которым спецавтомобили инкассации кредитных организаций не относятся. В указании ГУ ГИБДД МВД РФ от 03.05.2004 г. № 13/5-2454, на которое ссылаются работники технического надзора ГИБДД, речь идет об "обеспечении контроля только за отсутствием (демонтажем) специальных световых и звуковых сигналов".

В приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от 17 сентября 2004 г. № 482 "Об упорядочении установки и использования на ТС специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков" дается ссылка: "специальные сигналы - проблесковые маячки синего или синего и красного цветов". В приложении № 2 к приказу МВД России от 10 марта 2000 г. № 258 "О мерах по упорядочению установки и использования на ТС специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков" дается следующая ссылка: "специальные сигналы - проблесковые маячки синего, синего и красного, оранжевого или желтого цветов". Абзац 3 раздела 1 "Область применения" ГОСТ Р 50574-2002 разъясняет, что к "специальным световым сигналам относятся проблесковые маячки синего цвета". Но на спецавтомобилях инкассации установлены проблесковые бело-лунные маячки, установка которых регламентирована не ГОСТом, а п. 17 Основных положений по допуску ТС к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Кроме этого, в "Наставлении по техническому надзору ГИБДД МВД РФ" (в редакции приказа МВД РФ от 19.03.2004 г. № 187), в ссылке к п. 14.3.2 говорится о том, что при проверке соблюдения требований нормативных правовых актов по оборудованию транспортных средств специальными световыми и звуковыми сигналами руководствоваться требованиями, которые определены ГОСТ Р 50574-1993, а не ГОСТ Р 50574-2002. Из проведенного анализа вышеуказанной нормативной базы, а также п. 3.6 Правил дорожного движения и п. 17 Основных положений по допуску ТС к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения следует, что указание ГУ ГИБДД МВД РФ от 03.05.2004 г. № 13/5-2454 не согласуется с действующими на сегодняшний день нормативными актами МВД и Правительства РФ.

За последнее время участились случаи нападения на инкассаторов, перевозящих денежную наличность и ценности. Увеличилось число пострадавших, так как нападения совершаются с использованием автоматического оружия. (Многим хорошо известен случай в г. Самаре у завода им. Тарасова 27 января 2005 г.) Обезличивание (снятие зеленых полос) спецавтомобилей инкассации, уменьшение средств пассивной безопасности бригад инкассаторов (снятие проблесковых бело-лунных маячков) будет только на руку преступным элементам. При выяснении данного вопроса в НИЦ ГИБДД МВД РФ нам стало известно, что в настоящее время проходит экспертизу разработанный при участии Сберегательного банка РФ национальный стандарт ГОСТ Р "Транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценностей", куда включены и спецавтомобили кредитных организаций, перевозящие денежную наличность и ценности, для которых предусмотрены специальная цветографическая схема и наличие проблесковых бело-лунных маячков.

На основании всего вышеизложенного было бы целесообразно решение вопроса о снятии бело-лунных маячков приостановить до 01.01.2006 г. Надеюсь, что и это частное мнение будет учтено ГИБДД

Начальник отдела инкассации ОАО "АВТОВАЗБАНК", г. Тольятти
А.И. Козин


Я работаю в системе инкассации с 1977 г. Начинал инкассатором, потом работал бригадиром, заместителем начальника участка, затем начальником. С 2001 г. я работаю во внебанковской кредитной организации ООО "Ассоциация российских банков (АРБ) ИНКАСС". Мы обслуживаем порядка 20 банков, наш парк насчитывает 24 бронемашины.

Хотелось бы немного рассказать об истории вопроса. В 1970-х гг. для перевозок использовали в основном "Волги". Насколько я помню, на автомобилях для инкассации была надпись "СВЯЗЬ", чтобы как-то их отличить от обычных машин. Но то ли надпись была не на всех машинах, то ли одной только надписи было мало, но случаев, когда в автомобили инкассации пытались сесть как в такси (особенно вечером подвыпившая публика), было предостаточно. Инкассаторы, естественно, принимали меры, препятствовали таким "посадкам", завязывались драки, потом были судебные разбирательства. Был даже один такой случай в районе Измайловского парка - застрелили художника. Он, будучи нетрезвым, пытался сесть в машину, началась драка, и инкассатор применил оружие. Как потом суд установил, это было неправомерно, и инкассатора осудили. Уже в начале 1980-х гг. после ряда нападений на инкассаторов, в частности в аэропорту "Домодедово" и около кинотеатра "Молодежный", органами правопорядка совместно с Госбанком было решено провести на инкассаторских автомобилях полосу, поставить проблесковый маячок и переговорное устройство, чтобы водитель имел возможность что-то сообщать. Это способствовало повышению техники безопасности. Стало понятно, что определенным образом окрашенные машины перевозят деньги, внутри находится вооруженный экипаж и останавливать такую машину (а тем более пытаться проникнуть в нее) не стоит.

На сегодняшний день мы инструктируем своих инкассаторов о том, что остановить машину милиция может только на стационарном посту ГАИ. С правоохранительными органами у нас отношения достаточно хорошие: они понимают, что инкассаторы возят ценности, и свою задачу выполняют, поэтому надо к ним относиться соответствующим образом. А представьте, что будет, если автомобиль без полос, без сигнального маячка попадет в какое-нибудь ДТП! ГАИ будет требовать от людей, чтобы они покинули машину, и все объяснения, что автомобиль инкассаторский, что в нем деньги, будут уже вторичны. В этой ситуации все может случиться, вплоть до применения оружия. Другой момент - нападение на машину с выручкой. Инкассация у нас осуществляется где угодно: и в узеньких переулках, и в плохо освещенных улочках, где удобнее всего совершить нападение. Случись в таком месте какая-то заваруха, прохожие просто пройдут мимо, подумав, что это пьяная драка, а если машина будет с полосой и включенным фонарем, они, скорее всего, отреагируют. Я считаю, что полоса и белый проблесковый маячок необходимы. Преимущества они никакого не дают. Но если что-то случилось - включили маячок: та же милиция будет проезжать, обратит внимание. С точки зрения безопасности и маячки и полосы - вещи необходимые. А если кто-то полагает, что это ерунда, то можно вообще убрать и полосу, и форму, пусть инкассируют в гражданском, следующий шаг - отмена оружия и брони. Мы и так докатились: по Закону об оружии инкассатору не положено огнестрельное оружие, его охраняет сотрудник ЧОП. Я проработал в системе инкассации 24 года и могу сказать: инкассатор крайне редко применяет оружие, но почему человека лишают этого шанса? Шанса защитить свою жизнь и ценности, которые он проинкассировал и которые находятся под его ответственностью.

Первый заместитель генерального директора ООО "АРБ-ИНКАСС"
Ю.П. Огурцов


О выходе нового ГОСТа мы узнали совершенно случайно. Банк приобрел новый автомобиль, все как положено - с зелеными полосами и бело-лунными маячками. Но при регистрации в ГИБДД нам сказали, что автомобиль сертифицирован по старому ГОСТ Р50574-1993, который уже не действует, и что нам необходимо переделать документы на автомобиль, а также убрать маячки и полосы. Вот так мы впервые узнали про ГОСТ Р 50574-2002. С большим опозданием до нас дошло официальное предписание ГИБДД о том, что мы должны привести автомобили банка в надлежащий вид: убрать полосы и демонтировать маяки. В предписании говорилось, что пока нового ГОСТа нет (он вступал в силу с 1 января 2004 г.), автомобили будут ставиться на учет без полос и проблесковых маячков с записью "прочие специализированные автомобили". Таким образом, признавалось, что инкассаторский бронеавтомобиль - это не базовая модель, но тем не менее на дороге выделяться он ничем не должен. Такая ситуация сохраняется и до сих пор.

Нам пришлось в течение почти полугода демонтировать на автомобилях проблесковые маячки и убирать полосы. Поскольку на автомобилях полосы были нанесены краской, мы были вынуждены полностью или частично перекрашивать все кузова, естественно, это потребовало достаточно больших финансовых затрат. Пока проделывалась эта работа, инспектор ГИБДД, который курирует наше транспортное управление, насчитывающее более 130 единиц транспорта, при каждом посещении напоминал, что предписание банком еще не выполнено. Это нас подстегивало, хотя и сейчас ездит еще достаточно много машин с полосами и маячками. Наверное, не у всех банков есть возможность перекрасить свои автомобили и демонтировать маячки. С сотрудниками ГИБДД на дорогах трений практически не возникало: они напоминали о требованиях нового ГОСТа, ноих замечания носили скорее рекомендательный характер.

Не могу сказать, что снятие полос и маячков сильно отразилось на нашей деятельности. С водителя Промсвязьбанка проводятся инструктажи, на которых основное внимание уделяется соблюдению Правил дорожного движения. Если водитель грубо нарушает правила, к нему будет соответствующий подход со стороны сотрудников ГИБДД -тут уже не важно, на обычном автомобиле он едет или на инкассаторском. Тем не менее я считаю, что определенные опознавательные знаки инкассаторским автомобилям коммерческих банков нужны. Все мы наблюдаем картину, сложившуюся в последнее время: чуть ли не каждый день происходят нападения на инкассаторов. Банкам приходится принимать дополнительные меры безопасности: в обязательном порядке выдавать водителям и инкассаторам бронежилеты, требовать от них неукоснительного выполнения внутренних инструкций банка. Наличие на спецавтомобилях опознавательных знаков определенной раскраски, специальных средств оповещения способствовало бы выделению их в общем потоке, следовательно в случае необходимости им бы вовремя была оказана помощь на дороге. ГОСТ для инкассаторских автомобилей, безусловно, нужен, думаю, это понимают не только руководители и сотрудники банков, но и работники ЧОПов, и милиция.

Но сотрудники ГИБДД иначе смотрят на проблему цветографической окраски и наличия световых и звуковых сигналов. Они полагают, что отсутствие отличительных знаков никоим образом не отражается на безопасности инкассаторских автомобилей.

Начальник отдела транспортного управления АКБ "Промсвязьбанк"
В. С. Смирнов


Директора некоторых банков, естественно, недовольны тем обстоятельством, что буквально вчера транспортные средства, принадлежащие их банкам, имели возможность использовать цветографическую окраску и специальные световые и звуковые сигналы, а сегодня - нет. Постановление Правительства Российской Федерации № 482 исключило службу инкассации из перечня оперативных служб, на транспортные средства которых разрешена установка специальных сигналов (маяков синего цвета) при наличии специальных цветографических схем. Это, безусловно, правильно, ведь данные автомашины перевозят деньги и ценности, и от быстроты их перемещения не зависят жизнь и здоровье людей, тогда как "Скорой помощи", пожарным, спасателям и другим оперативным службам крайне важно прибыть на место вовремя. Уместно задать вопрос: а зачем торопиться автомобилям инкассации? С деньгами ничего не произойдет: они не испортятся, оттого что прибудут несколько позже. А принимая во внимание участившиеся в последнее время нападения на инкассаторские автомашины, можно сказать, что гораздо легче отследить маршрут передвижения окрашенного в соответствии с ГОСТ Р 50574-2002 транспортного средства. Поэтому, с моей точки зрения, наличие цветографической окраски, раскрывающей принадлежность транспортного средства, может оказаться в том числе и на руку злоумышленникам.

Кроме того, как может повлиять цветографическая окраска на безопасность перевозки денежных средств, скажем, в Москве, где очень плотное движение и даже наличие специальных сигналов далеко не всегда обеспечивает беспрепятственное движение транспортных средств? Зачастую в такой ситуации безостановочное движение может осуществляться только по полосе встречного движения, а в связи с тем, что инкассаторские автомобили в большинстве являются бронированными, то и тяжесть последствий возможных аварий в данном случае выше. Хочу заметить, что в соответствии с Правилами дорожного движения и сейчас транспортные средства, перевозящие денежную выручку или ценные грузы, могут оборудоваться проблесковыми маячками бело-лунного цвета и специальным звуковым сигналом, использовать которые можно только в случае нападения на указанные автомашины. Преимуществ в движении такие сигналы не дают, в то же время приходится иногда наблюдать, что водители транспортных средств, пытаясь расчистить себе дорогу, включают маячки бело-лунного цвета. И как должны реагировать сотрудники милиции в данной ситуации? - блокировать проезд, создать оцепление, в случае необходимости принять меры вплоть до применения оружия.

Возвращаясь к теме специальных сигналов, необходимо сказать, что такого количества оперативных служб, а следовательно, автомобилей, имеющих цветографическую окраску, наверное, нет больше нигде в мире. Соответственно чем их больше, тем меньше эффект, на который могли бы рассчитывать оперативные службы: автомобили со специальной окраской и включенными специальными световыми и звуковыми сигналами просто перестают замечать, к ним уже не относятся с повышенным вниманием. Это происходит даже несмотря на то, что за непредоставление преимущества в движении таким транспортным средствам предусмотрена административная ответственность. К сожалению, скорее достигается обратный эффект: когда такая автомашина, выполняя неотложное задание, нарушает Правила дорожного движения, это вызывает раздражение других участников движения, вынужденных стоять в пробке. Поэтому я, да и не только я, не считаю нужным вводить для автомобилей, перевозящих денежные средства, специальную цветографическую окраску и специальные световые и звуковые сигналы в добавление к существующим бело-лунным маячкам. Безопасность перевозок денежных средств в первую очередь должна обеспечиваться высокой профессиональной подготовкой инкассаторов и водителей, наличием средств связи и навигационных систем, позволяющих службам безопасности банков отслеживать передвижение указанных транспортных средств.

В настоящее время при содействии специалистов Сбербанка действительно готовится новый национальный стандарт по окраске бронеавтомобилей инкассаторских служб. Изменится ли что-то для банковских негосударственных структур, пока неизвестно. По некоторым сведениям, требование для них будут только ужесточаться. Но не станем забегать вперед. ГОСТ должен появиться в будущем году. А пока банкам остается либо перекрашивать автомобили и демонтировать маячки, либо еще немножко потянуть время и дождаться выхода ГОСТа, вдруг придется снова перекрашиваться.

Заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения ГИБДД МВД России
В.П. Белобородов

Опубликовано: Каталог "Бронеавтомобили. Специальное приложение к журналу "Системы безопасности"-2005
Посещений: 17132

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций