Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Крепость на колесах

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Крепость на колесах

Обеспечение личной безопасности любой важной персоны, будь то бизнесмен, политический деятель или государственный чиновник, требует применения всех существующих технических средств, и спецтранспорт здесь не исключение.

В данной статье речь пойдет о бронеавтомобилях - средстве защиты, эффективность которого вполне может оправдать любую цену. Ведь согласно теории обеспечения личной безопасности, бронеавтомобиль увеличивает уровень надежности защиты охраняемого лица на 80% (!).

Впрочем, последнее утверждение можно считать истинным лишь при условии четкой и слаженной работы всех компонентов системы охраны и персонала, обеспечивающего безопасность охраняемого лица. О том, какие проблемы возникают при организации личной охраны с применением бронированного транспорта и на что нужно обратить внимание покупателю, мы и попытаемся сейчас рассказать.

Люди

Конечно, знакомиться с новациями в области VIP-бронеавтомобилей и рецензиями специалистов на машины различных марок необходимо. Тем не менее гораздо эффективнее следить за практикой их использования. И опыт показывает, что далеко не всегда бронемашины выполняют свое предназначение: в частности, 2004 год не стал радостным для тех, кто использует эту сверхдорогую технику. 12 апреля в Москве на перекрестке улиц Дмитрия Ульянова и Вавилова был взорван бронированный Volvo S80. Все, кто находился в автомобиле, погибли, пострадали и случайные прохожие. Специалисты сделали должные выводы из печального прецедента: взрыв имел такие последствия в первую очередь из-за кустарного бронирования автомобиля и тактических ошибок личной охраны пострадавшего.

На последнем пункте стоит остановиться особо. Прежде всего отметим, что нечасто приходится видеть владельца бронированного автомобиля, не пользующегося услугами телохранителей. При серьезном подходе к вопросу собственной безопасности высококвалифицированная охрана становится первоочередным требованием. И, конечно, следует уделять внимание профессиональным качествам водителя специализированного транспорта. Далеко не каждый, кто водит автомобиль, способен себе представить отличия в тактике действий за рулем обычного и бронированного автомобиля. Водители, согласно теории обеспечения личной безопасности, являются критическим звеном в группе личной охраны. Ведь даже стекло, бронированное по стандарту В7, едва ли выдержит автоматную очередь в половину магазина, а такое воздействие вполне возможно, если атакуемая машина будет стоять на месте. Так что от квалификации водителя безопасность его шефа зависит не меньше, чем от качества самой машины.

Здесь также следует рассказать и о достаточно распространенном синдроме излишней успокоенности и вседозволенности охраняемого лица, возникающем после того как телохранители берут клиента под охрану: "Если что-то произойдет, то не со мной". Впрочем, если человек покупает бронеавтомобиль, это уже говорит о многом - в частности о серьезном отношении к собственной безопасности и об отсутствии склонности излишне расслабляться.

Участие в любом бизнесе, развитие общественной или политической карьеры автоматически ведет каждого из нас к повышению интенсивности общественных отношений, что в соответствии с теорией обеспечения личной безопасности - "наукой защищать" - является предпосылкой возникновения векторов личных угроз. При достижении определенного социального уровня возникает необходимость в личной охране, следующим этапом является бронеавтомобиль.

Машины

В отличие от обычных автомобилей, которые спроектированы исключительно для быстрого и комфортного передвижения, бронеавтомобиль имеет принципиально другое назначение, являясь по своей сути боевой машиной. Все характеристики бронеавтомобиля, не относящиеся непосредственно к обеспечению безопасности его экипажа в любых условиях, можно смело обозначить как второстепенные.

Класс защиты, присвоенный бронеавтомобилю, означает, что машина рассчитана на противостояние определенному типу боеприпасов - от огнестрельного мелкокалиберного до автоматического со стальным сердечником, а также определенному эквиваленту взрывчатого вещества. Качество брони и уровень защиты автомобиля в целом обычно можно узнать, посмотрев демонстрационные DVD, выпускаемые фирмами-изготовителями бронемашин. Для определения класса защиты бронеавтомобиля существуют европейские стандарты (см. табл.). Заметим, что принцип определения класса защиты базируется на толщине защитного материала (стекло и сталь), способного противостоять определенным боеприпасам.

Практически любой серьезный бронеавтомобиль оснащен колесами специальной конструкциии, обеспечивающими движение, даже если шины практически полностью теряют давление. Защищенные топливные баки, система пожаротушения и кислородный баллон наряду с лобовым стеклом, превращающимся в запасной выход, - вот "джентльменский набор" хорошей боевой машины. Кстати, еще одним фактором риска, который всегда должен учитывать телохранитель при работе с "броней", является тяжесть и ход бронированных дверей. Есть две вещи, которые охранник обязан помнить всегда: во-первых, вероятность того, что дверь не закроется полностью - ее всегда необходимо перепроверять, и, во-вторых, необходимость беречь ноги пассажира при посадке и высадке. За внимательность, проявленную в подобной ситуации, сотрудник 9-го Управления Владимир Винокуров получил от президента США Р. Никсона в подарок запонки. Во время визита американского президента в Кремль советский офицер удержал тяжелую бронированную дверь, которую толкнул американский охранник, не видя, что охраняемое лицо задержалось при высадке.

Так что же мы называем бронеавтомобилем? Подобный вопрос оказывается уместен, например, при изучении атаки на бронированный автомобиль президента Республики Никарагуа Анастасио Сомосы в 1956 году. Из засады, организованной на третьем этаже здания, находившегося рядом с маршрутом президентского кортежа, по бронемашине был произведен прицельный выстрел из базуки. Удар не был остановлен броней, которая должна была принять на себя энергию взрыва. Вместо этого реактивный снаряд пробил крышу "Мерседеса" и взорвался в салоне. Вопрос о том, какая броня была на автомобиле никарагуанского лидера и как избежать подобного развития событий, актуален и сегодня для всех, кто намерен пользоваться бронеавтомобилем.

Приведем еще один пример: в 1983 году трагический случай стоил жизни командующему ВМС США Альберту Шауфель-бергеру. Перед входом в Американский университет в Сан-Сальвадоре (Сальвадор) генерал, сидевший в своей бронированной машине, был застрелен тремя выстрелами в упор через открытое окно. Кондиционер в машине не работал, и окно было открыто самой жертвой. Естественно, виноват в такой ситуации тот, кто отвечает за техническое состояние автомобиля.

Броня - это еще не все

Специалисты очень хорошо понимают различие между фабричным и тюнинговым бронированием. И если в 1999 году в Санкт-Петербурге тюнинговый Suburban не выдержал попадания из РПГ (ручного противотанкового гранатомета), то фабричный Mercedes B7 спас жизнь президенту Ингушетии в 2004 году. Конечно, специалисты скажут, что даже броня класса В7 не дает гарантии защиты от противотанковой гранаты, но практики знают, что все зависит от угла атаки, а это значит, что каждый миллиметр брони, каждый слой защитного материала играет отведенную ему роль.

Очень сложная ситуация складывается с сертификацией тюнинговых бронеавтомобилей. Фирма, производящая бронирование, должна иметь серьезную репутацию в своей отрасли, предоставлять по первому требованию все необходимые документы, а также не скрывать саму технологию бронирования от заказчика. Что происходит в противном случае, показывает следующий пример: три года назад в Москве продавали за 15 000 долларов "бронированный" автомобиль с 10-летним сроком эксплуатации. На вопрос о том, почему продавец решил, что авто бронированное, тот ответил, что у машины "стекла толстые", однако никаких сертификатов у него не было.

Серьезным просчетом при заказе на тюнин-говое бронирование является желание заказчика одеть в пуленепробиваемые "доспехи" машины Е-класса, то есть такие автомобили, как AUDI A6, Mercedes E230, BMW 235 и им подобные, которые не обладают достаточными тактико-техническими характеристиками, чтобы нести серьезную броню.

Современный рынок бронеавтомобилей предоставляет достаточно широкий выбор для потенциальных клиентов. Можно купить новый или бывший в употреблении автомобиль, выбрать седан или джип, можно забронировать уже имеющуюся машину, можно даже обменять старый, но бронированный фабричным способом автомобиль на новый.

Где взять

Сейчас в нашей стране услуги по бронированию обычных автомобилей и по продаже машин с заводским бронированием предлагает множество фирм. От охраняемого лица требуется только назвать бренд, модель и количество денег, которые он готов затратить на покупку трехтонной боевой машины. Все остальное обязаны решить специалисты. Но, даже если у вас нет финансовых ограничений, необходимый вам автомобиль не всегда может оказаться в наличии. Далеко не каждая фирма всегда имеет в продаже BMW, Mercedes или Maybach с фабричным бронированием класса В7 (меньший класс бронирования не всегда обеспечит надежную защиту). Вы можете ждать получения заветного авто до полугода, проплатив договорной процент от стоимости. Однако это еще не означает, что вы должны в течение времени ожидания рисковать собой. Если бронеавтомобиль стал крайней необходимостью, арендуйте его и ждите исполнения своей бронированной "мечты" спокойно. При этом не стоит сомневаться, что внутренний комфорт фирменной модели бронеавтомобиля будет выше, чем у любой машины, прошедшей тюнинг. Вдобавок снаружи ваш автомобиль будет неотличим от серийного образца. И это еще не все. Есть одно ощущение, которое едва ли можно получить, используя простой автомобиль, - чувство безопасного отрешения от внешних проблем в момент закрытия стокилограммовой двери со стеклами толщиной 7,5 см...

Д.М. Фонарев,
эксперт

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2004
Посещений: 11817

  Автор

Фонарев Д. Н.

Фонарев Д. Н.

Президент национальной ассоциации телохранителей России

Всего статей:  2

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций