Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Не все бронеавтомобили одинаковы

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Не все бронеавтомобили одинаковы

В этой статье речь пойдет не о бронированных машинах невоенного назначения и даже не об инкассаторских автомобилях, а о машинах внешне незаметного бронирования, которые называются также автомобилями VIP-назначения. Мы расскажем, как они проектируются, как производятся, какие средства защиты предусмотрены в них и как покупателю следует их выбирать.

Два типа бронирования: плюсы и минусы

Итак: что это за "бронированные автомобили"? Снаружи - машина как машина, но как она защищена? Чаще всего на этот вопрос не ответит даже ее владелец - все работы по бронированию обычно происходят без его присутствия.

Бронирование автомобиля может осуществляться двумя принципиально отличными способами: заводским и послезаводским. При заводском бронировании в процессе сборки автомобиля защитные элементы устанавливаются непосредственно в несущие части кузова, что позволяет значительно снизить вес готового автомобиля и улучшить его защиту. Разрабатываются и устанавливаются некоторые специально усиленные узлы подвески, тормозной системы и т.п. Такое бронирование, да и то на специальном мелкосерийном конвейере, доступно лишь нескольким самым крупным фирмам: Mercedes Benz, Maybach, BMW, Audi.

Положительные факторы: низкий вес при достаточно мощном бронировании, сохранение многих ходовых параметров и параметров других систем максимально приближенными к таковым в небронированном варианте.

Минусы: изначально высокая цена, которая диктуется не только расходами на разработку специальной подвески, рулевого управления, иных деталей кузова (крыльев, бамперов), но и расходами на их замену.

Ведь в ремонте такие автомобили намного дороже своих собратьев - даже бронированных, в которых используются стандартные детали кузова. Согласитесь, что замена бампера при обычном ДТП становится делом дорогостоящим и долгим, если все приходится изготавливать на заказ. Послезаводское бронирование используется практически всеми остальными фирмами на рынке производства бронеавтомобилей. Базовая машина, выбранная или приобретенная заказчиком, разбирается, бронируется и собирается вновь-с максимальным сохранением деталей кузова и салона, если не оговорена его перепланировка.

Минусы: невозможность сохранения всех ходовых параметров как на обычном автомобиле, невозможность применения всех усиленных узлов, которые могут применяться на заводском бронеавтомобиле. Положительные факторы: использование любого шасси - нового или уже используемого заказчиком, невысокая цена бронирования, использование максимального числа стандартных деталей кузова.

Ситуация на отечественном рынке

На российском рынке ряд производителей бронеавтомобилей или фирм-посредников, реализующих их продукцию, сертифицировали некоторые популярные модели для поставки их небольшими партиями. Однако большинство бронепроизводителей даже не занимаются этим ввиду следующих причин.

Первое: нет жесткой регламентации согласно ОСТу или ГОСТу на данный тип бронеавтомобилей, т.е. определения, где, как и чем он должен быть защищен; каким оборудованием должен быть оснащен хотя бы по минимуму; какие переделки салона допустимы; если делается вставка для удлинения колесной базы, как это скажется на эксплуатационных качествах автомобиля, да и вообще можно ли это делать? Второе (что, на наш взгляд, не менее важно): очень трудно заранее предугадать, какие модели будут выпущены в следующем году заводами-производителями? Какие из них будут пользоваться спросом у российских покупателей? И как заранее сертифицировать бронированный автомобиль при многообразии выбора моторов, кузовов, длины базы и т.д.? Ведь даже при одинаковом внешнем виде бронеавтомобили оказываются различны по уровню защиты и оборудованию. Здесь очевидно несовершенство действующей в настоящий момент системы сертификации. Она подразумевает получение отдельного сертификата на каждый вариант машины. А вариантов - десятки! И количество их диктует покупатель. Трудно с ним спорить, хотя порою необходимо. Известно немало случаев, когда покупателю не нравились в интерьере салона самые необходимые вещи: ремни и подушки безопасности, системы пожаротушения, различные травмобезопасные элементы. И наоборот: иногда покупатель может пожелать установить сиденья без ремней безопасности, зато с системой массажа и особенными подлокотниками; тонировать пулестойкие стекла до такой степени, что управление автомобилем на дорогах общего пользования становится просто небезопасным.

Бороться с этим необходимо, - но бороться грамотно, чтобы все аргументы были доступны пониманию покупателя. И помочь здесь должны соответствующие ГОСТы и ОСТы: борьба за жизнь и безопасность покупателя должна вестись цивилизованно.

Выбор защитных материалов

Но вернемся к самому бронеавтомобилю. Пожалуй, самое главное в нем - это защитные характеристики, которые определяются выбранными защитными материалами и правильностью их применения с целью максимальной защиты пассажиров.

Выбор защитных материалов достаточно широк: множество независимых производителей поставляют их на рынок в огромном количестве. Предприятия, занимающиеся бронированием, просто покупают эту продукцию и по своему усмотрению - или по желанию покупателя - защищают ею исходные автомобили.

Самому покупателю не так-то просто самостоятельно ориентироваться среди обилия защитных материалов с самыми разнообразными названиями. Хотя на самом деле изобилие это - кажущееся. Названий действительно много (даже слишком), но сами защитные материалы в основном делятся на непрозрачную броню (броню, керамику), многослойные полимеры (кевлар, нейлон, фибергласе) и многослойные пулестойкие стекла.

Проблема оптимального бронирования и избыточного веса

Традиционно толщина каждого из материалов указывает на уровень защиты от определенного оружия. Так, для успешного противостояния автомату Калашникова (а меньший уровень мы просто не рассматриваем, т.к. таковой статистики применения оружия практически не наблюдается) с обычной пулей ПС калибра 7,62x39 мм достаточно брони толщиной 4-4,5 мм, пулестойкого стекла 29-33 мм, полимера 20-25 мм. Однако такие боеприпасы (пуля имеет еще обозначение ПС-43 - по году разработки) встречаются уже довольно редко. Их выпуск прекращен более 12 лет назад. Но в ряде нацистандартов по защитным материалам они присутствуют. При варианте защиты, рассчитанном для России, где повсеместно применяется более мощное оружие - тот же Калашников, но с пулями термоупрочненными или бронебойными - автомобили должны иметь защиту (если использовать только броню) толщиной 8-10 мм. Создать бронеавтомобиль с таким весом и сделать его безопасным при движении по дорогам общего пользования под силу лишь компаниям, производящим бронеавтомобили мелкосерийно на базе основного производства (о чем мы говорили выше). Однако цены на такие автомобили высоки, а предлагаемый ими уровень защиты все равно оставляет желать лучшего. Для самой последней модели Maybach предполагается лишь один уровень защиты: от боеприпаса Magnum 44-го калибра со свинцовой оболочечной пулей.

По мощности он выше, а по пробивной способности примерно равен нашему ТТ образца 1930 г. и заметно уступает новым пистолетам, таким, как "Гюрза" и "Грач" с боеприпасами 9x19 мм и 9x21 мм, где используются пули 7Н21. Вот и весь прогресс. Чем машина более высокотехнологична, тем она менее подвержена переделкам - даже в условиях завода-изготовителя и при сколь угодно высоких затратах. Тогда как быть при "незаводском" бронировании? Легко представить вес такой защиты на мощном внедорожнике или легковом шасси рамной конструкции. Но для более новых моделей, которые оснащаются множеством разных электронных систем по стабилизации дорожного просвета, движения, курсовой устойчивости, такая нагрузка будет уже непосильной. При избыточном весе, диктуемом использованием одной лишь брони, этот путь ведет в тупик - если не сейчас, то в ближайшем будущем. Базовые машины при усилении некоторых деталей или механизмов будут ходить дольше, но не намного. Необходимо кардинальное решение проблемы по снижению веса защиты при сохранении ее достаточно высокого уровня. В таких случаях необходимо использовать новейшие материалы, такие, как полимеры "Дайнима". При более высоком уровне защиты используется "сандвич" из тонкой брони, керамики и полимеров. Такой материал невозможно купить готовым на рынке и использовать при бронировании автомобилей. Создать такой материал по силам лишь тем фирмам, у которых есть своя лаборатория по разработке и испытаниям подобных композитов.

В этом "сандвиче" каждый из слоев выполняет свою работу. Керамика, благодаря своей твердости, первой встречает и останавливает термоупрочненную или бронебойную пулю, однако без тонкой полоски брони она не сможет это сделать на 100%. Точно так же и полимерный слой необходим для полной остановки фрагментов керамики и брони, разрушенных пулей. Какой толщины должен быть каждый слой? Как они должны крепиться и располагаться? Выяснить это поможет лишь длительный путь постоянных расчетов и исследований. Ведь для каждого конкретного заказа разрабатывается материал, который на 100% защищает от указанных боеприпасов, да еще и имеет запас по прочности. Различны и исходные материалы: ведь керамика выпускается с различной плотностью, твердостью, содержанием определенных металлов.

Однако не будем загружать потенциального покупателя сложностью расчетов этих характеристик и постараемся на примере показать, как же этот "сандвич" работает.

Проведение испытаний и оптимальное применение выбранной защиты

Далеко не у всех фирм-бронировщиков есть своя лаборатория для проведения реальных отстрелов и испытаний с производством всех необходимых замеров. И даже у тех, у кого подобная лаборатория есть, скорее всего, не найдется такого изобилия самых последних образцов оружия и боеприпасов, как в Москве в НПО "Спецтехника и связь" МВД России, где сертифицируются многие защитные материалы для использования в нашей стране. Это одно из немногих мест в России, где очень серьезно относятся к огневым испытаниям и имеют многолетний опыт работы. Все образцы для отстрела поставляются размером 50x50 см. Образец фиксируется в специальном держателе, а затем с расстояния в 7 м (стандарт от 5 до 10 м) под углом в 90° производится отстрел. Тип оружия, боеприпасов и количество выстрелов регламентированы и определены в ГОСТ Р 50963-96. Автоматический регистратор фиксирует скорость полета каждой пули. Большинством национальных стандартов регламентируются три выстрела в вершины равностороннего треугольника со стороной в 12 см. Однако есть страны с более жесткими стандартами отстрела, и там испытания проводятся в треугольник со стороной 6,5 см. Отстрел производится не только во вдвое меньшее пространство, что требует более прочной защиты, но и большим количеством выстрелов - для гарантированного запаса прочности.

На фотографии можно видеть успешное тестирование многослойного защитного материала, разработанного в лаборатории "Армет". При толщине 13 мм он выдержал 10 выстрелов из винтовки СВД с применением боеприпаса самой высокой мощности в российской системе сертификации (класс 6А по ГОСТ Р 50963-96) - с бронебойно-зажигательной пулей Б32. Следующий этап - определение наиболее правильного применения выбранных материалов для защиты автомобиля. Здесь имеет место большое разнообразие в способах использования защитных материалов и технологиях их установки, способах разборки шасси и методах его возможного усиления для работы с дополнительным весом защиты. Потенциальный покупатель обычно имеет дело с кратким описанием защитных зон автомобиля и длинным списком дополнительного оборудования, так что понять необходимость в каком-либо компоненте довольно сложно. Посмотрите внимательно на предложенную вам спецификацию! Обязательно сравните с аналогичными-от конкурентов. На первоначальном этапе важно понять принципы, которыми руководствуется фирма при защите вашего автомобиля. Нормально защищенный бронеавтомобиль должен быть защищен на 97-99% при обстреле со всех сторон. То есть из 100 возможных выстрелов лишь 3-4 могут быть пропущены защитой. Не более! Настоятельно не рекомендуем так называемое "фрагментарное" бронирование, при котором ваш автомобиль бронируется не полностью, а "кусочками" из расчета, что "тут не пролетит, туда не попадут, а здесь и не видно".

Для качественной защиты не должно быть полубронирования. Бронеавтомобиль как минимум должен иметь полное бронирование пространства между двигателем и пассажирским салоном от лобового стекла до пола, включая все пространство под приборной панелью и в месте расположения педалей. Внутреннее пространство должно быть защищено внахлест от прострела в дверных и оконных проемах, иметь защиту пола и потолка, дверей, всех вертикальных плоскостей по периметру, т.е. полную защиту пассажирского салона со всех сторон. Обязательны также усиленная подвеска, вставки безопасности во всех колесах для езды на пробитых или поврежденных покрышках, защита бензобака от взрыва и протечки топлива. Рекомендуется иметь опускаемые пулестойкие стекла в передних дверях, переговорное устройство "водитель-улица", дополнительный защищенный аккумулятор, компьютерный блок двигателя, дистанционный запуск двигателя.

Наличие дополнительного оборудования

Достаточно широк выбор дополнительного оборудования, которое может устанавливаться на бронеавтомобили для удобства работы и внутреннего комфорта. Здесь различное аудио- и видеооборудование, компьютеры, средства связи и средства их защиты, сканеры защиты от установки на бронеавтомобиле взрывчатых веществ или взрывных устройств, средства обнаружения скрытого слежения за машиной и снайперов, роскошные кожаные кресла, отделка салона деревянными панелями, кожей и т.д. Все это продиктовано не только заботой о защите пассажиров, но и стремлением создать им оптимальные условия для работы. Многие внешне одинаковые автомобили используются по различному назначению и поэтому комплектуются всем необходимым оборудованием для работы: от машины сопровождения до роскошного мобильного офиса. Нужно лишь заглянуть внутрь!

Немаловажным фактором, влияющим на выбор бронированного автомобиля, является наличие гарантии изготовителя, а также станций, способных квалифицированно выполнить ремонт или обслуживание именно бронированного автомобиля.

С.А. Доронин,
эксперт

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2004
Посещений: 13084

  Автор

Доронин С. А.

Доронин С. А.

эксперт

Всего статей:  5

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций