Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Российские бронеавтомобили, век XXI

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Российские бронеавтомобили, век XXI

Те, кому доводилось бывать на международных выставках по вооружению в последние 2-3 года, наверняка обратили внимание на то, что в экспозициях доминируют многоцелевые бронированные автомобили. При этом представляют их даже такие страны, в которых какие-либо автомобили ранее не производились вовсе. Это свидетельство все возрастающего спроса на бронированную технику именно данного класса. Можно просто сказать, что сейчас бронеавтомобили переживают в своем развитии некий бум
С.В. Суворов
Пресс-секретарь 000
"Военно-промышленная компания"

Появлением на свет бронеавтомобиль обязан многим предпосылкам, но главной из них стала разработки автоматического стрелкового оружия. Однако до начала Первой мировой войны интерес к бронеавтомобилям в Европе и Америке со стороны армейского командования был невелик. Хотя отдельные образцы таких машин в начале XX века уже были построены, первый бронеавтомобиль появился в Великобритании в 1902 г.

История вопроса

Как ни странно, самый большой интерес к таким автомобилям был проявлен в России. Причиной интереса российского военного ведомства к бронированным машинам стал горький опыт русско-японской войны. Уже тогда стало ясно, что без наличия в формированиях защищенной от пуль противника самоходной машины, способной при этом осуществлять поддержку пехоты пулеметным огнем, в будущей войне не избежать огромных людских потерь. И бронеавтомобили могли применяться для ведения разведки, огневой поддержки своих войск в наступлении и преследовании отступающего врага, отражении атак его кавалерии, для связи и других видов боевого обеспечения.

Первые автомобили
Заинтересованность российского военного министерства вызвал проект подъесаула М.А. Накашидзе, но ввиду сложности его реализации на отечественных промышленных мощностях постройку машин заказали во Франции фирме Charron. В 1906 г. несколько таких бронеавтомобилей были поставлены в Россию. Машины имели пулеметное вооружение во вращающейся башне с круговым обстрелом, полное бронирование и удовлетворительную по тем временам проходимость. Так Россия стала первой в мире страной, принявшей на вооружение своей армии бронеавтомобили.

Создание 29 мая 1910 г. в С.-Петербурге первой учебной автороты заложило основы всего автомобильного дела в русской армии.


С началом Первой мировой войны в России сразу же были организованы работы по оснащению русской армии бронеавтомобилями. В качестве базового шасси русских броневиков использовались шасси грузовых автомобилей "Руссо-Балт" М и Т (грузоподъемностью 2 и 4,1 т соответственно), которые производились на одноименном заводе в Риге; бронирование и вооружение машин осуществлялось на Ижорском заводе.

Кроме автомобилей "Руссо-Балт" в период Первой мировой войны на вооружение армии России поступали бронеавтомобили Austin (1915 г.), Packard (1916 г.) и др. При этом серийно выпускаемые за границей бронеавтомобили не отвечали тем требованиям, которые к ним предъявляли русские военные. Например, английские бронеавтомобили Austin не имели горизонтального бронирования и вооружались одним пулеметом. Однако, учитывая размер заказа, руководство фирмы Austin в короткое время организовало для России производство машин, удовлетворявших всем требованиям.

Советские бронеавтомобили
После окончания Гражданской войны с развитием отечественного автомобилестроения в СССР начали разрабатываться бронеавтомобили собственной конструкции. Так, перед войной в СССР на базе автомобилей М-1, ГАЗ-ААА, ЗиС-6 и др. были разработаны бронеавтомобили различных типов, которые делились по своей массе на три категории: легкие (до 4 т), средние (4-8 т) и тяжелые (более 8 т).

Машины имели противопульное или противоосколочное бронирование, пулеметное (на легких) или пушечно-пулеметное (на средних и тяжелых) вооружение во вращающейся башне. Шасси бронеавтомобилей были 2- или 3-осные с неполным приводом на все колеса. Некоторые бронеавтомобили были оборудованы специальными движителями для перемещения по железнодорожным рельсам. Многие из таких автомобилей приняли участие в первый период Великой Отечественной войны. Однако в связи с большой их уязвимостью от огня артиллерии и ударов авиации производство бронеавтомобилей довоенных образцов было прекращено, а их использование резко сокращено.

В производстве остался лишь легкий бронеавтомобиль БА-64 с колесной формулой 4x4 (с 1943 г. БА-64Б), который широко применялся для разведки и связи.

После окончания Великой Отечественной бронеавтомобили были выведены из системы вооружений Красной Армии. Функции, которые они до этого выполняли, были переданы легким плавающим танкам, бронетранспортерам и специальным разведывательным машинам.

Тем не менее первые отечественные колесные бронетранспортеры, такие как БТР-40 и БТР-152, по сути, оставались бронеавтомобилями, поскольку создавались на шасси грузовых автомобилей ГАЗ или ЗиС. Так продолжалось до тех пор, пока не был создан колесный бронетранспортер БТР-60П.

Второе рождение

Окончание "холодной войны", изменение геополитической обстановки, все более частое использование армий большинства стран в миротворческих, контртеррористических и противопар-тизанских мероприятиях потребовали пересмотра тактики действий и технического переоснащения войск.

Многоцелевые бронеавтомобили
На первый план выходят такие средства, как многоцелевые бронированные автомобили. В современных условиях они лучше всего обеспечивают оперативную переброску войск и имущества на большие расстояния с необходимым уровнем защиты, позволяют эффективно решать задачи сопровождения колонн, патрулирования районов, охраны важных объектов, при необходимости -огневой поддержки и др.

Немаловажным фактором в пользу выбора многоцелевых бронеавтомобилей стал экономический. Постройка такой машины на базе шасси коммерческого автомобиля значительно снижает ее стоимость по сравнению с тем же специализированным бронетранспортером. Кроме того, ресурс коммерческого автомобиля значительно выше, чем у специальной боевой машины, изначально спроектированной для работы в самых тяжелых условиях. При проведении миротворческих операций такие машины меньше пугают местное население при появлении на улицах, нежели танк или БМП.

Однако такие автомобили нельзя назвать идеальными. Например, им свойственна недостаточная проходимость. Созданные на шасси коммерческих грузовиков бронеавтомобили способны эффективно действовать, как правило, на хороших дорогах. Вследствие дополнительной нагруженности машины из-за навешивания на нее броневой защиты повышается вероятность перегрева двигателя при работе в горных условиях, снижается маневренность, динамичность, запас хода. Но это, так сказать, плата за экономию. Чудес не бывает.

В России в середине 1990-х гг. ряд конструкторских коллективов приступил к разработке бронеавтомобилей подобного класса.

БПМ-97 - КамАЗ-43269
По заказу Погранвойск России инженерами НПЦ "Специальное машиностроение" МВТУ им. Баумана и конструкторами КамАЗа был разработан бронеавтомобиль БПМ-97. Позднее после ряда доработок машина получила обозначение КамАЗ-43269 "Выстрел"; еще позже машину окрестили "Дозор".

Конструктивно БПМ-97 представляет собой полноприводный бронеавтомобиль с несущим сварным корпусом с использованием узлов и агрегатов серийного автомобиля КамАЗ-4326 с колесной формулой 4x4. Применение унифицированных серийных узлов и агрегатов позволило снизить стоимость автомобиля, обеспечить техническое обслуживание и ремонт с использованием технических средств, предназначенных для серийных автомобилей производства ОАО "КамАЗ".


Машина может перевозить 10 человек, включая водителя и старшего машины. Бронированные корпус и стекла обеспечивают противопульную защиту экипажа. При этом бойцы могут и сами вести огонь по противнику через бойницы.

240-сильный дизельный двигатель КамАЗ-740.10-20 обеспечивает 10,5-тонной машине максимальную скорость движения до 90 км/ч. Два 125-литровых топливных бака и дополнительный бак в бронированном корпусе емкостью 20 л дают возможность пройти без дозаправки до 1100 км.

На машину может быть установлен комплекс вооружения во вращающейся башне. В качестве основного оружия могут использоваться 14,5-миллиметровый пулемет КПВТ или 12,7-миллиметровый пулемет "КОРД", 30-миллиметровый гранатомет АГС-17 "Пламя", противотанковый ракетный комплекс.

Однако отсутствие достаточного опыта у конструкторов КамАЗа привело к тому, что в ходе эксплуатации опытной партии бронеавтомобилей "Дозор" был выявлен ряд серьезных недостатков. Впрочем, конструкторы обещают устранить их в ближайшем будущем.

ГАЗ-39371 "Водник"
В середине 1990 гг. конструкторами Арзамасского машиностроительного завода был создан первый в России многоцелевой бронированный автомобиль ГАЗ-3937 "Водник". Эту машину отличал модульный принцип построения, который позволял не только вооружить крупное войсковое соединение боевыми и обслуживающими автомобилями на одном шасси, но и оперативно производить в полевых условиях смену боевых и технических модулей. В боевом варианте автомобиль предусматривает несколько вариантов комплекса вооружения, которые в различных сочетаниях могут включать легкое стрелковое оружие, крупнокалиберные пулеметы калибром до 14,5 мм, автоматический гранатомет, ПТРК, 120-миллиметровый миномет.


В транспортном варианте "Водник" может перевозить до 10 полностью экипированных мотострелков. Машину отличала высокая проходимость, которая была достигнута благодаря применению в конструкции ходовой части узлов и агрегатов серийно выпускаемых бронетранспортеров БТР-80. Небольшая партия машин ГАЗ-39371 "Водник" была поставлена Минобороны России, где они до сих пор несут службу. Машина хорошо зарекомендовала себя в боевых условиях в "горячих точках". К сожалению, отсутствие в отечественном серийном производстве компактного дизельного двигателя необходимой мощности поставило на дальнейшей судьбе этой машины крест. В октябре 2006 г. 48 "Водников" были поставлены на экспорт в Уругвай, после чего производство машины на Арзамасском заводе было прекращено.

Семейство автомобилей "Тигр"
Тем не менее опыт локальных зарубежных военных конфликтов и контртеррористических операций последних лет все больше и больше указывал на необходимость удовлетворения потребности войск в многоцелевых бронированных автомобилях. Востребованность в таких машинах стала еще острее с началом проведения реформ в Российской армии и планированием создания специальных подразделений быстрого реагирования.

К середине 2000-х гг. ООО "Военно-промышленная компания" была готова приступить к серийному производству таких автомобилей под названием ГАЗ-2330 "Тигр" на базе Арзамасского машиностроительного завода. Серийное производство этих автомобилей в модификации ГАЗ-233034 СПМ-1 "Тигр" началось в 2006 г., но для нужд МВД России. Минобороны России приняло на снабжение такую машину в варианте ГАЗ-233014 "Тигр" годом позже. А уже в 2008 г. 9 мая армейские "Тигры" впервые прошли на параде по Красной площади. В настоящее время "Военно-промышленная компания" ведет производство уже целого семейства многоцелевых бронированных автомобилей "Тигр". Автомобили семейства "Тигр" имеют рамную конструкцию, колесную формулу 4x4. На сварной раме высокой жесткости смонтированы независимая торсионная двухрычажная подвеска всех колес с гидравлическими амортизаторами, силовой агрегат в составе - дизельный двигатель, сцепление с пнев-могидравлическим усилителем, пятиступенчатая механическая коробка передач, двухступенчатая раздаточная коробка с межосевым дифференциалом с электропневмоприводом блокировки дифференциала, системы двигателя (охлаждения, топливная и т.д.), два моста с самоблокирующимися дифференциалами повышенного трения, колесные редукторы, колеса с шинами для движения по труднопроходимой местности.


Наиболее нагруженные узлы ходовой части автомобилей "Тигр" максимально унифицированы с узлами ходовой части БТР-80 и многоцелевого бронированного автомобиля ГАЗ-39371 "Водник". Это значительно удешевило производство машины.

В автомобилях семейства "Тигр" экипаж комфортно чувствует себя как при движении по дорогам общего пользования (максимальная скорость до 140 км/ч), так и при движении по труднопроходимой, сильно пересеченной местности (скорость до 70 км/ч). Новая длинноход-ная подвеска, клиренс 400 мм, большие углы свеса, небольшая колесная база, постоянный полный привод, возможность блокировки межосевого и межколесных дифференциалов обеспечивают "Тигру" высочайшую проходимость по слабонесущим сырым грунтам и устойчивость при движении с максимальной скоростью как на сухом, так и на мокром шоссе.


Рамная конструкция "Тигра" позволяет использовать единое базовое шасси для установки кузовов под нужды различных заказчиков, будь то военный, полицейский или гражданский вариант автомобиля.

В настоящее время на Арзамасском машиностроительном заводе освоены в серийном производстве несколько модификаций семейства бронированных автомобилей "Тигр". Среди них специальные полицейские машины СПМ-1 и СПМ-2, командно-штабной автомобиль Р-145БМА, многоцелевой бронированный автомобиль "Тигр-М", а также модификация с небронированным пятидверным кузовом.


Бронированные кузова выполнены од-нообъемными, трехдверными с открывающимися боковыми и задними окнами или со встроенными в стекла бойницами для ведения стрельбы из стрелкового оружия. С целью дополнительной защиты экипажа от поражения вторичными осколками и исключения рикошета при пробитии бронированных кузовов, на внутренней поверхности кузовов в районе обитаемого отделения установлена антиосколочная защита.

Все модификации автомобилей "Тигр" оснащены системой автоматического регулирования давления воздуха в шинах, системой автоматического пожаротушения, предпусковым подогревателем, обеспечивающим запуск двигателя при температуре до -50 "С и отопление обитаемого отделения кузова, лебедкой самовытаскивания с электроприводом. Сейчас конструкторы ООО "Военно-промышленная компания" проводят испытания и дорабатывают новые модификации "Тигра", которые обеспечивают более высокий уровень баллистической и противоминной защиты, высокую огневую мощь.

MRAP по-русски

В последние годы во многих странах получили распространение бронемашины с повышенной степенью защиты от подрывов на противотранспортных минах, от фугасов или самодельных взрывных устройств. Такие машины стали разрабатываться в соответствии с принятой за рубежом программой MRAP (Mine Resistant Ambush Protected -минная стойкость и защита от действий из засад), предусматривающей создание семейства бронированных автомобилей с высокой защитой от подрыва на минах и фугасах и хорошими показателями баллистической защиты.

В России подобная машина была создана конструкторами "Военно-инженерного центра" совместно со специалистами кафедры "Колесные машины" МГТУ им. Баумана.

Специальная бронированная полицейская машина получила наименование ВПК-3924 СПМ-3 "Медведь". Она не является какой-либо дальнейшей модернизацией уже хорошо известных машин семейства "Тигр", а представляет собой принципиально новую машину.


СПМ-3 предназначена для использования в качестве транспортного средства и оперативно-служебной машины при проведении контртеррористических операций, операций по пресечению массовых беспорядков, выполнения задач территориальной обороны, оказания содействия пограничным органам, включая транспортирование личного состава при совершении марша, защиту экипажа от огнестрельного оружия и поражающих факторов взрывных устройств, отравляющих и специальных веществ.

При разработке новой машины конструкторами были использованы технические решения, обеспечивающие ее высокие потребительские свойства. В отличие от обычных бронетранспортеров, СПМ-3 "Медведь" является сертифицированным транспортным средством и полноправным участником дорожного движения, не требующим специального сопровождения дорожной полиции. В объемном обитаемом отсеке машины могут разместиться 8 полностью экипированных бойцов, не считая водителя и командира машины. Широкие распашные двери в корме обеспечивают удобство посадки и быстрого спешивания перевозимого личного состава под прикрытием машины.

На машине применена оригинальная разнесенная дифференцированная защита. По баллистической защите машина соответствует 3-му уровню по STA-NAG 4569, а по противоминной защите -2-му уровню по STANAG. Другими словами, корпус и бронестекла машины "держат" попадание бронебойной пули Б-32 калибра 7,62 мм, выпущенной с расстояния 100 м из винтовки СВД, а также подрыв под колесом взрывного устройства эквивалентного 7 кг тротила. При этом все члены экипажа, находящиеся внутри машины, не получат каких-либо серьезных травм или ранений.

Высокий уровень противоминной защиты обеспечен использованием в конструкции машины несущего корпуса ка-потной компоновки с большой высотой размещения обитаемого отсека, V-об-разным днищем, специальных антитравматических кресел для экипажа, противоминных панелей и ковриков. Клиренс машины составляет 500 мм, это больше, чем даже на танках, БМП и БТР. Значительно повышены ремонтопригодность и обслуживаемость автомобиля благодаря установке специального механизма выдвижения силового блока за пределы корпуса машины для технического обслуживания, ремонта или его замены.

Семейство автомобилей "Волк"
Новое семейство модульных защищенных автомобилей "Волк" было разработано конструкторами ООО "Военно-промышленная компания" на основе анализа опыта действий силовых структур России и зарубежных стран в военных конфликтах и контртеррористических операциях последнего десятилетия.

Целью разработки семейства "Волк" является создание автомобилей для силовых структур с максимально возможным уровнем унификации между автомобилями семейства на основе модульного принципа конструирования с ориентацией на действующее и перспективное производство.

На образцах семейства установлены новые отечественные дизельные двигатели ЯМЗ-534 с выполнением требований токсичности на уровне Euro-4, а в перспективе и Euro-5. Конструкция семейства автомобилей и двигателей предусматривает многократную модернизацию - как по защите, так и по повышению мощности двигателя.


Автомобили оснащены независимой управляемой гидропневматической подвеской всех колес. Изменение жесткости подвески позволяет обеспечивать высокие средние скорости движения автомобилей семейства по всем видам дорог и местности. Гидропневматическая подвеска с системой изменения дорожного просвета в диапазоне 250-550 мм обеспечивает высокую геометрическую проходимость машины.

В настоящее время проводятся всесторонние испытания автомобилей "Волк", а специалистами компании ведется работа по расширению модельного ряда семейства и возможности их использования в коммерческих целях.

Прогнозы развития рынка

В ближайшем обозримом будущем емкость рынка многоцелевых бронированных автомобилей будет неуклонно расти. При этом шансы занять на нем лидирующие позиции у отечественных производителей имеются, и не малые. Благодаря простоте конструкции, ее высокой живучести и надежности, высокой проходимости, способности работать в условиях низких температур (самое больное место у иностранных конкурентов) и низкой стоимости отечественные многоцелевые бронированные автомобили могут заметно потеснить своих иностранных конкурентов.

В ближайшей перспективе этот класс автомобильной техники скорее всего начнет переходить на гибридные силовые установки. Будут вестись поиски новых материалов для повышения защиты. Уже сейчас активно используются как за рубежом, так и у нас керамические бронированные панели для повышения баллистической защиты. Не прекращаются работы по поиску технологий производства новых образцов стальной брони для обеспечения высокой противоминной стойкости машин.

Конечно же, будут широко использоваться все новинки в области электроники - автоматизированные системы диагностики и контроля, топографического ориентирования, бортовые информационно-управляющие системы, системы кругового обзора и т.д.

В конечном счете выиграет тот, кто сможет предложить рынку современную, отвечающую всем тактическим требованиям сегодняшнего дня и в то же время надежную и простую в освоении и эксплуатации машину.

Опубликовано: Каталог "Бронеавтомобили. Специальное приложение к журналу "Системы безопасности"-2010
Посещений: 38422

  Автор

Суворов С. В.

Суворов С. В.

Пресс-секретарь 000 "Военно-промышленная компания"

Всего статей:  2

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций