Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Тенденции развития бронированных колесных машин

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Тенденции развития бронированных колесных машин

Современные тенденции развития бронированных колесных машин (БКМ) направлены в первую очередь на обеспечение сохранения жизни экипажа в ходе проведения боевых операций, характер которых не всегда вписывается в основные положения боевых уставов. Характер локальных боевых действий вооруженных конфликтов последних десятилетий сформировал новый подход к конструктивному облику колесной бронированной техники – как боевой, так и многоцелевой
С.В. Суворов
К.в.н.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт, в конструкции и комплектации колесных машин необходимо иметь возможность размещения средств разведки и поражения, машины должны обладать высокими подвижностью и защищенностью, в том числе от мин и самодельных взрывных устройств. Совершенствование бронетанкового вооружения и техники идет по пути поиска новых компоновочных решений, автоматизации процессов управления огнем, защитой, движением, повышения живучести и автономности, улучшения эргономики, внедрения в конструкцию образцов БТВТ элементов искусственного интеллекта.


Однако реализация этих противоречивых требований связана со значительными техническими проблемами и, как следствие, повышением стоимости образца.

Одним из путей решения этой проблемы является создание семейств БКМ на единых узлах и агрегатах. При этом под понятием "семейство" понимается развитие базового образца в направлении повышения его возможностей по грузоподъемности и монтажным характеристикам с сохранением технических параметров базовой модели. В этом случае решается в первую очередь экономическая задача – снижаются затраты на разработку, производство и эксплуатацию. Таким путем идут многие страны мира, занимающиеся разработкой и производством БКМ.

США

Семейство БКМ Stryker
Так, например, в парке боевых бронированных машин армии США значительное место занимают БТР типа LAV (Light Assault Vehicle – легкая штурмовая машина. – Прим. авт.) с колесной формулой 8х8. К ним прежде всего относится семейство БКМ Stryker производства компании General Dynamics, разработанное на базе бронеавтомобилей Piranha III швейцарской компании Mowag.

С момента своего появления, БТР Stryker непрерывно модернизировался. В настоящее время все выпускаемые машины оснащены системой кондиционирования воздуха, причем для механика-водителя предусмотрен специальный охлаждающий жилет. Решетчатые экраны стали стандартной комплектацией "Страйкеров", используемых для операций в Ираке. Позже стали устанавливать динамическую защиту (ДЗ), за секретами которой долго охотились в окрестностях российского НИИ стали. Именно здесь смогли впервые создать взрывные элементы ДЗ, при срабатывании которых не проламывалась легкая броня бронетранспортеров, БМП и других легких БКМ. Также на машинах, использующихся в Ираке, была якобы установлена усиленная защита от самодельных взрывных устройств.


В то же время боевое использование и эксплуатация "Страйкеров" в Ираке и Афганистане вызвали серьезные критические замечания по решению сухопутных войск о закупке и использованию в войсках этой машины. Произошло это из-за ряда причин, которые привели к внесению серьезных изменений в первоначальную компоновку БКМ Piranha III. В итоге Stryker получился высоким и тяжелым, и перевозит по крайней мере на 50% большую массу, чем масса, на которую первоначально проектировалась его подвеска и трансмиссия. В результате несоответствия компоновки расчету центр тяжести машины имеет высокое расположение, что обуславливает тенденцию к опрокидыванию при действии в условиях бездорожья.

Тем не менее на вооружении армии США сейчас имеется 10 вариантов бронированных машин Stryker. Среди них боевая машина пехоты ICV M1126, разведывательная машина RV M1127, мобильная пушечная система MGS M1128 с 105-миллиметровым орудием, самоходный миномет МС M1129, командирская машина CV M1130, машина огневой поддержки FSV M1131, машина инженерного обеспечения ESV M1132, медицинско-эвакуационная машина MEV M1133, самоходный ПТРК TOW M1134 и машина радиационной, химической и бактериологической разведки RV NBC M1135.

Планировалось также использовать и новую платформу FSEP (Full-Spectrum Effects Platform), так называемую активную систему подавления. Она должна обладать различными средствами, которые будут находиться в распоряжении экипажа, включая 12,7-миллиметровый станковый пулемет М2QCB, систему обнаружения снайперов, яркие фары, лазерные ослепители и мощное звуковое устройство.

В дополнение к уже разработанным 10 вариантам Stryker армия США рассматривает вопрос о закупке дополнительных вариантов для замены некоторых машин, используемых в настоящее время. Возможно, будут заменены: командирская машина М577 производства фирмы BAE Systems и машина радиационной, химической и бактериологической разведки серии М93 производства General Dynamics Land Systems/Rheinmetall Landsysteme. Всего планируется в армии США сформировать семь боевых соединений, получивших наименование "бригады Stryker", из которых четыре будут находиться в континентальной части США, одно – на Аляске, одно – на Гавайях и одно – в Германии.

Средние текущие эксплуатационные затраты на БКМ Stryker составляют 19 долларов США на милю пробега. Для сравнения затраты на милю пробега гусеничной БМП Bradley M2/M3 составляют 159 долларов.

Семейство модульных машин GPV
В конце 2004 г. фирмой General Purpose Vehicle (GPV) LLC (Нью-Хавен, штат Мичиган), началось производство нового оригинального семейства модульных БКМ, приспособленных к выполнению широкого круга задач. Что явилось неожиданностью для военных специалистов. Семейство включает в себя четыре различных типа колесных формул – 4х4, 6х6, 8х8 и 10х10.

Семейство машин GPV, состоящее из четырех типов, перекрывает диапазон полной массы от 16 до 29,5 т и имеет большой процент унификации между типами – до 95%. Корпуса машин являются несущими, сварными. В передней части расположено двухместное отделение управления, за ним – МТО и далее – отделение десанта. Однако существует альтернативная компоновка для машин 6х6 и 8х8, в которой МТО смещено назад, отделение десанта разделено на основное, находящееся в задней части, и дополнительное, 2- или 4-местное – между отделением управления и двигателем. Такая же компоновка у машины с колесной формулой 10х10. Количество десанта в зависимости типа от 10 до 18 человек.

Оригинальной новинкой в машине стало двухместное отделение управления, где все органы управления и приборы смонтированы на подвижном модуле, который передвигается вправо или влево, и в зависимости от обстановки управление может брать на себя водитель или командир. Кроме перископических приборов наблюдения имеются два 15-дюймовых жидкокристаллических цветных монитора, на которые выводится информация с четырех телевизионных и четырех тепловизионных камер, расположенных в передней и задней частях корпуса. На мониторы также выводится навигационная информация от приемника GPS.

Все машины приводятся в движение одинаковым 6-цилиндровым 350-сильным дизельным двигателем Caterpillar, соединенным с пятиступенчатой автоматической трансмиссией с электронным управлением. Машины авиатранспортабельные и могут перевозиться военно-транспортными самолетами C-130, C-17, C-141 и С-5. Кстати, одним из требований, предъявляемых к перспективным боевым машинам тяжелой категории массы, разрабатываемым европейскими странами, является требование к их массогабаритным характеристикам, обеспечивающее перевозку такой техники транспортными самолетами типа Ил-76 и Ан-124 "Руслан". Так, например, записано в ст. 5 пояснительной записки итогового документа 56-й сессии Европейской ассамблеи по обороне и безопасности (European Security and Defence Assembly), состоявшейся 3 июня 2009 г. с повесткой дня: "Текущие программы европейских бронированных машин" (Документ А/2034). С чего бы это? Пока еще самолетов Ан-124 в ВВС НАТО нет. Они есть в России, и два крылатых гиганта – в эмиратской транспортной компании Maxsus.

Экспериментальная гибридная машина AHED
Американская компания General Dynamics в рамках британской военной программы FRES (перспективные системы быстрого реагирования. – Прим. авт.) разработала бронированную машину AHED (Advanced Hybrid Electric Drive) с экспериментальными комбинированной (гибридной) силовой установкой (дизель MTU 6V-199 – 388 л.с. совместно с электрогенератором мощностью 490 л.с.) и электромеханической трансмиссией.


В этой машине были последовательно использованы возможности экстремально удаленной подвижной подвески колес, что стало возможным за счет применения электрического привода и упразднения приводного и карданного валов. Клиренс может быть изменен от нескольких до 80 см. Тем самым стали достаточными критерии и требования, характеризующие защитные свойства. Они простираются от предельно возможной маскировки в "присевшем" положении до возможности обнаружения мин и уменьшения последствий их воздействия в процессе движения на максимальном клиренсе.

Великобритания

В Великобритании в настоящий момент из колесных бронемашин в армии наиболее широко используются такие машины, как Saxon 4x4, Hussar 6x6, а также бронированные боевые машины Pandur 6x6 и Piranha серии II, III и IV в нескольких исполнениях, собираемые по лицензиям австрийской компании Steyr-Daimler-Puch и швейцарской Mowag на заводе компании Alvis. С середины 1990-х гг. совместно с рядом западноевропейских компаний из Франции, Германии и Голландии Alvis приняла участие в разработке для НАТО новой модульной многоцелевой боевой машины семейства MRAV (Multi-Role Armored Vehicle) 8х8, известной под кодовым названием Boxer. Однако в 2002 г. Франция и Великобритания вышли из этого проекта. Наиболее вероятно, что в будущем основой британской бронетехники имеет шанс стать машина AHED фирмы General Dynamics, о которой говорилось выше. Поступление на вооружение FRES в 2012 г., как планировалось ранее, невозможно, и скорее всего это произойдет в 2018 г. Ожидается, что будет закуплено до 3500 машин FRES, из которых 2200 машин будут представлять модели общего назначения в разных вариантах исполнения.

Германия

Германия активно участвует в разработке многоцелевой бронированной машины Boxer, создаваемой промышленной группой Artec, объединившей английскую компанию Alvis Vickers, голландскую Stork и немецкие Krauss-Maffei Wegmann (KMW) и Rheinmetall.

На предприятии компании KMW в Мюнхене уже создан ее восьмиколесный вариант. Хотя точная стоимость машины не афишируется, немецкая пресса заявляет, что налогоплательщикам она будет стоить 2 млн евро. Ожидается, что всего может быть произведено 2500 машин в пяти вариантах, определенных на настоящее время.

Также компания KMW и итальянская автомобилестроительная компания Iveco подписали договор о сотрудничестве на разработку нового семейства военных машин массой от 18 до 25 т. Машины именно этого класса сейчас требуются вооруженным силам как Германии, так и Италии. Поэтому компании собираются совместно разработать 2- и 3-осные машины с повышенной защитой. Представители компаний заявляют, что этот контракт имеет большое значение не только для развития международной сети их компаний, но также и для укрепления отношений между странами Европы. Они разработают семейство машин, которые благодаря использованию стандартных систем и модульной структуре могут быть адаптированы под конкретные требования заказчиков как на внутреннем, так и на международном рынке. В первую очередь машина будет предложена для немецких вооруженных сил, как бронированная машина обеспечения взаимодействия (GFF4) в варианте 6х6 (три оси, шесть ведущих колес). В то же время она будет предложена в Италии как VTM-x с колесной формулой 4х4.


В июне 2007 г. KMW объявила, что получила заказ от бундесвера на поставку своего прототипа GFF4 Grizzly. Опытный образец в настоящее время проходит испытания в вооруженных силах Германии. На базе этой модели будет сделана двухосная модификация, опытный образец которой будет передан войскам для проведения испытаний. В зависимости от требований заказчика серийное производство может быть начато уже в ближайшее время. По заявлениям разработчиков, эти машины отличаются превосходными ходовыми характеристиками, значительной полезной нагрузкой и высоким уровнем защиты от всех видов угроз, с которыми сталкиваются военные при выполнении международных миссий НАТО и Евросоюза.

В Grizzly размещается 10 полностью экипированных солдат. KMW утверждает, что полезная нагрузка увеличилась более чем на 50% от требуемых в запросе на предложение 3 т. Кабина водителя и отделение экипажа образуют отсек безопасности, который надежно защищает находящийся в нем личный состав от огня из стрелкового оружия, осколков снарядов и мин, а также от взрывов мин и СВУ.

Машина может предлагаться в различных версиях, включающих в себя медицинский вариант и вариант командно-штабной машины. Автомобиль базируется на шасси 6х6 Trakker итальянской фирмы Iveco, которое адаптировано к нуждам немецкой армии.

Франция

Французская армия уже на протяжении длительного времени широко использует колесную бронетехнику, поскольку активно участвует в различных миротворческих миссиях ООН, особенно в Африке. На вооружении имеются такие бронированные машины, как VBL 4х4, VAB NG 6х6 и AMX-10RC 6x6.

В настоящее время Франция, прекратив участие в европейской программе по общей бронированной машине, пошла своим собственным путем в разработке боевой бронированной машины пехоты VBCI .

Разработка этой машины велась компаниями Giat и Renault, объединенных в концерн Statory Military Vehicles. В перспективе планируется закупить для французской армии всего 700 машин (из них 550 – в варианте боевой машины пехоты и 150 – в командирском варианте). Масса машины 26 т. Она имеет восемь колес с независимыми приводами, скорость ее по твердым дорогам составит 100 км/ч. Машина VBCI оснащена дизельным двигателем мощностью 550 л.с., будет перевозить экипаж (3 человека) и 8 пехотинцев. Основным вооружением машины в варианте БМП является 25-миллиметровая автоматическая пушка и спаренный с ней 7,62-миллиметровый пулемет, установленные в одноместной башне Dragar. В командирском варианте машины устанавливается дистанционно управляемый боевой модуль, оснащенный 12,7-миллиметровым пулеметом.


Для повышения транспортабельности и обеспечения необходимого бронирования используются корпус из алюминиевого сплава и подбой с возможностью установки дополнительных модулей защиты в зависимости от выполняемых задач, в том числе и модулей динамической защиты для предотвращения поражения боеприпасами РПГ-7. Базовый вариант броневой защиты корпуса, по заявлениям разработчиков, обеспечивает защиту от огня из 14,5-миллиметрового пулемета и осколков 155-миллиметровых снарядов. Противоминная защита встроена в архитектуру бронекорпуса, конструкцию ходовой части и корытообразного днища. Активная защита включает передатчик помех ИК-системам и систему постановки дымовых завес.

Отличительной особенностью машины VBCI является бортовой комплект электронной аппаратуры, обеспечивающий интеграцию машины в единую систему управления в рамках современных концепций ведения боевых действий. VBCI служит интегрированной платформой, использующей линии высокоскоростной передачи данных для пехотного отделения, солдаты которого оснащены экипировкой солдата французских сухопутных войск будущего Felin. Вариант командного пункта оснащается оконечной информационной системой полкового уровня. На машинах также имеются встроенные тренажеры для подготовки личного состава в полевых условиях.

Швейцария

В Швейцарии компания Mowag (с 2003 г. принадлежит General Dynamics European Land Systems Group) серьезно занимается рядом исследований новых материалов и систем активной защиты, которые должны отклонять или подрывать кумулятивные гранаты реактивных противотанковых гранатометов. Эти работы ведутся в тесном сотрудничестве с основным акционером, компанией General Motors Defense of Canada, в рамках американской концепции Future Combat Systems (FCS) – боевой системы будущего.

Разработанные компанией Mowag машины Piranha будут использоваться в качестве платформ для систем управления боем и машин связи. Три современных и два перспективных типа машин Piranha (I, II, III, IV и V) отличаются по конструкции и по вариантам колесных формул (6х6, 8х8 и 10х10).


Первоначальная концепция конструкции машины Piranha осталась неизменной с самого начала. Она основана на использовании независимой подвески, централизованной системы карданной передачи в сочетании с силовой установкой, размещенной в передней части корпуса рядом с водителем и командиром, располагающимися слева. Все остальное пространство остается свободным для транспортировки десанта.

В новой машине Piranha IV с колесной формулой 8х8 полезная нагрузка возросла до 10 т. На ней установлен тот же тип гидропневматической подвески (хотя и большего размера), та же трансмиссия, форсированный двигатель MTU. Таким образом, эта машина обладает минимальным техническим риском при максимальной технологичности и совместимости с предшественниками. Успех семейства машин Piranha основан на возможности обеспечения лучшего соотношения полезной нагрузки к массе, внутреннему и внешнему объемам.

Финляндия

В начале нового столетия ряды ведущих на рынке разработчиков и производителей колесной бронетехники пополнила Финляндия. В 2001 г. местной компанией Patria была завершена разработка многофункциональной бронированной модульной машины AMV с колесной формулой 8х8. С началом серийного производства в 2004 г. первые машины были направлены в Польшу. AMV прошла жесткие полевые испытания в ряде арабских, азиатских и южноамериканских стран и показала отличные результаты.


Сейчас в различных вариантах колесные бронированные машины Patria AMV состоят на вооружении армий Польши, Финляндии, ЮАР и Хорватии. AMV полностью соответствует стандартам НАТО, имеет эффективную защиту, высокую подвижность, модульную конструкцию. Эта машина проверена участием в боевых операциях.

AMV – одна из немногих колесных машин в мире, которые могут нести на себе тяжелое вооружение, например башни со 105-миллиметровыми пушками или со 120-миллиметровыми минометами, не теряя при этом своих свойств подвижности.

Другие производители

Австрийская компания Steyr-Deimler-Puch разработала бронетранспортер Pandur 6x6 в инициативном порядке и уже произвела более 300 машин для внешнего и внутреннего рынков.

Дальнейшие разработки привели к созданию Pandur II, который компания предлагает в вариантах 6х6 и 8х8. В 2006 г. Португалия заказала 260 машин 8х8. Из них 240 машин предназначены для армии и 20 – для морской пехоты. Возможно, будет заказано еще 33 Pandur II MGS (Mobile Gun System) со 105-миллиметровой пушкой.

Недавно Чехия приняла решение о закупке 199 машин Pandur II 8х8, с возможностью дозакупки еще 35.

Народно-освободительная армия Китая (НОАК) заказала компании Norinco (China North Industries Corporation) бронетранспортеры WZ-551 6x6. Данная платформа используется сейчас в разных модификациях, в том числе как 120-миллиметровый самоходный миномет и машина огневой поддержки со 105-миллиметровой пушкой.


Известно, что Norinco разработала ряд шасси 8х8 для различного применения, однако ни одна модель не производится серийно.

Итальянская армия получила 400 машин Centauro 8x8, произведенных итальянским консорциумом Consorzio Iveco Oto. Iveco занимается разработкой шасси, а компания Oto Melara поставляет башни. Этот консорциум недавно разработал бронетранспортер Veicolo Blindado de Combattimento (VBC). В базовой комплектации машина оснащена двухместной башней с 25-миллиметровой пушкой и может поставляться в специализированных модификациях: как медицинская, командирская и самоходный миномет.

Несколько лет назад Япония закупила около 100 машин Type 96 8х8, однако разрабатывается и новая машина 8х8, которая будет сделана на основе Piranha 8x8, швейцарской компании Mowag.


Парк бронетехники Республики Корея состоял только из гусеничных машин, но в последнее время стала рассматриваться возможность закупки колесных машин. Поэтому каждый из трех местных производителей (Doosan, Rotem и Samsung) создал машины с колесной формулой 6х6 и 8х8, которые в настоящее время проходят испытания.

Румыния всегда располагала парком колесных и гусеничных бронетранспортеров. Наиболее используемыми бронетранспортерами были Romarm TAB-71 (на базе советского БТР-60ПБ) и TAB-77 (на базе советского БТР-70). Недавно был разработан бронетранспортер В33 (на базе БТР-80) и Zimbru 2000, который, по существу, является тем же В33, но с новой силовой установкой Western.

Выводы

1. На мировом рынке БКМ доминируют машины с колесной формулой 8х8, закупки которых в последнее время на мировом рынке значительно выросли. БКМ 8х8 обладают лучшими ходовыми характеристиками по пересеченной местности, большими полезным внутренним объемом и грузоподъемностью. Кроме того, на них могут монтироваться более тяжелые системы вооружения.

Без сомнения, самыми продаваемыми машинами последних лет с колесной формулой 8х8 остаются российский БТР-80 (в различных модификациях) и Piranha производства швейцарской компании Mowag (Piranha также производятся по лицензии в Чили и Великобритании, компанией BAE Systems Land Systems, а также в Канаде и США). Общее число заказанных таких машин составило более полутора десятка тысяч единиц.

Некоторые страны, например Бельгия и Канада, переходят к использованию только колесных машин 8х8. При этом интерес к машинам 6х6 не пропадает, например Grizzly (Германия, Италия), модернизированная транспортная машина Fuchs (Германия). Французская компания Nexter (бывшая Giat Industries) и немецкая Krauss-Maffei Wegmann (KMW), недавно сообщили о совместном создании нового 20-тонного бронетранспортера с колесной формулой 6х6.

2. Основные направления работ по совершенствованию (развитию) боевых свойств БКМ:

  • обеспечение высокого уровня защиты не только от стрелкового оружия, но также от противотанковых мин и самодельных взрывных устройств, а также РПГ. Для этого используется навесная динамическая защита. Например, американские вооруженные силы стали использовать навесную ДЗ для обеспечения защиты от РПГ бронетранспортеров
    Stryker 8x8, которые используются в Ираке. В то же время работы проводятся при ограничении массы машин до уровня, обеспечивающего авиатранспортабельность, а амфибийные свойства БКМ сегодня не считаются такими уж важными;
  • обеспечение подвижности. Возросли требования к устанавливаемым в новых БКМ дизельным двигателям, для облегчения работы водителя широко применяются автоматические трансмиссии, рулевое управление с усилителем является стандартом. Наметилась тенденция к установке гидропневматической подвески, которая обеспечивает экипажу лучшую комфортность при движении по пересеченной местности и плавность хода для ведения стрельбы. Кроме того, на части машин имеется возможность регулировать клиренс в зависимости от дорожных условий и при транспортировке авиатранспортом.
  • обеспечение высоких огневых возможностей устанавливаемых комплексов вооружения. Наблюдается межгосударственная унификация, когда шасси БКМ (боевую платформу) разрабатывает одно государство, а монтируемое на нем вооружение – другое. До недавнего времени БКМ вооружались тяжелыми пулеметами либо малокалиберными пушками. В настоящее время, имея новые задачи, устанавливается более мощное вооружение для поражения целей, которые уничтожались более тяжелыми машинами с мощным вооружением. Однако существует определенное ограничение, связанное как с ограничением массы машин для обеспечения авиатранспортабельности, так и с эмпирическим соотношением между массой машины и импульсом отдачи оружия при стрельбе, которое не должно превышать 900 Нс (ньютон-секунда) на метрическую тонну.
  • установка спутниковых навигационных систем, систем кондиционирования воздуха, систем защиты от ОМП, пожаротушения и теленаблюдения в базовой комплектации. Радикальное увеличение потребителей бортовой сети привело к увеличению требований к электрогенераторам, применению автономных энергоустановок для обеспечения функционирования энергопотребителей при неработающем двигателе.

Стоит заметить, что в свете изложенных современных требований к БКМ XXI века, российские БКМ по-прежнему если не превосходят самые передовые разработки Запада, то, во всяком случае, не уступают им.

Опубликовано: Каталог "Бронеавтомобили. Специальное приложение к журналу "Системы безопасности"-2012
Посещений: 23927

  Автор

Суворов С. В.

Суворов С. В.

Пресс-секретарь 000 "Военно-промышленная компания"

Всего статей:  2

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций