Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Развитие АЗС и новые задачи для их безопасности

Развитие АЗС и новые задачи для их безопасности

В рубрику "Видеорегистрация (DVR)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Развитие АЗС и новые задачи для их безопасности

Активное развитие различных разветвленных сетей АЗС/АЗК в нашей стране с каждым годом диктует новые задачи для обеспечения безопасности. Сбытовые компании сегодня предлагают больше сервиса и широкий комплекс дополнительных услуг, сети сталкиваются с новыми проблемами по оснащению ТСО дополнительных элементов АЗК и АЗС
А.С. Чижов
Генеральный директор компании "Агрегатор"

Помимо основных, многие АЗС предоставляют следующие услуги:

  • техобслуживание и шиномонтаж, замена масла;
  • заправка водой, подкачка шин, пылесос;
  • автомойка;
  • магазины, кафе, банкоматы и доступ в Интернет.

Отсюда вытекает расширение инфраструктуры объектов, что, в свою очередь, диктует все эти дополнительные требования для системы безопасности АЗК:

  • увеличение охраны периметра;
  • обеспечение сохранности имущества магазина, кафе и покупателей;
  • охрана общественного порядка на территории АЗС;
  • контроль работы всего обслуживающего персонала АЗК.

На данный момент у заказчиков услуг (читай – сбытовых сетей) есть задачи, но вот с решениями этих задач не всегда все гладко. Что и хотелось бы обсудить в данной публикации.

Новые угрозы – новые вопросы для разработчиков

Текущие реалии защиты комплексов АЗК и АЗС показывают, что, помимо стандартного видеонаблюдения, требуются совсем новые сценарии, которые должна обрабатывать система наблюдения. Одним из таких сценариев является возможность раннего определения правонарушителя (лиц в масках, как вариант). Ни одна система видеонаблюдения в текущей реализации не выполняет подобных функций. И та система, которая позволит проводить определение вышеописанных тревожных ситуаций "из коробки", будет гарантированно востребованной. Панацеей может стать применение устройств видеоаналитики (о них мы поговорим ниже), но даже там реализация подобных сценариев пока не особо видна.

Что же касается PC-реализаций систем безопасности, то здесь любая видеоаналитика (не только распознавание людей в масках) потребует значительных вычислительных ресурсов, поэтому сегодня рынок желает получить от разработчиков такие законченные решения, но, по моим предположениям, подобный функционал появится не ранее чем через год. Ждем.

IP-камеры: плюсы и минусы применения на АЗС

В последнее время часто всплывает вопрос об использовании IP-камер высокого разрешения. Какие преимущества в случае их применения получит заказчик и какими будут недостатки? Основное преимущество IP-камер для задач АЗС и АЗК – высокое разрешение. Изучив по роду деятельности ряд видеоархивов с АЗС, могу с уверенностью сказать, что для обеспечения безопасности торгового зала разрешения используемых аналоговых камер явно недостаточно. В большинстве случаев на сохраненных видеоархивах совершенно нереально рассмотреть, какой именно товар стоит на полке, какой товар пытается спрятать злоумышленник или какой регистрационный номер у заправляющегося транспортного средства. Конечно, понять, что это бутылка с жидкостью или пакет чипсов, еще можно, но вот разглядеть марку товара невозможно в принципе. Да и, что греха таить, в большинстве случаев рассмотреть лицо покупателя или номер автомобиля не представляется возможным, не то что провести опознание злоумышленника. Конечно, многое зависит от выбора места установки камеры и модели объектива, но даже в случае правильного выбора низкое разрешение камеры вносит свои коррективы и часто опознание человека происходит по типу одежды злоумышленника и ее цветовой составляющей, ибо лица просто не рассмотреть.

Именно в такой ситуации использование многомегапиксельных IP-камер позволяет нивелировать текущую проблему. Даже обычная мегапиксельная камера позволяет с уверенностью идентифицировать как личность злоумышленника, так и марку товара, не говоря уже о 2- и более мегапиксельных камерах. Это позволяет с уверенностью предлагать заказчикам рассмотреть возможность точечного использования мегапиксельных камер на АЗС и АЗК (в таких местах, как торговые залы, входы/выходы и места заправки автомобилей (для захвата и распознавания номерных знаков и соотношения автомобилей и кассовых чеков на оплату).

Однако нельзя не упомянуть и о недостатках использования IP-камер высокого разрешения в контексте охраны АЗК. Их несколько, но среди основных:

  • невысокая светочувствительность матрицы, что требует яркого освещения или подсветки;
  • большой размер кадра, что приводит к увеличению дисковых массивов хранения;
  • достаточно высокая стоимость по сравнению с аналоговыми камерами.

Но при разумной компоновке в рамках системы видеонаблюдения АЗС и АЗК эффективность многомегапиксельных камер очень высока и позволяет значительно снизить вероятность совершения противоправных действий. Поэтому при проектировании системы безопасности АЗК и АЗС учитывать необходимость применения данного типа камер просто необходимо.

Контроль кассовых операций и распознавание автомобильных номеров

Многие заказчики уже сегодня приходят к пониманию необходимости использовать на АЗС дополнительные модули, обеспечивающие дополнительную защиту инвестиций. И поэтому часто интересуются возможностью установки модулей распознавания автономеров, ОПС, СКУД и контроля кассовых операций. И если ОПС и СКУД проектируются часто в базовом проекте по всем понятным причинам, то функцию контроля кассовых операций и распознавания автомобильных номеров хочется рассмотреть более глубоко.

Все знают, что основные потери в торговле – это так называемые внутренние потери. Недобросовестный персонал, будучи предоставлен сам себе или сговорившись с администратором АЗС или АЗК, может наносить существенный урон бизнесу. Именно для этого все чаще возникают запросы по контролю кассовых операций на АЗС.


Модуль контроля кассовых операций – эффективный инструмент снижения потерь на кассовых узлах, оценки качества работы кассиров и контроля оплаты покупок. Он синхронизирует видеоизображение, поступающее от направленной на кассу видеокамеры, с текстовой и событийной информацией, поступающей от кассового терминала. В результате при наблюдении в реальном времени и при просмотре видеозаписи из архива оператор видит на экране монитора видеоизображение расчета с покупателем на кассе и текстовую информацию заказа в виде титров. Эта информация включает в себя данные чека и события кассового терминала, которые не отображаются в чеке, – например, открытие денежного ящика или ввод кода товара вручную. Такой подход позволяет составить полную картину событий, происходящих на кассовом узле, и решить следующие основные задачи:

  • предотвращение потерь на торговых предприятиях;
  • повышение качества обслуживания;
  • разрешение спорных ситуаций.

А при наличии функции распознавания автомобильных номеров, когда вероятность распознавания номера фактически стопроцентна (стоящий автомобиль, необходимый угол установки камеры распознавания, нужное освещение), связка номера с чеком позволяет не только получить полную статистику по каждому посетителю АЗС и АЗК, но и при необходимости заранее подготавливает к возможному совершению правонарушения лицом или группой лиц, ранее замеченных в подобных действиях. А подготовка к возможному демаршу существенно снижает шансы правонарушителя.

Кроме того, имея на руках данные статистики, можно как прогнозировать продажи сопутствующих товаров посетителям АЗК и АЗС, так и планировать внедрение новых услуг для посетителей и контролировать их востребованность в дальнейшем. Но это тема уже совсем другой статьи.

Как минимизировать человеческий фактор

Сегодня многие системы безопасности, установленные на АЗС, не способны справиться с теми задачами, которые были возложены на них при разработке. Одной из причин этого является тот факт, что главным в обеспечении безопасности АЗС все еще остается оператор, который физически не способен уследить за всем происходящим на АЗК. Подводят также места установки камер и качество их изображения: так, к примеру, установленные на некоторых АЗК бюджетные черно-белые камеры если и могут зафиксировать момент кражи (позволяет направленность и угол обзора), то по записи в видеоархиве опознать злоумышленника невозможно. В связи с возникновением нового спектра задач на АЗС и АЗК возникает потребность в новых методах обеспечения безопасности. Так, простое видеонаблюдение на АЗК уже не устраивает заказчика – постоянный мониторинг требует наличия постоянной кадровой единицы оператора, которая далеко не бесплатна, а разбор происшествий постфактум вместо оперативного реагирования на возникшие тревожные ситуации приводит к потере заказчиком времени и денег. Именно поэтому многие крупные компании начинают все активнее приглядываться к возможностям, которые предоставляет видеоанализ и оценивают соотношение "цена/качество" для возможного применения этой технологии на своих объектах.

Что же может предложить видеоаналитика заказчику для сети АЗС?

Во-первых, минимизировать человеческий фактор и снизить как общее количество операторов системы, так и размер тревожного видеоархива.

Во-вторых, обеспечивать контроль периметра без использования дополнительных средств периметральной защиты.

В-третьих, вычленять с очень высокой точностью из общего потока видеоинформации тревожные события, которые критичны именно для этого конкретного объекта.

В-четвертых, уведомлять оператора системы безопасности только о действительно тревожных событиях, не отвлекая его внимание на ложные срабатывания, и различные нетревожные происшествия.

В-пятых, оптимизировать как аппаратные платформы для системы видеонаблюдения, так и размеры систем хранения тревожных видеоданных. А последнее в большинстве случаев позволяет сэкономить значительные средства.

Технологии для высокой надежности

Все прекрасно понимают, что система безопасности, стоящая в глуши и часто изолированная от внешнего мира, должна быть высоконадежной и иметь большое время наработки на отказ. Именно для этого производители готовых решений реализуют подсистемы безопасности АЗС на оборудовании промышленного класса, а компьютерные платформы в обязательном порядке должны быть серверными. Только исэксплуатации, когда оборудование, не рассчитанное на эксплуатацию в режиме 24/7, начинает массово выходить из строя. А в связи с крайней территориальной распределенностью это становится сильной головной болью как заказчика, так и монтажных компаний/поставщиков. Поэтому уже на этапе проектирования системы безопасности необходимо обращать внимание в первую очередь на надежность систем и комплектующих, на их ремонтопригодность и взаимозаменяемость. А по-хорошему, и закладывать в проект возможности резервирования подсистем и обязательного наличия ЗИП-комплектов (для максимально быстрого ввода в эксплуатацию вышедшего из строя оборудования).

В идеале также можно выводить некоторый функционал программных комплексов в специализированные устройства. Так, к примеру, аналитические видеосерверы, являясь, по сути, "черными ящиками" для пользователя, могут нести в себе большую часть функциональности современных систем видеообработки, не требуя при этом обслуживания годами (ибо в них полностью отсутствуют подвижные части и компоненты, и подобные устройства рассчитаны на широкий диапазон рабочих температур (от -40 до +40 °С).

Но как в любом деле, так и в построении системы безопасности не стоит увлекаться "накручиванием" системы, ибо дублирование и резервирование подсистем системы безопасности первым делом влияют на стоимость проекта, а пугать заказчика цифрами – значит заранее обречь проект на неприятие тем, кто в конечном итоге инвестирует в него собственные "живые" деньги.

 

Опубликовано: Каталог "Системы цифровой видеорегистрации (DVR)" #2, 2010
Посещений: 9217


  Автор
Чижов А. С.

Чижов А. С.

Технический директор компании "Агрегатор"
(AGRG)

Всего статей:  8

В рубрику "Видеорегистрация (DVR)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций