В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Являясь членом организационного комитета Международного форума "Технологии безопасности", Инна Юрьевна Святенко ежегодно деятельно участвует в планировании экспозиции и подготовке деловой программы. Рекомендует экспертов и актуальные темы для обсуждения в рамках мероприятий, посвященных безопасности мегаполисов и городов.
– Инна Юрьевна, расскажите, пожалуйста, о работе по обеспечению безопасности населения Москвы в рамках реализации комплексной программы "Безопасный город".
– В Москве действует комплексная программа "Безопасный город", в рамках которой решается целый спектр задач.
Прежде всего, это внедрение современных технических средств – систем видеонаблюдения на дорогах и в жилом секторе, а также тревожных кнопок. Значительное внимание уделяется безопасности дворов. Жители могут по своему желанию защитить шлагбаумом дворовую территорию от проезда посторонних автомобилей, и город им во многом помогает.
Крупный блок в программе "Безопасный город" занимает общественный транспорт – это и оборудование транспорта навигационными системами, и обеспечение его безопасности. На сегодня абсолютно все автобусы города оснащаются системой ГЛОНАСС и видеонаблюдением. У водителя каждого автобуса, троллейбуса и трамвая обязательно имеется тревожная кнопка.
Метрополитен выделяется в качестве отдельной темы. В будние дни он перевозит более 7 млн пассажиров в сутки. Это численность населения небольшого европейского государства. Поэтому создание безопасных условий на подвижном составе, на платформах, на эскалаторах, безбарьерной среды для инвалидов, а также содействие борьбе с незаконной миграцией – огромная ответственность.
В мероприятиях проекта "Безопасный город", связанных с применением передовых технических средств, в том числе систем видеонаблюдения и видеоанализа (распознавание образов – это совершенно новое из того, что используется), важен человеческий фактор. Поэтому следует отметить работу участковых уполномоченных полиции в жилом секторе. Если раньше критерием оценки деятельности участковых было количество составленных протоколов, количество раскрытых преступлений и дел, доведенных до суда, то сейчас это уровень доверия населения. Как только изменились критерии, участковые уполномоченные начали по-другому относиться к своим задачам на подведомственной территории – стали больше общаться с людьми, увеличили количество обходов, работа по выявлению тревожных очагов приобрела адресный характер.
– Каковы планы и приоритеты городской политики по обеспечению безопасности в Москве?
– В настоящее время в Москве реализуется 5-летняя программа "Безопасный город". И как только она подойдет к завершению, сама жизнь подскажет новые проблемы и соответственно планы.
Программа в том числе охватывает направление, связанное с пожаротушением, предотвращением чрезвычайных ситуаций и борьбой с ними. На сегодня за счет городского бюджета службы МЧС по Москве оснащены новой техникой, включая авиационные средства – и санитарные, и пожарные. Деятельность в области управления гражданской защиты населения, безусловно, получит дальнейшее развитие.
– Недавно правительство Москвы рассматривало новый законопроект о пожарной безопасности в столице. Отдельная тема – пожарная безопасность высотных зданий. Какие мероприятия по усилению защищенности высоток проводятся в Москве?
– Координацию работ в этом направлении осуществляет специальная Межведомственная комиссия по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности высотных зданий и сооружений города Москвы. И я вхожу в ее состав. Специфика таких объектов с точки зрения пожарной безопасности и пожаротушения уникальная. К моменту госприемки высотные здания должны быть оснащены внутренней системой пожаротушения. Для эффективной борьбы с пожарами в Москве закуплены самые высокие немецкие подъемники, рассчитанные на высоту до 90 м (около 30 этажей).
Для тушения строений высотой более 30 этажей служит авиация, которую в ходе ликвидации огня на башне "Восток" комплекса "Москва-Сити" успешно эксплуатировало МЧС. Для вертикального тушения с вертолетов разработана и применяется специальная система. Ежегодно на учениях летчики отрабатывают на вертолетах навыки вертикального тушения с помощью этой системы и в процессе операций сочетают данный новый метод с использованием традиционного внешнего сливного устройства.
– Подъезды жилых домов в Москве оборудуют камерами видеонаблюдения. Какие при этом задачи решаются в первую очередь?
- Установка систем охранного наблюдения в жилом секторе идет прежде всего в интересах общественной, бытовой безопасности. Антитеррористическая безопасность - это значительно более сложный вопрос, который находится в ведомстве ФСБ России. В борьбе с терроризмом важны главным образом профилактические мероприятия, ни одна видеокамера не определит пояс шахида, скрытый под пышными одеждами какой-нибудь милой дамы, заходящей в подъезд. Поэтому не должно быть иллюзий - даже самые передовые технологии видеонаблюдения не являются панацеей от террористических актов.
- Крайне актуальной темой является безопасность школ. Особенно в свете трагического инцидента со стрельбой, произошедшего в 3 февраля 2014 г. в школе в Отрадном. Эта ситуация вызвала множество нареканий со стороны родителей к частным охранным предприятиям, работающим в учреждениях образования. Как обстоят дела сейчас?
- По распоряжению мэра Москвы Сергея Собянина проведена ревизия системы безопасности в школах столицы. Эксперты отмечают профессиональные действия полиции, благодаря которым ситуация была локализована и дети не пострадали. Охранник также сработал грамотно: несмотря на угрозу собственной жизни, он успел нажать кнопку тревожной сигнализации В данной конкретной ситуации большая ответственность лежит на родителях - почему огнестрельное оружие, легально приобретенное и зарегистрированное на отца школьника, оказалось столь доступным для него? Проблема комплексная и носит скорее воспитательный и психологический характер, нежели свидетельствует о недостаточной оснащенности школ техническими средствами или неадекватным реагированием на ЧС профильных служб. Фактически мы получили сигнал, что совместно с техническими средствами должна функционировать система школьных психологов, которые работают с замкнутыми или излишне эмоциональными подростками, а также с их родителями
Хочу сделать отступление. В России отмечается 20-летие парламентаризма, по этому случаю я веду лекции в ряде школ. Несмотря на мою известность, в 22 школах из 27 охранники, приветствуя меня по имени, каждый раз просят показать документы и фиксируют мой визит. Можно сделать выводы, насколько серьезно они инструктированы не пропускать посторонних и контролировать ситуацию.
- Как развивается программа "Безопасный город" в масштабах нашей страны?
- Все субъекты Российской Федерации принимают собственные программы. Безусловно, учитывается лучший опыт коллег, однако развитие все-таки идет по своему сценарию. Специфику определяют характер местности (преобладание сельской или городской), плотность жилого сектора, наличие и особенности высотных зданий, наличие критически важной инфраструктуры, федеральных трасс или опасных производств и т.д. Очень важно, чтобы в каждом регионе формировалась и реализовывалась своя программа "Безопасный город".
– В рамках Международного форума "Технологии безопасности" регулярно проходят мероприятия, посвященные безопасности мегаполисов и городов. Вы выступаете одним из руководителей и вдохновителей этих событий. Каковы ваши впечатления о развитии программы и выставки?
– Выставка растет. Интерес к передовым информационным технологиям, представляемым на ТБ Форуме, повышается год от года. Интересно наблюдать, как меняется характер предложений: сейчас на повестке дня поставщиков и в центре внимания покупателей – интеллектуальные продукты. Это очень радует.
В рамках заседаний на ТБ Форуме считаю очень актуальной тему "Интеллектуальные транспортные системы" – развивать логистику необходимо и в дальнейшем, мы находимся в самом начале этого пути. Перспективы применения интеллектуальных транспортных систем в Москве ясные и понятные. Преимущества очевидны и для граждан, и для транспортных предприятий, и для городских структур.
Большой интерес представляет еще одна тема, активно разрабатываемая на ТБ Форуме, – идентификация личности. Речь о создании и поддержке единой межведомственной (таможня, миграционная служба, МВД) базы правонарушителей, чтобы получить возможность выявлять их даже в толпе.
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2014
Посещений: 6419
Автор
| |||
В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций