В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Согласно Градостроительному кодексу РФ наличие в составе проекта раздела о противопожарных мероприятиях является обязательным. Требования к его содержанию даны в постановлении Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87. В кодексе раздел обозначен как "Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности", в постановлении - "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности". Более предпочтительной является вторая формулировка, соответствующая требуемому содержанию раздела и являющаяся однозначной, в то время как "Перечень..." часто воспринимается как список, содержание составляющих которого не раскрыто.
С.М. Аноприенко
Начальник ФГУ "Госэкспертиза в области ГОЧС и пожарной безопасности" МЧС России
Следует отметить, что противопожарные мероприятия и ранее прописывались в различных разделах проектной документации, наиболее часто -в общей пояснительной записке. Однако зачастую они приводились без достаточного обоснования и в небольшом объеме (только пожарная сигнализация, противопожарный водопровод, первичные средства тушения). Основные же мероприятия, закладываемые в объемно-планировочные, конструктивные и технологические решения, а также в инженерные системы проектируемого объекта, отражались в соответствующих разделах проекта. Такой подход не позволял обеспечить оптимальности предлагаемых решений с позиций инвестора (заказчика объекта), а также не способствовал повышению уровня защищенности проектируемых объектов. Требовалось нормативное урегулирование проблемы, и оно начало осуществляться на уровне ведомств и территорий. В качестве примеров можно привести руководящие документы ТРД 11-501-2004 СПб "Порядок проектной подготовки капитального строительства в Санкт-Петербурге" и РД 153-34.0-49.101-2003 РАО "ЕЭС" "Инструкция по проектированию противопожарной защиты энергетических предприятий", где противопожарные мероприятия предписывалось проводить комплексно и выделять их описание в самостоятельный раздел.
В приказе Госэкспертизы проектов МЧС России, изданном 20 июня 2006 г., указывалось рекомендуемое содержание раздела о противопожарных мероприятиях. За отсутствием нормативных актов более высокого уровня он, безусловно, сыграл свою роль в повышении качества подготовки проектной документации.
Согласно приказу "Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности" должен был включать в себя следующее:
Постановление Правительства Российской Федерации " О составе проектной документации и требованиях к их содержанию"
В этом постановлении была подтверждена комплексность раздела "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" и регламентированы требования к его содержанию для документов на проектируемые объекты производственного и непроизводственного назначения, а также на линейные объекты.
Описанный в постановлении состав раздела в целом соответствует традиционной структуре проекта:
Появились и новые элементы: мероприятия по обеспечению безопасности подразделений пожарной охраны при ликвидации пожара и расчет пожарных рисков угрозы жизни и здоровью людей и уничтожения имущества (в необходимых случаях).
Вместе с тем в содержание рассматриваемого раздела не включены вентиляция (воздуховоды, в том числе транзитные, противопожарные клапаны, вентиляционные камеры), теплоснабжение и отопление (отопительные приборы, системы лучистого отопления, арматура, дымовые трубы), газоснабжение (наружные и внутренние газопроводы, газораспределительные установки), электроснабжение (категория надежности, аварийное освещение).
Также имеются отдельные неточности и упущения:
В практике проектирования нередки случаи, когда раздел "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" разрабатывается субподрядной организацией практически без привязки к конкретному объекту. Содержание раздела при этом представляет собой тщательно переписанные нормативные требования с измененными глаголами (вместо "предусматривать" - "предусматривается"). Такие содержания можно включать практически без изменений в проект любого аналогичного объекта, что, безусловно, снижает трудозатраты разработчиков. Однако признать этот подход квалифицированным нельзя.
Иногда раздел "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" разработан грамотно и подробно, но практически не связан с проектом - предложенные мероприятия не отражены в других его разделах.
И, наконец, следует рассмотреть вопрос, который является главным, - нужен ли отдельный раздел о противопожарных мероприятиях в составе проекта, и если да, то какое место он должен занимать в процессе проектирования.
Действительно, во многом создание дополнительного раздела является формальным актом, обеспечивающим, однако, удобство последующей работы экспертных и надзорных органов, подрядных организаций и эксплуатирующих компаний.
Практика экспертной работы однозначно свидетельствует о том, что наличие отдельного раздела, разработанного с учетом современной культуры проектирования, является необходимым. Работа над этим разделом должна начинаться сразу же после (или в процессе) выбора основных техниче-ских решений и появления первых архитектурных чертежей, и в дальнейшем ее необходимо вести совместно с разработчиками-смежниками.
На современном этапе, в связи с появлением новых законодательных актов (Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"), нормативная база проектирования разделилась на документы обязательного и добровольного применения. К обязательным для исполнения относится, например, упомянутый Технический регламент, а к применяемым на добровольной основе - национальные стандарты и своды правил.
Оформление требований пожарной безопасности в виде закона безусловно повышает их официальный статус, хотя применяемые ранее госстроевские строительные нормы и правила (СНиП), в сущности, являлись законами для проектировщиков и экспертов.
Термин "нормативно-технический документ добровольного применения" способен ввести исполнителя в заблуждение: "норма" ли это, если она не является обязательной? Но поскольку это название уже закреплено в законодательном порядке, попытаемся разобраться, какие же именно документы следует использовать в дополнение к Федеральному закону № 123-ФЗ.
МЧС России подготовило 12 сводов правил (СП) по различным аспектам пожарной безопасности. В эти документы включены требования применявшихся ранее СНиП, а также нормы пожарной безопасности (НПБ). В дальнейшем количество СП может увеличиваться.
На целые группы объектов (энергетические объекты, железнодорожный транспорт, морские и речные порты, объекты нефте- и газодобычи и другие) строительные нормы и правила в прошлом не разрабатывались. Требования к безопасности, являвшиеся обязательными для исполнения, содержались в ведомственных документах (ВСН, ОНТП, РД и другие). Об этих объектах не сказано ни слова в Федеральном законе № 123-ФЗ. Ведомственные документы де-юре превращаются в документы добровольного применения. Остается надеяться, что соответствующие требования пожарной безопасности смогут войти в разрабатываемые в настоящее время специальные отраслевые технические регламенты и документы, которые будут изданы в их развитие.
На современном этапе, в связи с появлением новых законодательных актов (Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"), нормативная база проектирования разделилась на документы обязательного и добровольного применения. К обязательным для исполнения относится, например, упомянутый Технический регламент, а к применяемым на добровольной основе - национальные стандарты и своды правил.
В ряде случаев имеет место отсутствие или недостаточность нормативных требований. Так, в СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" написано следующее: "Для зданий, на которые отсутствуют нормы... должны быть разработаны технические условия, отражающие специфику их противопожарной защиты". В приведенной формулировке пропущены поименованные там конкретные объекты, так как интерес вызывают те, на которые нормы отсутствуют. В постановлении Правительства Российской Федерации № 87 имеется формулировка "недостаточность требований по безопасности". Действительно, если в здании планируется, например, наличие атриумного пространства, то соответствующих требований в нормативных документах мы не найдем (за исключением московских территориальных строительных норм).
В таких ситуациях предусматривается разработка специальных технических условий (СТУ), являющихся недостающим элементом нормативной базы, то есть "мини-СНиП" для конкретного объекта. При этом надо не только разработать СТУ, но и согласовать их в двух инстанциях (МЧС России и Минрегион России).
Однако прежде надо обосновать необходимость разработки СТУ. Здесь открывается простор для фантазий, иногда абсурдных. Так, приходилось видеть обоснование, которое заключалось в том, что у нас, оказывается, нет норм для "больших" магазинов. И их действительно нет. "Большие" магазины, так же как и "средние" и "малые", являются предприятиями торговли, на которые были и есть сегодня определенные нормативные требования. И "большие" магазины следует разделять на пожарные отсеки нормативной площади, вот и все решение.
Очень популярным "мотивом" для разработки СТУ является многофункциональность объекта, хотя концепция его противопожарной защиты была исчерпывающе изложена в трех пунктах СНиП 21-01-97. "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
Следует отметить, что возможность разработки СТУ для легитимного фиксирования отступлений от норм проектирования или компенсации их отсутствия при условии обязательности их исполнения введена в практику задолго до вступления в силу Технического регламента по пожарной безопасности. Подход же, зафиксированный в ФЗ № 123, предусматривает безусловное исполнение требований самого регламента и добровольное исполнение требований нормативных документов в области пожарной безопасности (СП и национальные стандарты). В случае отказа от применения технических и организационных решений, установленных нормативными документами добровольного применения, инвестор вправе использовать любые другие, однако они должны обеспечить нормативный уровень пожарного риска, величина которого установлена Техническим регламентом (статья 79). В этом случае выполняется расчет пожарного риска, который входит в состав обязательной для большинства объектов декларации пожарной безопасности (для проектируемых объектов капитального строительства она разрабатывается в составе проектной документации). Таким образом, в условиях нового правового регулирования пожарной безопасности разработка СТУ для большинства объектов теряет актуальность. Единственным основанием для разработки СТУ Федеральный закон № 123-ФЗ (статья 78) признает отсутствие нормативных требований пожарной безопасности применительно к объекту защиты.
Таким образом, при наличии отступлений необходимо их устранять, а не разрабатывать СТУ. Не секрет, что большинство СТУ разрабатывается именно для возведения отступлений в разряд нормы.
К сожалению, существенно упрощенная в последние годы система государственной экспертизы, передача значительной части соответствующих полномочий из "профильных" федеральных органов исполнительной власти субъектам РФ, существенные и частые изменения правового поля, а также неблагоприятная экономическая конъюнктура обусловили снижение качества проектной документации по многим направлениям. Это не только приводит к частым конфликтам инвесторов с государственными экспертными органами, органами государственного строительного надзора, а также с органами, осуществляющими государственный надзор за объектами на стадии их эксплуатации, но и существенно повышает инвестиционные риски, а кроме того, обуславливает дополнительные издержки при проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов экономики и социальной сферы.
Эти негативные моменты могут и должны быть сглажены. Для этого созданы и внедряются новые инструменты - механизмы негосударственного регулирования экономики. Из наиболее актуальных хотелось бы отметить создание систем саморегулируемых организаций (СРО), объединенных по роду деятельности, отраслевому или территориальному принципу, а также распространение негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. И если с членством в СРО инвестор соприкасается фактически лишь при выборе подрядчика (в том числе проектировщика), то проведение негосударственной экспертизы проектной документации призвано:
Таким образом, хочется призвать инвесторов более серьезно относиться к выбору проектных организаций и не пожалеть средств на то, чтобы вовремя подстраховаться с помощью нового инструмента оценки проектной документации - негосударственной экспертизы.
Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2010
Посещений: 16736
Автор
| |||
В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций