Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Автоматизированные системы мониторинга и управления безопасностью и жизнеобеспечением зданий и сооружений

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Автоматизированные системы мониторинга и управления безопасностью и жизнеобеспечением зданий и сооружений

Необходимость предотвращения чрезвычайных ситуаций и смягчения их последствий для населения, а также общая тенденция к усилению взаимодействия муниципальных служб в рамках создания городских систем общественной безопасности стали основными предпосылками к созданию структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами (СМИС)

СМИС создаются в контролируемых зданиях и сооружениях в целях обеспечения гарантированной устойчивости функционирования системы жизнеобеспечения требуемого качества и выступают как средство информационной поддержки принятия решения диспетчером ЕДДС в условиях действия дестабилизирующих факторов.

СМИС строятся на базе программно-технических средств, осуществляющих мониторинг технологических процессов и процессов обеспечения функционирования непосредственно в зданиях и сооружениях и передачу информации об их состоянии по каналам связи на ЕДДС для последующей обработки с целью оценки, прогноза и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени (рис. 1).

Объекты контроля

Объектами контроля и в ряде случаев управления являются:

  • инженерно-технические конструкции (конструктивные элементы) зданий и сооружений;
  • теплоснабжение: центральное отопление (ЦО), вентиляция и кондиционирование (ОВ);
  • водоснабжение и канализация (ВК);
  • электроснабжение (ЭН);
  • газоснабжение (ГС);
  • инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта (СПБ);
  • лифтовое оборудование (ЛО);
  • система голосового оповещения (СГО);
  • система охранной безопасности (СОБ);
  • система обеспечения технологических процессов в зданиях и сооружениях (контролируемые параметры: температурный режим, давление, уровень радиации, состав воздуха и концентрация токсичных и взрывоопасных газов, напряжение электросети и др.).

Контроль основных дестабилизирующих факторов

СМИС должны обеспечивать контроль следующих дестабилизирующих факторов (рис. 2):

  • нарушения несущей способности конструктивных элементов зданий и сооружений, выявление скрытых дефектов;
  • нарушения в системе отопления, подачи горячей и холодной воды (в том числе утечки), вызванные выходом из строя инженерного оборудования на центральных тепловых пунктах (ЦТП), в котельных, а также авариями на трубопроводах и приборов отопления;
  • нарушения в подаче электроэнергии, вызванные авариями на магистральных кабельных линиях
  • нарушения подачи газа, вызванные авариями на трубопроводах;
  • отказы в работе лифтового оборудования;
  • загазованность контролируемых помещений;
  • ситуации, связанные с возникновением пожарной опасности;
  • несанкционированное проникновение в жилые и служебные помещения;
  • отклонения от нормативных параметров производственных процессов, способные привести к возникновению чрезвычайных ситуаций (ЧС);
  • нарушения технологий очистных процессов, способные привести к возникновению ЧС.

Функции СМИС

СМИС должны обеспечивать:

  • предупреждение и прогнозирование аварийных ситуаций;
  • непрерывность сбора, передачи и обработки информации о значениях параметров процессов обеспечения функционирования зданий и сооружений;
  • решение задач контроля параметров процессов обеспечения функционирования зданий и сооружений и определения отклонений их текущих значений от нормативных;
  • получение автоматизированной формализованной оперативной информации о состоянии инженерно-технических конструкций и технологических систем зданий и сооружений руководителями соответствующих служб, в том числе и дежурно-диспетчерских;
  • автоматизированное или принудительное, в том числе и с использованием мобильного телефона, оповещение соответствующих специалистов для принятия необходимых мер по предупреждению или ликвидации ЧС в зданиях и сооружениях (прекращение подачи газа, воды, включение средств пожаротушения и т.п.);
  • оперативное доведение информации о нештатных и аварийных ситуациях до соответствующих служб через информационное сопряжение с ЕДДС;
  • оперативное автоматизированное информационное обеспечение взаимодействия дежурно-диспетчерских служб при ликвидации ЧС в зданиях и сооружениях;
  • документирование и регистрацию аварийных ситуаций, а также действий диспетчеров служб зданий и сооружений по их предупреждению и ликвидации;
  • организацию автоматизированного учета эксплуатационных ресурсов технологического оборудования и его своевременного технического обслуживания.

Компоненты СМИС

В состав СМИС должны входить следующие компоненты:

  • комплекс контролирующих средств (датчики и измерительные приборы, исполнительные механизмы, контроллеры);
  • многофункциональная кабельная система;
  • сеть передачи информации;
  • система сбора и обработки информации;
  • административная система.

В комплекс контролирующих средств должны входить: сейсмодатчики; аналоговые и (или) цифровые датчики контроля всевозможных технологических параметров; водо-, газо- и электросчетчики; датчики аварий с дискретными сигналами; датчики контроля наличия всевозможных взрывчатых и радиоактивных веществ и т.д.

В качестве исполнительных механизмов могут использоваться технические средства, обеспечивающие автоматическое, автоматизированное или ручное управление (клапаны, задвижки, электроприводы, насосы и т.д.).

В многофункциональную кабельную систему включаются:

  • кабеленесущие конструкции;
  • электрические и слаботочные кабели;
  • коммутирующие устройства (кроссы, электрические шкафы).

В систему сбора и обработки информации входят:

  • серверы ввода-вывода;
  • локальная и (или) глобальная вычислительные сети;
  • рабочие станции диспетчеров;
  • программный комплекс.

В административную систему входят:

  • организационная структура, обеспечивающая эксплуатацию здания (сооружения);
  • эксплуатационно-техническая и распорядительная документация;
  • документация, регламентирующая взаимодействие с ЕДДС.

Пример взаимодействия системы пожарной сигнализации с инженерно-техническими системами объекта показан на рис. 3

Взаимодействие с ЕДДС

ЕДДС в части решения задач безопасности зданий и сооружений должны решать следующие основные задачи:

  • получение от СМИС информации о ЧС или текущей информации;
  • анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до дежурно-диспетчерских служб (далее ДДС), в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
  • обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования звена (подсистемы) РСЧС;
  • оперативное управление аварийно-спасательными и пожарными силами и средствами постоянной готовности, постановка и доведение до них задач по локализации и ликвидации последствий ЧС, принятие необходимых экстренных мер и решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);
  • обобщение, оценка и контроль данных об обстановке, принятых мерах по ликвидации ЧС; уточнение и корректировка (по обстановке) заранее разработанных и согласованных с городскими службами вариантов решений по ликвидации ЧС;
  • постоянное информирование ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС, подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
  • представление докладов (донесений) вышестоящим органам управления об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов);
  • доведение задач, поставленных вышестоящими органами РСЧС, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;
  • обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов вышестоящим органам.

Объекты, на которых необходима установка СМИС

СМИС обязательно должны быть установлены в зданиях и сооружениях следующих категорий:

  • жилые здания, общей площадью более 10 000 кв2;
  • здания и сооружения промышленного и иного назначения, которые в соответствии с критериями, установленными Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 № 116-83, относятся к категории опасных производственных объектов;
  • здания и сооружения промышленного и иного назначения, функционирование которых сопряжено с риском возникновения аварий, катастроф и иных ЧС;
  • здания и сооружения производственного, социально-бытового и иного назначения, предусматривающие в соответствии с функциональным предназначением одновременное нахождение в них 500 и более человек;
  • здания и сооружения (независимо от их функционального предназначения), наземная архитектура которых составляет более 15 этажей (высота более 45 м), расположенные в районах массовой застройки;
  • мосты, туннели, транспортные развязки;
  • места утилизации промышленных, бытовых и иных отходов;
  • гидротехнические сооружения;
  • очистные сооружения.

Оборудование указанных выше зданий и сооружений СМИС должно осуществляться:

  • при проведении проектно-изыскатель-ских, строительных и монтажных работ для вновь строящихся зданий и сооружений;
  • при проведении планового капитального ремонта для зданий и сооружений, находящихся в эксплуатации.

Программно-технические средства СМИС должны быть сертифицированы МЧС России.

Вопросы лицензирования и сертификации

Работы по проектированию, установке, приемке и эксплуатации взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений должны осуществляться только теми организациями, у которых имеется необходимое количество специалистов (не менее 5), прошедших обучение в специально создаваемом на базе ФЦ ВНИИ ГОЧС учебно-сертификационном центре и получивших соответствующий сертификат. ФЦ ВНИИ ГОЧС может предоставлять право на проведение учебно-сертификационных работ в области СМИС организациям и научным учреждениям, специализирующимся в области создания систем безопасности в ЧС, после проведения обучения и аттестации специалистов (преподавателей) из этих учреждений. В этом случае таким организациям выдается соответствующий сертификат ФЦ ВНИИ ГОЧС на право проведения работ по обучению и (или) сертификации СМИС сроком на 1 год. По истечении указанного срока сертификата он может быть продлен ФЦ ВНИИ ГОЧС сроком на 1, 2 или 3 года.

Программы обучения специалистов в области создания взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений составляются учебно-сертификационным центром ФЦ ВНИИ ГО ЧС и утверждаются руководством МЧС России.

ФЦ ВНИИ ГОЧС или организации, специально уполномоченные для этого ФЦ ВНИИ ГОЧС, выдают юридическим и физическим лицам сертификаты на проектирование, монтаж, эксплуатацию и модернизацию взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений и ведут их реестровый учет. Сертификаты на право проведения работ по проектированию, монтажу, эксплуатации и модернизации взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений выдаются сроком на 1 год. По истечении указанного срока сертификата он может быть продлен ФЦ ВНИИ ГОЧС или организациями, специально уполномоченными для этого ФЦ ВНИИ ГОЧС, сроком на 1, 2 или 3 года. ФЦ ВНИИ ГОЧС ведет общий реестр выданных учебно-сертификационным центрам и юридическим лицам сертификатов и организует их публикацию в специализированных изданиях.

Финансирование и экономическая целесообразность СМИС

Разработку и совершенствование технических и технологических решений СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС, а также подготовку соответствующей нормативно-правовой и нормативно-технической базы целесообразно финансировать за счет средств федеральной целевой программы (ФЦП) "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года", средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование плана научных исследований ФЦ ВНИИ ГОЧС.

Разработка типовой нормативно-методической документации по созданию СМИС, а также их доработка и адаптация в интересах субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления должна финансироваться за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Разработку конкретных технических и технологических проектов создания СМИС целесообразно проводить за счет средств органов и организаций, которым принадлежат (которыми эксплуатируются) соответствующие здания и сооружения.

На всех стадиях к финансированию работ по созданию и развитию СМИС целесообразно привлекать средства организаций, заинтересованных в их разработке, страховых компаний и общественных объединений. К реализации настоящей концепции целесообразно привлекать средства из других внебюджетных источников.

Такая организация финансирования работ по созданию и развитию СМИС позволит обеспечить единую научно-техническую политику МЧС России в этом направлении и снизить общие финансовые расходы государства путем исключения возможного дублирования проектных работ в других федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

По предварительным расчетам, в результате создания СМИС безвозвратные потери населения в ЧС будут снижены на 10-15%.

Автоматизированные системы предотвращения ЧС (прерывание подачи газа, воды, электричества и т.п.), входящие в автоматизированные системы наблюдения и контроля на ПОО, зданиях и сооружениях, могут спасти здоровье и жизнь многих тысяч людей и (по предварительным оценкам) не менее чем на 15-20% сократить материальные потери от ЧС, а в некоторых случаях полностью исключить их. Исходя из этого, можно предположить, что только за 2002 г. материальные потери от ЧС, вызванных пожарами в промышленных и жилых строениях, сократились бы не менее чем на 8 млрд рублей.

Автоматизированная информационная поддержка координации действий по ликвидации ЧС ведомственных ДДС и подчиненных им сил и средств позволит сократить не менее чем на 10-15% материальные затраты на ликвидацию последствий ЧС. Это достигается за счет определения рационального состава и более эффективного применения аварийно-спасательных сил и средств, а также их оптимального материально-технического обеспечения.

Создание СМИС позволит примерно на 15% уменьшить количество возникающих ЧС и существенно снизить тяжесть их последствий. В свою очередь необходимое количество постоянных сил и средств, требуемых для предупреждения и ликвидации ЧС, может быть снижено примерно на 10%.

Данный материал подготовлен на основании готовящегося Технического регламента "Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования". Для того чтобы у вас сформировалось наиболее полное представление об этом документе мы публикуем основные приложения к нему в рубрике "Нормативные документы" настоящего раздела (стр. 314).

М.А. ШАХРАМАНЬЯН
Начальник ФЦ ВНИИ ГОЧС МЧС России, д.т.н., профессор

С.А. КАЧАНОВ
Главный научный сотрудник ФЦ ВНИИ ГОЧС МЧС России, д.т.н.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2004
Посещений: 18696

  Автор

Шахраманьян М. А.

Шахраманьян М. А.

начальник ФЦ ВНИИ ГОЧС МЧС России

Всего статей:  4

  Автор

Качанов С. А.

Качанов С. А.

Заместитель начальника ФГБУ ВНИИ ГОЧС по научной работе,
доктор технических наук, профессор

Всего статей:  3

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций