Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Беспроводные решения в рамках программы "Безопасный город". Оповещение населения о ЧС

Беспроводные решения в рамках программы "Безопасный город". Оповещение населения о ЧС

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Беспроводные решения в рамках программы "Безопасный город".Оповещение населения о ЧС

Снижение инвестиций в производство вкупе с высоким уровнем индустриализации повышает вероятность возникновения техногенных аварий, которые могут повлечь за собой большое число пострадавших и спровоцировать панику. В связи с этим невозможно переоценить значение эффективной системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях
Владимир Стародубцев
Директор ООО "ПП "Актай"

Что подразумевает термин "безопасный город"? Если ввести в поисковой системе соответствующий запрос, то складывается впечатление, что речь идет об очень большой системе видеонаблюдения. Это не совсем верно. Безусловно, системы видеонаблюдения и видеофиксации играют значительную роль в обеспечении общественной безопасности, однако они не могут решить всех задач, стоящих перед соответствующими службами.

Концепция АПК "Безопасный город"

Комплексный подход к проблеме изложен в "Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", утвержденной распоряжением от 03.12.2014 № 2446-р председателя Правительства Российской Федерации (далее – Концепция). Необходимость создания такого документа обусловлена "отсутствием единого системного подхода и возросшими требованиями к функциональному наполнению систем безопасности".

Концепция рассматривает комплекс "Безопасный город" как совокупность функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам и определяет ряд прикладных функциональных систем, которые должны в него входить.

Одна из неотъемлемых частей комплекса – "сегмент предупреждения и защиты города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности, включающий в себя систему информирования и оповещения населения (региональные и территориальные автоматизированные системы централизованного оповещения гражданской обороны)".

Не оповещен – значит не вооружен

18 февраля 2016 г. в Кировске Мурманской области спровоцированный сход лавины привел к гибели трех человек. По мнению специалистов, наличие заградительных сооружений позволило избежать более страшных последствий, однако инфраструктуре пострадавшего района был нанесен значительный ущерб.

Стихия обрушилась на жителей города в прямом и переносном смысле как снег на голову. В СМИ приводятся свидетельства очевидцев, которые сообщают, что никаких сигналов оповещения перед началом работ не слышали, хотя власти города утверждают обратное. Какая из сторон права, предстоит установить следствию, однако это уже не первый случай, когда своевременное оповещение с применением различных технических средств могло бы предотвратить катастрофу или уменьшить ее масштабы.

Достаточно вспомнить события, произошедшие в 2012 г. в Крымске Краснодарского края. Тогда по официальным данным погиб 171 человек – и не в последнюю очередь из-за отсутствия своевременного оповещения.

По результатам расследования обстоятельств трагедии был принят указ Президента Российской Федерации № 1522 от 13.11.2012 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций".

Что говорит закон

В России существует ряд нормативно-правовых документов, которые устанавливают требования к оснащению объектов и территорий системами оповещения о ЧС. Необходимость защиты жителей потенциально опасных районов отдельно прописана в Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" № 68-ФЗ от 21.12.1994, который определяет цели оповещения.

Важнейшую роль в предупреждении ЧС и снижении вызванного ими ущерба играет своевременное оповещение населения как с помощью специализированных технических средств, так и с помощью средств массовой информации и иных каналов.

Одним из ключевых понятий при организации систем оповещения является их классификация в зависимости от охвата определенной территории. Совместный приказ МЧС (№ 422), Минкомсвязи (№ 90) и Минкультуры России (№ 376) от 25.07.2006 "Об утверждении положения о системах оповещения населения" вводит следующие уровни оповещения: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый. В контексте Концепции "Безопасный город" основное внимание должно быть сосредоточено на трех последних. Этот факт, в частности, нашел отражение в постановлении Правительства Москвы от 01.12.2015 № 795-ПП "Об организации оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях", которое разработано в развитие федеральных законов и указа Президента № 1522. Согласно этому документу столичная система оповещения функционирует на трех уровнях: региональном, муниципальном и объектовом. Подобного рода постановления уже существуют или вот-вот будут приняты и в других регионах Российской Федерации.

Преимущества беспроводных систем

Российские производители оборудования предлагают различные технические средства, позволяющие создавать системы оповещения населения разного уровня с воспроизведением речевых, звуковых и прочих сигналов с помощью соответствующих оконечных устройств.

В большинстве случаев в качестве среды передачи информации используются проводные линии, монтаж которых требует немало времени и значительных финансовых средств. Существует также проблема "последней мили", то есть связи между оконечным устройством и узлом доступа, обеспечить которую с помощью проводного соединения порой просто невозможно. Указанные факторы делают особенно актуальными разработку и внедрение систем оповещения, работающих по беспроводному каналу связи.

Согласно Концепции базовым принципом реализации комплекса "Безопасный город" является "максимальное использование существующей инфраструктуры и всех результатов, ранее достигнутых в субъектах РФ и муниципальных образованиях в рамках государственных программ безопасности".


В связи с этим уместно вспомнить об инфраструктуре пожарного мониторинга по выделенному радиоканалу МЧС, которая была создана за последние годы в целях реализации требований Федерального закона № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". На данный момент пультовое оборудование, позволяющее обмениваться информацией с объектом, установлено и успешно функционирует более чем в 950 городах России.

Беспроводные технологии, которые лежат в основе выделенного радиоканала МЧС, позволяют обеспечить двустороннюю связь, то есть не только принимать сообщения от объектового оборудования, но и передавать обратно произвольные сигналы оповещения с их дальнейшим воспроизведением с помощью различных средств. Что особенно важно, в этом случае не нужно создавать радиоретрансляционную сеть, поскольку, к примеру, в Москве она уже охватывает более 98% территории города.

Практика внедрения

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях производится с помощью различных средств, которые можно разделить на следующие группы:

  • электросирены, громкоговорители, радиоточки;
  • радио- и телевещание, SMS-оповещение;
  • домофоны, видеотерминалы, табло "бегущая строка", устройства персонального оповещения.

Практически все эти способы оповещения можно реализовать с помощью устройств, входящих в состав беспроводного комплекса на базе выделенного радиоканала МЧС.

К примеру, для запуска речевого оповещения оператору пульта достаточно ввести текстовое сообщение в окне управляющей программы. Оно будет незамедлительно передано на специальные станции, установленные на объектах, и воспроизведено с помощью громкоговорителей. То же самое касается оповещения населения через домофоны, которое становится все более актуальным.

В прошлом едва ли не единственным способом общения государства с человеком была квартирная радиоточка, с помощью которой доводились и сигналы ГО и ЧС. Сегодня, по оценкам экспертов, исправными радиоточками охвачены лишь 2% квартир, а вот домофоны есть практически в каждой.

Комплекс "Безопасный город" не просто использует существующую инфраструктуру радиосвязи, что само по себе снижает затраты на его внедрение, но и задействует уже установленное на объектах оборудование системы мониторинга в целях оповещения о ЧС. Дооснащение школы, например, потребует лишь установки дополнительной платы в имеющуюся объектовую станцию и подключения к средствам воспроизведения сигналов.

Если говорить о Москве, то, учитывая, что в столице системой мониторинга оснащено около 6000 социально значимых объектов, можно утверждать, что огромный пласт работы по реализации постановления № 795-ПП уже выполнен.

Отдельно стоит сказать о высокой надежности комплекса, работающего на выделенном радиоканале. Благодаря существующей системе динамической маршрутизации устройства сами определяют наилучший путь доставки сообщений и при необходимости обеспечивают перестроение маршрутов, то есть система остается работоспособной даже в случае разрушения части города.

Взгляд в будущее

Концепция "Безопасный город" сформировала комплексный подход, обобщающий все стороны обеспечения общественной безопасности. Ее важной составной частью является система оповещения населения о ЧС, актуальность которой год от года возрастает.

Беспроводные способы оповещения на базе выделенного радиоканала МЧС позволяют максимально реализовать базовые принципы Концепции, поскольку используют уже существующую инфраструктуру радиосвязи системы пожарного мониторинга. Это значительно снижает временные и финансовые затраты на создание комплекса оповещения.

Учитывая, что практическая фаза реализации Концепции намечена на 2016–2020 гг., которые по прогнозам экспертов будут очень непростыми для российской экономики, применение подобного рода систем представляется оптимальным решением.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2016
Посещений: 5050


  Автор
Владимир Стародубцев

Владимир Стародубцев

Директор ООО "ПП "Актай"

Всего статей:  1

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций