О журнале | Читать онлайн | Публикации | Электронная газета | Подписка | Мероприятия

Журналы в формате iMag

Форум

Публикации

Архив


Новости проекта

Системная интеграция

Отраслевые

Новости CCTV

Новости СКУД

Новости ОПС

Новости ПБ

Электронная газета "Системы безопасности"


Журнал "Системы безопасности"

Каталог "Системы безопасности"

Каталог "Пожарная безопасность"

Рекламодателям


Video & Vision

СКУД. Антитерроризм


Подписка

Платная подписка

Исторический календарь

Контакты

Ссылки

Мероприятия

English

Беспроводные технологии для обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте

Реклама на сайте

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Беспроводные технологии для обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте

Железнодорожный транспорт является одним из самых востребованных способов перевозки пассажиров и грузов в России. Для обеспечения безопасных перевозок и эффективной работы сотрудников в РЖД регулярно производится модернизация оборудования и внедрение новых средств автоматики. В статье рассмотрим примеры реализованных проектов и пилотных зон с использованием беспроводных систем безопасности на железнодорожном транспорте
Василь Кровяков
Начальник технического отдела ООО "СМ-Уфа"

Обеспечение безопасности перевозки пассажиров и охраны труда сотрудников является одним из приоритетных направлений деятельности РЖД.

Переезд

Железнодорожный переезд является одним из наиболее опасных и ответственных участков пути. Несмотря на то что все переезды оборудованы автоматической светозвуковой сигнализацией, предупреждающей о приближении поезда, нештатных ситуаций избежать не удается. Ежедневно на путях гибнут 3–4 человека. Только за 2017 г. на переездах было зафиксировано 266 дорожно-транспортных происшествий. Учитывая, что скорости передвижения и трафик с каждым годом растут, в РЖД проводится модернизация и внедрение нового оборудования для предотвращения чрезвычайных ситуаций. Примером является беспроводная система оповещения дежурного по переезду и дистанционного управления заградительной сигнализацией.

Принцип работы системы заключается в том, что при приближении поезда к переезду информация в автоматическом режиме поступает на персональный носимый браслет дежурного по переезду (вибрация, текст, звук), а также отображается на блоке индикации и управления, установленном на посту.


После поступления сигнала дежурный по станции должен убедиться в корректном срабатывании автоматики переезда и отсутствии посторонних предметов на путях. В случае обнаружения нештатной ситуации он обязан включить заградительную сигнализацию для машиниста. В случае нештатной ситуации, например, если на путях находится транспортное средство или животное, дежурный нажимает кнопку на браслете и для приближающегося поезда включается запрещающий сигнал семафора.

Еще одна важная задача – это контроль выполнения дежурным по станции своих обязанностей. Датчик неподвижности позволяет следить за тем, чтобы сотрудник не заснул или не вышел за зону рядом с постом охраны. В случае нарушения информация поступает диспетчеру.

Станция

Рассмотрим использование беспроводной системы оповещения и контроля персонала на станциях на примере Московского центрального кольца. Сегодня оно обслуживает не только грузовые, но и пассажирские перевозки высокой интенсивности. На каждой станции ежедневно работают несколько рабочих бригад. Станции оборудованы автоматикой, которая отслеживает перемещение поездов с указанием расстояния и номера пути.

Одна из важных задач обеспечения безопасной работы сотрудников – своевременное оповещение о приближении поезда. При этом стоит учитывать следующие условия:

  • интервал движения поездов меньше пяти минут;
  • необходимо оповещать только ту бригаду, которая находится в непосредственной близости от пути, по которому едет поезд;
  • высокий уровень фонового шума на станции.

Эффективно выполнить эти задачи позволяют персональные носимые устройства с GPS/ГЛОНАСС, интегрированные в общую систему автоматизации станции. На сервер системы с узлов автоматизации поступает информация о приближении поезда с указанием координат и номера пути. Одновременно с этим передаются координаты всех носимых устройств рабочих бригад. Персональное оповещение о приближении поезда приходит в автоматическом режиме тем сотрудникам, которые находятся в непосредственной близости от пути следования состава.


Помимо автоматического оповещения, система поддерживает функцию отправки групповых или персональных сообщений на браслеты с контролем доставки, что позволяет оперативно передавать поручения бригадам.

Другая задача – контроль состояния и местонахождения сотрудников. В случае нештатной ситуации необходимо нажать тревожную кнопку. Информация о происшествии с указанием координат поступит на центральный пункт диспетчера. Аналогичным образом передается тревога при неподвижности. Данные о тревогах и история перемещения каждого сотрудника сохраняются на сервере и позволяют контролировать выполнение бригадами своих обязанностей и получать статистику по числу нештатных ситуаций.

Перегон

Все железные дороги требуют непрерывного контроля состояния путей и сооружений (в том числе тоннелей и мостов), их текущего содержания и ремонта.

Данные работы связаны с повышенной опасностью, поскольку в большинстве случаев ведутся без остановки движения поездов, скорости движения которых превышают 110 км/ч, на перегонах отсутствует стационарная автоматизация. В момент приближения поезда к участку пути, на котором ведутся работы, необходимо экстренное оповещение работников, и наиболее эффективным способом оповещения является персональное оповещение.

Передающим устройством оборудуется локомотив, и при приближении на расстояние до трех километров от проведения работ информация автоматически поступает на устройства персонального оповещения рабочих. Помимо этого, в случае возникновения чрезвычайной ситуации сигналист может экстренно передать сигнал "Тревога" на центральный пункт с указанием координат.

Перевозка грузов

В России ежегодно перевозятся сотни тысяч грузовых вагонов, более миллиарда тонн грузов. Поскольку грузы имеет большую стоимость, а время доставки, как правило, составляет несколько дней, необходимо обеспечить сохранность имущества на всем протяжении пути.

Применение беспроводных систем безопасности позволяет существенно повысить степень защиты грузов и сотрудников ведомственной охраны или военнослужащих, а также скорость реагирования в случае несанкционированного проникновения или другой нештатной ситуации. Комплект оборудования для охраны грузов включает в себя центральный блок, ретрансляторы, охранные извещатели и устройства персонального оповещения.

Развертывание такого комплекта занимает 30–40 минут, не требует прокладки проводов и подведения внешнего питания и обеспечивает:

  • определение места проникновения (как внутрь вагонов, например при движении, так и пересечение охраняемого периметра во время стоянки);
  • оповещение сотрудников о тревогах в автоматическом режиме;
  • контроль состояния и местонахождения сотрудников.

Терминалы и вокзалы

В отдельный пункт можно выделить пожарную безопасность объектов, находящихся в эксплуатации, – железнодорожных вокзалов и станций, которые являются объектами массового пребывания людей. Поэтому крайне важно обеспечить максимально надежный уровень их безопасности, включая пожарную, как во время эксплуатации, так и при проведении реконструкции. По данным РЖД, только в 2018 г. планируется отремонтировать 127 таких объектов. Преимущества современных беспроводных систем безопасности в данном случае:

  • время монтажа в пять раз меньше, чем в проводных системах;
  • не требуется вывод объекта из эксплуатации при установке оборудования;
  • не требуется прокладка линий связи после проведения реконструкции;
  • обеспечение работоспособности системы за счет резервирования и автоматической перестройки маршрутов даже при выходе из строя части оборудования (например, при пожаре);
  • стоимость под ключ не дороже проводных систем.

Использование беспроводных систем позволяет решить еще одну важную задачу – обеспечить персональное оповещение и локализацию персонала и сотрудников службы безопасности внутри помещения. Персональные носимые устройства получают координаты установленных извещателей, что гарантирует точность определения местонахождения каждого браслета вплоть до помещения (извещателя).

С другой стороны, развернутые на станциях системы персонального оповещения и контроля сотрудников позволяют быстро и без затрат на прокладку линий связи и установку контрольных приборов развернуть систему пожарной/охранной безопасности.

Развитие и перспективы

Учитывая стремление руководителей отрасли к повышению безопасности, уровень развития технологий, а также успешные примеры использования современных беспроводных систем сигнализации и оповещения на железной дороге, есть уверенность, что в скором времени удастся существенно повысить безопасность людей и эффективность отрасли в целом.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2018
Посещений: 6375


  Автор
Василь Кровяков

Василь Кровяков

Начальник технического отдела ООО "СМ-Уфа"

Всего статей:  2

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций



Реклама на сайте

Добавить комментарий

Автор:
Компания:
E-mail:
Уведомлять о новых сообщениях в этой теме да
нет
Текст сообщения:
Введите код:









Реклама на сайте

ПОИСК

РАССЫЛКА

Подписка на новости сайта
Введите ваш e-mail


Реклама на сайте

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН



Свежий номер журнала "Системы безопасности"

Вызов консультанта

ПУБЛИКАЦИИ
Видеонаблюдение
Охранно-пожарная сигнализация
Security and IT Management
Системы контроля и управления доступом
Комплексная безопасность, периметровые системы
В центре внимания. Тесты
ОПС, пожарная безопасность





Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


Реклама на сайте | Правила перепечатки материалов | Медиакиты проектов | Авторский договор

Copyright © 2007-2018, ООО "Гротек" | Связаться с нами