В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Обеспечение безопасности перевозки пассажиров и охраны труда сотрудников является одним из приоритетных направлений деятельности РЖД.
Железнодорожный переезд является одним из наиболее опасных и ответственных участков пути. Несмотря на то что все переезды оборудованы автоматической светозвуковой сигнализацией, предупреждающей о приближении поезда, нештатных ситуаций избежать не удается. Ежедневно на путях гибнут 3–4 человека. Только за 2017 г. на переездах было зафиксировано 266 дорожно-транспортных происшествий. Учитывая, что скорости передвижения и трафик с каждым годом растут, в РЖД проводится модернизация и внедрение нового оборудования для предотвращения чрезвычайных ситуаций. Примером является беспроводная система оповещения дежурного по переезду и дистанционного управления заградительной сигнализацией.
Принцип работы системы заключается в том, что при приближении поезда к переезду информация в автоматическом режиме поступает на персональный носимый браслет дежурного по переезду (вибрация, текст, звук), а также отображается на блоке индикации и управления, установленном на посту.
После поступления сигнала дежурный по станции должен убедиться в корректном срабатывании автоматики переезда и отсутствии посторонних предметов на путях. В случае обнаружения нештатной ситуации он обязан включить заградительную сигнализацию для машиниста. В случае нештатной ситуации, например, если на путях находится транспортное средство или животное, дежурный нажимает кнопку на браслете и для приближающегося поезда включается запрещающий сигнал семафора.
Еще одна важная задача – это контроль выполнения дежурным по станции своих обязанностей. Датчик неподвижности позволяет следить за тем, чтобы сотрудник не заснул или не вышел за зону рядом с постом охраны. В случае нарушения информация поступает диспетчеру.
Рассмотрим использование беспроводной системы оповещения и контроля персонала на станциях на примере Московского центрального кольца. Сегодня оно обслуживает не только грузовые, но и пассажирские перевозки высокой интенсивности. На каждой станции ежедневно работают несколько рабочих бригад. Станции оборудованы автоматикой, которая отслеживает перемещение поездов с указанием расстояния и номера пути.
Одна из важных задач обеспечения безопасной работы сотрудников – своевременное оповещение о приближении поезда. При этом стоит учитывать следующие условия:
Эффективно выполнить эти задачи позволяют персональные носимые устройства с GPS/ГЛОНАСС, интегрированные в общую систему автоматизации станции. На сервер системы с узлов автоматизации поступает информация о приближении поезда с указанием координат и номера пути. Одновременно с этим передаются координаты всех носимых устройств рабочих бригад. Персональное оповещение о приближении поезда приходит в автоматическом режиме тем сотрудникам, которые находятся в непосредственной близости от пути следования состава.
Помимо автоматического оповещения, система поддерживает функцию отправки групповых или персональных сообщений на браслеты с контролем доставки, что позволяет оперативно передавать поручения бригадам.
Другая задача – контроль состояния и местонахождения сотрудников. В случае нештатной ситуации необходимо нажать тревожную кнопку. Информация о происшествии с указанием координат поступит на центральный пункт диспетчера. Аналогичным образом передается тревога при неподвижности. Данные о тревогах и история перемещения каждого сотрудника сохраняются на сервере и позволяют контролировать выполнение бригадами своих обязанностей и получать статистику по числу нештатных ситуаций.
Все железные дороги требуют непрерывного контроля состояния путей и сооружений (в том числе тоннелей и мостов), их текущего содержания и ремонта.
Данные работы связаны с повышенной опасностью, поскольку в большинстве случаев ведутся без остановки движения поездов, скорости движения которых превышают 110 км/ч, на перегонах отсутствует стационарная автоматизация. В момент приближения поезда к участку пути, на котором ведутся работы, необходимо экстренное оповещение работников, и наиболее эффективным способом оповещения является персональное оповещение.
Передающим устройством оборудуется локомотив, и при приближении на расстояние до трех километров от проведения работ информация автоматически поступает на устройства персонального оповещения рабочих. Помимо этого, в случае возникновения чрезвычайной ситуации сигналист может экстренно передать сигнал "Тревога" на центральный пункт с указанием координат.
В России ежегодно перевозятся сотни тысяч грузовых вагонов, более миллиарда тонн грузов. Поскольку грузы имеет большую стоимость, а время доставки, как правило, составляет несколько дней, необходимо обеспечить сохранность имущества на всем протяжении пути.
Применение беспроводных систем безопасности позволяет существенно повысить степень защиты грузов и сотрудников ведомственной охраны или военнослужащих, а также скорость реагирования в случае несанкционированного проникновения или другой нештатной ситуации. Комплект оборудования для охраны грузов включает в себя центральный блок, ретрансляторы, охранные извещатели и устройства персонального оповещения.
Развертывание такого комплекта занимает 30–40 минут, не требует прокладки проводов и подведения внешнего питания и обеспечивает:
В отдельный пункт можно выделить пожарную безопасность объектов, находящихся в эксплуатации, – железнодорожных вокзалов и станций, которые являются объектами массового пребывания людей. Поэтому крайне важно обеспечить максимально надежный уровень их безопасности, включая пожарную, как во время эксплуатации, так и при проведении реконструкции. По данным РЖД, только в 2018 г. планируется отремонтировать 127 таких объектов. Преимущества современных беспроводных систем безопасности в данном случае:
Использование беспроводных систем позволяет решить еще одну важную задачу – обеспечить персональное оповещение и локализацию персонала и сотрудников службы безопасности внутри помещения. Персональные носимые устройства получают координаты установленных извещателей, что гарантирует точность определения местонахождения каждого браслета вплоть до помещения (извещателя).
С другой стороны, развернутые на станциях системы персонального оповещения и контроля сотрудников позволяют быстро и без затрат на прокладку линий связи и установку контрольных приборов развернуть систему пожарной/охранной безопасности.
Учитывая стремление руководителей отрасли к повышению безопасности, уровень развития технологий, а также успешные примеры использования современных беспроводных систем сигнализации и оповещения на железной дороге, есть уверенность, что в скором времени удастся существенно повысить безопасность людей и эффективность отрасли в целом.
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2018
Посещений: 19686
Автор
| |||
В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций