Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Департамент пожарно-спасательных сил и специальных формирований: весомый вклад в общее дело по борьбе с пожарами

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Департамент пожарно-спасательных сил и специальных формирований: весомый вклад в общее дело по борьбе с пожарами

Департамент пожарно-спасательных сил и специальных формирований МЧС России делится основными приоритетами на 2015–2016 гг. Статья посвящена важности научно-исследовательской работы в области анализа и исследования крупных пожаров, вопросам оснащения подразделений ФПС передовыми технологиями, а также роли МЧС России в развитии подразделений добровольной пожарной охраны
Валерий Ковтун
Начальник управления обеспечения деятельности
пожарно-спасательных формирований ФКУ
"Центр обеспечения деятельности ФПС ГПС МЧС России",
полковник внутренней службы

В соответствии с решением комиссии по рассмотрению итогов реализации основных задач и приоритетных направлений деятельности структурных подразделений центрального аппарата МЧС России Департаменту пожарно-спасательных сил и специальных формирований на 2015 г. были определены четыре основных приоритетных направления деятельности:

  1. Совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность аварийно-спасательных формирований, спасательных воинских формирований, подразделений федеральной противопожарной службы и органов безопасности полетов.
  2. Совершенствование профессиональной подготовки поисково-спасательных формирований, спасательных воинских формирований и подразделений федеральной противопожарной службы.
  3. Создание и развитие специализированных спасательных центров.
  4. Совершенствование системы контроля за обеспечением безопасности полетов в региональных центрах.

Кроме того, перед Департаментом стояли задачи по целенаправленной подготовке подразделений, включаемых в состав группировок сил по обеспечению безопасности планируемых крупных международных спортивных мероприятий на территории Российской Федерации до 2020 г.

В целом поставленные Департаменту пожарно-спасательных сил и специальных формирований приоритетные направления деятельности в 2015 г. выполнены в полном объеме.

В 2016 г. мы планируем продолжить работу по этим приоритетным направлениям и добиться качественного улучшения всех показателей.

Анализ, исследование и ликвидация крупных пожаров

Актуальность исследования причин возникновения, обстоятельств развития и тушения крупных, а также тактически сложных пожаров определяется необходимостью снижения людских и материальных потерь, совершенствования организации службы, повышения эффективности действий пожарной охраны при тушении пожаров и проведении связанных с ними аварийно-спасательных работ.

В рамках обозначенных приоритетных направлений научных исследований решаются следующие задачи:

  • постоянно отслеживаются основные тенденции, характеризующие обстановку с пожарами на территориях субъектов Российской Федерации;
  • изучаются обстоятельства и причины групповой гибели людей и развития пожаров до крупных масштабов;
  • анализируются действия пожарной охраны при тушении пожаров и проведении связанных с ними аварийно-спасательных работ, а также оценивается их эффективность;
  • разрабатываются методы повышения эффективности тушения пожаров и связанных с ними аварийно-спасательных работ.

Проводимые научно-исследовательские работы позволяют обеспечить постоянный контроль общего уровня готовности сил и средств оперативных пожарных подразделений, своевременно выявлять недостатки в организации тушения пожаров, приводящие к тяжелым последствиям, и определять направления совершенствования оперативно-тактической деятельности пожарной охраны.

Результаты анализа деятельности пожарно-спасательных подразделений учитываются при разработке и принятии управленческих решений, направленных на обеспечение готовности подразделений пожарной охраны и повышение эффективности действий по тушению пожаров. Результаты работ по изучению крупных пожаров реализуются при проведении конференций в Академии ГПС МЧС России, ВНИИПО МЧС России, а также при составлении ежегодного обзора "О состоянии пожаротушения в Российской Федерации", который регулярно направляется в территориальные органы и учреждения МЧС России.

Положительным итогом проводимой работы является стабильное улучшение основных показателей оперативного реагирования пожарно-спасательных подразделений.

Комплексный результат деятельности научных и образовательных учреждений совместно с территориальными органами МЧС России по увеличению эффективности действий, направленных на борьбу с пожарами, является весомым вкладом в общее дело по снижению тяжести последствий от пожаров и уменьшению числа пострадавших.

Вопросы создания и эффективного применения аэромобильных группировок МЧС России стали активно разрабатываться в системе МЧС России начиная с 2013 г. За достаточно короткий период в региональных центрах МЧС России созданы аэромобильные группировки, научно-методической основой создания и оснащения которых явились исследования крупных пожаров, региональных рисков ЧС, анализ реагирования на крупномасштабные ЧС и разработка соответствующей нормативно-правовой базы.

Уже сегодня применение аэромобильных группировок полностью оправдывает себя и позволяет в кратчайшие сроки реагировать на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и пожаров.

Дальнейшее развитие аэромобильных группировок необходимо с позиции обеспеченности их личного состава современной техникой, оборудованием и снаряжением.

Для решения поставленной проблемы предлагается следующее.

1. Совершенствование оперативного прикрытия территорий населенных пунктов с наличием лесных массивов и парков различными видами пожарной охраны.

Для защиты территорий городских поселений, в том числе городских лесов и парков, необходимо осуществить следующие мероприятия:

  • при наличии территорий, не прикрытых в оперативном отношении подразделениями ФПС ГПС МЧС России, создать дополнительные подразделения (отдельные посты) пожарной охраны (силами противопожарной службы субъектов Российской Федерации, муниципальной пожарной охраны и т.д.);
  • обеспечить установку систем обнаружения пожаров, устройство противопожарных водоемов;
  • обустроить городские леса для проезда пожарной техники и организации тушения пожаров.

2. Повышение эффективности работы пожарной охраны при ликвидации лесных пожаров и обеспечение пожарных подразделений современной техникой для тушения пожаров в лесах.

Оснащение подразделений пожарной охраны техникой и огнетушащими средствами

При тушении лесных пожаров широкое применение находят пожарные автонасосные станции. Они предназначены для подачи больших объемов воды по магистральным рукавным линиям непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места лесного пожара.

В настоящее время создан ряд насосно-рукавных комплексов с повышенной производительностью. Они предназначены для проведения пожарно-спасательных работ в условиях слаборазвитой или разрушенной инфраструктуры, а также при тушении лесных и ландшафтных пожаров и обеспечивают забор воды в оборудованных, в т.ч. труднодоступных местах, из природных и искусственных водоемов, а также перекачку значительных объемов воды на большие расстояния.

Высокую эффективность при тушении лесных пожаров показали мотопомпы большой производительности более 100 л/мин.

При тушении лесных пожаров отмечен положительный эффект так называемой "сухой" пены (кратность от 10 до 20), получаемой компрессорным способом.

Сгенерированная "сухая" пена подается по стандартным пожарным рукавам через специальный пенный ручной ствол с выходным отверстием 25 мм. Длина рукава должна составлять не менее 30 м для повышения однородности пены.

Проведена работа по исследованию новых огнетушащих составов на основе добавок к воде NanoSkyFireProtect и FireIce. По результатам выполненных огневых экспериментов водный раствор с содержанием состава NanoSkyFireProtect 16% улучшает огнетушащую эффективность воды при тушении очагов пожара класса А в 1,5–2 раза. Водный раствор с содержанием продукта FireIce 1,2% улучшает огнетушащую эффективность воды при тушении очагов пожара класса А в 1,5–2 раза. В результате проведенных исследований установлена возможность применения средства пожаротушения и защиты от огня FireIce в качестве огнетушащего состава кратковременного действия при локализации и тушении природных пожаров, а также как средства для создания преградительных полос при лесных пожарах.

Для тушения лесных пожаров могут быть использованы рукава пожарные напорные специального исполнения перколированные (далее – рукава перколированные). Рукава обладают повышенной стойкостью к контакту с нагретыми поверхностями за счет смачивания водой своей наружной поверхности через отверстия малого диаметра. Смачивание водой рукава достигается за счет просачивания воды через микроотверстия в полимерном покрытии.

Исходя из изложенного, необходимо провести следующие мероприятия по оснащению пожарных подразделений:

1. Руководителям региональных центров МЧС России направить предложения в проект Плана переоснащения на 2016 г. по дооснащению подразделений ФПС ГПС современными видами техники, оборудованием и снаряжением для тушения пожаров в городских лесах и парках.

Предлагается на начальном этапе оснастить подразделения ФПС ГПС специальной техникой для ликвидации лесных пожаров, а именно:

  • Универсальный мобильный комплекс (далее – УМК-А).

УМК-А предназначен для разведки и тушения пожаров, поиска людей, оказания первой медицинской помощи людям, пострадавшим при пожаре, передачи в оперативный штаб информации, распределения сил на местности в ручном и автоматических режимах.

  • Аварийно-спасательная машина на базе двухзвенного гусеничного снегоболотохода (далее – АСМ-ГД).

АСМ-ГД предназначена для транспортировки личного состава подразделений поисково-спасательных формирований, аварийно-спасательного и пожарного оборудования к месту ЧС в условиях бездорожья, с преодолением на плаву небольших водных преград.

  • Аварийно-спасательная машина на базе колесного снегоболотохода (далее – АСМ-КПП).

АСМ-КПП предназначена для транспортировки в условиях бездорожья личного состава подразделений поисково-спасательных формирований, аварийно-спасательного и пожарно-технического вооружения к месту ЧС.

2. Обеспечить пожарные подразделения пожарными рукавами d-77 мм и d-150 мм.

3. В образовательных заведениях МЧС России осуществить подготовку кадров для эксплуатации техники пожаротушения в лесах.

4. Разработать необходимую нормативную базу, регламентирующую номенклатуру и условия эксплуатации, технического обслуживания и ремонта пожарной техники при тушении лесных пожаров.

История развития добровольной пожарной охраны в России

Добровольная пожарная охрана в России имеет давние исторические корни. До Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. ее деятельность осуществлялась в рамках Российского императорского добровольного пожарного общества. Общество было самостоятельной, независимой общественной структурой, но находилось под покровительством особ царской семьи Романовых. Учредительным документом являлся Устав Российского императорского добровольного пожарного общества, утвержденный Императором.

Быть членом императорского пожарного общества считалось престижным. К этому стремились состоятельные люди, для которых Советом общества были установлены солидные членские взносы. Эти средства шли на противопожарные цели. В качестве морального поощрения меценаты награждались медалями, орденами и нагрудными знаками.

Российское императорское добровольное пожарное общество объединяло добровольные пожарные общества, создаваемые в губерниях, краях, областях и уездах империи. Добровольные пожарные защищали от огня города и села.

За годы советской власти государством принимались меры по улучшению социального положения добровольных пожарных. Законодательством было предусмотрено их страхование, выплаты премий и предоставление дополнительных трех дней к отпуску.

В Советском Союзе на предприятиях, в том числе сельскохозяйственных, создавались в обязательном порядке добровольные пожарные дружины, которые успешно функционировали. Они имели выездную технику, защищали отдаленные от райцентров населенные пункты и являлись бесценными помощниками профессиональной пожарной охраны. Этими формированиями ликвидировалось до 15% от всех пожаров.

В конце 80-х и начале 90-х годов 20 века, когда возникли новые социально-экономические отношения в стране, активно шла приватизация имущества предприятий и организаций, деятельность добровольной пожарной охраны находилась в состоянии упадка и поддерживалась лишь на энтузиазме и личной заинтересованности добровольных пожарных. Ее правовой статус не был определен, источники финансирования не установлены, и льготы добровольцам в федеральным законодательством не предусматривались.

Вопрос развития добровольной пожарной охраны в Российской Федерации стал весьма актуален после лесоторфяных пожаров в период аномально жаркого лета 2010 г., когда лесные пожары унесли множество человеческих жизней, а деревни и села выгорали десятками. Кроме того, большое количество малонаселенных пунктов нашей страны удалены на значительные расстояния от городов областного значения и районных центров, и при возникновении пожаров помощь в их тушении не может быть своевременно оказана подразделениями федеральной противопожарной службы. Жителям удаленных сел и деревень приходится рассчитывать только на собственные силы в борьбе с огненной стихией.

Анализируя все произошедшие события и сложившуюся ситуацию с незащищенными населенными пунктами, учитывая вносимые предложения профильных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций и граждан по этому вопросу, Президентом Российской Федерации было поручено МЧС России разработать законопроект "О добровольной пожарной охране".

В результате проделанной работы был принят Федеральный закон от 06 мая 2011 г. № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране", предметом его регулирования стали общественные отношения, возникающие в связи с реализацией физическими лицами и юридическими лицами – общественными объединениями права на объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Роль МЧС России в развитии добровольной пожарной охраны

Со стороны МЧС России началась активная работа по имущественной поддержке общественных объединений пожарной охраны. Добровольцам было передано около 2 тыс. единиц пожарной техники и свыше 80 тыс. единиц пожарно-технического вооружения, спецодежды и средств защиты.

Наряду с оказываемой помощью подразделениям добровольной пожарной охраны в плане материально-технического обеспечения МЧС России постоянно совершенствует нормативно-правовую базу, направленную на развитие социально ориентированных некоммерческих организаций, являющихся общественными объединениями пожарной охраны и осуществляющих деятельность в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

МЧС России совместно с Минэкономразвития России разработан Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 329-ФЗ "О внесении изменения в статью 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", предусматривающий поддержку органами государственной власти некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на предупреждение и (или) тушение пожаров и оказание содействия в указанной деятельности. Принятие данного закона имеет крайне важное значение, поскольку позволяет в приоритетном порядке выделять субсидии общественным объединениям пожарной охраны, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Для реализации этих целей МЧС России разработаны правила предоставления субсидий из федерального бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации 06 декабря 2014 г. № 1332, которым предусмотрено выделение субсидий некоммерческим организациям по результатам конкурса, проведенного МЧС России.

Принят также ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих процедуру конкурсных отборов среди некоммерческих организаций, состав комиссии и сроки их проведения.

В июне 2015 г. МЧС России провело первый конкурс на выделение субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, по итогам которого победителям выделены субсидии на сумму 100 млн руб.

На сегодняшний день в 82 субъектах Российской Федерации приняты законодательные и иные нормативные правовые акты, направленные на развитие добровольной пожарной охраны, в том числе установление гарантий правовой и социальной защиты добровольных пожарных, оказание поддержки общественным объединениям пожарной охраны. Общественным объединениям пожарной охраны в 2015 г. из бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления было субсидировано около 130 млн руб.

В настоящее время на территории федеральных округов Российской Федерации создано более 39 тыс. общественных объединений пожарной охраны, из них 795 зарегистрированы в территориальных органах Минюста как юридические лица.

Численность личного состава общественных объединений пожарной охраны составляет свыше 940 тыс. человек.

Подразделения добровольной пожарной охраны с начала 2015 г. самостоятельно потушили 1982 пожара и 13 328 раз принимали участие в пожаротушении в качестве дополнительных сил, 7964 раза привлекались к проведению аварийно-спасательных работ.

В результате тушения пожаров и проведении аварийно-спасательных работ ими спасено 346 человек. Территориальными подразделениями добровольной пожарной охраны защищено 39 238 населенных пунктов с численностью населения 12 млн 942 тыс. 668 человек.

В настоящее время в нашей стране проблеме обеспечения пожарной безопасности уделяется большое внимание. МЧС России создана нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность добровольной пожарной охраны.

Участие граждан на добровольной основе в тушении и профилактике пожаров играет важную роль в борьбе с огненной стихией. Отечественный и зарубежный опыт борьбы с лесными и торфяными пожарами показал, что одним из наиболее рациональных методов противопожарной защиты удаленных населенных пунктов от огня, является организация добровольной пожарной охраны в них.

Кроме того, создание добровольной пожарной охраны – важный фактор повышения общей культуры безопасности в обществе, патриотического воспитания граждан и, прежде всего, молодежи, популяризации профессии пожарных и спасателей.

Рекомендации производителям

Производителям пожарно-спасательной техники рекомендуем проводить курс на модернизацию производства посредством ее перевода на путь инновационного развития, применения новых материалов и технологий изготовления, внедрения наукоемких разработок, в том числе импортозамещения комплектующих, частей и агрегатов в конечных изделиях.

Основной задачей эффективного функционирования противопожарной службы является непрерывная модернизация пожарной техники, повышение ее качества и надежности, а также организация производства новых типов и моделей, улучшение параметров тактико-технических характеристик с учетом деятельности пожарно-спасательных подразделений МЧС России.

Основной показатель оценки развития предприятия – изготовителя техники в создании большого количества моделей и модификаций, а также совмещение нескольких функций основных и специальных пожарных автомобилей в одном образце.

Успешное применение производимых образцов пожарно-спасательной техники подразделениями МЧС России возможно только после проведения всесторонних испытаний на соответствие требованиям национальных стандартов, а также в условиях опытной эксплуатации в территориальных подразделениях Министерства.

В целях повышения качества профессиональных навыков работы личного состава изготовителям внимательно подходить к разработке учебно-методической документации (руководств по эксплуатации, паспортов и т.п.).

Одной из главных задач приоритетного направления развития науки, техники и технологий в системе МЧС России на 2016 г. и на перспективу до 2020 г. является развитие и внедрение передовых технологий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Повышением безопасности и эффективности ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) в условиях особого риска для жизни человека является внедрение безлюдных технологий с применением робототехнических средств (далее – РТС).

Техногенные ЧС сопровождаются в первую очередь радиоактивным загрязнением, химическим заражением, поражающим, осколочным, высокотемпературным и взрывным воздействиями.

За последние годы была разработана и создана линейка робототехнических средств и комплексов пожаротушения, а именно:

  • мобильный робототехнический комплекс разведки и пожаротушения МРК-РП;
  • многофункциональный робототехнический комплекс пожаротушения среднего класса ЕЛЬ-4;
  • противопожарный робототехнический комплекс тяжелого класса для работы в зоне повышенных температур и фугасно-осколочного поражения ЕЛЬ-10;
  • робототехнический комплекс среднего класса ЕЛЬ-М;
  • дистанционно управляемая установка пожаротушения ЛУФ-60;
  • мобильный пожарно-спасательный комплекс большой мощности, оснащенный роботизированной установкой газоводяного тушения МПСК-РГВТ;
  • робототехнический комплекс повышенной проходимости для обеспечения пожаротушения и проведения пожарно-спасательных операций в условиях радиационно-химического заражения и риска осколочно-фугасного поражения "КЕДР";
  • роботизированная мобильная установка пожаротушения "Пеликан";
  • мобильная роботизированная установка пожаротушения МРУП-СП-Г-ТВ-У-40-17КС;
  • мобильная установка пожаротушения роботизированная МУПР-С-СП-Э-ИК-ТВ-УП-20.

В рамках опытно-конструкторской работы "Атаман" в 2013 г. изготовлен опытный образец мобильного комплекса группового управления робототехнических средств пожаротушения.

Дальнейшее создание, развитие и внедрение робототехнических средств пожаротушения в пожарных подразделениях позволит повысить эффективность проведения работ по ликвидации ЧС и по тушению пожаров в условиях, сопряженных с рисками гибели и травматизма личного состава подразделений ФПС МЧС России, а также позволит широко внедрять безлюдные технологии пожарных и аварийно-спасательных операций.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2016
Посещений: 7319

  Автор

Валерий Ковтун

Валерий Ковтун

Начальник управления обеспечения деятельности пожарно-спасательных формирований ФКУ "Центр обеспечения деятельности ФПС ГПС МЧС России", полковник внутренней службы

Всего статей:  2

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций