Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Деятельность надзорных органов МЧС России в 2017 г.: результаты и новые задачи

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Деятельность надзорных органов МЧС России в 2017 г.:результаты и новые задачи

Работа надзорных органов МЧС России в 2017 г. осуществлялась в соответствии с паспортом приоритетного проекта "Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" (далее – приоритетный проект МЧС России)1. В результате деятельность всех элементов единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций позволила на протяжении 2017 г. и последних лет обеспечить в среднем ежегодное снижение количества чрезвычайных ситуаций и пожаров на 4%, числа погибших людей – на 7%, травмированных – на 5%
Ринат Еникеев
Директор Департамента надзорной деятельности и
профилактической работы – главный государственный
инспектор Российской Федерации по пожарному надзору

2017 год отмечен тем, что были подготовлены к утверждению и 1 декабря 2017 г. одобрены президентом Российской Федерации на заседании Совета Безопасности Основы государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 г., которые определяют цели, задачи и приоритетные направления государственной политики в указанной сфере, а также механизмы ее реализации.

К ним относятся:

  • оценка возможных пожарных рисков на территории РФ, определение структуры и содержания комплекса задач по их предотвращению;
  • совершенствование нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности с учетом риска причинения вреда (ущерба);
  • снятие необоснованных, излишних административных барьеров, мешающих развитию предпринимательской активности;
  • совершенствование надзорной деятельности МЧС России на основе приоритетности профилактических мероприятий и риск-ориентированного подхода;
  • развитие и обустройство системы негосударственного контроля.

Ежедневная работа по реализации этих задач уже ведется подразделениями надзорной деятельности МЧС России. Определены и внедряются новые формы и методы, которые дают социально значимые результаты.

Риск-ориентированный подход

Благодаря использованию риск-ориентированного подхода при осуществлении пожарного надзора количество проверок в текущем году снижено на 32,6%2. Количество привлеченных к административной ответственности юридических лиц сокращено на 29%3. Исключены чрезмерные штрафные санкции в области пожарной безопасности.

В мае 2017 г. был принят Федеральный закон № 100-ФЗ, который внес изменения в Кодекс об административных правонарушениях, позволивший сократить бремя административной ответственности на бизнес более чем в три раза (штрафные санкции снижены с 450 до 150 тыс. рублей).

В систему надзоров, применяющих в своей деятельности риск-ориентированный подход, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2017 г. № 8644 были включены государственный надзор в области гражданской обороны и федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; были определены критерии отнесения объектов к категориям риска, составлены перечни объектов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся проверки.

В соответствии с указанным актом с 1 января 2018 г. плановые проверки будут осуществляться исключительно в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям высокого (один раз в два года), значительного (один раз в три года) и среднего (один раз в пять лет) рисков.

Реализуется новация по проведению контрольных мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Приказом МЧС России от 24.03.2017 г. № 132 утвержден порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий.

Новая система оценки результатов

В 2017 г. выработаны принципиально новые критерии для оценки деятельности надзорных органов. На основании базовой модели, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. № 934-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 мая 2017 г. № 999-р), подготовлены перечни ключевых и индикативных показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.

Кроме того, была буквально разрушена система количественных показателей карательных процедур. С учетом экспертных обсуждений на площадках ведущих бизнес-сообществ, Общественно-делового совета и Экспертного совета на базе Минэкономразвития России и Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации выработаны показатели, учитывающие предотвращенный ущерб каждого надзорного и профилактического мероприятия, проводится их стоимостная оценка (себестоимость). Практическая апробация этих решений проводится в 12 субъектах Российской Федерации.

Уже с 2018 г. в каждом подразделении надзорной деятельности будет применяться система оценки результатов, основанная на достижении значений утвержденных показателей, ориентированных на качество и эффективность работы.

Создана система предоставления отчетности по осуществлению государственного надзора в сфере деятельности МЧС России (приказ МЧС России от 8.02.2017 г. № 43), включающая сведения о проводимых контрольно-надзорных мероприятиях, профилактической работе, работе дознавателей, административной практике и материально-техническом оснащении.

С целью максимальной открытости обязательных требований установлен исчерпывающий Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденный приказом МЧС России от 14.04.2017 г. № 171.

Проверочные листы

Была реализована одна из прорывных идей реформы контрольно-надзорной деятельности – использование проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок. Применение этой новации уже закреплено постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 июня 2017 г. № 774 и от 22 июля 2017 г. № 864, а также приказом МЧС России от 11.09.2017 г. № 376.

Проверочные листы уже применяются при оценке противопожарного состояния населенных пунктов, граничащих с лесными массивами. С декабря 2017 г. было введено их использование при проведении надзорных мероприятий в отношении кафе и ресторанов. Это позволит максимально упростить надзорные процедуры и предоставить предпринимателям исчерпывающий перечень обязательных требований, возможность самоконтроля и самооценки состояния безопасности.

Ключевые изменения в № 123-ФЗ

В 2017 г. приняты изменения в Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 244-ФЗ устанавливается возможность выбора наиболее оптимальных и обоснованных вариантов противопожарной защиты объектов нефтеперерабатывающей и газовой отрасли. Выработаны никогда не применявшиеся в практике решения, позволяющие обеспечить возможность использования бензина, дизельного и газомоторного топлива в едином автозаправочном комплексе.

Установлен добровольный формат декларирования в отношении объектов, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, при этом регистрация декларации будет являться основанием для освобождения объекта от проведения проверок надзорными органами МЧС России.

Введены правила идентификации объектов защиты, позволяющие при наличии отдельных признаков отнести здания и сооружения к определенным классам опасности. Это актуально для органов надзора и экспертов для оценки соответствия объектов защиты, на которые отсутствует либо утрачена проектная документация.

Одновременно проводится систематизация обязательных требований в области пожарной безопасности.

МЧС России разработан Порядок организации систематической оценки эффективности и пересмотра обязательных требований для обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий, утвержденный распоряжением МЧС России от 02.05.2017 г. № 195.

Технический регламент Евразийского экономического союза

В рамках осуществления нормативного правового регулирования МЧС России разработан Технический регламент Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения". В настоящее время указанный Технический регламент принят в установленном порядке Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 г. Он указывает на единые обязательные требования к пожарно-технической продукции на территории государств – членов Евразийского экономического союза с учетом современных научных достижений и опыта других стран. Установленный срок вступления в силу – 1 января 2020 г.

В развитие положений Технического регламента в последующем предусматривается разработка межгосударственных стандартов, устанавливающих единые требования и методы испытаний, а также подготовка нормативного правового акта, наделяющего МЧС России полномочиями по осуществлению государственного контроля за соблюдением требований Технического регламента в отношении пожарно-технической продукции на территории Российской Федерации.

Работа с религиозными объектами

Был подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные от 25 апреля 2012 г. № 390" в части установления минимально допустимых требований противопожарного режима для объектов религиозного назначения. Данные изменения прошли процедуру публичного обсуждения, согласованы на Комиссии по ликвидации излишних административных ограничений, затрагивающих интересы малого и среднего предпринимательства, при МЧС России. В данный момент указанные изменения направлены для согласования в установленном порядке в Министерство культуры Российской Федерации и Межрелигиозный совет.

Профилактика нарушений и ликвидация последствий

Проводится обустройство профилактики правонарушений в области пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации (или) минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с разработанными Министерством рекомендациями5 в каждом главном управлении МЧС России по субъекту Российской Федерации разработаны, утверждены и реализуются программы профилактики нарушений обязательных требований на 2017 г.

Проводятся сезонные профилактические мероприятия, направленные на исключение возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, пожаров, происшествий на водных объектах, ограничение их последствий, а также создание условий для их ликвидации и проведение аварийно-спасательных работ, включая:

  • элементы дифференциации инструментов профилактики;
  • организацию консультационной работы с электронными обращениями.

Одним из важнейших мероприятий программ профилактики является дискуссия о результатах деятельности органов надзора. С этой целью утвержден и размещен на официальном интернет-портале МЧС России план-график проведения ежеквартальных публичных обсуждений правоприменительной практики органов надзорной деятельности главных управлений по каждому виду контроля (надзора) на 2017 г.

С целью повышения эффективности проводимых мероприятий, а также формирования единого подхода к их подготовке, организации и проведению главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее – главные управления) разработан и утвержден приказом МЧС России от 14.06.2017 г. № 254 порядок организации и проведения таких мероприятий.

Показательные мероприятия для всех регионов Российской Федерации, ключевых контрольно-надзорных служб и ведущих общественных организаций защиты бизнеса проведены 7 апреля 2017 г. в Туле, 21 июля в Петрозаводске (Республика Карелия), 6 сентября в Великом Новгороде и 10 ноября в Самаре в режиме видеоконференц-связи под председательством министра МЧС России, с участием министра Открытого правительства Михаила Абызова, а также высших должностных лиц этих регионов Российской Федерации.

Мероприятия и обсуждения

20 апреля 2017 г. в Москве состоялись Всероссийский форум Открытого правительства, МЧС России и предпринимательской платформы Всероссийской политической партии "Единая Россия" по реформе контрольно-надзорной деятельности и публичное обсуждение правоприменительной практики надзорных органов МЧС России. По результатам совместно с Открытым правительством подготовлена резолюция, включающая дополнительные меры по снятию административного давления на бизнес.

Мероприятия в аналогичном формате прошли во всех субъектах Российской Федерации. В рамках этой работы проведено широкое обсуждение деятельности органов надзора МЧС России при подготовке докладов по правоприменительной практике руководств по соблюдению обязательных требований. Эти доклады дают разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов, необходимых для их реализации организационных и технических мероприятий.

7 декабря 2017 г. в Москве прошло выездное совместное расширенное заседание Комитета по безопасности и противодействию коррупции Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации с МЧС России на тему "Обеспечение безопасности при использовании газового оборудования в жилищно-коммунальном хозяйстве". По результатам мероприятия подготовлены совместные предложения по предупреждению нарушений обязательных требований эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Государственные услуги

Одно из приоритетных направлений работы Департамента связано с оказанием государственных услуг.

26 сентября 2017 г. подписан приказ МЧС России № 399, который предусматривает предоставление Министерством государственной услуги по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности по производству пожарно-технической продукции. Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур, порядок взаимодействия между структурными подразделениями МЧС России, их должностными лицами с заявителями при предоставлении государственной услуги, а также с многофункциональными центрами.

В целях устранения излишних административных ограничений при лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений 18 сентября 2017 г. в Правительство Российской Федерации внесен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности", который исключает лицензирование трубо-печных работ.

В рамках реализации Федерального закона от 28 мая 2017 г. № 100-ФЗ подготовлен проект приказа МЧС России "Об утверждении минимального перечня оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", который позволит нормативно закрепить минимально необходимый перечень оборудования для выполнения работ по монтажу и техническому обслуживанию систем противопожарной защиты.

Внедрение информационных технологий

ДНПР в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности уделяет большое внимание вопросам информатизации. Уже сегодня мы модернизируем ранее созданные информационные системы под новые форматы и методы осуществления надзорной деятельности. Создаются исчерпывающие реестры проверяемых объектов и механизмы сбора сведений о них, в том числе с использованием Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Информация об осуществлении контрольных и разрешительных функций размещена на Едином портале государственных услуг.

К концу 2017 г. были созданы личные кабинеты инспекторов, которые позволили проверяемым лицам получать непосредственно от закрепленного за объектом инспектора информацию о начале проведения проверок и их результатах.

___________________________________________
1 Утвержден протоколом от 21 февраля 2017 г. № 13(2) заседания Проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности".
2 За 9 месяцев 2016 г. проведено 177 809 проверок, 2017 г. – 121 814 проверок, плановых проверок снижено на 32,6% (2016 г. – 81 437 проверок, 2017 г. – 54 914 проверок), внеплановых – уменьшено на 30,6% (2016 г. – 96 372 проверки, 2017 г. – 66 900 проверок).
3 С 28 933 в 2016 г. до 20 613 в 2017 г.
4 Постановление Правительства Российской Федерации № 864 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля".
5 МЧС России от 10.10.2016 г. № 448 "О реализации мероприятий профилактических операций", письмом МЧС России от 12.12.2016 г. № 43-6487-19 "Типовая программа профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, обеспечения безопасности на водных объектах".

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2018
Посещений: 3438

  Автор

Ринат Еникеев

Ринат Еникеев

Директор Департамента надзорной деятельности и профилактической работы, главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору

Всего статей:  2

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций