Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Как защитить метро

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Как защитить метро
Противопожарная защита Московского метрополитена

В столичном метро большинство возгораний возникает на верхних основаниях путей открытых или тоннельных перегонов. Эти пожары отличаются небольшими масштабами, и для того чтобы их ликвидировать, достаточно первичных средств пожаротушения

А. В. Ершов
Первый заместитель начальника — главный инженер Московского метрополитена

А.В. ЕршовМосковский метрополитен представляет собой сложный инженерно-технический комплекс и одновременно огромное специализированное производственное предприятие, главной целью которого является удовлетворение потребностей г. Москвы в пассажирских перевозках. Большое скопление людей и то обстоятельство, что многие объекты метрополитена расположены под землей, приводят к тому, что даже самые незначительные по масштабу загорания в условиях метро могут привести к серьезным негативным последствиям. Понимая это, руководство метрополитена считает пожарную безопасность метро неотъемлемой частью общей системы обеспечения безопасности перевозки пассажиров и уделяет противопожарной защите объектов и территорий метро повышенное внимание. Непосредственное руководство реализацией мероприятий по противопожарной защите метрополитена лежит на начальнике отдела пожарной охраны метрополитена (ОПО). Необходимо отметить, что ОПО является обособленным подразделением метрополитена, основная задача которого состоит в ведомственном пожарном надзоре за объектами и территорией московского метро. Структура ОПО Московского метрополитена утверждается непосредственно начальником метрополитена, и се- годня этот отдел состоит из следующих основных подразделений:

  • аппарата управления, осуществляющего общее руководство деятельностью стру ктурных подразделений и личного соста ва ОПО;
  • пожарных команд, занимающихся обес печением пожарной безопасности объ ектов и территории отдельных линий ме трополитена.

Основная деятельность ОПО направлена на проведение пожарно-профилактической работы, то есть на предупреждение пожаров. Непосредственно тушение возникших незначительных загораний на объектах метрополитена осуществляется работниками обособленных предприятий (членами добровольных пожарных дружин), а в тоннельных перегонах — машинистами электропоездов. В соответствии с действующими на метрополитене нормативно-правовыми актами на все пожары и загорания, возникающие на объектах Московского метрополитена, вызываются подразделения ГПС МЧС России г. Москвы, которые и осуществляют тушение пожаров.

Как правило, горение (или тление горючих пылевых и ватообразных отложений на шпалах и других элементах верхнего строения пути) происходит на малых (до 100 см) площадях. Тушение такого рода пожаров не требует привлечения каких-либо специальных подразделений пожарной охраны. С ними вполне могут справиться машинисты электропоездов путем применения самых обычных переносных огнетушителей или других подручных средств.

Использование огнетушителей

Для ликвидации загораний на объектах метрополитена используются воздушно-пенные, порошковые, углекислотные переносные (или передвижные) огнетушители. Ими в обязательном порядке оборудуются вагоны пассажирских поездов, помещения станций и других объектов Московского метрополитена. Многолетняя практика использования таких огнетушителей наглядно доказала, что в условиях метрополитена эти устройства могут быть использованы весьма эффективно. Достаточно сказать, что в 2003 г. на Московском метрополитене произошло 57 пожаров. Из них в 58% случаев для ликвидации загораний использовались переносные огнетушители; в остальных случаях тушение осуществлялось водой из подручных средств.

Ежегодно служба материально-технического снабжения Московского метрополитена на приобретает более 3000 огнетушителей самого различного типа. В основном это модели ОУ-5, ОП-5, ОВП-Ю(З), ОП-50. Системы порошкового пожаротушения (огнетушители ОСП-1, ОСП-2, "Буран" и др.) тоже находят широкое применение на объектах Московского метрополитена.

Большинство используемых в метро огнетушителей полностью отвечает предъявляемым к ним достаточно высоким требованиям. Однако с некоторыми моделями в процессе эксплуатации возникают проблемы, обусловленные следующими причинами:

  • нарушение резьбового соединения пластмассовых гаек поворотника раструба огнетушителей ОУ-5;
  • поломка пластмассовых штуцеров шлангов порошковых и воздушно-пенных огнетушителей ОП-5(3) и ОВП-Ю(З).

 
 

В связи с этим Московский метрополитен рекомендует основным производителям переносных огнетушителей усилить крепежные узлы раструбов поворотников углекислотных огнетушителей и пластмассовые штуцеры шлангов воздушно-пенных и порошковых огнетушителей.

К сожалению, большинство выпускаемых отечественными производителями переносных огнетушителей разрешается использовать только для тушения пожаров на электроустановках, находящихся под напряжением не более 1 кВ. Энерговооруженность многих объектов Московского метрополитена такова, что использовать для их тушения указанные огнетушители нельзя. Поэтому в настоящее время служба материально-технического снабжения Московского метрополитена тщательно изучает вопрос о приобретении огнетушителей для тушения электроустановок, находящихся под напряжением до 10 кВ, и огнетушителей, генерирующих струю тонкораспыленной воды для тушения пожаров на элементах верхнего строения пути и на наземных объектах метрополитена.

Пожарная безопасность вагонов метрополитена

С точки зрения пожарной безопасности наиболее слабым звеном метрополитена являются пассажирские вагоны. Для того чтобы максимально обезопасить их от возгорания, руководством метрополитена были приняты следующие меры, позволяющие существенно повысить пожарную безопасность вагона. Во-первых, сотрудники метрополитена совместно со специалистами предприятия "Эпотос" разработали систему пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения вагона. Сегодня этой системой оборудован весь парк подвижного состава. Во-вторых, для большинства вагонов горючие материалы, используемые при изготовлении салона, были заменены на негорючие. Все эти меры позволили практически полностью исключить случаи загорания вагонов.

Заключение

Проблема пожарной безопасности метрополитена носит комплексный характер и для ее разрешения необходима разработка специальной региональной или целевой государственной программы. Причем участниками этой программы могут и должны стать не только администрация метрополитена и правительство Москвы, но и самые различные проектные организации, предприятия-изготовители противопожарного оборудования, научно-исследовательские институты и другие заинтересованные организации.

Опубликовано: Журнал "Противопожарные и аварийно-спасательные средства" #2, 2004
Посещений: 9928

  Автор

Ершов А. В.

Ершов А. В.

Первый заместитель начальника — главный инженер Московского метрополитена

Всего статей:  2

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций