Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Фундаментальные основы и частные задачи пожарной защиты музеев

Фундаментальные основы и частные задачи пожарной защиты музеев

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Фундаментальные основы и частные задачи пожарной защиты музеев

23 июля 2014 г. служба пожарной охраны Государственного Эрмитажа отметила 85-летний юбилей. Сотрудники службы берегут от огня свыше 3 млн произведений искусства и памятников культуры, которые хранит в себе одна из величайших сокровищниц мира. Сегодня все хранилища Эрмитажа оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, а техническое обеспечение пожарной охраны постоянно совершенствуется. Алексей Богданов, заместитель директора по эксплуатации музея, рассказал об организационных и технических задачах в области пожарной безопасности, стоящих перед Эрмитажем, и подходах к их решению
Алексей Богданов
Заместитель директора по эксплуатации Государственного Эрмитажа, к.т.н.

– В чем особенность Государственного Эрмитажа с точки зрения обеспечения безопасности?
– Принципиальное отличие любого объекта культуры от других объектов, в которых хранятся ценности, – это публичность. Сложно представить себе, чтобы в депозитарий банка, где находятся ячейки и деньги, водили экскурсии. А мы находимся именно в такой ситуации: в Эрмитаже имеются ценности, сопоставимые с банковскими или даже более дорогостоящие, но все они выставлены для публичного доступа. Отсюда принципиально иной подход к безопасности – мы должны обеспечивать охрану экспонатов при огромном скоплении людей.

Второе отличие заключается в высоких требованиях к дизайну приборов и датчиков – они должны быть как минимум эстетичны. В музее неприемлема висящая проводка или другие тому подобные вещи. Все оборудование должно выглядеть гармонично, а еще лучше – незаметно. Хотя для некоторых задач оборудование безопасности должно привлекать внимание окружающих людей.

– Какие задачи стоят сегодня перед Эрмитажем в области обеспечения безопасности в целом и пожарной безопасности в частности?
– В настоящее время завершается монтаж пожарной сигнализации, которая будет функционировать во всех зданиях. А далее перед Эрмитажем встанет вопрос об оптимизации работы всех существующих систем.

17 июля 2014 г. состоялось совместное заседание коллегии Минкультуры и МЧС России, в котором я принимал участие и где мы как раз определяли задачи в области пожарной безопасности, стоящие перед учреждениями культуры (не только перед музеями, но и архивами, библиотеками, цирками, театрами и др.).

Нормативная база устарела – это первое, что следует констатировать. Мы пользуемся Правилами пожарной безопасности для музеев 1994 года. Прошло уже 20 лет, страна изменилась до неузнаваемости, приняты технические регламенты и другие разнообразные законы, а правила применяются прежние. Безусловно, их нужно менять и выпускать новые. Приказами заместителя министра МЧС В.С. Артамонова и заместителя министра культуры Г. У. Пирумова была создана рабочая группа, которая будет разрабатывать необходимую документацию (на данный момент нужно подготовить три документа).


Важный вопрос, касающийся организационной части, состоит в следующем: требования о передаче сигналов пожарной тревоги на пульт пожарной охраны сегодня реализованы только для школ, детских садов и общежитий. В этот список не попали музеи и многие другие общественные здания. По моему мнению, их обязательно нужно туда включить, поскольку сейчас в случае срабатывания пожарной сигнализации в любом музее сигнал не попадает в пожарную охрану автоматически – он транслируется на локальный пульт или вообще к сторожу, и тот уже принимает решение, сообщать или не сообщать о происшествии. Мне кажется, это в корне неправильно. Сообщение о возникновении пожара должно автоматически поступать на пульт охраны, с чем согласился и министр МЧС Владимир Пучков, но для этого необходимо внести изменения в федеральный закон. Это, в свою очередь, глобальная вещь, и решаются такие вопросы, как вы понимаете, не очень быстро. Однако если это удастся сделать, то пожарная безопасность всех музеев поднимется на принципиально новый уровень. Наверняка сначала будут и ложные тревоги, но ложные выезды на объекты обяжут гораздо более серьезно обслуживать пожарную сигнализацию, что принципиально поменяет отношение к делу.

Кроме того, сегодня имеются разногласия, связанные с законом о пожарной безопасности и требованиями по сохранности исторических объектов. Один закон в некоторых пунктах противоречит другому, и данное противоречие нужно разрешить и прописать так, чтобы законы не накладывались друг на друга, иначе мы нарушаем либо один, либо другой, а такого быть не должно.

Если к лету 2015 г. года будет принята новая нормативная база (такая задача поставлена обоими министерствами – Минкультуры и МЧС России), то она станет одной из фундаментальных основ в области обеспечения пожарной безопасности музеев на ближайшие 10–15 лет.

– Какие современные технологии вы считаете наиболее актуальными для решения задач пожарной безопасности?
– Если говорить о технической части, то здесь, на мой взгляд, будущее за аспирационными системами, особенно теперь, когда они научились определять, что именно горит (бумага, пластик или что-то другое). Аспирационные решения уже различают качество дыма, а это заметная помощь пожарным, которые могут заранее оценить обстановку и ускорить процесс тушения. Кроме того, аспирационные извещатели обладают на порядок более высокой чувствительностью, и обнаружение пожара происходит гораздо раньше, чем при использовании обычных оптических дымовых датчиков. Данное направление мне кажется очень интересным, и хотя пока в Эрмитаже стоят обычные дымовые датчики, все впереди.

– Расскажите о вашем положительном опыте использования технологий для энергосбережения.
– Государственный Эрмитаж является первым музеем в стране, где были установлены солнечные батареи. Они расположены на фондохранилище в районе метро "Старая Деревня" в С.-Петербурге, и за их счет одно из зданий освещается и днем, и ночью. Суммарная мощность батарей – 20 кВт. Каждый год мы должны снижать наше потребление энергоресурсов на 3%, и установка солнечных батарей реализована в том числе в угоду требованиям закона об энергоэффективности.

В С.-Петербурге световой день в среднем за год составляет 4,7 ч, и следует понимать, что географическая широта города не очень способствует получению большого количества света. Поэтому если говорить про энергосбережение, то мы осуществляем целый комплекс мероприятий – у нас разработана программа энергоэффективности, которую мы выполняем и ежегодно экономим на этом порядка 28–30 млн руб.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #5, 2014
Посещений: 3625


  Автор
Богданов А. В.

Богданов А. В.

Заместитель директора
государственного Эрмитажа, к.т.н.

Всего статей:  4

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций