Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Как создать условия безопасной эвакуации людей при пожаре из общеобразовательных и дошкольных организаций. Новые требования законодательства

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Как создать условия безопасной эвакуации людей при пожаре из общеобразовательных и дошкольных организаций. Новые требования законодательства

В данной статье рассмотрим актуальные вопросы обеспечения условий безопасной эвакуации людей при пожаре из общеобразовательных и дошкольных организаций, включая анализ статистики пожаров, а также требований нормативных правовых документов в этой сфере. Кроме того, определим, в каких направлениях необходимо совершенствование нормативных правовых актов в области пожарной безопасности общеобразовательных и дошкольных организаций
Геннадий Гойкалов
Старший научный сотрудник отдела моделирования пожаров
и нестандартного проектирования ФГБУ ВНИИПО МЧС России

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Именно человек должен представлять цель и смысл деятельности государства. Особая роль в политике государства по защите человека как высшей ценности должна отводиться безопасности личности.

Принятый Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Главная задача – усилить контроль

В настоящее время исчерпывающие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, а также объектов защиты различных классов функциональной пожарной опасности, регламентированы Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390.

В декабре 2015 г. под председательством президента Российской Федерации Владимира Путина состоялось заседание Государственного совета, на котором обсуждались вопросы совершенствования системы общего образования в Российской Федерации.


В своем выступлении на Государственном совете президент России затронул и вопросы пожарной безопасности, в частности он отметил: "Следует упорядочить количество контрольно-надзорных мероприятий в отношении школ. Понятно, что в этой сфере, где речь идет о жизни и здоровье детей, строгий контроль необходим, но нужно организовать его таким образом, чтобы не мешать педагогам заниматься своим главным делом – учить ребят".

В свою очередь, органы МЧС России в соответствии с возложенными на них полномочиями организуют и проводят мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований пожарной безопасности в формах правового просвещения и правового информирования работников образования, а также обследуют объекты защиты на соответствие требованиям пожарной безопасности.

Ситуация в отдаленных населенных пунктах

Нельзя не учитывать тот факт, что в Российской Федерации более 57 тыс. населенных пунктов с общей численностью населения свыше 38,2 млн человек расположены вне нормативного времени прибытия первого подразделения Государственной противопожарной службы. И в этих населенных пунктах расположены организации, осуществляющие образовательную деятельность, следовательно безопасность детей на этих объектах находится под большим вопросом. Эта проблема требует безотлагательного и эффективного решения.

По инициативе МЧС России принят Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране".

Стоит отметить, что в Российской Федерации действуют общественные объединения добровольцев пожарной охраны, которые активно участвуют в тушении пожаров и спасении людей. В 2016 г. территориальными подразделениями добровольной пожарной охраны обеспечено более 38 тыс. населенных пунктов, общей численностью населения свыше 12 млн человек.

Следовательно, 19 тыс. населенных пунктов остаются вне зоны действия пожарных подразделений, способных быстро и эффективно справиться с возможным возгоранием и своевременно обеспечить безопасность населения.

Принятый закон не позволил добровольной пожарной охране в полном объеме обеспечить защиту всех населенных пунктов с ненормативным временем прибытия пожарной помощи.

Вопросы водоснабжения при тушении пожаров

Важным вопросом при тушении пожара является наличие нормативного противопожарного водоснабжения на объектах защиты. Статистические данные по пожарам за 2016 г. показывают, что 24 551 пожар (49%) тушился путем подвоза воды к месту пожара, прочих видов водоисточников, а остальные 25 777 пожаров (51%) ликвидировали при помощи различных источников противопожарного водоснабжения (водоемы, пожарные гидранты, внутренний противопожарный водопровод, емкости у места пожара).

Можно сделать вывод о том, что в 49% случаях тушение пожара не могло быть эффективным ввиду того, что не была осуществлена бесперебойная подача воды к месту пожара. В итоге это может отрицательно сказаться на успехе тушения пожара. Более того, при таком тушении возникает реальная угроза жизни и здоровью граждан, а также есть возможность перехода огня на другие здания и сооружения.

Учитывая сложившуюся ситуацию, органы надзорной деятельности МЧС России должны сконцентрировать свое внимание на профилактических мероприятиях, направленных на подготовку преподавательского состава и учащихся по вопросам пожарной безопасности, а также проведении практических тренировок по своевременной эвакуации детей.

В соответствии с письмом "О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году" от 12 марта 2008 г. Минобрнауки России (№ АФ-102/09), МЧС России (№ 43-828-19), Роспотребнадзор (№ 01/2050-8-23) ежегодно осуществляют проверку готовности учебных заведений к началу учебного года.

Статистика пожаров в общеобразовательных учреждениях

Проводимые ежегодные профилактические мероприятия за пять лет позволили сократить на 34,4% количество пожаров в образовательных учреждениях России (с 215 в 2012 г. до 141 в 2016 г.). Гибель детей на пожарах не допущена. Статистические данные по этому вопросу приведены в табл. 1.


В 2016 г. в образовательных организациях зарегистрирован 141 пожар, что на 24,6% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. В 1-м полугодии 2016 г. количество пожаров – 34, а в 1-м полугодии 2017 г. – 44, соответственно, рост количества пожаров составил 10 случаев, или 22,7%.

Наибольшее количество пожаров на объектах образования происходит, как правило, по причине нарушения правил эксплуатации электрооборудования и бытовых приборов, а также из-за неосторожного обращения с огнем и поджогов.


Более подробная информация о показателях обстановки с пожарами в образовательных организациях РФ представлена в табл. 2 и 3.

Проведение плановых мероприятий

В целях совершенствования контрольно-надзорной деятельности в России на 2016–2017 гг. распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 559-р утвержден план мероприятий ("дорожная карта").

В план включены меры по повышению уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения соблюдения обязательных требований. Предусматривается также снижение административных и финансовых издержек граждан и организаций, занимающихся предпринимательской и другими видами деятельности при проведении государственного контроля.

Владимир Путин: "Следует упорядочить количество контрольно-надзорных мероприятий в отношении школ. Понятно, что в этой сфере, где речь идет о жизни и здоровье детей, строгий контроль необходим, но нужно организовать его таким образом, чтобы не мешать педагогам заниматься своим главным делом - учить ребят". В свою очередь, органы МЧС России в соответствии с возложенными на них полномочиями организуют и проводят мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований пожарной безопасности в формах правового просвещения и правового информирования работников образования, а также обследуют объекты защиты на соответствие требованиям пожарной безопасности

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 к категории высокого риска относятся объекты защиты:

  • дошкольного и начального общего образования;
  • основного общего и среднего (полного) общего образования;
  • осуществляющие деятельность детских лагерей на время каникул;
  • осуществляющие предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, а также оказание стационарной медицинской помощи.

Проведение плановых проверок категории высокого риска осуществляется один раз в три года.

Приказом МЧС России от 30 ноября 2016г. № 644 утвержден Административный регламент по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, в соответствии с которым органы государственного пожарного надзора переведены на риск-ориентированный метод проведения проверок.

Контрольные показатели

Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 19.10.2016 г. № 8 "Реформа контрольной и надзорной деятельности" приняты контрольные показатели приоритетной программы, которыми предусмотрено:

  • снижение количества смертельных случаев по контролируемым видам рисков на 15% к 2018 г. и на 50% к 2024 г.;
  • снижение уровня материального ущерба по контролируемым видам рисков на 10% к 2018 г. и на 30% к 2024 г.;
  • рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций на 25% к 2018 г. и на 50% к 2024 г.

Добиться выполнения этих показателей возможно в том числе совершенствованием нормативных правовых актов по пожарной безопасности и доведения численности сил и средств государственной противопожарной службы и других видов пожарной охраны до нормативной положенности.

В соответствии с п. 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (далее – ППР) руководителю организации объекта с массовым пребыванием людей предписано проводить практические тренировки не реже одного раза в полугодие с лицами, осуществляющими свою деятельность на объекте.

Необходимость плана эвакуации

П. 7 ППР обязывает руководителя организации обеспечить наличие плана эвакуации людей при пожаре на объекте защиты с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов) с рабочими местами на этаже для 10 и более человек. Этим же пунктом Правил предлагается руководителю организации на плане эвакуации людей при пожаре обозначать места для хранения первичных средств пожаротушения.

Стоит отметить, что руководители образовательных учреждений регулярно обращаются в органы МЧС России с вопросом о временном показателе для проведения практических тренировок по эвакуации учащихся.


Считаю, что на плане эвакуации не хватает одного из главных требований – временного показателя необходимого времени эвакуации людей, то есть конкретного временного показателя для эвакуации, за который возможно безопасно покинуть этаж после сигнала о начале эвакуации. На мой взгляд, данное предложение актуально и будет воспринято руководителями объектов защиты с должным пониманием.

Нанесение на планы эвакуации необходимого времени эвакуации людей из зданий и помещений положительно отразится на эффективности проводимых практических тренировок и поможет определить, успевают ли люди безопасно эвакуироваться из здания.

Для реализации этого предложения МЧС России необходимо выйти с законодательной инициативой в Правительство РФ по внесению изменений и дополнений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

Внесение изменений в нормативные акты

Важная часть в обеспечении пожарной безопасности – внесение изменений и дополнений органами МЧС России в нормативные правовые акты, направленные на минимизацию возможных пожаров на объектах защиты.

Поэтому внесение изменений в ППР, национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 12.2.143–2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля" будет своевременным.

Считается, что безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре обеспечена, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре (ст. 53, Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").

В настоящее время действуют нормативные правовые акты, регламентирующие расчет необходимого времени эвакуации людей при пожаре. К ним относятся:

  • постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска";
  • приказ МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности";
  • приказы МЧС России от 12 декабря 2011 г. № 749 и от 2 декабря 2015 г. № 632 о внесении изменений и дополнений в вышеуказанную методику.

Для повышения качества контрольно-надзорных функций на объектах защиты, относящихся к категории высокого риска, при проведении практических тренировок по эвакуации учащихся предлагается внести изменения в ППР следующего содержания:

1. П.461 раздела ХVIII. Требования к инструкции о мерах пожарной безопасности дополнить подпунктом "м" следующего содержания: "Необходимое время эвакуации на объектах защиты высокого риска".

2. В п. 12 после слов "на объекте с массовым пребыванием людей" записать "относящихся к категории высокого риска объекта защиты" и далее по тексту. В этом же пункте после слов "осуществляющих свою деятельность на объекте" записать "в соответствии с необходимым временем эвакуации людей".

Там же необходимо прописать абзац следующего содержания: "Результаты проведенных практических тренировок оформлять актами установленной формы".

3. В п. 13 после слов "на объекте с круглосуточным пребыванием людей, относящихся к…" записать "категории высокого риска" и далее по тексту.

В этом же пункте после слов "к действиям по эвакуации указанных граждан" записать "в соответствии с необходимым временем эвакуации с объекта защиты" и далее по тексту.

4. Во втором абзаце п. 7 после слов "первичных средств пожаротушения" поставить запятую и далее записать "а также нанести временной показать по необходимому времени эвакуации людей, полученный расчетным путем".

В национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.2.143–2009 также предлагается внести следующее изменение: во втором абзаце п. 6.2.3 национального стандарта после слов "порядок последовательности эвакуации людей" поставить запятую и далее записать "количественные показатели необходимого время эвакуации".


Предложенные изменения и дополнения в ППР и национальный стандарт позволят руководителям объектов, относящихся к категориям высокого риска, значительно улучшить эффективность проведения практических тренировок, а значит и безопасность людей.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ, руководитель организации осуществляет непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственном объекте и несет персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В свою очередь, органам государственного пожарного надзора МЧС России это позволит повысить индекс качества администрирования контрольно-надзорных функций, как это предусмотрено протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 19.10.2016 г. № 8.

В этой связи п. 83 приказа МЧС России от 30 ноября 2016 г. № 644 "Об утверждении Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности" необходимо дополнить десятым абзацем следующего содержания: "акт времени эвакуации людей при проведении практических тренировок". Данный документ будет прилагаться к акту проверки при осуществлении органами надзорной деятельности МЧС России государственных функций по пожарному надзору в выполнении требовании пожарной безопасности.

Практические тренировки

Для осуществления эксперимента по проверке необходимого времени эвакуации людей из объектов с массовым пребыванием людей (школа, детский сад) при проведении практических тренировок целесообразно руководствоваться сложившейся практикой.

Практические тренировки по эвакуации людей органы Государственного пожарного надзора МЧС России проводят регулярно, но для их успешного проведения необходимо, чтобы каждый руководитель общеобразовательного учреждения знал, какое время отводится ему для организации и проведения необходимой эвакуации людей в случае пожара на вверенном ему объекте

Ежегодно 1 сентября по всей стране проводится День знаний, в школах проходят торжественные линейки, классные часы, уроки безопасности. Органы Государственного пожарного надзора МЧС России проводят уроки по ОБЖ, инструктажи по мерам пожарной безопасности, организуют практические тренировки по эвакуации детей, а также показывают пожарно-спасательную технику, средства индивидуальной защиты пожарных и т.д.

Практические тренировки по эвакуации людей органы Государственного пожарного надзора МЧС России проводят регулярно, но для их успешного проведения необходимо, чтобы каждый руководитель общеобразовательного учреждения знал, какое время отводится ему для организации и проведения необходимой эвакуации людей в случае пожара на вверенном ему объекте.

При этом нельзя не учитывать, что здания общеобразовательных учреждений проектировались в разное время, соответственно, объекты имеют разную планировку, этажность и степень огнестойкости.

Следовательно, для определения необходимого и расчетного времени эвакуации нужен индивидуальный подход к каждому объекту защиты.

Полагаю, аналогичную работу по определению необходимого времени эвакуации целесообразно провести и на объектах здравоохранения, социальной защиты и культуры, для которых характерно массовое пребывание людей. Для организации и проведения данной работы на объектах перечисленных министерств органам МЧС России необходимо осуществлять взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти (постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре").

По результатам практических тренировок следует составлять акт о времени эвакуации людей в двух экземплярах – один вручается руководителю образовательного учреждения, где проводилась практическая тренировка по эвакуации детей, а второй хранится в органах, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления надзора и контроля на данных объектах защиты.

В связи с вышеизложенным специалистам по пожарной безопасности необходимо на примере нескольких объектов защиты муниципальных районов Москвы или Московской области провести практическую тренировку по эвакуации людей из объектов с массовым пребыванием людей (школа, детский сад).

Результатом проведенной работы должна стать разработанная Методика организации и проведению практических тренировок по эвакуации людей, как это изложено в требованиях ст. 53 ФЗ-123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2018
Посещений: 8052

  Автор

Геннадий Гойкалов

Геннадий Гойкалов

Старший научный сотрудник отдела моделирования пожаров и нестандартного проектирования ФГБУ ВНИИПО МЧС России

Всего статей:  4

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций