Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Мониторинг безопасности, оповещение и сбор данных на объектах ЖКХ

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Мониторинг безопасности, оповещение и сбор данных на объектах ЖКХ

Важное место в концепции умного города занимает вопрос раннего обнаружения факторов, угрожающих безопасности людей и материального имущества, и оперативное реагирование на них
Алексей Павлов
Генеральный директор ООО "Центр пожарного мониторинга",
Председатель Совета Ассоциации "Центр Технического Мониторинга – 59"

Современные разработки предлагают автоматизировать решение вопросов безопасности путем установки разного рода оконечного оборудования, датчиков, видеокамер с передачей информации в единый центр реагирования. По получении сигнала производится выезд специалистов и/или информирование населения о порядке действий в данной чрезвычайной ситуации. Технические решения должны быть "заточены" на решение широкого спектра задач. В этом свете интересными являются системы, поддерживающие:

  • мониторинг безопасности объекта и территориального образования с помощью различных датчиков;
  • оповещение о чрезвычайной ситуации;
  • сбор технологической информации и данных разного рода приборов учета.

Умный город – это комплекс организационных мероприятий и программно-технических решений, направленных на устойчивое социально-экономическое развитие города, создание высокотехнологичной наукоемкой экономики, эффективное использование всех видов ресурсов (электричество, вода, газ/тепло, пространство, время) и создающих условия для удобного пребывания в городе, комфортного проживания и ведения бизнеса

Комитет поддержки реформ России

Мониторинг безопасности объекта и территориального образования

Мониторинг производится по целому ряду параметров: радиационно-химическая обстановка, утечка газа, наводнение. Серьезная задача – противопожарная безопасность.

По данным МЧС России, за январь – сентябрь 2017 г. в Российской Федерации произошло 96 тыс. пожаров, то есть примерно 263 пожара в день. Прямой материальный ущерб составил 11 млрд рублей. При пожарах погибло 5226 человек, травмировано 6742 человека. 70% пожаров зафиксировано в жилом секторе.

Одна из причин большого числа жертв и материального ущерба при пожарах на объектах ЖКХ – поздний вызов пожарных команд. Автоматический вызов сокращает время прибытия пожарных расчетов до 10–15 мин., поэтому уже более чем в 700 городах России развернута система пожарного мониторинга, разработанная Всероссийским научным-исследовательским институтом пожарной охраны (ВНИИПО). Оснащение данной системой обязательно для всех социально значимых объектов.


Важным фактором является работоспособность решения в случае чрезвычайной ситуации.

В первую очередь она зависит от выбора канала связи. Существующие каналы связи можно разделить на следующие категории:

  1. Общедоступные каналы, например Интернет и GSM-сети. Гарантировать работу данного канала доставки невозможно, так как в случае ЧС, перегруза сетей или преднамеренного отключения их спецслужбами канал может не работать.
  2. Выделенные линии. Данный вариант требует дорогостоящего проектирования, согласования и прокладки кабельных трасс. При этом возможны обрывы кабелей и нарушение работы системы в случае ЧС.
  3. Радиоканал. Здесь нужно отметить более высокую стоимость оборудования и необходимость получения разрешения на частоту. Современные радиоканальные системы поддерживают двусторонний обмен и построены по принципу mesh-сети, то есть каждое устройство является ретранслятором для других. При выходе из строя части оборудования пути связи внутри системы изменяются, но общая работоспособность сохранится.

Развернутые по всей России системы пожарного мониторинга работают на выделенном МЧС радиоканале. Более высокая стоимость оборудования и необходимость получения разрешения на частоту в данном случае компенсируется отсутствием ежемесячных расходов на обслуживание каналов связи.

Не менее важным является проведение технического мониторинга состояния систем противопожарной защиты. Исправны ли системы? Проводится ли техническое обслуживание и проверка работоспособности? Включено ли автоматическое оповещение о пожаре и пожаротушение? Поэтому все чаще в технические задания на обслуживание объектов включается требование об обеспечении технического мониторинга согласно ГОСТ 56935–2016. Такой мониторинг проводится силами обслуживающей организации с возможным контролем со стороны заказчика.

Оповещение о чрезвычайной ситуации

Описанная выше и развернутая во всех городах платформа позволяет проводить оповещение населения о чрезвычайных ситуациях при минимальном дооснащении установленного на объектах оборудования. Системы оповещения создаются органами исполнительной власти и местного самоуправления РФ согласно ФЗ-28 "О гражданской обороне", ФЗ-68 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций…". Дооснащение позволяет:

  • значительно сократить расходы бюджета, поскольку каналообразующее оборудование уже установлено, отсутствуют ежемесячные платежи провайдерам связи;
  • обеспечить высокую живучесть при чрезвычайной ситуации, так как работа системы не зависит от каналов общего доступа (GSM, Интернет), отключение которых допускается в случае ЧС, перегрузки или плановых работ, а также благодаря применению технологии автоматического перестроения маршрутов связи;
  • подключить детекторы обнаружения опасных факторов (датчики паводка, утечки газа, разрушения конструкции плотин и др.).

Сбор технологической информации и данных разного рода приборов учета

Технологическая платформа пожарного мониторинга также применяется для сбора данных с приборов учета. Задача имеет высокую актуальность и должна реализовываться в целях выполнения программ энергосбережения и энергоэффективности согласно ФЗ-261 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…". Автоматизированный сбор данных со счетчиков потребления ресурсов позволяет:

  • сократить расходы на сбор и обработку информации;
  • автоматизировать процедуру выявления и борьбы с неплательщиками;
  • улучшить качество предоставления услуг населению.


Оборудование сбора информации должно подключаться к распределенным объектовым системам, позволяющим получить данные со всех приборов учета расхода ресурсов. Ключевой особенностью современных решений является работа в единой сети беспроводных устройств противопожарной защиты и модемов приборов учета. Согласно ФЗ-123 "Технический регламент…" установка систем пожарной сигнализации обязательна для многоквартирных домов, поэтому применение единой сети является технически и экономически обоснованным решением, особенно для вновь вводимых в эксплуатацию и реконструируемых жилых домов. Такая организация системы обеспечивает:

  • отсутствие платежей за использование каналов связи (GSM, Интернет);
  • легкость монтажа и обслуживания, применение системы в любых интерьерах за счет использования беспроводных технологий;
  • защиту финансово значимой информации от хакерских атак.

Внедрение описанных выше решений в рамках проектов развития технологий умных городов обеспечит применение решений с лучшими качественными характеристиками и сокращение расходов всех уровней бюджета при решении задач органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Выводы

Подводя итог, стоит отметить следующее:

  • системы умного города должны быть "заточены" на решение широкого спектра задач: мониторинга безопасности объекта, оповещения о чрезвычайных ситуациях, сбора данных с приборов учета;
  • использование единого канала и оборудования систем пожарного мониторинга – одно из лучших решений для умного города;
  • построение беспроводных систем сбора данных с приборов учета, совмещенных с системами противопожарной защиты на объектах ЖКХ, не дороже проводных решений, но при этом удобнее, надежнее и проще.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2018
Посещений: 3399

  Автор

Алексей Павлов

Алексей Павлов

Генеральный директор ООО "Центр пожарного мониторинга", Председатель Совета Ассоциации "Центр Технического Мониторинга – 59"

Всего статей:  1

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций