О журнале | Читать онлайн | Публикации | Электронная газета | Подписка | Мероприятия

Журналы в формате iMag

Форум

Публикации

Архив


Новости проекта

Системная интеграция

Отраслевые

Новости CCTV

Новости СКУД

Новости ОПС

Новости ПБ

Электронная газета "Системы безопасности"


Журнал "Системы безопасности"

Каталог "Системы безопасности"

Каталог "Пожарная безопасность"

Рекламодателям


Video & Vision

СКУД. Антитерроризм


Подписка

Платная подписка

Исторический календарь

Контакты

Ссылки

Мероприятия

English

Новые авиационные технологии ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Реклама на сайте

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

НОВЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Те катастрофы и аварии, которые произошли в последнее время, заставляют специалистов МЧС России изобретать все новые и новые средства по спасению людей, оказавшихся в чрезвычайных ситуациях. В статье представлены описания двух разработок, сделанных по заказу МЧС России, одна из которых обеспечивает безопасную эвакуацию людей, а другая - эффективную и быструю ликвидацию аварийных разливов нефти на акваториях

Вертолетная спасательная корзина

Перед МЧС России остро стоит задача эвакуации и спасения людей с использованием вертолетов в таких чрезвычайных ситуациях, когда невозможно совершить посадку: в условиях паводков, снежных лавин, в дрейфующих льдах, в горах, при пожарах и т.п.

Известные вертолетные спасательные устройства (жесткие, выполненные в виде клетки, или мягкие - в виде сетчатой конструкции) обладают рядом недостатков, основными из которых являются:

  • продуваемость, что в условиях низких температур может привести к переохлаждению эвакуируемых;
  • отсутствие защиты от воздействия огня и дыма;
  • психологическая дискомфортность эвакуируемых в клетке при значительных скоростях и высотах транспортировки.

Главной задачей усовершенствования спасательных устройств на внешней подвеске вертолета является устранение отмеченных недостатков и повышение безопасности эвакуируемых людей во время транспортировки путем их защиты от неблагоприятных факторов окружающей среды.

С 2001 года по заказу МЧС России ведутся работы по созданию вертолетной спасательной корзины, свободной от указанных недостатков. Она предназначена для вертолета типа Ми-8. Разработчик - ОАО НПК "ПАНХ", г. Краснодар. Корзина представляет собой разборное каркасное устройство с мягкой оболочкой (изготовитель оболочки - ЗАО "Техноэкос", г. Санкт-Петербург), грузоподъемностью до 2000 кг, вместимостью до 16 человек. На рис. 1 показано спасательное устройство на внешней подвеске вертолета, установленное на твердой поверхности с открытой боковой стенкой. Корзина на внешней подвеске вертолета (1) состоит из днища (2), прикрепленной к нему боковой стенки (3), строп (4), соединяющих верхнюю часть боковой стенки с гибким элементом (5) внешней подвески вертолета, опорного каркаса (6), с зафиксированным на нем в верхней части кожухом (7) и в нижней - днищем и, наконец, грузового стропа (8), соединяющего опорный каркас с гибким элементом внешней подвески вертолета.

Спасательное устройство на внешней подвеске вертолета работает следующим образом: при подлете вертолета к месту расположения эвакуируемых людей днище спасательного устройства устанавливают на твердую поверхность. При ослаблении строп боковая стенка под действием своего веса опускается, образуя со всех сторон корзины проход для эвакуации людей. Находящийся в корзине спасатель координирует свои действия с экипажем по радиосвязи. Опорный каркас с зафиксированным на нем кожухом защищает находящихся в корзине людей от потока воздуха со стороны воздушного винта вертолета. При подъеме вертолета стропы натягиваются и поднимают боковую стенку до смыкания ее верхнего контура с кожухом, образуя вместе с ним закрытый объем, защищенный от внешних воздействий (ветра, огня, дыма и т.д.). Оболочка корзины выполнена из ткани, пропитанной огнестойким и противогнилостным составами. После подъема боковой стенки вертолет поднимает корзину за грузовой строп, соединяющий гибкий элемент внешней подвески вертолета с опорным каркасом. После транспортировки спасательного устройства на внешней подвеске вертолета его устанавливают на твердую поверхность в том месте, где будет проводиться высадка эвакуируемых людей. При этом вначале ослабевает грузовой строп и гибкий элемент, после чего опускаются остальные стропы, а вместе с ними под действием своего веса складывается боковая стенка, открывая выход из корзины.

Дополнительным преимуществом рассматриваемой корзины является ее сравнительно небольшой вес - 350 кг и возможность перевозки в разобранном виде в грузовом отсеке вертолета в тюках весом 50 кг каждый. Время сборки корзины двумя операторами - не более 1 часа. Корзина применяется при температуре окружающего воздуха в диапазоне от -30 до +40°С и влажности - от 40 до 98%. Назначенный срок службы изделия - три года или 300 применений.

Опытный образец успешно прошел в прошлом году предварительные летные испытания, организованные на базе ОАО НПК "ПАНХ". На рис. 2 показан опытный образец корзины. В июле текущего года после устранения некоторых недостатков были успешно проведены приемочные сертификационные испытания (рис. 3) с привлечением парашютистов-испытателей и представителей заинтересованных организаций.

Специалистами определены методические рекомендации по применению корзины. В частности, максимальная скорость транспортирования не должна превышать 180 км/час, длина внешней подвески ограничивается 47 м, подтверждена возможность посадки пострадавших в корзину без приземления вертолета (в режиме "висения") при ее полной установке на твердую поверхность и ослаблении троса внешней подвески.

Таким образом, корзина спасательная вертолетная КСВ-2, разработанная по заказу МЧС России ОАО НПК "ПАНХ", может успешно применяться для эвакуации пострадавших с дрейфующих льдов, в горах, в лесу, на островках твердой поверхности при селях и наводнениях, при пожарах с высотных зданий и т.п.

Вертолетный комплекс ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов на акваториях

В связи с увеличением объемов добычи нефти на морских акваториях и с ростом объемов транспортировки нефтепродуктов морским путем возрастает частота аварий на морских судах, морских буровых установках и платформах, а также на подводных нефтепроводах в зоне ответственности России.

Силы Минтранса России, расположенные в морских портах, не в состоянии обеспечить оперативную ликвидацию аварийных разливов нефти (АРН) на акваториях морей и океанов, если разливы произошли на расстоянии 100-150 км от берега. Это особенно актуально, когда из-за волнения моря спасательные суда вынуждены снижать скорость движения к месту аварии. В этом случае период реагирования растягивается и может составлять 8-10 часов и более. За это время под действием ветра нефтяное пятно не только переместится на большое расстояние, но и существенно увеличится в размерах за счет растекания и дробления. В результате указанных причин масштаб аварии может непредсказуемо возрасти и привести к экологической катастрофе.

Поэтому для быстрого устранения последствий техногенных катастроф на море силами МЧС России необходимо создание вертолетного комплекса для ликвидации АРН, который бы позволял оперативно действовать на значительном расстоянии от портов. В этом случае для срочной доставки необходимых средств к месту аварии и выполнения всех аварийных мероприятий без привлечения наземных (морских) сил и средств целесообразно использовать преимущества авиационной техники.

Первым этапом в цепочке таких мероприятий является локализация АРН с помощью бонового заграждения (БЗ). Этот этап является наиболее значимым, поскольку от скорости его выполнения зависят зафиксированные размеры нефтяного пятна и соответственно масштабы последствий.

Вторым этапом является сбор нефти из локализованного пятна с помощью доставляемого на внешней подвеске вертолета самоходного плавсредства, оборудованного откачивающим устройством (скиммером) и комплектом надувных эластичных танков вместимостью до 30 т для временного хранения собранной нефти.

Третьим этапом рассматриваемой технологии является уничтожение остаточной нефтяной пленки внутри бонового заграждения путем обработки ее диспергентами и биопрепаратами.

Четвертым, завершающим этапом является сворачивание БЗ и перевозка его, а также плавсредства в место наземной дислокации комплекса на внешней подвеске вертолета.

Для своевременной и качественной локализации АРН на море НПК "ПАНХ" совместно с ЗАО "Северное море" по заказу МЧС России разрабатывает и создает вертолетную технологию установки надувных БЗ повышенной длины (до 600 м). В связи с тем, что в авиации МЧС России наиболее используемым является вертолет типа Ми-8 и его модификации, решение поставленной задачи целесообразно ориентировать на использование этого типа вертолета. В частности, разрабатывается мобильная система, включающая боны повышенной длины и устройство, обеспечивающее подцепку бонов к вертолету, их транспортирование на внешней подвеске на большие расстояния с максимальной скоростью и оперативную раскладку бонов на водной поверхности. Грузоподъемность вертолета ограничивает вес комплекта бонов ~ 4 т. В текущем году НПК "ПАНХ" успешно проведены летные испытания макета бонового заграждения длиной 200 м с раскладкой его на акватории (рис. 4). Технологический цикл раскладки БЗ с помощью вертолета представлен на рис. 5. Предусматривается доставка контейнера со сложенным "гармошкой" боновым заграждением на специальном консольном устройстве фиксации заграждения на внешней подвеске вертолета в зону аварийного нефтеразлива. БЗ выполнено в виде трубы диаметром 250 мм с "юбкой", изготовленной из многослойной синтетической ткани, с балластной цепью по нижней кромке "юбки" с закрепленными на ее концах якорными системами. БЗ представляет собой в сложенном виде полотнище шириной ~ 600 мм и состоит из 20-метровых секций, снабженных системами наддува, которые срабатывают после раскладки БЗ на акватории.

Постановка бонов выполняется с подветренной стороны и корректируется переносом якорных систем с помощью самоходного плавсредства, доставляемого на внешней подвеске вертолета. В качестве такого плавсредства может быть использован катер-нефтеуборщик, например, типа Boom's boat-150, оснащенный подвесной системой для транспортировки его вертолетом.

Уничтожение остаточной нефтяной пленки внутри БЗ осуществляется с помощью вертолетного опрыскивателя подвесного (ВОП-3) емкостью 3 м3, разработанного по заказу МЧС России в 2001 году НПК "ПАНХ" и принятого на снабжение министерства. ВОП-3 представлен на рис. 6, он состоит из мягкой емкости, выполненной из кислотостойкой ткани и установленной на металлической каркасной конструкции, являющейся подставкой и коллектором с системой распыла. ВОП-3 имеет разборную конструкцию, весит 200 кг и в разобранном виде легко перевозится внутри вертолета в четырех 50-килограммовых тюках. Раствор реагента готовится на земле и распыляется с внешней подвески вертолета по команде оператора из кабины на срабатывание электрического запорного клапана системы. ВОП-3 обеспечивает диапазон расхода при сливе от 5 до 25 л/с. В 2001 г. по заказу МЧС России НПК "ПАНХ" была проведена отработка технологии нейтрализации пленок нефтепродуктов с акватории с применением ВОП-3 на внешней подвеске вертолета Ми-8. В качестве препаратов использовались диспергенты ОМ-6, ОМ-8 и коррексит 9527, а также биопрепараты дестройл, девоуройл и унирем. Указанные препараты разрешены к применению при ликвидации АРН. Технологию, порядок и нормы применения препаратов определяют соответствующие инструкции.

Таким образом, в процессе ликвидации АРН применение вертолетов позволяет решать следующие задачи:

  • обеспечение разведки АРН и снабжение информацией представителей морских сил и средств на подходе к разливам;
  • доставка в район АРН на внешней подвеске вертолетов самоходных катеров-нефтеуборщиков, например, типа Boom's boat-150, оснащенных скиммерами и комплектом надувных танков вместительностью до 30-50 т;
  • удержание нефти в боновых заграждениях до подхода представителей морских сил с помощью катеров-нефтеуборщиков, участвующих совместно с вертолетами в перестановке якорей для переориентации бонов в зависимости от смены направления ветра;
  • буксировка надувных танков с собранной нефтью в заданное место или к специальному судну;
  • уничтожение остаточной нефтяной пленки внутри бонового заграждения путем обработки ее диспергентами и биопрепаратами с помощью вертолетного подвесного опрыскивателя ВОП-3;
  • сворачивание бонового заграждения и перевозка его и катера в место наземной дислокации комплекса.

Эффективность использования для ликвидации АРН вертолетного комплекса гораздо выше, чем в случае применения наземной техники и традиционных плавсредств, благодаря скорости и оперативности авиационных технологий.

А.П. Мозговой
Начальник отдела организации разработки аварийно-спасательных средств Департамента предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России, к.т.н.

Опубликовано: -2003
Посещений: 11878


  Автор
Мозговой А. П.

Мозговой А. П.

Начальник отдела организации разработки аварийно-спасательных средств Департамента предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России, к.т.н.

Всего статей:  2

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций



Реклама на сайте

Добавить комментарий

Автор:
Компания:
E-mail:
Уведомлять о новых сообщениях в этой теме да
нет
Текст сообщения:
Введите код:









Реклама на сайте

ПОИСК

РАССЫЛКА

Подписка на новости сайта
Введите ваш e-mail


Реклама на сайте

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН



Свежий номер журнала "Системы безопасности"

Вызов консультанта

ПУБЛИКАЦИИ
Видеонаблюдение
Охранно-пожарная сигнализация
Security and IT Management
Системы контроля и управления доступом
Комплексная безопасность, периметровые системы
В центре внимания. Тесты
ОПС, пожарная безопасность





Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


Реклама на сайте | Правила перепечатки материалов | Медиакиты проектов | Авторский договор

Copyright © 2007-2018, ООО "Гротек" | Связаться с нами