Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

О лесопожарной ситуации в 2009 году

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

О лесопожарной ситуации в 2OO9 году

 

Итоги весеннего периода, задачи и пути решения

С 1.01.2009 в полном объеме вступил в действие Лесной кодекс РФ. Реформа лесного хозяйства завершена. О том, каковы ее промежуточные итоги и какие рекомендации по совершенствованию охраны лесов от пожаров даны органам исполнительной власти субъектов, можно узнать из этой статьи.


А.А. Ермоленко

Начальник Управления охраны и защиты лесов Федерального агентства лесного хозяйства

Выделю две главные позиции итогов реформы лесного хозяйства. Во-первых, сформирована система лесничеств без хозяйственных функций, которые осуществляют только лесоупра-вление. Их сотрудникам (около 40 тыс. человек), в соответствии с поправками, внесенными в Лесной кодекс, переданы полномочия государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах (Пож-надзора с 1.01.2010 г.).

Во-вторых, арендаторы лесных участков в 2008 г. переоформили договора аренды. На площади около 140 млн га фактически появился собственник. Лесопользователь на арендованной территории осуществляет полный комплекс всех лесохозяйственных работ (в том числе профилактические противопожарные мероприятия) и выполняет тушение лесных пожаров. Таким образом, имея договор аренды на 49 лет, лесопользователь заинтересован в сохранении доверенного ему ресурса.

Организационные мероприятия Федерального агентства лесного хозяйства по стабилизации лесопожарной ситуации

Средства субвенций за I—III кварталы 2009 г. направлены в регионы в полном объеме. Объем финансирования на мероприятия по охране лесов от пожаров, несмотря на оптимизацию федерального бюджета, остался неизменным — 3 млрд рублей. Кроме того, для оказания помощи субъектам Российской Федерации в Рос-лесхозе имеется нераспределенный фонд субвенций. Эти средства будут дополнительно выделяться регионам, имеющим высокую и чрезвычайную горимость, с учетом 50% софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Совместно с Федеральной антимонопольной службой проработан вопрос, касающийся организации работ по охране лесов от пожаров путем прямого сметного финансирования специализированных государственных учреждений без проведения соответствующих торгов. Информация об этом размещена на сайте Рослесхоза.

В рамках подготовки к пожароопасному сезону 2009 г. в субъекты Российской Федерации направлен письмом от 22.01.09 № АС-09-54/242 подготовленный Рослес-хозом Типовой план мероприятий по организации работы по охране лесов от пожаров субъекта Российской Федерации.

27 февраля 2008 г. Рослесхозом проведено селекторное совещание с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по вопросу подготовки субъектов Российской Федерации к пожароопасному сезону 2009 г.

Совместно с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах Рослесхозом в марте — апреле 2009 г. в целях организации контроля и надзора за исполнением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области лесных отношений, полномочий в части подготовки к пожароопасному сезону, а также оказания им методической помощи проведены выездные совещания с участием региональных центров МЧС России, Россельхознадзора, Роспри-роднадзора в каждом федеральном округе. В ходе данных совещаний были намечены конкретные меры по организации охраны лесов от пожаров в 2009 г.

Необходимо отметить следующее: представители органов исполнительной власти субъектов гарантировали, что выполнение профилактических работ по подготовке к тушению лесных пожаров (к началу пожароопасного сезона 2009 г.) будет обеспечено в полном объеме. Кроме того, они отметили слабый уровень подготовки по обеспечению пожарной безопасности лесов, расположенных на землях государственных природных заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Минприроды России. Рослесхоз и Россельхознадзор совместным письмом обратились к министру природных ресурсов РФ с просьбой принять соответствующие меры.

На совещаниях была отмечена неудовлетворительная работа по подготовке к пожароопасному сезону в республиках Бурятия, Башкортостан, Чувашия, Карелия; Архангельской, Иркутской и Томской областях. Наилучшим образом ситуация обстоит в Алтайском крае; Курганской, Владимирской, Новосибирской, Воронежской, Вологодской и Нижегородской областях; Ханты-Мансийском автономном округе.

Главам администраций субъектов Российской Федерации направлено обращение с просьбой усилить контроль за исполнением субъектами Российской Федерации полномочий в части подготовки к пожароопасному сезону по выявленным на выездных совещаниях проблемным вопросам.

При ФГУ "Авиалесоохрана" организован учебный центр по подготовке специалистов тушения лесных пожаров и летчиков-наблюдателей. Необходимо отметить, что это единственная организация в России, имеющая возможность подготовки данных специалистов и получившая соответствующее разрешение. Здесь в начале 2009 г. установлены и работают самые современные тренажеры (вертолетный и парашютный).

Подготовлен проект соглашения между Рослесхозом и субъектами Российской Федерации по маневрированию ресурсами пожаротушения, находящимися в их собственности. Маневрирование предполагается осуществлять за счет средств Резервного фонда субвенций, созданного при Рослесхозе (70%), и средств бюджетов субъектов РФ (30%). Данный документ направлен органам исполнительной власти субъектов РФ для подписания. В настоящий момент такие соглашения уже подписаны главами 10 субъектов Российской Федерации (Кировской, Костромской, Пензенской областей; Забайкальского края; республик Алтай, Тыва, Марий Эл, Татарстан; Ханты-Мансийского, Чукотского автономных округов).

Разработан и направлен на согласование в субъекты Российской Федерации План межрегионального маневрирования силами и средствами пожаротушения Федерального резерва субъектов Российской Федерации (общая численность 365 человек) в пожароопасном сезоне 2009 г. Приказом Рослесхоза от 03.06.09 № 245 утвержден Порядок проведения межрегионального маневрирования силами и средствами пожаротушения субъектов РФ в условиях высокой и чрезвычайной горимости (чрезвычайных ситуаций).

Ежедневно ведется контроль за развитием лесопожарной ситуации в субъектах Российской Федерации. Руководитель Рослесхоза А.И. Савинов, заместитель руководителя М.Д. Гиряев, руководство Управления охраны и защиты лесов путем проведения телефонных переговоров с главами наиболее горимых регионов, их заместителями, руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, оперативно контролируют лесопожарную обстановку, достаточность принимаемых мер по ее стабилизации. Рослесхозом направлены телеграммы губернатору Приморского края С.М. Дарькину, губернатору Хабаровского края В.И. Шпорту, губернатору Еврейской автономной области Н.М. Волкову, заместителю Генерального прокурора Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу Ю.А. Гулягину, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе В.И. Ишаеву, в которых указывалось на то, что в данных регионах имеет место быть несвоевременное обнаружение и тушение лесных пожаров, неудовлетворительные темпы наращивания ресурсов пожаротушения, что создает предпосылки к развитию чрезвычайных лесопо-жарных ситуаций, а также неэффективному расходованию средств федерального бюджета, выделяемых на указанные цели. Для оказания методической помощи в обеспечении организационных вопросов начальники департаментов лесного хозяйства по Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам были командированы в Забайкальский и Приморский края.

Всего с начала пожароопасного сезона в 2009 г. зарегистрировано 14 236 лесных пожаров, пройденная огнем площадь составила 1 млн 87 тыс. га, из них 99% приходится на низовые пожары.

По сравнению с аналогичными показателями прошлого года количество лесных пожаров уменьшилось в 1,2 раза, площадь пройденная огнем — в 1,1 раза.

Наиболее горимые регионы в 2009 г.: Забайкальский, Хабаровский и Приморский края; Республика Бурятия; Еврейская автономная область; Амурская, Омская, Челябинская, Тюменская, Новосибирская и Иркутская области — на них приходится 95% территорий России, по которой прошел огонь (на один Хабаровский край — 38 %).

В 2009 г. ограничения на посещение леса и въезд транспортных средств введены в 26 субъектах Российской Федерации (в 2008 г. — в 12), режимы ЧС введены в 4 субъектах Российской Федерации (уровень прошлого года).

Рекомендации по совершенствованию охраны лесов от пожаров органам исполнительной власти субъектов

Создание специализированных лесопожарных структур

Эти структуры должны включать в себя авиационные и наземные силы пожаротушения. В 2008 г. ликвидацией лесных пожаров в регионах занималось около 3 тысяч организаций с различной правовой формой (государственные учреждения функционировали только в 21 субъекте РФ). Создание специализированных структур в значительной степени способствует улучшению сложившейся ситуации в области пожарной безопасности в лесах. Здесь должен быть один хозяин, который будет отвечать за работу по профилактике и тушению лесных пожаров и с которого можно спросить за результат. Подобные структуры сформированы в Республике Коми, Тюменской и Сахалинской областях, Ханты-Мансийском автономном округе и ряде других субъектов РФ. Необходимо отметить, что показатели по эффективности обнаружения и тушения лесных пожаров у них значительно выше, чем у соседних регионов.

В субъекте РФ, имеющем зону авиационной охраны лесов, организацию всего комплекса профилактических мероприятий, а также тушение лесных пожаров должно обеспечивать специализированное государственное учреждение, создаваемое на базе бывших филиалов Авиалесоохраны и имеющейся сети пожарно-химических станций.

В малолесных регионах, где обнаружение и тушение лесных пожаров осуществляется наземным способом, специализированное государственное учреждение должно создаваться на базе пожарно-химических станций.

Это принципиальная позиция Рослесхоза, которая доведена до всех субъектов Российской Федерации.

Возможности обновления оборудования специализированной техники лесопожарных подразделений

В правилах расходования субвенций, подготовленных Рослесхозом, предусматривается возможность направления субвенций из средств федерального бюджета на приобретение специальной лесопожарной техники и оборудования. На эти же цели субъекты Российской Федерации должны обеспечить выделение средств из своих бюджетов.

Закупки  ведутся через  Росагролизинг (техника и оборудование передается в финансовую аренду сроком до 5 лет с уплатой аванса не менее  10—15%  (процентная ставка — 4,3% годовых).

Маневрирование средствами пожаротушения между субъектами Российской Федерации

Необходимость в этом испытывают, прежде всего, многолесные регионы. Без изменения законодательства осуществлять маневрирование ресурсами пожаротушения, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, возможно лишь на основании соглашений с региональными властями.

Подготовлены поправки в Лесной кодекс; Программа создания региональных центров проходит согласование в федеральных органах исполнительной власти и уже получила одобрение в МЧС России, Минприроды России, Минтранса.

Создание информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров

Такая система позволяет оперативно в режиме реального времени обнаруживать лесные пожары, определяя их координаты. Все уполномоченные структуры в области лесных отношений субъектов Российской Федерации получили в нее коды доступа. Однако до лесничеств и арендаторов информация зачастую не доходит. В результате мы имеем недостаточно оперативное обнаружение и тушение лесных пожаров и как следствие — рост пройденной огнем площади. Кроме того, по результатам пожароопасного сезона 2008 г. и начала 2009 г. в ряде субъектов отмечено несоответствие статистической информации о пройденной огнем площади с данными космических снимков. Выездные проверки, проведенные специалистами Рослесхоза, выявили во всех проверенных субъектах факты занижения размеров этих площадей. В ряде субъектов Российской Федерации (Приморский край, Иркутская область) обнаружены случаи сокрытия данных о крупных лесных пожаров. Итоговые материалы были направлены в следственные органы и полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Для решения указанной проблемы необходимо обеспечить укомплектование рабочих мест лесничеств и государственных учреждений, обеспечивающих тушение лесных пожаров, необходимыми техническими средствами по эксплуатации информационной системы дистанционного мониторинга таких пожаров. Рослесхоз будет проводить обучение всех пользователей этой системы.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2010
Посещений: 6600


  Автор
Ермоленко А. А.

Ермоленко А. А.

Начальник управления охраны и защиты лесов Федерального агентства и лесного хозяйства

Всего статей:  1

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций