Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Обеспечение пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. Итоги работы по тушению пожаров и ликвидации ЧС в 2017 г.

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Обеспечение пожарной безопасности на железнодорожном транспортеИтоги работы по тушению пожаров и ликвидации ЧС в 2017 г.

В целях противопожарного обеспечения перевозочного процесса по железным дорогам в 2017 г. "Ведомственной охраной железнодорожного транспорта России" (ФГП ВО ЖДТ России) реализован комплекс организационных и практических мер, направленных на совершенствование оперативно-тактической составляющей деятельности ведомственной пожарной охраны (ВПО), пожарной службы в пожарных поездах, а также на повышение уровня профессиональной подготовки должностных лиц ВПО
Валерий Аксютин
Заместитель генерального директора
ФГП ВО ЖДТ России – главный пожарный
инспектор на ж/д транспорте

Деятельность работников ФГП ВО ЖДТ России неразрывно связана с технологическим процессом железнодорожного транспорта. Специалисты ведомственной пожарной охраны совместно с работниками железных дорог участвуют в проверках противопожарного состояния объектов инфраструктуры и подвижного состава ОАО "РЖД", при этом добиваются устранения выявленных нарушений правил пожарной безопасности в период проверок или в кратчайшие сроки после их выявления. Проводимая работа направлена на снижение количество пожаров на охраняемых объектах.

Пожарно-профилактическая работа

Одной из основных задач для работников "Ведомственной охраны железнодорожного транспорта России" (ФГП ВО ЖДТ России) является не количество проведенных проверок и выявленных нарушений, а качество проводимой пожарно-профилактической работы, то есть максимальное устранение выявленных нарушений с целью снижения рисков возникновения пожаров на профилактируемых объектах с использованием при этом предоставленных ФГП ВО ЖДТ России прав.

В 2017 г. реализация мероприятий в области пожарной безопасности на объектах и подвижном составе железнодорожного транспорта общего пользования осуществлялась в рамках ст. 12 и 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.06.2009 № 540, и других нормативно-правовых актов Российской Федерации.

При осуществлении профилактики пожаров было обследовано более 79 тыс. стационарных объектов ОАО "РЖД".


Большое внимание уделялось пожарно-профилактической работе на подвижном составе железнодорожного транспорта, в ходе которой проведены проверки более 73 тыс. единиц железнодорожного подвижного состава ОАО "РЖД" и ОАО "ФПК". При проведении этой работы наиболее важными мероприятиями были:

  • проверки противопожарного состояния тягового, моторвагонного, скоростного и специального подвижного состава в период весеннего и осеннего комиссионных осмотров;
  • проверки пассажирских вагонов в период массовых летних пассажирских перевозок, в том числе перевозок детей к местам летнего отдыха, а также к местам проведения новогодних мероприятий. В 2017 г. проведено:
  • более 400 тыс. пожарно-технических обследований пассажирских вагонов АО "ФПК" и свыше 101 тыс. пожарно-технических обследований локомотивов ОАО "РЖД";
  • около 60 тыс. пожарно-технических обследований электропоездов, а также большого количества другого железнодорожного подвижного состава ОАО "РЖД".

Были осуществлены целевые пожарно-технические обследования объектов железнодорожной автоматики и телемеханики (постов ЭЦ, ДЦ, ГАЦ), объектов связи, железнодорожных вокзалов на всей сети железных дорог России.

При осуществлении профилактики пожаров на объектах и железнодорожном подвижном составе ОАО "РЖД" Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" руководствуется правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности. В практической деятельности применяются Федеральный закон "О техническом регулировании", Федеральный закон "О пожарной безопасности", а также Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты.


К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает выполнение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Несколько слов о некоторых нововведениях в области профилактики пожаров. В соответствии с постановлением Правительства РФ (от 29.06.2017 г. № 774) при проведении пожарно-профилактических обследований стационарных объектов должны применяться проверочные листы, которые содержат перечень контрольных вопросов, используемых с 01.11.2017 г. при проверке противопожарного состояния объектов (разработаны МЧС).

В 2018 г. работниками ведомственной пожарной охраны также планируется использование таких проверочных листов при проведении обследований различных видов железнодорожного подвижного состава и объектов ОАО "РЖД".

Совершенствование организационной и нормативной деятельности

На железнодорожном транспорте создана и успешно функционирует система реагирования на пожары и чрезвычайные ситуации, основу которой составляют пожарные поезда.

В 2017 г. на сети железных дорог в режиме постоянной готовности функционировали 310 пожарных поездов, из них 64 специализированные.

Боевые расчеты пожарных поездов комплектуются работниками ФГП ВО ЖДТ России

Проводилась работа по совершенствованию нормативной правовой базы функционирования пожарных поездов. В связи с введением в действие новых законодательных и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и пожарной безопасности были изданы приказы ФГП ВО ЖДТ России о внесении изменений в организационно-распорядительные документы.

Продолжала оставаться значимой роль ФГП ВО ЖДТ как составной части единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), а уровень контроля за деятельностью пожарных поездов со стороны Минтранса России, Росжелдора, Ространснадзора, МЧС России и ОАО "РЖД" только возрастает.


В рамках функционирования РСЧС в 2017 г. руководители, специалисты и пожарные подразделения ФГП ВО ЖДТ России приняли участие в межведомственных мероприятиях общероссийского и регионального уровней, направленных на обеспечение безопасности транспортного комплекса.

В целях улучшения межведомственного взаимодействия руководители и специалисты управления ФГП ВО ЖДТ России участвовали в еженедельных совещаниях, проводимых в формате видеоконференцсвязи первым заместителем министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимиром Степановым, а также в ежемесячных совещаниях, проводимых в формате видеоконференцсвязи министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимиром Пучковым.

Постоянный контроль готовности поездов

За готовностью пожарных поездов к выполнению задач по предназначению в ФГП ВО ЖДТ России установлен постоянный контроль.

Ежедневно к 10:00 часам по московскому времени на основании данных, внесенных в автоматизированную информационную систему "Пожарная безопасность" непосредственно в пожарных поездах, формируется строевая записка, из которой видно, сколько пожарных поездов находится в боевом расчете, количество работников на дежурстве, запас огнетушащих веществ, количество средств индивидуальной защиты пожарных.


Все пожарные поезда оснащены системой спутниковой навигации ГЛОНАСС, что позволяет контролировать их местонахождение, а также маршрут и время продвижения к месту пожара или ЧС и обратно.

Обмен информацией по вопросам функционирования пожарных поездов осуществляется с подразделениями предприятия, Национальным центром управления в кризисных ситуациях МЧС России, дежурно-диспетчерскими службами федеральных органов исполнительной власти и ситуационным центром ОАО "РЖД" через дежурно-диспетчерскую службу предприятия.

Выезды поездов на тушение пожаров и ликвидацию ЧС

В течение 2017 г. пожарные поезда выезжали на тушение пожаров, ликвидацию чрезвычайных ситуаций для оказания помощи пожарно-спасательным подразделениям МЧС России в тушении пожаров и ликвидации ЧС, на учения и для проведения работ по обеспечению жизнедеятельности объектов ОАО "РЖД" 3266 раз.

Больше всего выездов в этих целях совершили пожарные поезда, дислоцирующиеся на Дальневосточной, Московской, Октябрьской, Горьковской, Западно-Сибирской, Северо-Кавказской, Свердловской, Северной и Восточно-Сибирской железных дорогах.

В результате профессиональных действий работников пожарных поездов спасено девять человек и материальных ценностей на сумму более 900 млн рублей.


Всего за период 2012–2017 гг. боевыми расчетами пожарных поездов на пожарах спасено 159 человек и материальных ценностей на общую сумму более 8 млрд рублей.

Благодаря принятию оперативных мер по ликвидации пожаров спасено от уничтожения огнем 28 строений, 1 единица автотракторной техники, 19 единиц тягового состава и 296 вагонов.

В 2017 г. пожарные поезда выезжали на тушение пожаров 141 раз, что на 21 выезд больше, чем в 2016 г. Количество выездов на тушение пожаров на стационарных объектах увеличилось с 21 до 29, а в подвижном составе – с 99 до 112.


К тушению пожаров на стационарных объектах железнодорожного транспорта привлекались пожарные поезда, дислоцирующиеся на Северной, Московской, Горьковской, Юго-Восточной, Южно-Уральской, Забайкальской, Куйбышевской, Октябрьской, Приволжской, Западно-Сибирской и Дальневосточной железных дорогах.

В тушении пожаров в подвижном составе принимали участие пожарные поезда, дислоцирующиеся на всех железных дорогах.

В 2017 г. на 38,7% (+36 выездов к 2016 г.) увеличилось количество выездов пожарных поездов на тушение пожаров и ликвидацию ЧС в полосе отвода железных дорог.


В рамках функционирования РСЧС, а также территориальных и местных пожарно-спасательных гарнизонов пожарные поезда 196 раз оказывали помощь территориальным пожарно-спасательным подразделениям МЧС России в тушении природных пожаров, а также пожаров в населенных пунктах и на объектах, не входящих в инфраструктуру железнодорожного транспорта.

Больше всего оказывали помощь в тушении пожаров территориальным пожарно-спасательным подразделениям МЧС России пожарные поезда, дислоцирующиеся на Красноярской, Дальневосточной, Московской, Северо-Кавказской, Северной, Восточно-Сибирской, Куйбышевской, ЮжноУральской, Октябрьской, Приволжской, Западно-Сибирской и Забайкальской железных дорогах.

В 2017 г. пожарные поезда участвовали в ликвидации 144 ЧС

Больше всего привлекались для участия в ликвидации ЧС пожарные поезда, дислоцирующиеся на Приволжской, Южно-Уральской, Свердловской и Дальневосточной железных дорогах.

В ходе ликвидации ЧС работники пожарных поездов 15 раз изолировали опасные грузы от воздействия кислорода воздуха и источников зажигания, 27 раз производили их нейтрализацию, 7 раз осаждали пары опасных грузов, 75 раз обеспечивали пожарную безопасность при ликвидации последствий ЧС и сопровождали опасные грузы, 25 раз осуществляли перекачку опасных грузов.


Успешное тушение пожаров и ликвидация ЧС с опасными грузами на стационарных объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта в решающей степени зависит от согласованности действий органов управления, сил и средств ведомственной пожарной охраны железнодорожного транспорта, территориальных пожарных, аварийно-спасательных и медицинских подразделений, инженерно-технических служб объектов, а также органов внутренних дел на транспорте.

Пожарно-тактические учения

Необходимый уровень взаимодействия отрабатывается при проведении пожарно-тактических учений. В 2017 г. с боевыми расчетами пожарных поездов и работниками железнодорожного транспорта проведено 2533 учения.

Так, например, 21 марта 2017 г. проведены пожарно-тактические учения на станции Бологое Октябрьской железной дороги.


По замыслу учений в результате короткого замыкания электропроводки произошло загорание в плацкартном вагоне, находящемся в составе пассажирского поезда.

Вследствие загорания возникла угроза жизни и здоровью пассажиров, находившихся в вагоне, а также возможность распространения пожара на грузовой состав, стоявший на соседнем пути.

По прибытии пожарного поезда к месту условного пожара звеном ГДЗС была проведена разведка пожара. Организованы и проведены работы по спасению людей и материальных ценностей, на тушение условного пожара подана установка комбинированного тушения пожара УКТП "Пурга-10.20.30".


Данное учение показало, что боевой расчет пожарного поезда станции Бологое ведомственной пожарной охраны ФГП ВО ЖДТ России к ликвидации пожаров подвижного состава железнодорожного транспорта во взаимодействии с территориальными пожарными подразделениями МЧС России и службами ОАО "РЖД" готов.

Строительство пожарных поездов

В 2017 г. в составе пожарных поездов эксплуатировалось более 1310 единиц железнодорожного подвижного состава. В течение года в рамках реализации инвестиционной программы ОАО "РЖД" продолжалось строительство новых вагон-насосных станций на Воронежском ВРЗ и цистерн-водохранилищ в ОАО "Алтайвагон".


Построены и введены в боевой расчет 25 пожарных поездов нового поколения на станциях Воркута и Исакогорка Северной железной дороги, Карымская Забайкальской железной дороги, Новый Ургал, Советская Гавань и Сибирцево Дальневосточной железной дороги, Красноуфимск и Сухобезводное Горьковской железной дороги, Егоршино и Тюмень Свердловской железной дороги, Красногвардеец Южно-Уральской железной дороги, Слюдянка и Чуна ВосточноСибирской железной дороги, Волховстрой и Петрозаводск Октябрьской железной дороги, Стерлитамак Куйбышевской железной дороги, Краснодар Северо-Кавказской железной дороги, Алтайская и Карасук Западно-Сибирской железной дороги, Уяр Красноярской железной дороги, Орехово-Зуево и Александров Московской железной дороги, Елец и Старый Оскол Юго-Восточной железной дороги, Красный Кут Приволжской железной дороги.

Всего за период с 2011 г. построено 134 таких пожарных поезда.

Пожарно-спасательный спорт

Борьба с огненной стихией требует от пожарных высокого профессионального мастерства, моральной и физической закалки, отличного владения средствами пожаротушения. Проведение соревнований по пожарно-спасательному спорту является высшей формой профессиональной подготовки пожарных железнодорожного транспорта.

ФГП ВО ЖДТ России последовательно решает задачу регулярного проведения ведомственных чемпионатов под эгидой Федерального агентства железнодорожного транспорта. С 2006 г. проведено шесть чемпионатов Росжелдора.


В 2017 г. в городе Кирове (филиал ФГП ВО ЖДТ России на Горьковской железной дороге) проведены финальные соревнования 6-го чемпионата Росжелдора по пожарно-прикладному спорту. Право участвовать в финальных соревнованиях чемпионата завоевали сборные команды по пожарно-спасательному спорту филиалов ФГП ВО ЖДТ России на Горьковской, Приволжской, Куйбышевской, Свердловской, ЗападноСибирской, Восточно-Сибирской и Дальневосточной железных дорогах. В указанных соревнованиях также приняла участие сборная команда по пожарно-спасательному спорту ГУ МЧС России по Кировской области.


По итогам проведенных соревнований первое общекомандное место заняла сборная команда филиала ФГП ВО ЖДТ России на Приволжской железной дороге, второе – сборная команда филиала ФГП ВО ЖДТ России на Западно-Сибирской железной дороге и третье – сборная команда филиала ФГП ВО ЖДТ России на Восточно-Сибирской железной дороге.

В период соревнований пять участников выполнили норматив мастера спорта, девять участников – норматив кандидата в мастера спорта. Подтвердили норматив мастера спорта 16 участников, 11 участников – кандидата в мастера спорта, а также 18 участников выполнили норматив 1-го разряда по пожарно-спасательному спорту.

  • 1-е место в выполнении упражнения по подъему по штурмовой лестнице в окно 4-го этажа учебной башни завоевал Родион Марков (филиал ФГП ВО ЖДТ России на Горьковской железной дороге), показав результат 13,44 с.
  • 1-е место в выполнении упражнения по преодолению 100-метровой полосы с препятствиями завоевал Руслан Возмилов (филиал ФГП ВО ЖДТ России на ЗападноСибирской железной дороге), показав результат 16,35 с.
  • 1-е место в пожарной эстафете завоевала сборная команда филиала ФГП ВО ЖДТ России на Приволжской железной дороге, показав результат 56,48 с.
  • 1-е место в боевом развертывании завоевала сборная команда филиала ФГП ВО ЖДТ России на Восточно-Сибирской железной дороге, показав результат 79,62 с.

Кроме проведения ведомственных чемпионатов, сборная команда ведомственной охраны железнодорожного транспорта по пожарно-спасательному спорту с 2005 г. принимает участие во Всероссийских соревнованиях по пожарно-спасательному спорту среди министерств и ведомств, посвященных памяти Героя России В.М. Максимчука, на которых представляет Министерство транспорта Российской Федерации.


Данные соревнования проводятся с целью совершенствования профессионального и спортивного мастерства военнослужащих, сотрудников и работников пожарно-спасательных служб, воспитания высоких физических и морально-волевых качеств, необходимых в профессиональной деятельности пожарных и спасателей, а также обмена опытом среди пожарных и спасателей, дальнейшего взаимодействия министерств и ведомств в области обеспечения противопожарной безопасности.

В период с 2010 по 2012 г. сборная команда трижды завоевала 1-е общекомандное место и была награждена переходящим кубком за 1-е место. В 2012 г. за высокие результаты получила благодарность президента ООО "Федерация пожарно-прикладного спорта России", заместителя министра МЧС России Александра Чуприяна.


В 2017 г. в городах Лермонтове и Пятигорске (ГУ МЧС России по Ставропольскому краю) состоялись Всероссийские соревнования по пожарно-спасательному спорту среди министерств и ведомств, посвященные памяти Героя России В.М. Максимчука. Данные соревнования проводились в год 80-летия пожарно-прикладного спорта.

В указанных соревнованиях приняли участие 11 сильнейших сборных команд, в том числе МЧС России, Министерства образования и науки Российской Федерации, Воронежского государственного архитектурно-строительного университета, ОАО "Газпром".

Сборная команда ведомственной охраны железнодорожного транспорта выступала по всем видам программы соревнований и заняла 3-е общекомандное место. По итогам соревнований команда награждена дипломом 3-й степени и кубком МЧС России за 3-е место в общекомандном зачете.


Спортсмены сборной команды ведомственной охраны железнодорожного транспорта показали высокие спортивные результаты:

  • в пожарной эстафете завоевали 2-е общекомандное место с результатом 57,15 с и были награждены дипломом 2-й степени и кубком МЧС России;
  • в боевом развертывании заняли 3-е место с результатом 29,39 с;
  • в преодолении 100-метровой полосы с препятствиями – 2-е место;
  • в подъеме по штурмовой лестнице на 4-й этаж учебной башни – 3-е место.

Постановлением Президиума Федерации пожарно-прикладного спорта России за большой вклад в развитие пожарно-прикладного спорта, его популяризацию и в связи с 80-летием юбилейной медалью "80 лет пожарно-прикладному спорту России" награждено более 30 работников ведомственной охраны железнодорожного транспорта.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2018
Посещений: 5079

  Автор

Валерий Аксютин

Валерий Аксютин

Заместитель генерального директора
ФГП ВО ЖДТ России – главный пожарный
инспектор на ж/д транспорте

Всего статей:  1

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций