Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Обеспечение пожарной безопасности железнодорожного подвижного состава: важны качественные, а не количественные результаты

Обеспечение пожарной безопасности железнодорожного подвижного состава: важны качественные, а не количественные результаты

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Обеспечение пожарной безопасности железнодорожного подвижного состава:важны качественные, а не количественные результаты

Функционирование железнодорожного транспорта представляет собой сложный и специфический процесс, стабильность которого зависит от слаженной работы всех его участников. Начальник отдела организации пожарного надзора и пожарной автоматики ФГП ВО ЖДТ России Николай Мингалев рассказал об итогах 2017 г. в обеспечении пожарной безопасности на объектах ОАО "РЖД", уровне оснащения подвижного состава техническими средствами защиты, а также о наиболее актуальных задачах и путях их решения
Николай Мингалев
Начальник отдела организации пожарного надзора и пожарной автоматики ФГП ВО ЖДТ России

– Какая работа проводится ведомственной охраной для профилактики пожаров на объектах ОАО "РЖД"?
– Пожарные инспекторы ведомственной пожарной охраны ФГП ВО ЖДТ России на протяжении всего года ведут планомерную работу по качественному проведению детальных и контрольных пожарно-технических обследований на стационарных объектах и подвижном составе железнодорожного транспорта – им подвергаются каждый стационарный объект и каждая единица подвижного состава. По итогам проведенной работы оформляется предписание на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности с указанием конкретных сроков и вручается руководителю структурного подразделения ОАО "РЖД", а если нарушение влечет за собой потенциальную угрозу и может послужить возникновению пожара, то наши пожарные инспекторы выносят предписание о приостановлении эксплуатации объекта, отдельного помещения, единицы подвижного состава или электрооборудования, угрожающего безопасности пассажиров или работников компании. В этом случае, пока выявленное нарушение не устранено, эксплуатация запрещена.

Кроме того, должностные лица ФГП ВО ЖДТ России, на которых возложены организация и осуществление профилактики пожаров, наделены правами направлять представления руководителям структурных подразделений компании о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, нарушающих требования пожарной безопасности и не принимающих должных мер к устранению выявленных нарушений. Основной задачей пожарного инспектора ведомственной пожарной охраны ФГП ВО ЖДТ России является достижение качественных, а не количественных результатов работы.

– Как вы можете описать итоги 2017 г. в части обеспечения пожарной безопасности на объектах ОАО "РЖД"? Какова динамика пожаров на объектах и подвижном составе ОАО "РЖД"?
– Общее количество пожаров на объектах и подвижном составе компании в 2017 г. увеличилось с 86 до 104 случаев (+21% к 2016 г.). За три года (2014–2016 гг.) наблюдалась тенденция к снижению количества пожаров на объектах и подвижном составе ОАО "РЖД". Однако по итогам 2017 г. об этом говорить не приходится – произошло значительное ухудшение состояния пожарной безопасности на локомотивах. Так, по сравнению с 2016 г. количество пожаров на локомотивах увеличилось на 19% (с 47 до 56 случаев).

– Какие новые технологии и средства защиты применяются для охраны объектов и подвижного состава ОАО "РЖД" от пожаров?
– Объекты оборудуются системами противопожарной защиты. Это и пожарная сигнализация, и системы пожаротушения, и система оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей. На транспорте в основном все они автоматические и в случае необходимости сработают без участия человека.


В автоматических системах пожаротушения применяется инновационный состав Novec 1230 – это своего рода жидкость без цвета и запаха, иногда называемая сухой водой. Визуально жидкость похожа на чистую воду и является диэлектриком, слабо смачивает и не является растворителем, вследствие этого она и получила название "сухая вода". Имеет слабые молекулярные связи, распадается под действием ультрафиолета, не влияет на работающую электронику, не разрушает бумажные документы. Эти свойства обеспечили применимость Novec 1230 в системах пожаротушения для серверных помещений и другой электроники, постов электрической централизации.

– Какие мероприятия для обеспечения противопожарной защиты подвижного состава и стационарных объектов ОАО "РЖД" вы считаете самыми важными?
– В данной работе главное – не ликвидировать пожар, а предотвратить его возникновение. С этой целью ведется постоянная работа по оснащению как железнодорожного подвижного состава, так и стационарных объектов ОАО "РЖД" техническими средствами противопожарной защиты (автоматическими установками пожарной сигнализации и пожаротушения – АУПС и АУПТ).

Немаловажным является осуществление качественного проведения профилактических мероприятий, направленных на недопущение возникновения возгорания, таких как обучение персонала требованиям правил пожарной безопасности (в том числе и по программам пожарно-технического минимума), умение работников компании пользоваться первичными средствами пожаротушения и индивидуальными средствами спасания при пожаре. Несколько слов хочется сказать о пожарных поездах, которые принимают непосредственное участие в тушении пожаров и ликвидации ЧС.

На сети железных дорог компании находятся в режиме постоянной боевой готовности 310 пожарных поездов, в том числе три из них на территории Республики Крым (на станциях Симферополь, Джанкой и Айвазовская). Деятельность боевых расчетов пожарных поездов по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона 69-ФЗ "О пожарной безопасности", нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также методических рекомендаций по тушению пожаров на железнодорожном транспорте, разработанных специалистами ведомственной пожарной охраны и ОАО "РЖД". В рамках реализации инвестиционного проекта ОАО "РЖД" "Пожарная безопасность" в период с 2011 г. построены и введены в боевой расчет 134 пожарных поезда нового поколения, которые оснащаются новейшим пожарным оборудованием для эффективного тушения пожаров.

– Насколько важна работа систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией для защиты пассажиров?
– Система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) – одна из наиболее важных составляющих системы безопасности. Основное назначение системы оповещения – это предупреждение находящихся, например, в здании вокзала людей о пожаре или другой чрезвычайной ситуации, а также координация их действий при осуществлении эвакуации. СОУЭ представляет собой комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенных для решения этих задач.

– На чем, по вашему мнению, нельзя экономить при оснащении железнодорожного транспорта и объектов инфраструктуры техническими средствами противопожарной защиты?
– На безопасности экономить нельзя – это прописная истина. Ведь за словом "безопасность" стоят жизни и здоровье людей. Поэтому пожарными инспекторами ведомственной пожарной охраны при проведении обследований объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта особое внимание уделяется оснащению именно современными системами противопожарной защиты, на что, в свою очередь, ОАО "РЖД" выделяет средства для достижения желаемого результата.

– Как, на ваш взгляд, обстоит дело с защищенностью транспорта и объектов ОАО "РЖД" от пожаров?
– Весь подвижной состав РЖД оборудуется современными средствами обнаружения и тушения пожаров. На всех типах локомотивов эксплуатируются автоматические установки пожарной сигнализации и пожаротушения. В РЖД существует четкая система техобслуживания и ремонта локомотивов. Работы выполняются сервисными организациями и локомотиворемонтными заводами. Капитальный ремонт локомотива (КР) выполняется для восстановления эксплуатационных характеристик, исправности локомотива и его ресурса, близкого к полному.


Основными требованиями РЖД при закупке локомотивов и других видов подвижного состава в части оснащения системами противопожарной защиты (АУПС и АУПТ) являются:

  • выполнение соответствующих требований действующих нормативных правовых актов и документов по пожарной безопасности в части защиты локомотивов АУПС и АУПТ;
  • соответствие АУПС и АУПТ требованиям действующих нормативных правовых актов и документов по пожарной безопасности;
  • высокая надежность систем;
  • соотношение цены и качества;
  • возможно большая унификация;
  • простота и невысокая стоимость эксплуатации и технического обслуживания.

– С какими трудностями вы сталкиваетесь в работе по обеспечению пожарной безопасности на объектах ОАО "РЖД"? Чем они вызваны? Как должны быть решены?
– Одна из трудностей при осуществлении профилактики пожаров – это неактуальность нормативной базы. Старые документы уже не отвечают современным требованиям, а новые еще не утверждены. Например, в настоящее время завершается согласование последней редакции проекта "Правил противопожарного режима при эксплуатации железнодорожного подвижного состава", которые должны заменить ППБО-109-92.

– В каком направлении, по вашему мнению, будут развиваться технологии обеспечения пожарной безопасности на РЖД?
– Все применяемые в пожарной безопасности технологии должны быть безопасны для людей и соответствовать следующим требованиям:

  • высокая надежность;
  • простота, невысокая стоимость эксплуатации;
  • большая унификация систем.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2018
Посещений: 1242


  Автор
Николай Мингалев

Николай Мингалев

Начальник отдела организации пожарного надзора и пожарной автоматики ФГП ВО ЖДТ России

Всего статей:  1

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций