Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Пожарная техника - основа оперативности при ликвидации пожаров на военных объектах

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Пожарная техника - основа оперативности при ликвидации пожаров на военных объектах

В данной статье мне хотелось бы поделиться своим мнением об отдельных видах пожарно-технической продукции, которая выпускается российской промышленностью и поступает на вооружение в противопожарные подразделения и на военные объекты Вооруженных сил Российской Федерации

В Министерстве обороны во все времена были востребованы мощный интеллектуальный потенциал, инженерная мысль, новые технологии и квалифицированные кадры. Это в полной мере относится и к пожарной охране, которая выполняет чрезвычайно сложную задачу и имеет достаточно сил и средств для обеспечения пожарной безопасности на военных объектах.

Большое значение противопожарная охрана приобретает для Вооруженных сил именно сегодня, когда на многих военных объектах проходит плановое сокращение численности личного состава. Этот процесс не должен ослабить уровень противопожарной защиты стратегически важных объектов. В директивных требованиях министра обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных сил настоятельно рекомендуется внедрять в повседневную жизнь войск современные технические средства обнаружения и тушения пожаров, так как именно эти средства позволяют войскам быть в постоянной боевой готовности и обеспечивать выполнение боевой задачи в любых экстремальных условиях.

Пожар на объекте может возникнуть как в мирное, так и в военное время. И в том и в другом случае пожарная техника и личный состав боевых расчетов должны выполнить свою задачу - потушить пожар в максимально сжатые сроки.

За последние 10 лет рынок выпускаемой пожарно-технической продукции значительно расширился и стал разнообразнее. Появилась возможность выбрать из всего разнообразия техники именно ту продукцию, которая отвечала бы конкретным специфическим требованиям военных объектов, где она будет эксплуатироваться.

Особого внимания заслуживают вопросы качества выпускаемых отечественной промышленностью пожарных автомобилей и мотопомп, их соответствие условиям эксплуатации в Вооруженных силах России.

Прежде всего необходимо отметить, что ежегодная потребность в пожарных автомобилях и мотопомпах в Вооруженных силах составляет 260 и 385 штук (для Сухопутных войск - 115 и 210 соответственно).

При достаточном финансировании государственного оборонного заказа и ежегодном выделении денежных средств в сумме 200 млн руб. только на закупку пожарных автомобилей весь парк во всех противопожарных подразделениях Вооруженных сил через 5 лет мог бы быть полностью обновлен.

Формы финансирования

В настоящее время закупки пожарной техники для Минобороны России осуществляются по двум формам финансирования: это государственный оборонный заказ (ГОЗ) и ассигнования в объеме 1% (по статье 27 сметы), выделяемые главным и центральным управлениями Минобороны России видам Вооруженных сил, осуществляющим закупку вооружения и военной техники.

Последняя форма финансирования мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в Минобороны России была инициирована в 1998 г. командованием Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны России (начальник ГРАУ МО генерал-полковник Свертилов Н.И., начальник службы ППЗиСР полковник Стецяк А.Ф.). Эта форма финансирования нашла активную поддержку у руководства Минобороны России, в результате чего был сделан значительный шаг вперед в решении финансовых проблем по вопросу обеспечения противопожарной защиты Вооруженных сил. Положительные тенденции роста выделяемых Минобороны России денежных средств на закупку пожарно-технической продукции способствовали тому, что с 1999 г. ассигнования выросли в среднем в три раза и в 2002 г. составили 292,1 млн рублей (рис. 1). За этот период было закуплено 600 пожарных автомобилей и 436 пожарных мотопомп (рис. 2, 3).

Причина снижения роста закупок

Значительное снижение роста закупаемых пожарных автомобилей у предприятий-изготовителей в 2001-2002 гг. было вызвано объективными причинами. В 1999 и 2000 гг. была произведена закупка 331 автомобиля (соответственно 160 и 171 шт.) на ведомственном авторемонтном заводе № 16 (г. Самара). Но из-за большого количества жалоб, поступавших от командования воинских частей, на низкое качество этих автомобилей их выпуск на заводе был прекращен.

С 2001 г. Минобороны России, в том числе главные и центральные управления министерства, являющиеся государственными заказчиками, стали закупать у предприятий-изготовителей пожарные автомобили более высокого качества, что значительно повлияло на улучшение состояния боевой готовности противопожарных подразделений. Закупка пожарно-технической продукции осуществляется на тендерной (конкурсной) основе.

Основные поставщики пожарных автомобилей

В настоящее время основными поставщиками пожарных автомобилей являются:

  • ОАО "Посевнинский машиностроительный завод" (автомобили на шасси Урал-5557);
  • ОАО "Ремонтно-механический завод", г. Миасс (автомобили на шасси КамАЗ);
  • ФГУП "Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования" (автомобили на шасси ЗИЛ-131).

Требования к закупаемой технике

В условиях недостаточного финансирования должностные лица пожарно-спасательных служб и служб местной обороны (противопожарной защиты и спасательных работ) видов Вооруженных сил, родов войск и специальных войск должны осуществлять жесткий контроль за закупками пожарной техники. Приобретаемая техника должна удовлетворять следующим условиям:

  • высокое качество рабочих агрегатов и узлов в условиях их продолжительной эксплуатации при значительных нагрузках;
  • низкая себестоимость;
  • соответствие базового шасси и специального оборудования условиям, в которых она эксплуатируется (это, как правило, бездорожье, неблагоприятные климатические условия и т.п.);
  • многофункциональность;
  • оснащенность пожарных автомобилей максимумом пожарно-технического вооружения, используемого для тушения пожаров и спасательных работ, средствами связи и освещения;
  • значительный запас перевозимой воды (6-8 м3) или других огнетушащих средств.

Из всех вышеперечисленных параметров хотелось бы более подробно остановиться на первом - качестве выпускаемой продукции, предназначенной для противопожарных подразделений Вооруженных сил.

Особенности и специфика представляемого мной ведомства очень хорошо известны широкому кругу читателей настоящего каталога и специалистам в области обеспечения пожарной безопасности и в дополнительных разъяснениях не нуждаются. Значительное количество объектов Минобороны России, которые имеют большое стратегическое значение, по штатному расписанию содержат противопожарные подразделения, так как при возникновении чрезвычайных ситуаций создается прямая угроза жизни и здоровью людей не только, работающих на этих объектах и проживающих вблизи, но даже на значительных расстояниях от них. Поэтому к личному составу, а также к специальной технике противопожарных подразделений предъявляются высокие требования в части выполнения боевых задач по предназначению, спасению жизни людей, которые могут подвергнуться опасным факторам пожаров, взрывов и других чрезвычайных ситуаций, происшедших на объектах с хранением взрывчатых веществ, боеприпасов различного назначения, химических веществ и материалов. Безотказность работы пожарной техники должна быть стопроцентной.

Примеры несоответствия указанным требованиям

Вместе с тем работа с предприятиями-изготовителями этой техники показала, что, например, пожарные автомобили отдельных предприятий, уже признанных в среде специалистов пожарной безопасности, зачастую не отвечают элементарным требованиям.

В качестве обоснования этого приведу отдельные характерные примеры по качеству выпускаемой пожарной техники, которая была поставлена в войска Ленинградского военного округа в период с 1997 по 2001 гг.

В 1997 г. на вооружение военной команды противопожарной защиты войсковой части 20160 поступил пожарный автомобиль АЦ-40(433)-104 (изготовитель АМО ЗИЛ). После четырех лет эксплуатации автомобиля, в 2000 г., при незначительных нагрузках сломался редуктор заднего моста и полуоси. Машина была снята с боевого дежурства и введена в строй только через 2 месяца после закупки необходимых запасных частей. В 2002 г. в условиях, не зависящих от тяжелого режима эксплуатации, вышел из строя двигатель, ремонт которого потребовал от командования воинской части денежных вложений свыше 30 тыс. рублей.

По своим эксплуатационным качествам указанный автомобиль не отвечает требованиям, предъявляемым к пожарной технике, которая предназначена для Вооруженных сил. Частый выход из строя и отказ в работе отдельных узлов и агрегатов указанного пожарного автомобиля приводит к исключению его из состава боевого расчета. Значительные затруднения возникают и при проведении ремонта машин этой модификации в связи с отсутствием запасных частей на военных базах и складах автомобильного имущества.

В ноябре 2001 г. в войска округа поступили пожарные автомобили АЦ-40(5557)002ПС (производитель - ОАО "Посевнинский машиностроительный завод"). На двух автомобилях из этой поставки после 700 км пробега вышло из строя сцепление. В обоих случаях пришлось заменить плиту маховика, 2 диска сцепления, промежуточный диск, нажимной диск, выжимной подшипник, вилку выжимного подшипника и пневмоусилитель. Поломки произошли по вине завода-изготовителя, в адрес которого были направлены соответствующие рекламации.

Учитывая, что противопожарные подразделения, как правило, являются малочисленными, а на вооружении у них состоит всего 1-2 пожарных автомобиля, снятие хотя бы одного из них с боевого дежурства приводит к значительному снижению пожарной безопасности объекта и в конечном итоге боевой готовности соединений и воинских частей, выполняющих свои боевые задачи.

Значение фактора цена-качество

Не всегда потребителей Вооруженных сил устраивает завышение стоимости выпускаемой пожарно-технической продукции, а также особенности исполнения отдельных конструктивных элементов пожарных автомобилей.

Так, в начальной стадии закупок пожарных автомобилей за счет ассигнований в объеме 1% по статье 27 сметы Минобороны Главным ракетно-артиллерийским управлением Минобороны России был выбран АОО "Уральский автомобильный завод пожарной техники" (гендиректор В.Н. Блинов). На вооружение в противопожарные подразделения арсеналов и баз ГРАУ МО на этом заводе закупались пожарные автомобили на шасси "Урал" довольно хорошего качества . Поставляемая пожарная техника в принципе удовлетворяла всем основным показателям, хотя отмечались некоторые недостатки, такие, как, наличие в отсеках большого объема свободного места; отсутствие микроклимата в рабочем отсеке насосного отделения; с 2001 г. незначительное увеличение стоимости автомобилей. В ходе проведения выставок "Пожарная безопасность" в 2000 и 2001 гг., учитывая широкий выбор пожарной техники по качеству и стоимости, был проведен перевыбор поставщика, и с 2002 г. ГРАУ МО закупка пожарных автомобилей осуществляется на заводе Урало-Сибирской пожарно-технической компании.

Проблемы эксплуатации мотопомп и мотонасосов

Большие нарекания у военных пожарных вызвали пожарные мотопомпы МП-800 Б и мотонасосы МН 13/60, выпускаемые АООТ "Ливненский завод противопожарного машиностроения". Практический опыт их эксплуатации в войсках показал, что они непригодны для повседневной эксплуатации и применения в качестве пожарной техники в противопожарных подразделениях Вооруженных сил. Агрегаты мотопомп и мотонасосов быстро выходят из строя, имеют низкие коэффициент надежности и эксплуатационный ресурс, неудобны в эксплуатации и обслуживании. Кроме того, мотористы испытывают постоянные трудности с их запуском и забором воды (техника часто отказывает при проведении указанных работ), что в конечном результате не может не сказываться на состоянии боеготовности подразделений, имеющих эту технику на вооружении.

Уверен, что выражу не только свое мнение, но и точку зрения многих должностных лиц службы противопожарной защиты видов Вооруженных сил и военных округов, сказав, что от этих устаревших модификаций мотопомп необходимо отказываться и искать новые методы и подходы к разработке такого вида продукции. Модель мотопомпы МП-800 Б, разработанная в конце 1960-х гг., давно устарела как морально, так и технически. При современном уровне развития науки и техники необходимо переходить к новым образцам, отвечающим требованиям сегодняшнего дня по надежности и оперативности приведения их в боевую готовность, удобству в эксплуатации и обслуживании.

Новая метопомпа, взятая на вооружение в Минобороны

27 июня с.г. при проведении чемпионата Вооруженных сил Российской Федерации по пожарно-прикладному спорту на базе Ленинградского военного округа представителями ЗАО "Каланча" (директор В.И. Селиверстов) перед начальниками служб всех видов Вооруженных сил, военных округов, главных и центральных управлений Минобороны была продемонстрирована работа мотопомпы "Гейзер-1200" во всех эксплуатационных режимах. Для специалистов стало очевидным, что технические характеристики представленной модели по всем показателям значительно превосходят вышеуказанные образцы.

На этом демонстрационном показе (который, кстати, проходил впервые, и опыт проведения такого мероприятия директорам заводов и предприятий, выпускающих пожарно-техническую продукцию, можно использовать в своей практике) было высказано общее мнение о возможности принятия данной мотопомпы на вооружение при условии незначительных доработок ее конструктивных особенностей.

В июле с.г. мотопомпа "Гейзер-1200" проходила испытания на базе одного из учебных подразделений младших специалистов Службы пожарно-спасательной и местной обороны Вооруженных сил в Подмосковье. Результаты испытаний превзошли все ожидания, поэтому в самое ближайшее время будет принято решение о постановке мотопомпы на вооружение в военные противопожарные подразделения.

Специфика объектов Минобороны

Командный состав главных и центральных управлений Минобороны России и начальники пожарно-спасательных служб и служб местной обороны в настоящее время напрямую работают с директорами заводов-изготовителей пожарной техники. Однако опыт этой работы пока небольшой. Есть положительные и отрицательные стороны, но самое главное, что все силы направлены на общее дело - обеспечение пожарной безопасности военных объектов.

Не секрет, что производство пожарных автомобилей и мотопомп в основном ориентировано на нужды противопожарных подразделений ГПС МЧС России без учета интересов ведомственной пожарной охраны и специфики их боевого применения.

Пожарные автомобили общего назначения, выполняющие задачи в войсках, не всегда в полной мере отвечают требованиям комплексной защиты личного состава противопожарных подразделений от опасных и вредных факторов пожаров и взрывов.

При разработке новейших образцов пожарной техники необходимо учитывать степень повышенной взрывопожароопасности объектов Минобороны, которые предназначены для хранения ракет, боеприпасов (в том числе инженерных, химических, ядерных), вооружения и военной техники. Пожары на них представляют большую опасность не только для личного состава конкретной воинской части, арсенала, базы и склада, но и для гражданского населения, проживающего в непосредственной близости к военным объектам, а также инфраструктуры и объектов экономики России, где зачастую отсутствуют противопожарные подразделения ГПС МЧС России.

Проблема заключается еще и в том, что большинство воинских частей расквартировано в гарнизонах на значительном удалении от подразделений ГПС МЧС России. Возникшие в гарнизонах пожары развиваются очень быстро из-за наличия значительного количества взрывопожароопасных веществ и материалов. Если противопожарные подразделения других министерств и ведомств прибывают к месту пожара не вовремя (как правило, они должны прибыть в течение 10 минут), это приводит к большому материальному ущербу, а в отдельных случаях гибели личного состава.

Проблема разработки многофункциональной бронированной пожарной машины

В этой связи хотелось бы отметить, что до сих пор идея создания многофункциональной бронированной пожарной машины на базе МТ-ЛБ, предлагаемая военными пожарными, не нашла у разработчиков военно-промышленного комплекса должной поддержки. В то время как создание такой пожарной машины позволило бы решить проблемы, связанные со снижением риска личного состава противопожарных подразделений в сложных условиях, возникающих при ведении боевых действий по тушению пожаров, проведению спасательных и других работ.

Для военных пожарных эта проблема актуальна вдвойне, поскольку риск для жизни военнослужащих при тушении пожаров на военных объектах (не только в военное, но и в мирное время) значительно выше, чем при возникновении аварий и катастроф, сопровождаемых пожарами, на гражданских объектах.

Мой личный практический опыт участия в тушении пожаров на объектах в 30-км особой зоне Чернобыльской АЭС, на базах и складах боеприпасов, военной техники с боевым комплектом в мирных условиях и при ведении боевых действий показал, что выпускаемая промышленностью России пожарная техника общего назначения не всегда может быть использована в армейских условиях, тем более в боевых.

Требуемые параметры машины

Необходимая нам техника по своим концептуальным характеристикам должны отвечать следующим основным параметрам:

  • бронированный корпус (для обеспечения защиты личного состава боевого расчета, основных рабочих агрегатов и емкостей с огнетушащими средствами от осколков снарядов и пуль стрелкового оружия);
  • устойчивость к работе в зонах с повышенным уровнем радиации и отравляющих веществ, с установкой фильтрующего агрегата, позволяющего личному составу боевого расчета работать внутри пожарного автомобиля без средств индивидуальной защиты;
  • высокая проходимость в условиях бездорожья, свободное преодоление небольших водных преград без заполнения цистерны водой (забор воды должен производить после их преодоления);
  • внутренняя теплоизоляция и защита поверхности автомобиля от повышенных температурных воздействий с помощью наружной системы охлаждения поверхности мелкодисперсным составом воды;
  • системы (устройства) регенерации внутреннего объема воздуха с повышенным содержанием окиси углерода и дополнительной подкачки воздуха, насыщенного кислородом, в воздухозаборник двигателя для обеспечения его устойчивой работы при предельных концентрациях окиси углерода в воздухе, когда возникают затруднения и перебои в работе двигателя;
  • навесные рабочие агрегаты с гидроприводом для проведения работ по разграждению небольших завалов и прокладки минерализованных противопожарных полос;
  • телескопический комбинированный облегченный подъемник со сменными стволами и пеногенераторами, позволяющий тушить хранилища и открытые площадки стрелковых боеприпасов;
  • бронированные емкости для хранения комплекта боеприпасов и для осуществления забора воды из водоисточников без выхода личного состава боевого расчета наружу автомобиля.

Разумеется, потребителями пожарных автомобилей с вышеуказанными характеристиками могут быть только силовые министерства и ведомства, а также специфические объекты, например, предприятия нефтяной и химической промышленности, Минатома России, Государственная лесная служба и т.д.

К сожалению, на сегодняшний день такие многофункциональные пожарные автомобили на российском рынке отсутствуют.

Разработка и создание многофункциональной пожарной техники, а также обеспечение ею противопожарных подразделений - задача не только Минобороны России, но и других органов государственной власти федерального уровня. Вполне очевидна необходимость выработки единой политики в обеспечении такой техникой подразделений и формирований не только Вооруженных сил, но и МЧС России. Следовательно, заинтересованными в разработке в первую очередь должны быть Минобороны России, в частности Главное командование Сухопутных войск, Главное ракетно-артиллерийское управление и Главное автобронетанковое управление, а также МЧС России.

Проблемы качества огнетушителей

Иногда в погоне за количеством выпускаемой продукции предприятиями-изготовителями мало уделяется внимание ее качеству. Одним из наиболее многочисленных видов пожарно-технической продукции, закупаемых Минобороны России, являются огнетушители. И надо отметить, что их качество оставляет желать лучшего.

Так, многие командиры воинских частей Московского и Приволжско-Уральского военных округов, а также специалисты службы, выражают недовольство работой огнетушителей марки ОП-5(з), ОП-6(г) и ОП-10(з), выпущенных в ноябре 2001 года ГНПП "Сплав" (г. Тула). В одной из поставленных в войска Приволжско-Уральского военного округа партий огнетушителей выпуска этого года из 65 огнетушителей 53 имели нерабочее давление, а следовательно были непригодны к применению. Случаи неоднократных отказов в работе этих огнетушителей имели место в войсках Московского гарнизона. При этом они в своей эксплуатации требуют постоянного контроля и периодической перезарядки, а денежные средства на эти цели практически не выделяются.

В заключение я бы настоятельно рекомендовал всем производителям пожарно-технической продукции, которые намерены сотрудничать с Вооруженными силами в области обеспечения противопожарной защиты военных объектов, вооружения и техники, ознакомиться с требованиями, которые мы предъявляем к автомобильной и бронетанковой технике, в том числе предназначенной для тушения пожаров. Это создаст хорошую основу для делового и конструктивного сотрудничества.

А.Б. Попов
Начальник Службы противопожарной защиты и спасательных работ Сухопутных войск Вооруженных сил Российской Федерации

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2003
Посещений: 18363

  Автор

 

Попов А. П.

ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России

Всего статей:  7

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций