Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Системы оперативно-диспетчерской радиосвязи на основе стандарта ТЕТРА

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Системы оперативно-диспетчерской радиосвязи на основе стандарта ТЕТРА

А.П. Попов
ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России

Не нужно быть специалистом для того, чтобы понимать: чем раньше соответствующие службы узнают о возникновении той или иной ЧС, тем легче им будет взять ее под свой контроль, ликвидировать все негативные последствия. Количество жертв и разрушений, вызванных техногенной или природной катастрофой, напрямую зависит от того, насколько эффективно смогут координировать свои действия сотрудники различных ведомств. Поэтому при работе в зоне ЧС современные средства связи играют огромную, а нередко и ключевую роль

Учитывая важность наличия эффективной связи при ликвидации ЧС, 10 июля 1998 года Правительство Российской Федерации, по согласованию с МВД и Минздравом России, поручило МЧС России начать создание сети единых дежурно-диспетчер-ских служб (ЕДДС) при городских и районных органах управления по делам гражданской обороны (ГО) и ЧС. Основными задачами этих ЕДДС должны были стать:

  • прием от населения или организаций сообщений о ЧС природного и техногенного характера;
  • координация совместных действий службы общественного порядка, службы скорой медицинской помощи, служб жилищно-коммунального и топливо-энергетического хозяйства.

Для того чтобы решать эти задачи, ЕДДС прежде всего должна эффективно взаимодействовать с дежурными частями УВД (ОВД) и ГИБДД и с диспетчерскими службами скорой медицинской помощи, жилищно-коммунального и топливно-энергетического хозяйства. Это становится возможным только в том случае, если информационные ресурсы этих ведомств интегрированы в рамках муниципальных объединенных систем оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ). В свою очередь, эффективное управление ликвидацией ЧС требует использования органами управления МЧС систем оперативно-диспетчерской подвижной радиосвязи (СОДПРС). При этом СОДПРС должны предоставлять сотрудникам всех участвующих в ликвидации последствий ЧС служб следующие основные возможности:

  • ведение телефонных переговоров в режимах групповой и индивидуальной связи (в том числе и с должностными лицами таких ведомств, как МВД, ФСБ, МО и др.) с обеспечением возможности выхода в телефонную сеть общего пользования;
  • оперативное доведение сигналов (команд) и информации оповещения до подчиненных органов управления и пожарно-спасательных сил;
  • передача данных, в том числе и о координатах мобильных абонентов и их состоянии.

Для того чтобы эффективно решать эти задачи, СОДПРС должна быть интегрирована в информационно-навигационную систему и являться ее важнейшей составной частью.

"ТЕТРАРУС"

Использование территориальными и муниципальными службами различных частот конвенциональной радиосвязи или несовместимых систем транкинговой связи долгое время не позволяло организовать эффективное взаимодействие различных ведомственных служб при их совместных действиях в зонах ЧС. Поэтому перед соответствующими государственными организациями встала проблема принятия единого стандарта профессиональной транкинговой связи и в конце концов Минсвязи остановило свой выбор на технологии передачи информации ТЕТРА.

К основным достоинствам этой технологии относятся: открытость стандарта, высокая спектральная эффективность, возможность передачи речи и данных, обеспечение связи между абонентскими терминалами без использования базовых станций и хорошая масштабируемость. На сегодняшний день TETРA является одной из самых распространенных в мире технологий передачи данных. Наиболее известными производителями транкингового оборудования стандарта ТЕТРА являются: американская компания Motorola, финская NOKIA, итальянская фирма OTE, немецкая Rohde&Schwarz BMF. Специалистами компании "Информтехника и связь" была разработана отечественная система "Мини-Ком ТЕТРА".

В 2002 г. Минсвязи приняло решение о создании на территории России федеральной сети подвижной радиосвязи стандарта ТЕТРА (сокращенное название "ТЕТРАРУС"), а уже через год, Государственная комиссия электросвязи постановила: "Считать перспективным использование в России стандарта ТЕТРА и его модификаций для создания сетей профессиональной транкинговой радиосвязи в целях обеспечения связью органов государственного управления всех уровней". Приказом Минсвязи от 31 декабря 2003 г. № 161 была организована рабочая группа по координации проекта "ТЕТРАРУС", в состав которой вошли и представители всех основных силовых ведомств: МЧС, ФСБ, ФСО, МВД и МО.

От теории к практике

11 и 12 февраля этого года в Курске и Ростове-на-Дону сотрудниками Всероссийского НИИ по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России были проведены совещания, на которых обсуждались вопросы создания и использования в ЧС современных цифровых систем транкинговой связи стандарта ТЕТРА. В них приняли участие представители администраций соответствующих субъектов РФ и представители местных органов управления МЧС России, МВД России, ГУИН Минюста России, ГТК России, Минсвязи России, внутренних и пограничных войск.

Участники совещаний практически единогласно признали актуальным и целесообразным создание современной территориальной сети подвижной радиосвязи стандарта ТЕТРА, которая при возникновении ЧС позволит организовать оперативное взаимодействие между администрацией области и работающими на ее территории ведомственными службами. При этом было отмечено, что такая система существенно повысит качество и объем услуг профессиональной мобильной радиосвязи и может эффективно использоваться органами управления не только при возникновении ЧС, но и в их повседневной деятельности. Предполагается, что территориальные сети подвижной радиосвязи (ТСПРС) стандарта ТЕТРА должны создаваться с учетом следующих принципов:

  • по диапазонам частот, по обеспечению информационной безопасности и другим важным параметрам ТСПРС должны легко интегрироваться в федеральную сеть подвижной радиосвязи "ТЕТРАРУС";
  • все работы по созданию и развитию ТСПРС должны согласовываться с Федеральным агентством связи и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
  • руководить работами будут администрации субъектов РФ, а координировать их — соответствующие территориальные органы управления ГОЧС как структуры, на
    сегодняшний день наиболее заинтересованные в создании ТСПРС;
  • ТСПРС должна работать как система двойного назначения, а именно: для решения задач предупреждения и ликвидации ЧС услуги связи должны предоставляться бесплатно; для решения задач, не связанных с предупреждением и ликвидацией ЧС, услуги связи будут предоставляться на коммерческой (платной) основе;
  • работы по созданию и развитию ТСПРС должны финансироваться из внебюджетных источников, в том числе из прибыли, полученной оператором транкинговой связи.

В настоящее время в Курске и Ростове-на-Дону ФГУ ВНИИ ГОЧС совместно с компанией Siemens (Австрия) уже начало работу по созданию опытных участков ТСПРС на базе стандарта ТЕТРА.

Опубликовано: Журнал "Противопожарные и аварийно-спасательные средства" #2, 2004
Посещений: 18159

  Автор

 

Попов А. П.

ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России

Всего статей:  7

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций