Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Проблемы обнаружения дорожно-транспортных происшествий и оповещения о них. Возможные пути решения

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Проблемы обнаружения дорожно-транспортных происшествий и оповещения о них.
Возможные пути решения

А.П. Попов
ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России

Сегодня, в эпоху интенсивного дорожного движения, создание современной и эффективной системы по обнаружению дорожно-транспортных происшествий является насущной задачей, требующей самого широкого привлечения общественности

В настоящее время Россия занимает первое место в мире по количеству дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с летальным исходом (более 30 тысяч человек в год, что составляет 20 погибших на 100 тысяч жителей или 9 погибших на 10 тысяч транспортных средств).

С целью снижения уровня аварийности в городах и на дорогах России, сокращения на 20-30% числа погибших в ДТП в Федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)" включена специальная подпрограмма "Безопасность дорожного движения". Ответственными за реализацию основных мероприятий последней определены пять министерств России: Минтранс, МВД, МЧС, Минздравсоцразви-тия и Миноборонауки.

В апреле 2003 г. было утверждено Примерное положение о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД России, МЧС России и Минздравсоцразви-тия России, участвующих в ликвидации последствий ДТП.

Роль совместных действий спасательных служб

Как правило, оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП, аварийных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) на автомобильных дорогах предшествуют работы по локализации последствий этих ДТП и ЧС, а также аварийно-спасательные работы. Следовательно, встает важная задача по организации совместных действий сил ГИБДД, пожарно-спасательных и медицинских служб.

Основными причинами смерти людей, ставших жертвами ДТП и ЧС на дорогах, являются кровотечение, шок (а также их сочетание), асфиксия Рис.1. Зависимость летальных исходов от времени оказания помощи(резкое расстройство дыхания вследствие недостатка кислорода и избытка углекислого газа в крови и тканях; удушье), токовое легкое и другие факторы, приводящие к гибели в первые минуты и часы после травмы. По данным Центра экстренной медицинской помощи (ЦЭМП) г. Москвы, лишь около 10% людей, погибающих в результате ДТП, получают на месте аварии травмы, не совместимые с жизнью. Остальные 90% погибает от несвоевременности оказания им медицинской помощи — их травмы при этом нельзя классифицировать как смертельные. Количество погибших в авариях из-за неполучения экстренной медицинской помощи в структуре санитарных потерь составляет в среднем 25% от общего числа пострадавших.

Статистические данные ЦЭМП г. Москвы показывают, что без оказания квалифицированной медицинской помощи в течение часа после полученной травмы погибает около 30% таких пострадавших, через 3 часа — до 60%, а через 6 часов — до 90% (рис.1).

Таким образом, жизнь и здоровье пострадавших существенно зависят от оперативности обнаружения ДТП и ЧС на автомобильных дорогах и своевременности оповещения о них всех необходимых служб.

Источники информации о ДТП

Для эффективного реагирования на ДТП и ЧС соответствующим службам необходимо располагать следующей информацией:

  • данные о местонахождении ДТП или ЧС;
  • ориентировочное количество пострадавших людей;
  • число единиц транспортных средств, участвовавших в ДТП;
  • наличие дополнительных усугубляющих обстановку поражающих факторов (пожаро- и взрывоопасные вещества, химически и радиационно опасные вещества, пожары, обрушения инженерных сооружений, обвалы и т.п.).

Основными источниками информации о возникновении дорожно-транспортных происшествий, аварийных и чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах по статистике являются:

  • автолюбители (около 60% всех поступающих сообщений);
  • профессиональные водители, выполняющие грузовые и пассажирские перевозки (30% всех сообщений);
  • экстренные службы, привлекаемые к ликвидации последствий ДТП и ЧС (10%).

Автолюбители имеют самый ограниченный выбор средств связи, позволяющий им сообщить о факте ДТП или ЧС. Это — мобильные телефоны, а также стационарные телефоны, расположенные в ближайших точках дорожного обслуживания (кафе, автозаправки и т.п.), и таксофоны. Таким образом, возможности получения сообщений от этой категории участников дорожного движения полностью определяются возможностями сетей общего пользования (фиксированных и мобильных). При этом, как правило, только стационарные телефоны и таксофоны имеют бесплатный выход на ближайшие экстренные службы. Следовательно, получение достоверной информации о факте и местонахождении ДТП или ЧС, а также других необходимых данных затруднено в силу недостаточной подготовки или неосведомленности автолюбителей в этом вопросе.

Рис. 2. Схема взаимодействия дежурно-диспетчерских служб в ОСОДУ для оказания помощи в ДТП

Грузовой и пассажирский транспорт довольно часто оборудуется средствами гражданской радиосвязи (СВ-диапазона). Для приема и передачи сообщений о ДТП вдоль автомобильных дорог установлены устройства стационарной радиосистемы и существуют специальные линейные и региональные диспетчерские службы. В случае использования водителем данных систем шансы на получение соответствующими службами достоверной информации о местонахождении ДТП или ЧС и других необходимых данных значительно повышаются в силу детального знания водителем своего маршрута движения и наличия у него определенной подготовки к действиям в экстремальных ситуациях.

Большинство экстренных служб имеют в своем оснащении профессиональные системы конвенциональной и транкинговой радиосвязи. В ряде случаев для получения точных данных о координатах и состоянии своих мобильных абонентов они используют системы спутниковой навигации. Практика показывает, что от экстренных служб можно получить самые достоверные данные с места ДТП благодаря довольно высокому уровню технического оснащения и профессиональной подготовки их сотрудников.

Комплексный подход к системе обнаружения и оповещения

Для повышения оперативности и эффективности реагирования на ДТП и ЧС требуется комплексное использование всей поступающей информации об обнаруженных происшествиях, полученной из различных источников, и организация своевременного оповещения всех привлекаемых экстренных служб.

В настоящее время положение с решением этих задач складывается не лучшим образом по следующим причинам:

  1. организационная и техническая разрозненность существующих ведомственных дежурно-диспетчерских служб (ДДС) экстренного реагирования;
  2. отсутствие общей системы сбора и обобщения информации о чрезвычайных происшествиях и ситуациях на автомобильных дорогах, оповещения и взаимодействия всех заинтересованных ДДС.

Хотя экстренные службы пытаются самостоятельно организовать сбор требуемой информации, оповещение и взаимодействие привлекаемых органов управления, сил и средств, уровень программно-технического обеспечения для решения этой задачи остается весьма низким.

Таким образом, отсутствие единой системы обнаружения и оповещения о ДТП и ЧС приводит к недостаточной оперативности и слаженности совместных действий экстренных служб, что существенно сказывается на масштабах негативных последствий транспортных аварий и катастроф.

Эффективным решением сложившейся проблемы стало бы использование возможностей единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) "01" и объединенных систем оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ОСОДУ), обеспечивающих организационно-техническое взаимодействие экстренных служб. Для этого необходимо в первую очередь организовать прием звонков в ближайшей от места аварии ЕДДС от абонентов сотовой связи по телефону "01"; причем следует наладить автоматическое определение координат звонящего. Такая задача технически вполне осуществима.

Нужно также отметить, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. № 328 "Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи" операторы мобильной связи обязаны обеспечивать своим абонентам бесплатный вызов экстренных оперативных служб.

Опубликовано: Журнал "Противопожарные и аварийно-спасательные средства" #4, 2005
Посещений: 17557

  Автор

 

Попов А. П.

ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России

Всего статей:  7

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций