В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Пожар на транспортном средстве, будь то автомобиль, автобус, самолет, локомотив или вагон подвижного железнодорожного состава, может возникнуть в силу целого ряда причин. Это объясняется особенностями конструктивного исполнения, а именно наличием горючих материалов, в том числе горюче-смазочных, легковоспламеняющейся отделкой салона, большим количеством кабельной продукции систем жизнеобеспечения транспорта и т.п.
Судя по цифрам, обязательная комплектация автотранспортного средства первичным средством пожаротушения в виде огнетушителя существенной роли не играет в силу специфики тактико-технических характеристик. Да и не каждый человек способен взять в руки огнетушитель для борьбы с огнем. Однако главная проблема, с моей точки зрения, заключается в отсутствии закрепленной на законодательном уровне нормы, которая бы регламентировала оборудование транспортных средств стационарными системами автоматического пожаротушения.
Статистика МЧС России
За первое полугодие 2015 г. на территории РФ
Мировые лидеры в производстве транспортных средств в качестве дополнительных опций рекомендуют установку систем автоматического пожаротушения в моторном отсеке и в салоне. В отличие от них отечественные производители считают, что если оборудовать транспорт подобной системой, то у потребителя сложится впечатление, что он ненадежный, и это негативно скажется на продажах. Фактически производители встают перед выбором: безопасность или процветание бизнеса.
Подпункт 15 статьи 2 "Основные понятия" Федерального закона № 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 № 117-ФЗ) гласит: "Объект защиты – продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре".
Это все, что говорится в регламенте о транспортных средствах и требованиях, предъявляемых к ним с точки зрения обеспечения пожарной безопасности. Термин есть, но требования сформулированы нечетко.
Проанализировав существующий Свод правил СП5.13130.2009 с изменениями 2015 г., мы выяснили, что данный документ распространяется на здания, сооружения, помещения и оборудование, а вот про транспорт в нем нет ни единого слова.
Специалисты, занимающиеся нормотворчеством и законодательной техникой, в ходе верстки как ФЗ № 123/ФЗ № 117, так и СП 5.13130 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" сочли необходимым защитить следующие объекты транспорта:
Встает вопрос: "А где же сам транспорт?". То есть во время ремонта железнодорожных или авиационных транспортных средств мы их защищаем, а как только работы окончены, остаемся один на один с потенциальной опасностью возникновения пожара.
Для более четкого понимания масштабов проблемы вернемся к статистике за рассматриваемый период. Количество пожаров в целом по стране – 72 779, повреждено и уничтожено 14 375 единиц техники, то есть на каждом пятом пожаре мы либо теряем, либо повреждаем транспортное средство. Арифметика, конечно, грубая: где-то транспорт погиб в результате воздействия источника зажигания извне, где-то сгорело несколько транспортных средств разом и т.п. Но суть не в этом.
В современном мире мы огромное количество времени проводим в транспорте: в вагоне метро или железнодорожного состава, салоне самолета или автобуса. И, если верить статистике, тем самым постоянно подвергаем себя опасности в силу того, что не созданы условия для успешной эвакуации людей, не говоря уже об их защите от пожара.
На сегодня проектируемые, строящиеся и существующие объекты должны соответствовать допустимому уровню пожарной опасности для людей не более 10-6. При численности населения России 146,3 млн жителей в год не должно гибнуть более 146 человек, а мы за шесть месяцев имеем 5042 погибших и 5940 пострадавших. Получается, безопасность существует только на бумаге.
Согласно ФЗ № 123 каждый объект защиты должен иметь систему пожарной безопасности, призванную предотвращать возгорания, обеспечивать безопасность людей и защищать имущество. При этом вопросы предотвращения пожара и комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности возлагаются на водителей и конструкторов, разрабатывающих системы жизнеобеспечения транспорта.
На мой взгляд, для улучшения ситуации необходимо, во-первых, изменить подход к концепции пожарной защиты транспорта, прежде всего общественного. Имеющийся порядок комплектации транспортных средств первичными средствами пожаротушения малоэффективен из-за их морального износа, а также плохого качества, низкого уровня технического обслуживания, маленькой площади тушения пожара и пр.
Во-вторых, следует ввести обязательные требования по оборудованию моторного отсека общественного транспорта автоматическими установками пожаротушения, а салонов – системами автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения при пожаре. На тот случай, когда пассажиры не могут покинуть салон, должны быть предусмотрены системы противодымной вентиляции для создания положительного дисбаланса воздуха и предотвращения задымления. Пожарную безопасность личного транспорта имеет смысл регламентировать в рекомендательной форме.
Хотелось бы, чтобы непростой вопрос пожарной безопасности на транспорте не остался без ответа.
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2016
Посещений: 8050
Автор
| |||
В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций