В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Сегодня в корне изменяются направления в производстве современных пожарных автомобилей - стали применяться западные технологии и материалы. Осваивается применение пластиков и алюминия. Например, на многих заводах России при изготовлении пожарных автоцистерн используются пластиковые емкости для воды, а для кузовной надстройки - алюминиевые профиль и листы, что значительно облегчает вес надстройки без ущерба ее прочности. С успехом применяются клеевые технологии изготовления надстройки.
Внедряются западные технологии управления работой всех агрегатов пожарного автомобиля с электронного пульта управления. Пример тому - пожарные автоцистерны ЗАО ПО "Спецтехника пожаротушения".
Заслуживают внимания и разрабатываемые у нас в России технологии тушения пожаров компрессорной пеной (пенно-воздушной смесью под давлением), позволяющие в десятки раз увеличить объемы вырабатываемой пены и значительно повысить эффективность тушения пожаров.
Основное препятствие для внедрения инновационных технологий - отсутствие в достаточном количестве пожарной техники в подразделениях, а в связи с этим - заказ более дешевых и простых в эксплуатации машин. Второе препятствие - отсутствие необходимого образования у пожарных. Большинство пожарных имеют только среднее образование. Третье - отсутствие должной ремонтной базы обслуживания и проведения ремонта современной техники.
Все пожары классифицируются по степени сложности. Для тушения небольших пожаров в городской, сельской местности хороши унифицированные пожарные автомобили, оснащенные минимальным необходимым набором ПТВ, применимым для всех случаев. Особенно нужны такие автомашины добровольным пожарным дружинам. При тушении сложных пожаров нужна, конечно, специальная техника: насосные станции, автомобили порошкового тушения, автолестницы, подъемники, автоцистерны, имеющие большой запас воды и оснащенные специальным оборудованием.
Первым делом можно отметить широкое применение специальных пластиков в производстве пожарных автомобилей.
Как в России, так и за рубежом производство пожарных автомобилей развивается по пути уменьшения веса непосредственно самого пожарного автомобиля и увеличения объема возимых жидкостей, улучшения коррозионной стойкости, улучшения эргономичное™ размещения пожарно-технического вооружения и спасательного оборудования, уменьшения времени оперативного срабатывания на поступающие вызовы и времени прибытия к месту чрезвычайного происшествия, а также максимальной безопасности личного состава.
Если же говорить о специализации техники, то, исходя из исторически сложившихся традиций, в нашей стране 80% техники требуется унифицированной, а 20% - узкоспециализированной.
Меня волнуют следующие проблемы:
Исходя из вышеперечисленного, хочется сделать вывод, что Россия очень нуждается в своего рода пожарном "Рено Логане" (пример из легковой автомобильной техники), в недорогой, неприхотливой, но надежной пожарной технике, которая будет обладать следующими качествами:
Главное препятствие - практически вся пожарная техника приобретается через государственные аукционы на понижение цены, и большинство предприятий, производящих пожарную технику, вынуждены конкурировать на аукционах с неизвестными структурами и очень сильно падать в цене. А во всем мире известно: где низкая цена - ни инноваций, ни качества нет и быть не может.
С моей точки зрения, развитие будет идти по направлению создания многофункциональных, максимально автоматизированных машин (решающих несколько оперативных задач при минимальном количестве персонала), атакже создания специальных машин для конкретных условий применения, максимальной унификации узлов и агрегатов.
Тенденции развития рынка показывают его стремление к высокому качеству, безопасности работы и многофункциональности производимой пожарной продукции, использованию самых современных материалов при изготовлении, переход на промышленное серийное производство основных автомобилей.
Инновации в производстве новой пожарной техники для предприятий-изготовителей стоят немалых денег, и поэтому это определенный риск.
Но созданные образцы новой техники, прошедшие сертификацию, одобренные межведомственной комиссией, атакже успешно прошедшие опытную эксплуатацию в частях, должны включаться в государственную программу на прогнозируемой основе. Это даст возможность предприятиям-изготовителям поставлять самую современную технику, планировать производство, снижать затраты и тем самым удешевлять конечную стоимость продукции без снижения ее качества.
С моей точки зрения, будут развиваться оба направления. Все зависит от конкретных условий применения автомобилей. В городах с их загруженностью улиц требуется многофункциональная маневренная техника, а, например, для борьбы с пожарами в туннелях нужен специальный автомобиль. То же касается автомобилей для аварийно-спасательной службы аэропортов. Другими словами, прежде чем выбирать автомобиль, надо взвесить много реальных факторов его применения, которые и определят качество и функционал автомобиля.
Противопожарное автомобилестроение характеризуется своей неоднородностью в силу специфики своего применения. В последнее время в данной сфере появляется большое количество новых разработок, которые предлагают как производители шасси, так и кузовостроители, поставщики спецоборудования. Конструкторы и компании предлагают новые решения в тех сферах, где возникает необходимость обновления устаревших технологий.
Например, сегодня обновляется парк аварийно-спасательных автомобилей большинства аэропортов нашей страны. Основным назначением специального автомобиля является активное пожаротушение летательных аппаратов, атакже использование в качестве вспомогательного средства спасательной команды аэропорта при эвакуации пассажиров.
Любые инновации неразрывно связаны с четким планированием и инвестициями в определенную область, это касается и пожарной техники. Если говорить о России, то нам есть над чем работать - обновлять и пополнять существующие транспортные парки пожарной техники. Непреодолимых препятствий я не вижу и думаю, наиболее эффективные достижения пожарных технологий будут применяться для сохранения безопасности нашей страны.
На мой взгляд, полная унификация невозможна в силу специфики задач пожарной техники. Они совершенно разнообразные и требуют привлечения различных специальных автомобилей.
Так, экстремальные ситуации возникают не только в охранно-лесной области, но также на промышленных предприятиях, складах, НПЗ, в офисных и жилых многоэтажных зданиях. В таких случаях необходимо использовать различные типы пожарных автомобилей: лестничные пожарно-спасательные, позволяющие бороться с пожарами и возгораниями на больших высотах, либо аварийно-спасательные с оптимальными возможностями для дальности подачи воды.
Будущее - за качественной, высокотехнологичной и надежной техникой, способной быстро доставить пожарный расчет и техническое оборудование. Чем быстрее и эффективнее сработает специальный автомобиль, тем больше шансов у команды с меньшими потерями локализовать аварийную ситуацию.
Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2013
Посещений: 16226
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций