Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Пожароопасно даже в штатном режиме, или Проблемы противопожарной защиты на транспорте

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Пожароопасно даже в штатном режиме, или Проблемы противопожарной защиты на транспорте

Пожарная безопасность на транспорте – важная и актуальная тема. Количество транспортных средств на дорогах растет, вместе с тем увеличивается число пожаров с их участием. Совершенствование и внедрение автоматических систем пожаротушения для транспорта – это очевидная необходимость. Практика показывает, что ответственный подход хозяйствующих субъектов к вопросам безопасности сохраняет человеческие жизни, позволяет избежать существенных материальных затрат и обеспечивает стабильность функционирования предприятия
Виталий Гурьев
Директор по развитию направления систем пожаротушения НПО "Каланча"

Транспортные средства являются источниками повышенной пожарной опасности даже в штатных режимах эксплуатации. Большое количество разнообразных пожароопасных веществ и материалов (топливо, гидравлические жидкости, масла, электропроводка, аккумуляторы, пластмассовые, резиновые изделия) находится в непосредственной близости от узлов, которые в рабочих режимах могут нагреваться выше температуры вспышки паров горючего. Турбокомпрессоры, выпускные коллекторы, ретардеры, отопители – все это создает опасные условия для возникновения пожара. Пожар может начаться во время движения или стоянки, при запуске двигателя или после незначительного ДТП. Анализ причин пожаров показывает, что около 70% возгораний происходит по техническим причинам, в том числе вследствие неисправности электрооборудования, электропроводки, системы отопления, разгерметизации топливопроводов и пр. Даже незначительный сбой в работе систем автомобиля чреват возгоранием.

При отсутствии автоматической системы пожаротушения возгорание обнаруживается только по явным внешним признакам. Какое-то время автомобиль продолжает двигаться, добавляя кислород в моторный отсек к очагу пламени и активизируя горение. После остановки для подачи огнетушащего вещества из ручного огнетушителя требуется открыть капот, что приводит к дополнительному притоку воздуха и интенсификации горения. Для тушения пожара на этой стадии в автомобильном огнетушителе может быть недостаточно огнетушащего вещества, из-за силы пламени проблематично подобраться к его очагу, который к тому же может находиться в труднодоступном месте. Кроме того, для обычного человека пожар – это стрессовая ситуация, в которой многие теряют способность действовать решительно и четко. Но даже если водитель сохранил присутствие духа и приступил к тушению, то при отсутствии необходимой подготовки и практики работы с огнетушителями будет использовать его недостаточно эффективно. Лишь система автоматического пожаротушения способна своевременно среагировать на возникновение возгорания и ликвидировать пожар. Применение таких систем обеспечит высокий уровень пожарной безопасности на транспорте и минимизирует риск гибели, травматизма людей, предотвратит повреждения и сократит расходы, связанные с дорогостоящим ремонтом и простоем оборудования.

В 2016 г. в России объектом пожара стали более 19 тыс. единиц легковых и грузовых автомобилей, автобусов, маршрутных такси, специальной горнодобывающей, шахтной, карьерной, строительной техники, а также железнодорожного подвижного состава. Погибло 144 человека, 341 человек получили травмы и ожоги различной степени тяжести. Пожары на транспорте из года в год занимают второе место после пожаров в жилье и составляют около 14% от общего количество пожаров в России1.
Вместе с тем умеренный оптимизм внушает снижение количества пожаров на транспорте на 8% в 2016 г. по сравнению с 2015 г. и на 10% в 2015 г. по сравнению с 2014 г. Хочется верить, что положительная динамика сохранится, в том числе благодаря более широкому применению современных технических средств противопожарной защиты

Однако система пожаротушения бессильна перед человеческим фактором в случае умышленного поджога, курения, неосторожного обращения с огнем, нарушения требований к перевозке легковоспламеняющихся жидкостей и содержанию горючих материалов и т.д. – в таком случае высока вероятность возникновения возгорания за пределами зоны, контролируемой системой автоматического пожаротушения, и установка не сможет полностью погасить огонь. Поэтому крайне важно наличие дополнительных средств пожаротушения.

Требования к автоматическому пожаротушению

В настоящий момент в России отсутствуют нормативные документы, касающиеся систем автоматического пожаротушения на транспорте, которые в полном объеме определили бы требования и методику расчетов с учетом специфики защищаемого объекта. Частично требования содержатся в Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", который устанавливает обязательные требования по оснащению автоматическими системами пожаротушения только к транспортным средствам, предназначенным для перевозки денежных средств и ценных грузов2. У таких транспортных средств отсек двигателя следует оборудовать установкой пожаротушения с дистанционным приводом включения с места водителя. Огнетушащие вещества, поступающие в отсек двигателя при работе установки пожаротушения, и продукты горения не должны попадать в обитаемое помещение. Для тушения отсеков бензиновых двигателей должны быть использованы установки пожаротушения, обеспечивающие взрывобезопасность при срабатывании в горючей парогазовой среде (пары бензина с воздухом). Датчики пожарной сигнализации должны устанавливаться в местах наибольшей опасности возникновения пожара: в моторном отсеке; в местах сосредоточения приборов электрооборудования; в местах установки автономных отопителей.

В данном документе также установлены требования к транспортным средствам для перевозки нефтепродуктов: согласно п.п.1.18.6. по требованию потребителя (заказчика) транспортное средство должно быть оснащено модульной установкой пожаротушения двигателя базового автомобиля, оборудованной дистанционным управлением привода запуска. Огнетушащие вещества не должны попадать в кабину водителя при работе модульной установки пожаротушения.

В остальных случаях заказчик вправе комплектовать установку пожаротушения в широком диапазоне вариантов, выбирая способ тушения, состав установки и необходимые функции. Выбор опций довольно велик, но различается у разных производителей. Самые простые варианты включают в себя устройство запуска водителем и исполнительное устройство. Именно такой вариант на сегодня наиболее востребован заказчиками. Подобное решение может комплектоваться системой обнаружения, блоком управления с функцией контроля, системой оповещения. В случае превышения заданного значения контролируемого параметра (температура или пламя) в защищаемых отсеках система выдает звуковой и световой сигналы оповещения. Водитель транспортного средства принимает меры к остановке и эвакуации пассажиров. Средства пожаротушения запускаются автоматически либо вручную водителем путем нажатия кнопки пуска.

Варианты систем пожаротушения

Для защиты транспортных средств используются все основные типы систем пожаротушения: порошковые, газопорошковые, аэрозольные, жидкостные, газовые и комбинированные. Выбор оптимального средства пожаротушения – непростая задача и требует тщательной проработки, включая оценку сильных и слабых сторон предлагаемых систем пожаротушения.

Обнаружение возгорания производится несколькими способами. Во-первых, линейными извещателями, которые реагируют на измерение температуры в защищаемом отсеке и выдают сигнал об аварийном повышении температуры. Порог срабатывания выбирается в зависимости от рабочей температуры среды, в которой установлены извещатели. Во-вторых, могут применяться точечные тепловые извещатели или извещатели пламени, которые фиксируют возгорание по инфракрасному излучению. В-третьих, возможны различные комбинации, в том числе создание адресной системы обнаружения для тушения установкой нескольких направлений.


Активация модуля аэрозольного пожаротушения может происходить при срабатывании встроенного термошнура (режим самосрабатывания), при подаче электрического импульса на контакты пускового устройства модуля от блока управления в автоматическом ручном режиме или от кнопки, нажатой водителем, – это наиболее распространенный способ. Некоторые производители в качестве активатора используют трубку, изготовленную из специального полимерного материала, которая находится под давлением. При возникновении пожара целостность трубки нарушается, давление в ней резко падает, что приводит к пуску установки.

Блок управления системой пожаротушения имеет широкий диапазон возможностей: проводит самодиагностику прибора с выдачей индикации, контролирует проводные линии на обрыв и короткое замыкание с выдачей адресной индикации; контролирует средства обнаружения в защищаемом отсеке с выдачей адресной световой индикации и звукового сигнала, осуществляет адресный пуск средств тушения; дает возможность принудительного запуска всех средств тушения при неисправности системы сигнализации; обеспечивает автоматическое переключение электропитания с основного ввода на резервный при пропадании напряжения на основном вводе и обратно; возможно подключение к системе диспетчерского управления и мониторинга через ГЛОНАСС/GPS-трекер.

Эффект и риски применения огнетушащих веществ

При выборе системы пожаротушения на транспорте надо учитывать, что конструктивно моторные отсеки транспортных средств не герметичны, в движении ветровые потоки усиливаются, что существенно влияет на эффективность тушения. Эти условия должны быть учтены при расчете количества огнетушащего вещества и выборе исполнительного устройства системы автоматического пожаротушения.

Система порошкового пожаротушения может быть недостаточно эффективна в связи с наличием существенных зон затенения в подкапотном пространстве. В ниши, узкие каналы, затененные пространства порошок проникает в незначительных количествах и не создает необходимую для тушения огнетушащую концентрацию.

Производители современных генераторов огнетушащего аэрозоля довольно последовательно работают над снижением температуры огнетушащего вещества и уменьшением размера зоны пожароопасности в момент выпуска аэрозоля. При неудачном сценарии генератор огнетушащего аэрозоля может сам стать источником загорания, например, при аварии в защищаемой зоне происходит смещение внутренних элементов, возможен розлив горючих или легковоспламеняющихся жидкостей, появление паров – попав в высокотемпературную струю, все это может загореться.

В качестве дополнительных факторов риска при применении порошковых, газопорошковых и аэрозольных огнетушащих веществ можно рассматривать воздействие химически агрессивного огнетушащего порошка или аэрозоля, имеющих в своем составе соли натрия, калия или щелочные металлы. Порошки на основе фосфата аммония химически нейтральны и не оказывают вредного воздействия на контакты, металлические и полимерные поверхности, на которые они попадают в процессе тушения и после оседания. При срабатывании системы пожаротушения на движущемся автомобиле существует вероятность проникновения тонкодисперсных частиц порошка либо аэрозоля в кабину или салон автомобиля, где в зависимости от концентрации приведет к ухудшению или потере видимости. Облако огнетушащего вещества снаружи транспортного средства создаст помеху для других участников движения.

Модуль, работающий по технологии газопорошкового пожаротушения, имеет заряд огнетушащего вещества, который обеспечивает тушение объема, в несколько раз превышающего пространство моторного отсека бескапотного тягача, на котором он устанавливается. Это обеспечивает высокую эффективность тушения практически в любой ситуации.

Порошковые модули пожаротушения в разрушаемом корпусе и генераторы огнетушащего аэрозоля после срабатывания требуют замены. Модуль газопорошкового пожаротушения может быть перезаряжен до 10 раз.

Роль производителей ТСБ

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что противопожарная защита автомобильного транспорта – актуальная задача, которая не решается должным образом. В отсутствие нормативной базы, обязывающей собственника в обязательном порядке применять систему автоматического пожаротушения, именно производители таких систем должны вести просветительскую деятельность, обосновывать ценность и преимущества применения систем автоматического пожаротушения в долгосрочной перспективе, предлагать оптимальные решения противопожарной защиты для транспорта и совершенствовать их.

___________________________________________
1 www.mchs.gov.ru. Статистические данные о пожарах в Российской Федерации за 2014–2016 гг.
2 ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств".

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2017
Посещений: 2932


  Автор
Виталий Гурьев

Виталий Гурьев

Директор по развитию направления систем пожаротушения НПО "Каланча"

Всего статей:  1

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций