Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Применение быстроразворачиваемых комплексов для обеспечения безопасности сопровождения грузов на железной дороге

Применение быстроразворачиваемых комплексов для обеспечения безопасности сопровождения грузов на железной дороге

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Применение быстроразворачиваемых комплексов для обеспечения безопасности сопровождения грузов на железной дороге

Сопровождение грузов – относительно новая услуга для российского рынка. Необходимость применения в этом бизнесе мобильных комплексов технических средств не вызывает сомнений. Давайте посмотрим на основные типы решений, представленные на рынке, и определим необходимые требования к подобным системам
Сергей Победоносцев
Генеральный директор ООО "Альфа-Плюс"

При перевозке грузов воруют постоянно. Громких заголовков в газетах мы не увидим, но проблема стоит серьезная. Достаточное подтверждение этому – введение обязательной охраны ценных грузов согласно Федеральному закону "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". На основании этого закона Министерством путей сообщения разработан приказ № 38 от 18.06.2003 г. об обязательной перевозке грузов под охраной. В приложении к приказу бытовая техника, электроника, автозапчасти, автопокрышки, горюче-смазочные материалы, косметика, бытовая химия, средства гигиены, медицинская техника и препараты, алкогольная продукция, сигареты, строительные материалы отнесены к ценным грузам. Опыт показывает, что риск хищения таких грузов увеличивается многократно. Об этом следует задуматься и грузоотправителю, и перевозчику.

Актуальная тактика сопровождения

Все больше компаний прибегают к услугам вневедомственной охраны или частных охранных компаний для решения задачи сопровождения груза. Каким же образом сейчас происходит охрана грузов, перевозимых железной дорогой, какие технические средства применяются? И каким должен быть мобильный комплекс технических средств охраны?

Конечно же, тактика охраны опирается на опыт. Статистика показывает, что хищения чаще всего совершаются в местах остановки состава.

Поэтому обычная тактика сопровождения обязывает:

  • производить осмотр вагонов на стоянках, где производится смена поездных бригад, или если продолжительность стоянки поезда превышает 10 минут;
  • на остановках усиливать охрану за счет выставления дополнительных постов из числа свободных от несения службы охранников;
  • производить каждые 2–4 часа смену охранников на постах и осматривать состояние поста.

Для осуществления оперативной связи между охранниками используются радио и сигнальные средства. Для радиосвязи применяются переносные ультракоротковолновые радиостанции. Связь условными сигналами может осуществляться с использованием рук, электрофонарей, а также свистком, ракетой, шумовым патроном, дымовой шашкой.

Требования к мобильному комплексу

Для обеспечения надежного сопровождения груза можно выделить два условия.

  1. Обеспечение надежной охраны при длительных стоянках.
  2. Оперативность реагирования на угрозы при коротких остановках.

Мобильный комплекс должен быть единым отлаженным механизмом, включающим сотрудников охраны и охранные датчики в единую сеть и четко реагирующим на внештатные ситуации. Система должна помогать сотруднику в выполнении его ежедневной работы и быть незаметной.


Давайте сформулируем требования к мобильному комплексу.

  1. Комплекс должен включать в себя несколько рубежей охраны для обеспечения надежной охраны при длительных стоянках.
  2. Канал связи – радиоканал, так как проводные решения сложно назвать мобильными, а покрытие сети GSM неравномерно по пути следования.
  3. Оперативное оповещение всех членов команды сопровождения для обеспечения быстрой реакции на угрозы при коротких стоянках.
  4. Определение местоположения сотрудника для контроля несения им службы и быстрого поиска в случае травмы или нападения, особенно ночью или в условиях плохой видимости.
  5. Минимальные массогабаритные параметры комплекса.

Традиционная реализация

Типовое построение мобильного комплекса охраны – это разворачивание нескольких рубежей охраны (ИК, радиоволновых, лазерных, сейсмических, обрывных), передающих сигнал тревоги на центральный пост по радиоканалу. Уже с центрального поста через УКВ радиостанции происходит оповещение сотрудников охраны. Основные недостатки такого подхода:

  1. Велико время установки/снятия устройств, трудоемко разворачивать систему по несколько раз в день в пути следования.
  2. Требуется определенная подготовка охранников для грамотной установки устройств на местности.
  3. Отсутствует оперативное автоматическое оповещение сотрудников о тревоге.
  4. Нет контроля состояния и местоположения самих сотрудников.
  5. Большие массогабаритные показатели. Переноска комплекса возлагается на 3–5 человек.

Типовой подход не помогает сотрудникам при решении задачи охраны на коротких остановках в пути следования. А это большая часть работы! Видимо, по этим причинам мобильные комплексы нечасто применяются при сопровождении грузов. Однако недавно стала появляться информация о другом решении этой задачи.

Новый подход

Суть заключается в дополнении обычного комплекта охранных извещателей переносными устройствами – браслетами. Персональные браслеты обеспечивают следующий функционал:

  1. Тревожная кнопка.
  2. Датчик состояния (неподвижности).
  3. Оповещение о тревоге/вызове.
  4. Контроль местоположения.
  5. Контроль выхода из зоны.

Такой подход выглядит перспективным, так как позволяет решить задачу включения сотрудников охраны в единую сеть и помогает в работе на коротких остановках.


Пользователь с помощью этих функций получает:

  • удобную для коротких и длинных остановок систему управления группой и реагирования на угрозы – благодаря функции автоматического оповещения;
  • решение проблемы поиска сотрудника или точки нападения ночью и в плохую погоду;
  • автоматическое оповещение сотрудников о тревоге, причем оповещение "тихое", без привлечения внимания;
  • контроль несения службы сотрудниками;
  • контроль безопасности сотрудников при нападении на них или получении травмы при исполнении обязанностей.

Конструктивно комплекс представляет собой базовый чемодан, в котором располагаются:

  • 14 браслетов;
  • монитор для отображения местоположения сотрудников и тревожных событий;
  • 8 площадок для заряда браслетов.

Дополнительно производитель поставляет чемоданы с охранными извещателями. Предлагаются радиоволновые и инфракрасные рубежи охраны, которые можно разместить на карте и визуально отслеживать нарушения.

Другие сферы применения

Помимо сопровождения железнодорожных вагонов, подобный мобильный комплекс с персональными браслетами подходит для сопровождения автомобилей, особенно в случаях движения в колоннах.


Принципы охраны автоколонн имеют много общего с охраной ж/д составов. Интересно применение комплекса в пути. Если развернуть чемодан в автомобиле сопровождения, то появляется возможность отслеживания местоположения машин в колонне и при удалении от нее на расстояния до 2 км. Что особенно важно – контроль можно осуществлять при отсутствии GSM-сети, покрытие которой до сих пор далеко не равномерно по территории России.

Выводы и перспективы

  1. Типовые решения с установкой/снятием охранных извещателей удобно применять для длительных стоянок, но это неудобно в случае коротких остановок.
  2. На рынке возник новый подход, дополняющий типовое решение и включающий сотрудника в сеть охраны с помощью персональных браслетов.
  3. Основные преимущества такого подхода:
    • решение задачи поиска сотрудника и точки нападения, контроль несения охраны с помощью функции определения местоположения;
    • автоматическое оповещение сотрудников о чрезвычайной ситуации и информирование о событиях, например, отправлении состава;
    • обеспечение контроля безопасности сотрудников при нападении на них или получении травмы при исполнении обязанностей с помощью функций тревожной кнопки и датчика состояния.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2017
Посещений: 15229


  Автор
Сергей Победоносцев

Сергей Победоносцев

Генеральный директор ООО "Альфа-Плюс"

Всего статей:  1

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций