Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Приоритеты оснащения сил МЧС России

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Приоритеты оснащения сил МЧС России

Обеспечение проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в районе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) материально-техническими средствами является одной из важнейших функций органов управления всех уровней.


Н.Н. Гречушкин

Директор Департамента тыла и вооружения МЧС России

Основные  направления  развития вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) определены в соответствии  с  государственной  программой вооружения на 2007-2015 гг. и объемами бюджетного финансирования. Указанные задачи будут реализовываться в области:

  • мониторинга и прогнозирования ЧС;
  • предупреждения ЧС;
  • ликвидации последствий ЧС и пожаров;
  • поиска и спасания людей;
  • гражданской обороны;
  • обеспечения безопасности людей на водных объктах.

на водных объектах. Политика в области оснащения подразделений МЧС России направлена на увеличение и поддержание их обеспеченности ВВСТ на требуемом уровне. Особое внимание уделяется развитию специальной техники, так как именно она определяет современный облик Министерства. Значительная роль отводится стандартизации и унификации эксплуатируемой техники с целью сокращения числа базовых моделей специальных автомобилей (типажа изделий) и обеспечения их многофункциональности.

Проанализируем оснащенность подразделений МЧС России по службам (силам).

Аварийно-спасательные силы

Аварийно-спасательные силы (поисково-спасательные формирования (ПСФ) и войска гражданской обороны) обеспечены основными видами аварийно-спасательных средств на 83%.

На оснащении ПСФ находятся современные плавсредства и высокоэффективное аварийно-спасательное оборудование:

  • суда (катера) на воздушной подушке "Арго", "Марс-700", "Хивус-10", катера "Кальмар", "КС-701", "Кальмар", "Хи-Тек-75", "Касатка-2М", моторные лодки "Стрингер-550 Р" (550);
  • гидравлический аварийно-спасательный инструмент "Спрут" (среднего класса), "Медведь" (малого класса) и "Ермак" (статического действия), "Зубр" и "Бобр" (гидродинамического действия);
  • телеуправляемые подводные аппараты SeaLion, FALCON, "Гном";
  • горно-альпинистское и водолазное снаряжение;
  • приборы поиска пострадавших -акустические приборы ("Пеленг-1", ТА-1), телевизионные системы ("Система-1 К", "Система-1P"), тепловизоры (ППТ, ТН-3, "Спасатель"), приборы ночного видения (ОНВ-3, ННМ, МНВ-5, НБ-3М), радиолокационный обнаружитель пострадавших "Радар-1", поисковые системы на основе радиолокационных ответчиков СМП-1А и СМП-1П, предназначенные для определения местонахождения спасателей, работающих в условиях отсутствия видимости. Также осуществляется обеспечение аварийно спасательных сил современными техническими средствами:
  • поисково-спасательными автомобилями "Бобр";
  • снегоболотоходами на гусеничном ходу "Лось";
  • аварийно-спасательными машинами АСМ-3308 "Садко" в водолазной комплектации;
  • реанимационными автомобилями;
  • многофункциональными аэромобильными комплексами обеспечения аварийно-спасательных работ;
  • воздушными робототехническими комплексами вертолетного типа;
  • робототехническими беспилотными летательными аппаратами "Ир-кут-2М";
  • радиолокационными приборами поиска биологических объектов;
  • поисковыми гидроакустическими комплексами;
  • автономными необитаемыми подводными аппаратами "Клавесин-1Р";
  • водолазным снаряжением замкнутого типа и для работы в агрессивной среде;
  • поисково-спасательными катерами "Мангуст";
  • надувными лодками с водометными подвесными лодочными моторами;
  • индивидуальными и групповыми комплектами горно-альпинистского и спелеологического снаряжения;
  • компрессорами кислородными и гелиевыми;
  • дыхательными аппаратами "Омега", МSA, AUER;
  • многофункциональными быстровозводимыми тренажерными комплексами для спасателей;
  • учебно-тренажерными  комплексами для отработки технологий ведения аварийно-спасательных работ;
  • осветительными комплексами "Световая башня".

Одновременно в подразделения МЧС России началась поставка трехосных седельных тягачей КамАЗ-65225 с грузовыми прицепами, для осуществления доставки тяжелой инженерной техники в районы проведения работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Управляемые робототехнические комплексы

В связи с увеличением количества техногенных катастроф и аварий на объектах с радиационными, химическими и биологическими веществами немаловажным направлением в развитии аварийно-спасательных технологий является внедрение средств, обеспечивающих уменьшение степени участия людей при проведении работ в опасных условиях. Поэтому весьма актуальными являются разработка, создание и поставка для оснащения подразделений Министерства усовершенствованного аварийно-спасательного вооружения нового поколения -дистанционно-управляемых робототех-нических комплексов (РТК).

В этой связи основные усилия разработчиков направлены на создание и совершенствование широкого спектра ро-бототехнических средств (РТС), включающих в себя:

  • наземные разведывательные РТС -для ведения радиационной и химической разведки в очагах поражения при ликвидации последствий крупномасштабных ЧС;
  • мобильные роботизированные комплексы (МРК) тяжелого ("Ель-10") и среднего ("Ель-4" и LUF-60) классов - для проведения аварийно-спасательных операций и работ по пожаротушению в условиях техногенных аварий;
  • наземные РТК легкого класса - для проведения работ по обезвреживанию ВОП массой до 5 кг (типа МРК-25, MF-4);
  • наземные разведовательно-техно-логические РТС легкого и среднего классов - для проведения инженерных работ на территории объектов и внутри помещений в условиях радиационного загрязнения и химического заражения (типа "Брокк-330", TEL-640XL);
  • воздушные РТС, установленные на дистанционно пилотируемых летательных аппаратах (ДПЛА) среднего класса - для ведения инженерной, радиационной и химической разведки в радиусе до 200 км в дневное и ночное время; воздушные РТС на ДПЛА легкого класса - для ведения инженерной, радиационной и химической разведки в радиусе до 50 км в дневное и ночное время;
  • малогабаритные воздушные РТС на ДЛЛА сверхлегкого класса - для мониторинга и разведки зон ЧС в радиусе до 5 км.

Авиационные подразделения МЧС России

В целях авиационного обеспечения сил министерства, привлекаемых для ликвидации последствий ЧС, на оснащении авиационного парка МЧС России находятся 4 многофункциональных самолета-амфибии Бе-200ЧС (самолет). Самолеты оборудованы современными бортовыми тепловизионными устройствами АОС. В поисково-спасательном варианте самолет укомплектован надувной лодкой "Фаворит F-470" с ПЛМ 40 л.с. и спасательными плотами ПСН-10.

Для решения задач устранения ледовых заторов в авиационных подразделениях МЧС России эксплуатируется дистанционная вертолетная система взрывного дробления льда и уничтожения ледовых заторов с использованием фюзеляжного раскладчика зарядов.

Значительным вкладом в развитие авиационного обеспечения сил министерства стала разработка на базе вертолетов (Ми-8, Ка-32 и Ми-26) уникальных технологий тушения пожаров с применением водосливных устройств.

Одновременно на базе серийных отечественных вертолетов были созданы компактные установки пожаротушения -вертолетные подвесные опрыскиватели, которые размещаются вместе с запасом воды в перемещаемом контейнере и имеют дальность подачи мелкодисперсной водяной струи 40-60 м.

Государственная инспекция по маломерным судам

Оснащенность Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) составляет 73%.

Приоритетными направлениями деятельности по реализации Концепции оснащения ГИМС плавсредствами являются:

  • оснащение современными катерами с четырехтактными ПЛМ;
  • повышение многофункциональности плавсредств;
  • развитие береговой инфраструктуры, модернизация мест базирования плавсредств;
  • координация работ по совершенствованию организационно-технического обеспечения работ по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Подразделения ГИМС оснащаются следующими основными типами универсальных судов:

  • катерами класса М;
  • патрульными катерами;
  • катерами жесткомодульной конструкции с корпусом из легких металлов  ("Мастер-651"),  имеющие рубку и каюту ("Касатка-2М", "КС-701", "БЛ-820" и "Кальмар") с четырехтактными лодочными моторами до 200 л.с.;
  • катерами на воздушной подушке типа "Арго".

Одним из приоритетных направлений в оснащении автомобильной техникой подразделений ГИМС является поставка снегоходов и снегоболотоходов на гусеничном ходу типа "Лось".

Федеральная противопожарная служба МЧС России

Обеспеченность федеральной противопожарной службы МЧС России (ФПС МЧС России) основными видами пожарной техники и вооружения составляет 71%.

Академией ГПС МЧС России разработано принципиально новое направление развития техники пожаротушения, не имеющее аналогов в мире - производство и использование пожарно-спаса-тельных автомобилей с мощной электросиловой установкой (не менее 100 кВт) и установкой получения горячей, перегретой и температурно-активированной воды (ТАВ), тепловая мощность установки не менее 2,3 МВт.

Использование пожарных многоцелевых автомобилей (АПМ) позволяет обеспечить:

  • как поверхностное, так и объемное пожаротушение при подаче воды от передвижной пожарно-спасательной техники;
  • тушение горючих материалов широкой номенклатуры только за счет использования ТАВ, т.е. без использования 4-5 видов огнетушащих веществ;
  • уменьшение ущерба от излишне пролитой воды при пожаротушении жилых и административных зданий;
  • эффективное осаждение дыма и быстрое уменьшение температуры на месте пожара;
  • решение проблемы тушения пожаров в высотных зданиях с использованием передвижной пожарной техники и подачу ТАВ от АПМ по гибкому трубопроводу или сухо-трубу на высоту не менее 200 м;
  • решение проблемы тушения пожаров в туннелях без заезда пожарных автомобилей внутрь туннеля и подачу ТАВ от АПМ по гибкому трубопроводу или сухотрубу на расстояние до 1000 м;
  • пожаротушение в завалах и пустотах со снижением риска для жизни пострадавших, находящихся в них;
  • работоспособность пожарной техники при низких температурах. В 2008 г. налажено серийное производство основных узлов и агрегатов АПМ.

Пожарно-спасательный автомобиль АПС 2,0-40/2 на шасси "Урал-43026" предназначен для проведения как аварийно-спасательных работ, так и тушения очагов пожара, освещение рабочих площадок, обеспечение радиосвязью боевого расчета и руководителя аварийно-спасательных работ.

Автоцистерна пожарная с автолестницей АЦЛ-3-40/17 на шасси КамАЗ-43253 предназначена для проведения аварийно-спасательных работ, тушения пожара через ручные лафетные стволы или съемный управляемый лафетный ствол на вершине лестницы.

Для проведения первоочередных аварийно-спасательных работ и тушения очагов пожара незначительной площади (до 100 кв. метров) подразделения ФПС МЧС России широко используют автомобили первой помощи АПП-0,5-2,0 на шасси ГАЗ-33023.

Специальный пожарный автомобиль АКТ-6-1000-80/20 на шасси КамАЗ-65115 позволяет осуществлять тушение пожаров комбинированным способом на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, авиационных и других видах транспорта, а также в населенных пунктах.

Быстро и оперативно прибывать на место пожара, минуя пробки, заторы и узкие дворовые подъездные пути, позволяет подразделениям ФПС МЧС России пожарный автомобиль порошкового тушения АП 1000-40 (5301БО) на шасси "ЗИЛ-5301 БО".

ЗАО "Пожгидравлика" поставляет для оснащения подразделений ФПС МЧС России переносные пожарные мотопомпы нормального и высокого давления МПН-800/80 и МНПВ-90/300, разработанные для укомплектования пожарных автомобилей первой помощи.

Для организации оперативного и эффективного подавления очагов пожаров твердых горючих веществ, горючих жидкостей и газов, а также для тушения пожаров электрооборудования под напряжением до 1000 В при минимальных затратах огнетушащей жидкости и времени на боевое развертывание подразделений сотрудники пожарной охраны используют как ранцевые установки типа РУПТ-1-0,4, так и воздушно-эмульсионные огнетушители ОВЭ-2(з)-АВЕ, ОВЭ-6(з)-АВЕ.

Костромской судомеханический завод поставляет пожарно-спасательный катер речного класса КС-110-39, оборудованный мощным пожарным насосом производительностью 100 л/с и современным пожарно-техническим вооружением.

В рамках оснащения подразделений ФПС МЧС России аварийно-спасательной техникой и оборудованием для оперативного проведения аварийно-спасательных работ в особо тяжелых дорожных и климатических условиях закуплены пожарно-спасательные автомобили (ПСА) "Бобр" на базе снегоболотоходного плавающего гусеничного вездехода.

Для поддержания у личного состава ФПС необходимых навыков работы в непригодной для дыхания среде закуплены мобильные полигоны ПТС "ГРОТ", а в 2010 г. планируется закупить огневой полигон ПТС "Лава".

Одновременно подразделения ФПС МЧС России оснащаются:

  • пожарно-спасательными  автомобилями на полноприводном шасси;
  • пожарными автомобилями первой помощи АПП-0,5-1,5;
  • пожарными автолестницами с высотой подъема не менее 60 м;
  • автомобилями быстрого реагирования с использованием  мобильных робототехнических комплексов;
  • гидравлическим  аварийно-спасательным инструментом;
  • прыжковыми пневматическими спасательными устройствами. Более того, прошли государственные испытания опытные образцы пожарно-технической продукции, разработанные и изготовленные в рамках Единого тематического плана НИОКР МЧС России на 2008-2010 гг.:
  • пожарно-спасательный автомобиль модульного типа на шасси двухзвенного гусеничного транспортера;
  • многофункциональный робототехнический комплекс пожаротушения среднего класса;
  • установка для тушения пожаров высокократной пеной.

Газодымозащитная служба ФПС МЧС России

В рамках реализации Концепции совершенствования газодымозащитной службы1 для обеспечения подразделений ФПС поставлены дыхательные аппараты со сжатым воздухом ПТС "Профи-М", АИР-3ООСВ, АП "Север" и "Омега".

Также для оснащения службы ГДЗС поставляются:

  • базовый пожарный автомобиль, который позволяет непосредственно у очага пожара или места аварии осуществлять обслуживание звеньев газодымозащитной службы и дыхательных аппаратов со сжатым воздухом, замену баллонов для дыхательных аппаратов;
  • автомобиль газодымозащитной службы;
  • пожарный автомобиль дымоудаления;
  • комплексы испытательного оборудования, которые предназначены для проведения переосвидетельствования баллонов высокого давления СИЗОД;
  • стационарные воздушные компрессоры типа ПТС "Вектор";
  • приборы для проверки дыхательных аппаратов со сжатым воздухом, респираторов и качества воздуха.

Для защиты личного состава подразделений ФПС МЧС России и ПСФ от агрессивных сред, повышенных тепловых воздействий и неблагоприятных климатических условий применяется термоагрессивостойкий костюм из специальных полимерных материалов "ТАСК".

В целях защиты пожарных, охраняющих объекты атомной энергетики от внешнего облучения бета- и частично гамма-излучениями, повышенных температур, тепловых потоков, проникновения радиоактивных газов и аэрозолей через дыхательные пути, а также от радиоактивного загрязнения кожи и слизистых оболочек, разработан комплект одежды "РЗК".

Научно-техническая деятельность МЧС России

Среди основных направлений в рамках развития технических систем можно назвать разработки:

  • технических средств многофункционального назначения;
  • средств разведки и поиска пострадавших;
  • средств ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСНДР);
  • средств противопожарной защиты, технических средств и технологий проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения;
  • средств поиска и обезвреживания взрывоопасных предметов;
  • средств устранения последствий радиоактивных загрязнений;
  • средств ликвидации химических заражений окружающей среды;
  • средств для проведения работ специального назначения;
  • робототехнических средств предупреждения и ликвидации ЧС.

Совершенствуются технические характеристики современных моделей пожарных автомобилей. Они стали комплектоваться насосами нового поколения.

Для обеспечения ФПС МЧС России современной техникой и новыми технологиями Министерством было организовано проведение опытно-конструкторских работ по созданию пожарно-спасатель-ного автомобиля контейнерного типа, пожарного автомобиля газодымозащитной службы, автомобиля диагностики пожарной техники, пожарного автомобиля быстрого реагирования насосно-рукавного типа, противопожарного робототехнического комплекса легкого класса для работы в условиях высокого уровня теплового воздействия и радиации, специальной пожарной экспертно-криминалистической лаборатории,  пожарной мотопомпы производительностью 1600 л/мин, пожарных напорных рукавов специального исполнения, комплекта оборудования по обслуживанию и ремонту пожарных рукавов. Одновременно организованы разработки пожарного автомобиля отогрева пожарной техники, бронированной пожарной автоцистерны тяжелого класса, водопленочного сетчатого экрана для защиты пожарных, спасателей и техники от теплового излучения при ликвидации чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся пожарами.

Следует отметить, что при создании новых видов отечественной продукции, зарубежный (в первую очередь, европейский) рынок пожарной техники неизменно вызывает интерес, поскольку является концептуальным, и именно на нем многие ожидают увидеть инновационные решения в создании пожарно-технической продукции. Так, в подразделениях ФПС МЧС России успешно применяются импортные картриджи с поверхностно-активны ми веществами (ПАВ).

К сожалению, российская продукция часто уступает импортным аналогам. Анализ причин и условий тушения пожаров свидетельствует о том, что имеющаяся на вооружении подразделений ФПС МЧС России техника еще не в полной мере соответствует существующим требованиям и не всегда эффективна.

Устранение указанных недостатков, позволит решить проблемы по оснащению подразделений МЧС России современными техническими средствами.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2010
Посещений: 21248

  Автор

Гречушкин Н. Н.

Гречушкин Н. Н.

Директор Департамента тыла и вооружения МЧС России

Всего статей:  3

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций