Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Противопожарная защита объектов нефтегазового и топливно-энергетического комплекса: проектирование и экспертиза

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Противопожарная защита объектов нефтегазового и топливно-энергетического комплекса: проектирование и экспертиза

Работа, направленная на обеспечение пожарной безопасности объектов капитального строительства, начинается задолго до начала их эксплуатации. Стадии проектирования и экспертизы являются важнейшими этапами формирования эффективной и оптимальной системы обеспечения пожарной безопасности (СОПБ) будущих зданий и сооружений или целых предприятий и комплексов
Александр Красавин
Начальник Управления промышленной, ядерной,
пожарной безопасности и ГОЧС ФАУ "Главгосэкспертиза России"

СОПБ, включающая в себя мероприятия, направленные на предотвращение возникновения пожара, систему противопожарной защиты проектируемых объектов и мероприятия организационно-технического характера, является крайне сложной и весьма высокозатратной. Именно поэтому ее формирование должно начинаться на самых ранних стадиях создания объекта. В результате это позволит не только предусмотреть максимально эффективный набор решений и средств обеспечения пожарной безопасности объектов капитального строительства, но и обеспечит существенную оптимизацию затрат на их противопожарную защиту за счет грамотных и сбалансированных решений, предложенных специалистами.

Работа профессионалов = оптимизация затрат

Мнимая экономия на специалистах в области промышленной и пожарной безопасности, осуществляемая на ранних стадиях создания объекта, очень часто впоследствии приводит к серьезным проблемам и затратам. Это связано и с крайне динамичной сегодня нормативной базой строительной отрасли, которая включает в себя, наряду с другими нормами, и многочисленные существующие и принимаемые вновь национальные стандарты и своды правил, содержащие требования пожарной безопасности. Недостаточное внимание, уделенное вопросам пожарной и промышленной безопасности, ведет к тому, что в экспертные организации нередко представляются проекты с изначально заложенными серьезными ошибками, избыточными или нерациональными мероприятиями, принятыми в том числе без учета требований действующих нормативных технических документов. В первую очередь это касается особо опасных и технически сложных объектов нефтегазового и топливно-энергетического комплекса, на которых количество мероприятий и вариантов их сочетания огромно.

В этой связи важно уже на предпроектной стадии – на этапе разработки концепции противопожарной защиты объекта – привлекать к выбору основных решений профессионалов в своей предметной области. Как показывает практика, впоследствии это приводит к колоссальной оптимизации затрат в части обеспечения пожарной безопасности как при строительстве, так и при последующей эксплуатации зданий и сооружений.

Обилие нормативных документов – где истина?

Сегодня, в условиях большого количества издаваемых различными ведомствами нормативных технических документов, вопрос полноценного и всестороннего их рассмотрения становится все более актуальным.

Не секрет, что удовлетворенность профессионального сообщества работой экспертов, осуществляющих проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, очень сильно зависит от состояния нормативной базы, на соответствие которой эксперты оценивают представляемую им проектную документацию. Современное положение дел с состоянием законодательства в области обеспечения пожарной безопасности, в том числе объектов нефтегазового и топливно-энергетического комплекса, достаточно непростое.

Ситуация с двумя действующими техническими регламентами, регулирующими вопросы обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, не способствует нормализации работы специалистов по данному направлению. Каждый технический регламент имеет свою доказательную базу, которая состоит из национальных стандартов и сводов правил. Помимо этого, действует значительное количество нормативных технических документов, принятых в дореформенный период. В совокупности все это не способствует ни единому пониманию правил применения требований нормативных документов, ни консолидации сообщества специалистов по вопросам пожарной безопасности.

Разработка нормативов: что было, что стало

Ранее в разработке каждого нормативного документа принимало участие большое количество ведущих отраслевых и специализированных институтов и организаций по соответствующему профилю разрабатываемого норматива.

К примеру, в разработке противопожарных норм проектирования объектов Западно-Сибирского нефтегазового комплекса (ВНТП 03/170/567-87) участвовали ВНИИПКтехорг-нефтегазстрой, НИПИ КБС, ЭКБ по железобетону, СПКБ Проектнефтегазспецмонтаж Миннефтегазстроя, ВНИПИтрансгаз, ВНИПИгаздобыча, ЮжНИИГипрогаз Мингазпрома, Гипровостокнефть, Гипротрубопровод, Южгипронефтепровод, ВНИПИгазпереработка, Гипротюменнефтегаз Миннефтепрома, ВНИИПО МВД СССР, ЦНИИПпромзданий Госстроя СССР. Нормативный документ, устанавливающий требования к проектированию объектов газовой и нефтяной промышленности, выполненных с применением блочных и блочно-комплектных устройств (ВНТП 01/87/04-84), также был разработан с привлечением целой плеяды ведущих организаций, в числе которых ВНИИСТ, СПКБ Проектнефтегазспецмонтаж, ЭКБ по железобетону, СибНИПИгазстрой Миннефтегазстроя, ВНИПИтрансгаз, ЮжНИИгипрогаз, Гипроспецгаз, УфВНИПИ, АСУгазпром Мингазпрома, Гипротрубопровод, Гипровостокнефтъ, ВНИПИгазпереработка, ЮжГипротрубопровод Миннефтепрома. Кроме того, данные нормы перед их утверждением дополнительно прошли процедуру согласования с Госстроем СССР, ГУПО МВД СССР, Госгортехнадзором, ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности, Минздравом СССР.

Другие ведомственные нормативы ВУПП-881 и ВУП СНЭ-872, по которым и сейчас ведется проектирование объектов нефтегазового комплекса, также были разработаны в 1980-е гг. ведущими государственными организациями. При разработке данных документов были учтены предложения отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов, предложения ВНИИПО МВД СССР, ВИПТШ МВД СССР, нефтеперерабатывающих заводов. Перед их утверждением нормативы были согласованы с Главным управлением пожарной охраны МВД СССР.

Сегодня разработчиком нормативного документа часто является одна организация, при этом какие-либо согласования требований, установленных в документе, с заинтересованными ведомствами не предусмотрены. В рамках существующей процедуры публичного обсуждения специалистам нередко не удается прийти к компромиссным решениям в части установления тех или иных нормативных требований. Поэтому полноценная работа над документами с привлечением широкого круга специалистов и заинтересованных лиц в полной мере присутствует не всегда, что нередко приводит к неточностям, ошибочным и необоснованным требованиям, включенным в нормы.

Обязательные и добровольные требования

Ситуация дополнительно осложняется тем, что как среди проектировщиков, так и среди экспертов существуют различные взгляды на правила применения добровольных противопожарных требований, включенных в доказательную базу к техническим регламентам ("добровольный перечень № 365 к 384-ФЗ"3, "добровольный перечень № 474 к 123-ФЗ"4). Одни специалисты считают, что добровольный статус нормативных документов на то и добровольный, чтобы пользоваться им по собственному усмотрению.

Есть другая, противоположная точка зрения, согласно которой возможность отступления от требований документов, не включенных в "обязательный перечень № 1521 к 384-ФЗ"5, допускается только посредством разработки и согласования в установленном порядке специальных технических условий. В качестве обоснования данной позиции специалисты приводят некоторые положения, содержащиеся в Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений, отступив от которых, в соответствии с их трактовкой, не обеспечивается выполнение этого самого Технического регламента. Однако в этом случае становится совершенно непонятно, в чем же тогда отличие обязательных требований от требований добровольных.

Альтернативные взгляды на правила применения добровольных требований

Есть еще одно понимание правил применения добровольных требований среди профессионалов в области обеспечения пожарной безопасности. Оно заключается в том, что добровольные требования выполнять нужно независимо от желания специалистов и хозяйствующих субъектов. Вместе с тем заказчики и проектировщики вправе предусмотреть альтернативные установленным в добровольных требованиях решения (в отличие от обязательных норм), обосновав их эффективность способами, перечисленными в п. 6 ст. 15 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений. К таким способам, которыми специалисты, не прибегая к длительной процедуре разработки и согласования СТУ, могут доказать соответствие принятых решений и мероприятий требованиям пожарной безопасности, относятся:

  • результаты исследований;
  • расчеты и испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;
  • моделирование сценариев возникновения и развития пожара;
  • оценка риска.

Дополнительно и без того неоднозначную ситуацию с правилами применения добровольных требований осложняет Перечень обязательных требований6, утвержденный приказом МЧС России № 171 от 14 апреля 2017 г. К обязательным требованиям, соблюдение которых оценивается надзорными органами МЧС России, данным приказом отнесен также и Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 г.

Профессиональное сообщество нуждается в разъяснениях, которые могут помочь в достижении единообразного понимания правил применения добровольных требований.

Доказательная база – пора восполнить пробелы

Другой актуальной сложностью является то, что утверждаемые и вводимые в действие нормативные документы не включаются в доказательную базу к техническим регламентам. К примеру, принятые в последние годы национальные стандарты, установившие требования к проектированию морских терминалов СПГ, объектов производства, хранения и перекачки сжиженного природного газа, морских добычных установок в части устройства эвакуационных путей и временных убежищ, до сих пор не внесены в доказательную базу к техническим регламентам. Сложившаяся ситуация не позволяет ни проектировщикам, ни экспертам в полной мере опираться на требования данных нормативных документов для обоснования правильности принимаемых проектных решений. Более того, в некоторых национальных стандартах дополнительно указывается, что они не могут использоваться для подтверждения соблюдения требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Учитывая, что значительная доля требований в указанных стандартах направлена именно на обеспечение пожарной безопасности, их включение в те или иные перечни к техническим регламентам также является важным шагом в направлении совершенствования нормативной базы.

Список задач продолжается…

Имеется достаточное количество других актуальных вопросов, требующих решения и обсуждаемых ранее. Один из них связан со значительным количеством разрабатываемых по схожим основаниям специальных технических условий, содержащих стандартный набор компенсирующих мероприятий для однотипных объектов. Другой вопрос касается нуждающегося в уточнении уровня детализации проектной документации, представляемой на экспертизу, в соответствии с требованиями "Положения № 87"7, поскольку отсутствие однозначных требований к содержанию разделов проектной документации приводит к разногласиям между специалистами на этапах проектирования и экспертизы.

Важными являются вопросы, связанные с отсутствием требований пожарной безопасности для отдельных категорий объектов (малотоннажного производства и потребления СПГ, бункеровочной инфраструктуры газотопливного флота и др.).

Остро стоят проблемы актуализации нормативных технических документов, создающих неоправданные технические барьеры (отсутствие в нормативных документах значений расходов воды на наружное пожаротушение, на внутреннее пожаротушение и т.д.).

Интеграция и сотрудничество

В связи с вышеизложенным особую значимость в деле совершенствования подходов в области противопожарной защиты объектов нефтегазового комплекса имеет утвержденная в июле 2017 г. приказом Минэнерго и Росстандарта Программа стандартизации в нефтегазовом комплексе на ближайшие пять лет. Она направлена в первую очередь на интеграцию нефтегазового комплекса в мировую экономику, повышение конкурентоспособности, обеспечение научно-технической и технологической безопасности, координацию разработки стандартов в нефтегазовом секторе и др. Основные мероприятия Программы связаны с разработкой соответствующих стандартов, а также отменой нормативных документов, содержащих необоснованные и избыточные требования. Среди предполагаемых к разработке стандартов (а их более 300) есть немало и таких, которые направлены на обеспечение пожарной безопасности объектов нефтегазового комплекса. В этой связи в рамках совершенствования законодательства по вопросам пожарной безопасности было бы целесообразно к разработке соответствующих стандартов привлечь широкий круг заинтересованных организаций и специалистов. Стандарты, разработанные в порядке межведомственного взаимодействия, как показывает опыт прошлых лет, в большей степени будут способствовать достижению целей Программы стандартизации нефтегазового комплекса.

___________________________________________
1 ВУПП-88 "Ведомственные указания по противопожарному проектированию предприятий, зданий и сооружений нефтеперерабатывающей и нефтехими- ческой промышленности".
2 ВУП СНЭ-87 "Ведомственные указания по проектированию железнодорожных сливо-наливных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов".
3 Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный приказом Росстандарта № 365 от 30 марта 2015 г. (в редакции, введенной в действие приказом Росстандарта № 932 от 10 мая 2017 г.).
4 Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 г., утвержденный приказом Росстандарта №474 от 16 апреля 2014 г.
5 Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации № 1521 от 26.12.2014 г.
6 Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденный приказом МЧС России № 171 от 14 апреля 2017 г.
7 Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации № 87 от 16.02.2008 г.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2018
Посещений: 3235

  Автор

Александр Красавин

Александр Красавин

Начальник Управления промышленной, ядерной,
пожарной безопасности и ГОЧС ФАУ "Главгосэкспертиза России"

Всего статей:  1

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций