Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Противопожарная защита объектов транспортной инфраструктуры

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Противопожарная защита объектов транспортной инфраструктуры

Объекты транспортной инфраструктуры являются одними из наиболее ответственных в гражданском строительстве. Они сочетают в себе огромный пассажиропоток и постоянное присутствие большого числа людей в течение суток, а также напрямую связаны с эксплуатацией транспортных средств, являющихся источником повышенной опасности. Именно поэтому на объектах транспортной инфраструктуры применяются наиболее прогрессивные системы безопасности и обеспечения жизнедеятельности, как правило, с многократным дублированием и резервированием для повышения надежности эксплуатации
Алексей Лейхнер
Директор по развитию ГК "Пожтехника"

Среди инженерных систем, обеспечивающих безопасность и устойчивость функционирования современного объекта, ключевое место занимает система пожарной безопасности. Сегодня такая система представляет собой сложный комплекс технических средств и интерфейсов взаимодействия с различными элементами автоматизации здания, сбора информации и выдачи предупреждающих и управляющих сигналов. Ее задача – обеспечить эффективное обнаружение, локализацию распространения, безопасную эвакуацию пассажиров и персонала, а в большинстве случаев еще и автоматическое тушение возгорания.

Пожарная безопасность в аэропортах

Среди систем безопасности наиболее сложным и ответственным типом являются автоматические системы газового пожаротушения. Они применяются на ограниченном перечне участков аэропортового комплекса, но эти участки, как правило, напрямую вовлечены в функционирование современного аэропорта.

Объекты защиты на территории аэропорта
Речь прежде всего идет о помещениях, где располагается электронное оборудование всех видов автоматизации (управление системами здания, видеоконтроль, электронная обработка информации о рейсах и пассажирах и т.д.), а также о телекоммуникационном оборудовании, объектах электроснабжения и аварийного питания. Типичными объектами защиты газом являются серверные, кроссовые, электрощитовые и трансформаторные, аппаратные, аккумуляторные залы, машинные помещения и технологические шкафы вертикального и горизонтального транспорта, а также большой перечень вспомогательных и технологических помещений аэропорта.

Общее у таких помещений то, что в них невозможно применение традиционных водяных установок орошения, так как срабатывание такой системы приведет к повреждению оборудования и нарушению функционирования защищаемой системы. Свойства газовых огнетушащих веществ по тушению возгорания без механического воздействия на элементы внутреннего оснащения помещения привели к тому, что в подавляющем большинстве случаев для защиты этих наиболее ответственных объектов применяются установки газового пожаротушения.


Они сочетают в себе не зависящий от человеческого фактора автоматический алгоритм тушения с принятием решения о запуске системы на основании анализа состояния датчиков задымленности в помещении, быстроту тушения, надежность защиты труднодоступных или сложных объектов (шкафы с перфорацией, технологическое оборудование, кабельные коллектора), а также сохранение оборудования после выпуска огнетушащего вещества без существенных повреждений.

Специфика командно-диспетчерского пункта (КДП)
В России насчитывается уже пять объектов аэропортовой инфраструктуры (последним стал Международный аэропорт "Казань"), на которых применены инновационные автоматические системы газового пожаротушения с использованием безопасного и экологичного агента для противопожарной защиты вышки командно-диспетчерского пункта (КДП) аэроузлового центра автоматизированного управления воздушным движением, а также инженерной инфраструктуры аэропорта.

Ключевой особенностью противопожарной защиты КДП (вышки) является то, что в его процедурном зале сосредоточено большое количество сложного коммуникационного, компьютерного и другого электронного оборудования, обеспечивающего безопасное управление воздушным движением в зоне обслуживания центра. Кроме того, КДП – это помещение, где располагаются рабочие места руководителя полетов и диспетчеров управления воздушным движением. Они не имеют возможности покинуть рабочее место даже в случае возникновения пожара. Диспетчеры по регламенту обязаны находиться на своем посту вплоть до момента передачи управления воздушным движением резервному пункту.

Новые огнетушащие вещества
С точки зрения пожаротушения описанные условия ставят две задачи, которые невозможно решить устаревшими консервативными методами. Наличие электронного оборудования, обеспечивающего функционирование КДП, допускает применение только газовых систем пожаротушения, поскольку системы водяного или порошкового пожаротушения выведут из строя это оборудование, что неминуемо приведет к потере централизованного управления воздушным движением и создаст угрозу возникновения авиакатастроф.

Однако применение газа до недавнего времени было несовместимо с нахождением в помещении персонала без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания замкнутого цикла. Поэтому ранее такие изолирующие противогазы располагались под каждым рабочим местом вышки. Нетрудно представить, насколько важными в этой ситуации являлись навыки быстрого применения средств индивидуальной защиты органов дыхания персонала в условиях чрезвычайной ситуации, что не снимало сложностей, связанных с управлением воздушным движением в полнолицевой маске противогаза, до момента перевода управления на резервный пункт.

Такую сложную техническую задачу помогло решить огнетушащее вещество группы фторированных кетонов, пришедшее на смену хладонам второго поколения, безопасное для персонала КДП, многомодульного пульта управления и вспомогательного оборудования систем автоматизации воздушного движения.

Пожарная безопасность на метрополитене

В мировой и российской практике создания современных систем противопожарной защиты объектов особой важности, каковыми являются объекты метрополитена, с каждым годом все более отчетливо наблюдается рост спроса на технические решения, которые способны обеспечить не только высокий уровень обнаружения возгораний и их быстрого тушения, но и стопроцентную безопасность таких систем для защищаемого оборудования.

Объекты защиты в метро
Объекты метрополитена – понятие довольно емкое, к ним относятся и тоннели глубокого залегания, и станции, и различные служебные помещения самого разного назначения. Кроме того, это могут быть помещения серверных и центров обработки данных, где находится дорогостоящее электронное оборудование, могут быть диспетчерские и пункты управления, где также применяется современное электронное оборудование и где крайне важно обеспечить бесперебойный контроль управления таким сложным хозяйством. Помимо диспетчерских бывают и помещения кроссовых, электрощитовых, шкафов с аппаратурой, трансформаторных и т.д. В офисных помещениях это могут быть серверные с ценной информацией, архивы.

Спецификой подземных объектов метрополитена являются, с одной стороны, высокая пожарная нагрузка, наличие большого кабельного хозяйства, протяженные линии под высоким напряжением, а с другой стороны – высочайшая концентрация людей, формирующих интенсивные пассажиропотоки.

Термокабель для обнаружения перегрева
Что касается технологий обнаружения возгораний, все чаще на первый план выдвигается требование раннего и даже сверхраннего обнаружения. Сегодня задачу сверхраннего обнаружения перегрева наиболее эффективно выполняет линейный тепловой извещатель (термокабель), а дыма – лазерные аспирационные извещатели. Термокабель применяется для защиты кабельных каналов и эскалаторов различных метрополитенов по всему миру – от Сан-Франциско до суперсовременных подземок Сеула, Шанхая и Сингапура. Главные достоинства термокабеля – способность обнаружить перегрев на ранней стадии, еще до начала тления и появления дыма, и не имеющая аналогов надежность. При сроке службы свыше 25 лет термокабель определит начало пожара именно в нужный момент, без ложных срабатываний. В тоннелях метро проложены силовые питающие кабели, линии связи и управления – они протянуты по всей длине тоннелей и станций метро. Перегрев и возгорание, вызванные электрической дугой, короткими замыканиями, искрами, связанными с механическими неисправностями подвижного состава, – это лишь некоторые потенциальные источники пожара в тоннелях. Применение термокабеля в мировой практике признано наиболее эффективным методом обнаружения возгорания, учитывая его высокую надежность, низкую стоимость обслуживания и возможность мониторинга участков большой протяженности.

Критические компоненты

Подводя итог, можно сказать, что для объектов транспортной инфраструктуры критически важными являются следующие компоненты пожарной безопасности:

  • мониторинг в реальном времени;
  • предупреждение;
  • сверхраннее обнаружение;
  • эффективное и безопасное тушение.

Все эти компоненты призваны обеспечить бесперебойную работу транспортных потоков, многомерной сетью опутавших жизненное пространство нашей техногенной цивилизации.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2015
Посещений: 5279


  Автор
Алексей Лейхнер

Алексей Лейхнер

Директор по развитию ГК "Пожтехника"

Всего статей:  5

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций