В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В Федеральном законе № 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" есть ряд статей, в которых прописаны определения и задачи технических средств пожарной автоматики. По статье 46 закона, в состав технических средств пожарной автоматики входит оборудование пожарной сигнализации и оборудование системы передачи извещений.
В ст. 2 п. 23, 37 даны определения:
Таким образом, автоматическая установка пожарной сигнализации предназначена для обнаружения пожара, а система передачи извещений о пожаре – для передачи сигналов о пожаре в пункт централизованного наблюдения.
Именно на системы передачи извещений о пожаре возложена обязанность дублирования сигналов о пожаре из зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 на пульт подразделения пожарной охраны на основании ст. 83 этого же закона в редакции, которая вступает в силу в июле 2014 г.:
На основании ст. 52 этого же закона существует два равноправных способа защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара: 1) наличие на объектах установок или систем пожарной сигнализации и 2) деятельность подразделений пожарной охраны. Поэтому игнорировать сигналы от установок ни на каком уровне недопустимо.
Порядок выезда подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях определяется ст. 22 Федерального закона № 69 "О пожарной безопасности". При этом выезды должны осуществляться в безусловном порядке.
Этой статьей также предусмотрен единый номер вызова экстренных оперативных служб для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях. При этом в законе нет ограничения на прием сигналов по другим каналам. Значит получать сигналы о пожаре можно как по единому номеру вызова экстренных служб, так и с помощью систем передачи извещений о пожаре, предусмотренных Федеральным законом № 123. При этом никаких причин для отказа в безусловных выездах подразделений пожарной охраны по сигналам, полученным с объектов с использованием систем передачи извещений о пожаре, быть не может.
Проблема ложных срабатываний связана с двумя основным причинами:
С учетом всеобщей экономии финансовых ресурсов на пожарную безопасность (по международным меркам) на отечественном рынке превалирует продукция низкого технического уровня. Принимаемые технические решения при проектировании также основываются на задачах экономии, а не обеспечения пожарной безопасности на требуемом уровне.
Сейчас, когда эти проблемы стали видны не только собственникам объектов, но и в подразделениях пожарной охраны, у многих руководителей разного уровня МЧС появилось желание полностью отказаться от получения сигналов о пожаре с объектов с помощью систем передачи извещений о пожаре в целях экономии ресурсов подразделений пожарной охраны. Но это шаг назад – в то состояние, при котором сигналы о пожаре опять будут, как и раньше, запаздывать на 30–40 минут, что приведет к необоснованным человеческим жертвам и большому материальному ущербу.
Любое срабатывание пожарной сигнализации в отсутствие опасных факторов пожара характеризует систему как несостоятельную для выполнения стоящих перед ней задач. К объектам, сигналы с которых должны напрямую поступать в подразделения пожарной охраны, не относятся производственные объекты со сложными технологическими процессами или объекты жилого сектора, где курение в помещениях является нормой. Обязательное дублирование сигналов о пожаре на пульт 01 предусмотрено для учреждений образования, здравоохранения и т.д., где о производственных процессах и курении в помещениях речи не идет. Поэтому причина ложных срабатываний одна – некомпетентные решения по выбору оборудования, неправильные технические решения при проектировании и монтаже, а также полное отсутствие технического обслуживания.
Как быть в данной ситуации?
Все проблемы с ложными срабатываниями пожарной сигнализации связаны с желанием руководителей организаций любыми способами сэкономить на средствах противопожарной защиты. Значит они и должны нести за это ответственность. А поводов для этого более чем достаточно.
На основании ст. 37 Федерального закона № 69 руководители организаций обязаны содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты и незамедлительно сообщать в пожарную охрану о неисправностях.
В Правилах противопожарного режима (ППР) в п. 61 специально отражено, что руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения и автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации и т.д.) и организует не реже одного раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем.
Но вместо этого руководители объектов повсеместно просят обслуживающие организации заблокировать как средства пожарной сигнализации, так и возможность передачи сигналов по системе передачи извещений о пожаре, что абсолютно противоречит п. 62 ППР.
Всякое отключение автоматического пуска, в том числе и блокирование извещений от автоматических установок пожарной сигнализации, передаваемых с помощью систем передачи извещений о пожаре в подразделения пожарной охраны, является недопустимым и подлежит наказанию в административном порядке.
К сожалению, в подразделениях МЧС пока не готовы к управлению процессом обеспечения противопожарного режима на объектах, оборудованных системами передачи извещений о пожаре. Отсутствие должного контроля за состоянием автоматических пожарных установок ведет к ложным срабатываниям или неработоспособности системы пожарной безопасности. Любой выезд подразделений пожарной охраны по полученным сигналам, не связанным с пожаром, влечет наказание руководителя организации за нарушение требований пожарной безопасности. Это регламентировано Кодексом об административных правонарушениях.
В ст. 20.4. "Нарушение требований пожарной безопасности" предусмотрено, что нарушение требований пожарной безопасности по отношению к системам пожарной сигнализации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, в частности для юридических лиц от 150 тыс. руб. до 200 тыс. руб. Повторное нарушение влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 200 тыс. руб. до 400 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
1. Выезд подразделений пожарной охраны по сигналам, полученным от автоматических установок пожарной сигнализации с помощью систем передачи извещений о пожаре, является безусловным.
2. Передача ложных сигналов о пожаре на объектах обусловлена неисправностью автоматических установок пожарной сигнализации, неправильными техническими решениями при проектировании или проведении монтажных работ, отсутствием контроля за проведением технического обслуживания.
3. Блокирование сигналов от автоматических установок пожарной сигнализации при передаче по системам передачи извещений о пожаре и отключение автоматического пуска средств пожарной автоматики является грубейшим нарушением противопожарного режима и пожарной безопасности.
4. Ответственность за ложные срабатывания и отключение автоматических установок пожарной сигнализации возложена на руководителей организаций.
5. Применение соответствующих мер административного наказания в случае нарушения правил противопожарной безопасности будет способствовать постепенному переходу к нормальному противопожарному режиму зданий и сооружений.
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2014
Посещений: 33483
Автор
| |||
В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций