В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Российские производители по-прежнему доминируют и образуют высококонкурентную среду в среднем ценовом сегменте "стандартных" ПА типа автоцистерн. Небольшая доля импортных, более дорогих и специфических машин варьируется в зависимости от их типа.
В связи со сложной международной политической обстановкой, а также ввиду принятой Правительством РФ программы развития экономики, очевидно, проявилась тенденция на локализацию и импортозамещение. Ведущие производители начали активно осваивать и внедрять западные технологии. И если раньше были машины, которые закупались исключительно за рубежом (например, высотные лестницы свыше 30–40 м или аэродромные автомобили мирового класса, соответствующие требованиям ICAO), то сейчас их начинают или уже начали собирать на российских предприятиях, в том числе на европейских шасси, произведенных также на сборочных линиях в России.
Вторая тенденция – возросшие требования к качеству оснащения ПА. С каждым годом они будут ужесточаться, что, вероятно, должно стать мощным толчком для производителей к модернизации производства.
5 апреля 2014 г. взамен 94-ФЗ вступил в силу новый закон № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Главным отличием нового закона является регулирование всего цикла размещения заказов от планирования до исполнения контракта с осуществлением сквозного процесса мониторинга и контроля.
Фирмы-изготовители оперативно реагируют на происходящие изменения в деятельности пожарной охраны, поставляя на рынок продукцию, отвечающую изменениям в законодательстве и требованиям времени.
Во всех странах задачи, стоящие перед пожарной охраной, с каждым годом усложняются. Растущая с каждым годом плотность транспортного потока является одной из основных проблем для крупных городов. В дополнение к традиционным пожарным автоцистернам, формирующим большую часть парка пожарной охраны, постепенно приходят пожарно-спасательные или аварийно-спасательные автомобили. Номенклатура оборудования ПТВ, помимо штатного, предусмотренного приказом МЧС России № 425 от 25.07.2006 (ред. от 28.03.2014), зависит от специфики и географического положения региона. Очевидно, что ПТВ для Воркуты будет отличаться от московского. Производители учитывают эти особенности и комплектуют свои ПА в зависимости от пожеланий заказчика.
Своеобразным пропуском автомобилей на рынок стало соответствие нормам токсичности. В 2014 г. производители перевели всю выпускаемую продукцию на стандарт Евро-4.
Объемы авиаперевозок в России и мире постоянно увеличиваются, строятся новые аэродромные комплексы, в том числе высших категорий, которые необходимо защищать от пожаров. В связи с увеличившейся нагрузкой на аэропорты возникает потребность в большом количестве аэродромных пожарных автомобилей. При этом ICAO предъявляет очень высокие требования к аэродромным пожарным транспортным средствам. Соответствовать им могут только производители, применяющие самые современные технологии и качественные материалы.
Продажа аэродромного ПА – это выгодный коммерческий проект, стоимость которого в несколько раз превышает обычный ПА. Его можно назвать лицом фирмы, подтверждающим ее технологические возможности. Такие машины (если говорить о соответствующих требованиям ICAO) – штучный товар, а в производственной линии есть у крайне ограниченного круга компаний.
Получает развитие тенденция расширения функциональности автомобилей газоводяного тушения. Уже сегодня заметно расширился штат ПА с инновационными воздушно-пенными установками, например CAFS. Большую востребованность получают многофункциональные ПА, где в качестве огнетушащих веществ используются вода (сплошная, распыленная и плоская струи), пена, порошок и специальные средства.
Почти все европейские производители обзавелись собственными сборочными линиями в российских регионах. В соответствии с программой Правительства об импортозамещении лидирующие производители пожарной и спецтехники стремятся к максимальной локализации. В нашей компании эта цифра доходит до 70%, то есть львиная доля компонентов производится в России и поставляется отечественными предприятиями-партнерами.
Продукция отечественных производителей дешевле аналогичной импортной, однако не все, что дешево, является хорошей альтернативой и зачастую неоднозначно показывает себя в эксплуатации. Можно заказать три автомобиля, из которых один пойдет в работу, два других – на запчасти. Но, конечно, это не метод XXI века. У заказчика появился выбор, и он склоняется в сторону качества. Машина, стоимость которой выше среднерыночной, оправдывает себя в первый же, гарантийный, год эксплуатации. Она надежна, экономична, не требует серьезного ремонтного вмешательства, а только своевременного сервисного обслуживания и соответствующей квалификации персонала.
Ответственный производитель предлагает сегодня полный комплекс послепродажного сопровождения: дистанционное или выездное обучение, интерактивное взаимодействие через сайт (учебные фильмы, инструкции, другие размещенные онлайн материалы), сервисное сопровождение и расширенная гарантия.
Безусловно, расширение отечественного производства благоприятно сказывается на экономике региона. Это не только дополнительные рабочие места и налоговые отчисления в бюджеты всех уровней. Это повышение имиджа региона как высокотехнологичного кластера, это его возрастающая инвестиционная привлекательность. К тому же, углубление локализации способствует возрождению многих смежных производственных отраслей.
Для заказчика выбор отечественной техники (если мы говорим о высокотехнологичных, современных ПА) оборачивается сокращением издержек на эксплуатацию, сокращением сроков и упрощением условий поставки, качественным и оперативным послепродажным сопровождением.
Основными задачами, стоящими перед проектировщиками ПА, являются:
Технология производства ПА предусматривает использование материалов, которые обеспечивают надежную работу не только в экстремальных условиях пожаротушения, но и в суровых климатических условиях нашей страны. Перечислим основные тенденции, наметившиеся в последнее время в зарубежном и отечественном производстве.
Для изготовления корпусных деталей – надстройки, модульной кабины, насосных установок – с целью повышения их долговечности и коррозионной стойкости применяются легкосплавные материалы (алюминиевые сплавы, титановые элементы).
Активно используется стекло- или углепластик и полипропилен как альтернатива алюминиевым сплавам и стали.
Уникальной технологией, которой обладают лишь передовые производители, а в России – единицы, является использование крепежных элементов с цинко-ламельным покрытием. Их коррозионная стойкость практически соответствует показателям изделий, полученных электролитическим способом.
Успешно внедренная нашей компанией уникальная технология создания алюминиевых кузовов базируется на применении авиационной технологии. В ней применяется сварка элементов каркаса, что дает возможность изготавливать кузов в виде моноблока (отсеки кузова + цистерна). Алюминий высокотехнологичен при штамповке и сварке кузовных элементов, отлично поддается окраске. Листы обшивки соединяются с каркасом клеевым способом.
Инновации в производстве цистерн, пенобаков и других подобных элементов заключаются в выборе коррозионностойких материалов. Для изготовления цистерн используется усиленный стеклопластик, обладающий повышенной прочностью и сроком службы. Цистерны для воды имеют встроенную систему автоматического подогрева от стороннего источника электропитания. АЦ ведущих производителей оснащены комбинированными насосами нового поколения с автоматической системой забора воды и дозирования пенообразователя. Как правило, их насосные установки имеют систему сенсорного управления, облегчающую их оперативное использование. Корпуса насосов с водяным охлаждением (при работе в летний период) и подогревом (при зимней эксплуатации), с подачей охлаждающей жидкости от двигателя шасси.
Для монтажа цистерн на шасси применяют усовершенствованную систему крепления, повышающую их угловую жесткость и эффективно предохраняющую их от крутильных колебаний рамы шасси. Такая технология обеспечивает безопасность экипажа, подвижность автоцистерны, снижает ее вес (позволяя увеличить комплектацию ПТВ), повышает устойчивость к коррозии и увеличивает срок эксплуатации до 20 лет. Улучшение эргономичности компоновки цистерны для воды в АЦ среднего класса позволила обеспечить продольное размещение отсеков, удобное для боевого развертывания в стесненных городских условиях эксплуатации. Пожарно-техническое вооружение размещено в отсеках с использованием эргономических принципов – с учетом удобства съема за счет откидных площадок, имеется внутреннее и внешнее освещение. Это увеличивает скорость доступа к ПТВ и оборудованию.
В ситуации, сложившейся в 2014 г. на внешнеполитической арене, сложно делать какие-либо прогнозы. Но о продолжении одной тенденции можно говорить с уверенностью и оптимизмом. Взятый курс на импортозамещение и модернизацию производства продолжится. В этом заинтересованы абсолютно все игроки рынка. Государство нацелено на возрождение и укрепление отечественной промышленности, повышение занятости населения и квалификации трудовых ресурсов. Производители заинтересованы в успешной конкуренции. Крупные компании продолжат внедрять новые технологии и разрабатывать свои. Потребители будут получать высокотехнологичный, современный, комфортный, надежный в эксплуатации и безопасный автомобиль.
Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2015
Посещений: 9685
Автор
| |||
В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций