Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Система-112: практика внедрения

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Система-112: практика внедрения

История создания в Хабаровском крае единой диспетчерской службы "Система-112" ведет отсчет с 2006 г., когда губернатор распорядился начать работы по ее созданию. Практическая реализация проекта началась в 2011 г. после окончательного согласования с ВНИИ ГОЧС МЧС России
В.Н. Кудрявцев
Генеральный директор ЗАО "НТЛ "НЭКСТ ТЕХНИКА"

О работе единой диспетчерской службы "Система-112" в Хабаровском крае рассказывает генеральный директор ЗАО "НТЛ "НЭКСТ ТЕХНИКА" Валерий Николаевич Кудрявцев.

– Валерий Николаевич, какая задача стояла перед вами в начале проекта?
– Основная задача всего проекта – повышение эффективности работы служб экстренного реагирования за счет автоматизации и оптимизации дежурно-диспетчерских подразделений без увеличения их штатной численности. Если остановиться подробнее, то было необходимо:

  • сократить время реакции служб реагирования от приема вызова до выезда и прибытия к месту происшествия;
  • наглядно представить картину оперативной обстановки при проведении службами работ по ликвидации происшествий или ЧС;
  • повысить эффективность и оперативность служб при принятии решений;
  • автоматизировать процесс обмена информацией между службами взаимодействия в целях повышения эффективности их совместной работы.

Мы исходили из того, что слаженность работы экстренных служб на всех уровнях, а также точность, полнота и актуальность передаваемой между подразделениями информации являются ключевыми элементами такой единой системы, поскольку позволяют распределить усилия различных спецслужб наилучшим образом для эффективного взаимодействия.

То есть, по сути, перед нами стояла задача создать связную структуру, объединяющую граждан, диспетчерские и экстренные службы, профильные ведомства, а также краевую и районную администрацию. Как показала практика, это оказалось возможным осуществить на базе единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) с телефонным номером 112.

Задача не ограничивалась чисто технической стороной. Поначалу дежурно-диспетчерские службы (ДДС) воспринимали "Систему-112" как лишнее звено, отнимающее силы и время. И только совместная работа непосредственно с ДДС, разработка интерфейсов под нужды конкретных подразделений и проведение наглядных демонстраций возможностей системы привели к реальной заинтересованности в ней внутри экстренных служб и позволили им выполнять свои задачи на качественно новом уровне.

– Как организована "Система-112" Хабаровского края?
– "Система-112" Хабаровского края представляет собой комплекс технических средств (КТС) на базе специализированного программного обеспечения (СПО) "ИСТОК-СМ". Она построена в виде иерархической структуры с децентрализованным приемом и обработкой вызовов. При этом гибкость СПО позволяет при необходимости легко перестроить схему в централизованный вариант заменой маршрутов информационных потоков.

Хабаровский край занимает значительную площадь при довольно высоком территориальном разбросе муниципальных образований. Следствием этого (а также географических особенностей) является отсутствие проводных линий связи между рядом районов. По этой причине транспортная инфраструктура "Системы-112" построена на основе спутниковой технологии VSAT, несмотря на то что этот канал предусматривался в качестве резерва.

Край разделен на 19 муниципальных районов, в каждом из которых работает свой центр обработки вызовов (ЦОВ), обслуживающий жителей данного района. ЦОВ строится на базе муниципального Единого дежурно-диспетчерского центра (ЕДДС) и не только обеспечивает прием вызовов на подведомственной территории, но и контролирует реагирование на них экстренных служб.


В центре системы находится ЦОВ-АЦ (административный центр субъекта), который принимает вызовы не только от населения Хабаровска и Хабаровского района, но и в случаях необходимости от жителей других районов края, а также обеспечивает централизованное хранение информации о вызовах, поступающих в муниципальные районы.

При поступлении вызова в ЦОВ ЕДДС происходит его регистрация и передача в ДДС конкретной экстренной службы (полиции, пожарной охраны и т.п.) для дальнейшего реагирования. Параллельно эта же информация передается и в ЦОВ-АЦ субъекта для получения информации по вызовам и контроля оперативной обстановки по происшествиям в муниципальных районах. В процессе отработки вызова в ДДС экстренного реагирования информация от ДДС в автоматическом режиме передается в ЦОВ ЕДДС и в ЦОВ-АЦ субъекта. За счет возможности работы ПТК в сетевом/автономном режиме и синхронизации баз данных потеря информации между службами взаимодействия практически отсутствует.

На сегодня ЦОВ-АЦ края обрабатывает более 60 тыс. звонков в месяц, поступающих по номеру 112. Отработан алгоритм взаимодействия со службами реагирования и ЕДДС Хабаровска. Подписаны соглашения о взаимодействии между ведомствами – участниками проекта. Развернут резервный ЦОВ с центром обучения.

При этом программа внедрения "Системы-112" в крае еще не закончена и сегодня идет работа по включению дальнейших шагов в бюджет ФЦП "Система-112" в рамках оснащения федеральных ДДС программно-техническими комплексами (ПТК).

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о работе ПТК на базе СПО "ИСТОК-СМ".
– ПТК на базе СПО "ИСТОК-СМ" является законченным, не требующим доработки и готовым к эксплуатации решением для оснащения ЦОВ субъекта, ЦОВ ЕДДС и ДДС муниципальных образований, что значительно сокращает период внедрения "Системы-112". По сути, комплекс является универсальным инструментом диспетчерской службы, не только позволяющим обрабатывать вызовы и контролировать реагирование на них на самых разных уровнях, но и обеспечивающим внутри- и межведомственное взаимодействие организаций-участников "Системы-112". Гибкая настройка и использование универсальных протоколов позволяют интегрировать "ИСТОК-СМ" с ведомственными АИС, что облегчает сотрудникам служб процесс перехода на единую систему.

Такое построение "Системы-112" дает ей большую устойчивость к неполадкам и сбоям, позволяет маршрутизировать вызовы и информационные потоки между всеми участниками в любом направлении и не требует использования дорогостоящего оборудования при создании ЦОВ-АЦ (РЦОВ) субъекта, ЦОВ ЕДДС и ДДС муниципальных районов.

Комплекс поддерживает работу как в сетевом, так и в автономном режиме, что очень важно для обеспечения непрерывной работы "Системы-112" в случаях проблем с ЦОВ административного центра или каналами связи. Чрезвычайная ситуация, возникшая во время наводнения в Хабаровском крае, показала, что при таком построении система продолжает работать и обеспечивать руководство региона и муниципальных районов оперативной информацией с мест ЧС при использовании спутникового канала связи.

– Вы разворачивали проекты по "Системе-112" не только в Хабаровском крае, но и в других регионах России. Наверняка можете назвать общие "болезни" системы, с которыми сегодня нужно бороться...
– Мы действительно принимали участие в разработке технических проектов по созданию "Системы-112" на территориях различных субъектов Федерации (Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Белгородская и Архангельская области) и в процессе проводили исследования с целью определения оптимальной модели системы. В результате исследований мы пришли к выводу, что существует как минимум три проблемы, препятствующие работе системы в соответствии с ожиданиями граждан в полной мере.

Во-первых, это несогласованность элементов "Системы-112" на всей территории, подведомственной органам власти на уровне муниципалитетов и субъектов. По сути, тут приходится говорить о недостаточно отработанном межведомственном взаимодействии, в том числе на уровне автоматизированной передачи информации.

Во-вторых, несогласованность элементов в рамках разных коммуникационных технологий. Даже в одном регионе могут использоваться несколько поколений АТС. В-третьих, неспособность "Системы-112" в ее нынешнем виде обрабатывать вызовы, поступающие от технических средств, повседневно используемых населением.


Исходя из этого можно предположить, что "Система-112" в России вряд ли будет единой и рекомендации по ее созданию нельзя свести к простым, подходящим для всех случаев решениям. На практике в состав "Системы" входят различные ведомственные структуры, органы управления и контроля, число которых меняется в зависимости от их подведомственности федеральным, субъектовым или местным органам власти. Растет число поставщиков услуг связи, а также меняется диапазон размеров и моделей финансирования, которые отличаются друг от друга в зависимости от финансового положения регионов и ведомственных границ.

Поэтому прежде чем "Система-112" заработает в полном объеме, необходимо провести модернизацию узлов связи спецслужб (УСС) таким образом, чтобы вместе с вызовом в "Систему-112" доставлялась вся необходимая информация об абоненте и его местоположении через стандартный интернет-протокол. Это устранит проблему сопряжения УСС различной модификации с информационно-коммуникационной подсистемой.

– Как вы считаете, может ли "Система-112" быть развернута на базе облачных технологий?
– Любая технология имеет право на жизнь. Но не думаю, что с внедрением облачных технологий в "Системе-112" "Скорая помощь" будет приезжать быстрее. Если говорить о сокращении затрат и сроков внедрения, то здесь тоже не все так просто. Согласно постановлению Правительства России "Система-112" создается в границах субъекта. Для развертывания системы необходимы как минимум два центра обработки данных (ЦОД) с определенными техническими характеристиками, а я не уверен, что на территориях большинства субъектов есть хотя бы по одному такому центру, подходящему под задачи.

Кроме того, при внедрении облачных технологий есть ограничения по программному обеспечению, которое можно разворачивать на облаках, в виду проблем его настройки под специфические задачи пользователей. Соответственно встает вопрос интеграции с ведомственными информационными системами, которых в облаках практически нет. О чем это говорит? О том, что после получения информации из "Системы-112" мы переходим на "бумажную технологию".

Есть и другие проблемы: необходимость постоянного соединения, программное обеспечение и его "кастомизация", конфиденциальность, безопасность, дороговизна оборудования и дальнейшая монетизация ресурса. У нас же главная проблема не в облаках, а на земле. "Фундамент" (дежурно-диспетчерские службы экстренного реагирования) никуда не годится. Устарел, как и все, что было построено в советское время. Вот что надо приводить в порядок. Да и "стен" (единых дежурно-диспетчерских служб) тоже толком нет. На бумаге есть, а в реальности нет. Таким образом, "крышу" ("Систему-112") ставить некуда. А у нас главный упор делают на создание ЦОВ с ЦОД, то есть крыши, на что даже предусмотрены субсидии из федерального бюджета. Понимаете, сначала нужно построить крепкие фундамент и стены, а тогда уже и крыша не упадет.

Узким местом в "Системе-112" являются дежурно-диспетчерские службы экстренного реагирования, которые ближе всего к населению, а также единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, на базе которых создается "Система". Как показывает практика, 90% этих служб сегодня не автоматизированы, поэтому модернизация телекоммуникационной составляющей, создание ЦОД (ЦОВ) на облачных или любых других технологиях без автоматизации и правильного обучения персонала этих служб не уберут узкое место, а только его передвинут.

– Что вы можете сказать о возможностях интеграции "Системы-112" и системы "ЭРА-ГЛОНАСС"?
– Основная задача такой интеграции – снижение времени реагирования на ДТП и иные ЧС на дорогах. Если это произойдет, то польза, конечно, будет, но нового в этом ничего нет. Другое дело, если система будет завязана на придорожную инфраструктуру, находиться в контакте с ближайшими транспортными средствами и осуществлять с ними обмен информацией, тогда подобное решение действительно станет прорывом в деле предупреждения ЧС и серьезным шагом в будущее.

www.nexttehnika.ru

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2014
Посещений: 11361

  Автор

Кудрявцев В. Н.

Кудрявцев В. Н.

Генеральный директор
компании "Нэкст Техника"

Всего статей:  2

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций