Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Системы пожаротушения для вокзалов

Системы пожаротушения для вокзалов

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Системы пожаротушения для вокзалов

Вокзальный комплекс – это уже давно не "перрон – ресторан – буфет". Современный вокзал напоминает торгово-рекреационный центр с торговыми галереями, фуд-кортами, выставочными залами, отделениями банков, гостиницами и кинотеатрами. Для обеспечения нормального функционирования такого сложного организма необходима сложнейшая инженерная инфраструктура. Модернизация столичных вокзалов предполагает их интеграцию в ТПУ – транспортно-пересадочные узлы, – где повысится общая пропускная способность, увеличится пассажиропоток и, как следствие, возрастут риски возникновения различных ЧС и потребуются новые подходы для обеспечения безопасности, и не в последнюю очередь – пожарной безопасности
Антон Анненков
Исполнительный директор ГК "Пожтехника"

Проблематике выбора и применения систем пожарной сигнализации для помещений с массовым присутствием людей, в том числе и для вокзалов, посвящена статья моего коллеги Игоря Неплохова "Системы пожарной сигнализации для объектов с массовым пребыванием людей" ("Системы безопасности" № 1/20151). Я, в свою очередь, хотел бы поделиться опытом применения систем автоматического пожаротушения для вокзалов и других объектов с массовым присутствием людей.

Универсальный рецепт?

Какие системы пожаротушения являются наиболее оптимальными для защиты вокзалов? Есть ли универсальный рецепт? Ответ, как и прежде, следующий: одной оптимальной системы все еще нет, универсальный рецепт один, но непростой: грамотное комбинирование различных систем и способов пожаротушения. Как упоминалось выше, современный вокзал – большой и сложный объект с помещениями разных типов и с различными пожарными нагрузками, уровнями рисков, при этом тесно взаимосвязанными. Любая ЧС (будь то пожар, затопление, взрыв, задымление и т.д.) в одном из помещений требует отработки очень четкой и заранее продуманной последовательности действий, заложенной в алгоритмах системы безопасности, с тем чтобы свести к минимуму последствия всей ЧС. В этом смысле главной особенностью мест с массовым скоплением людей является повышенный риск возникновения паники, который в сочетании с установленными на вокзале средствами ограничения и контроля доступа (турникеты, рамки и ленты металлоискателей) представляет собой реальную угрозу. Задача ее минимизации – удел специалистов по безопасности и контролю доступа, а задача проектировщиков любых инженерных систем вокзала, в том числе и систем автоматического пожаротушения, – максимально снизить риск возникновения паники и ущерба жизни и здоровью людей из-за срабатывания данных систем.

Моделирование сценариев событий

Риски вполне можно просчитать – достаточно знать расположение помещения, защищаемого системой автоматического пожаротушения, назначение и параметры смежных помещений и правильный алгоритм запуска системы голосового оповещения и эвакуации при срабатывании системы автоматического пожаротушения. И наконец, надо понимать, что именно защищает конкретная установка системы пожаротушения (назначение помещения), как в случае ее запуска будет работать система дымоудаления или куда будет осуществляться сброс избыточного давления при выпуске огнетушащего газа (в случае применения определенных систем газового пожаротушения).


Анализ вышеперечисленных данных позволит, руководствуясь базовыми нормативными документами (СП, НПБ, СНиП), довольно четко определить тип наиболее подходящей установки пожаротушения (аэрозольное/порошковое, водяное или газовое), а также смоделировать основные возможные сценарии развития событий при различных вариантах срабатывания системы (как ложного, так и штатного). Моделируя различные сценарии, следует также учитывать, что нештатные или ложные срабатывания происходят во всем мире значительно чаще, чем штатные, "по пожару", – в силу целого ряда причин: на первом месте всегда непобедимый человеческий фактор, далее – ошибки при проектировании или монтаже оборудования, не всегда высокое качество применяемого оборудования, различные электрические наводки и т.д. Случаев ложного срабатывания систем пожаротушения, приведших к самым разным последствиям, порой весьма трагическим, хватит для издания отдельной книги. Наша задача – отчетливо осознавать реальность такого сценария и учитывать его при выборе системы и ее последующей интеграции в общую систему безопасности вокзального комплекса.

Комбинирование различного оборудования

Как я уже отмечал выше, универсальных решений, увы, нет. Максимально эффективная система противопожарной защиты здания – всегда грамотное комбинирование различных типов пожаротушения и пассивной огнезащиты. В этой статье я не буду доказывать решающую роль сверхраннего обнаружения возгораний при выполнении задачи минимизации рисков и ущерба от пожара – на эту тему уже много написано, продолжает формироваться практика успешного применения таких систем на разных объектах особой важности, в том числе и для защиты отдельных помещений вокзальных комплексов.


Так вот, грамотное сочетание различных типов систем пожаротушения и систем пассивной дымо- и огнезащиты дает наибольший эффект. В этом случае обеспечивается, во-первых, нераспространение пожара и задымления за пределы помещения, где они возникли, а, во-вторых, быстрое тушение с минимальным ущербом. Впрочем, ущерб от самой системы пожаротушения может быть самым разным, именно поэтому мы в одних случаях можем тушить помещения водой (спринклерное пожаротушение), например, если это места общего пользования, пути эвакуации, камеры хранения, багажные отделения, сознавая при этом, что ущерб от пролива воды хоть и будет иметь место, но не превысит допустимые пределы. В других случаях, когда речь идет о помещениях с электронным оборудованием, например о серверных, диспетчерских, электрощитовых, мы понимаем, что пролив воды чреват утратой дорогостоящего электронного оборудования, а в случае с серверными информация, которая хранится на серверах, имеет гораздо более высокую ценность, чем само "железо". Для защиты таких помещений применяются установки автоматического газового пожаротушения, и важно правильно подобрать огнетушащий газ, исходя из характеристик конкретного помещения и его расположения в составе вокзального комплекса с массовым пребыванием людей.

Выбор огнетушащего газа

Прежде всего, нужно знать, что огнетушащие газы бывают разные, с разными механизмами тушения, с разной степенью токсичности и с разными потенциальными рисками их применения. Спектр решений – от смертельно опасной углекислоты (СО2) в системах высокого давления до систем с нетоксичным и безопасным фторкетоном ФК-5-1-12. В середине спектра – относительно безопасные инертные газы, такие как азот, аргон, инерген и т.д., и наиболее популярные из-за их относительной дешевизны хладоны 125 и 227еа.


Важнейшим фактором, влияющим на выбор конкретного огнетушащего газа для системы автоматического газового пожаротушения, является понимание сценария риска в случае ложного срабатывания. Степень этого риска определяется вероятностью присутствия людей в защищаемом помещении, а также и в соседних помещениях (куда могут выводиться, например, клапаны сброса избыточного давления при пуске газа внутрь помещения). Когда вероятность присутствия людей высока (если речь идет о диспетчерской, серверной, ЦОДе или архиве), то выбор углекислоты или хладонов будет не самым безопасным решением. Гарантированно сохранят жизнь людям системы с применением инертного газа типа инерген и системы с применением фторкетона ФК-5-1-12.

Принцип действия инергена
Инерген разбавляет (инертирует) атмосферу помещения, понижая уровень кислорода с 21– 22% до 12% – при таком его уровне горение делается невозможным, а человек еще может дышать и самостоятельно эвакуироваться. Для того, чтобы таким образом разбавить атмосферу в помещении, требуется заменить больше трети его объема на газ инерген в течение 60 с. Это требует довольно большого количества модулей газового пожаротушения с высоким (до 300 бар) рабочим давлением. При срабатывании системы происходит весьма резкий хлопок и последующее громкое шипение при выпуске газа через насадки-распылители. В помещении необходимо предусмотреть установку клапанов сброса избыточного давления (КСИД), через которые воздух из защищаемого помещения будет выдавливаться наружу или в соседние помещения. Важно, чтобы эти соседние помещения не оказались путями эвакуации или местами, где могут находиться люди, так как в случае срабатывания такой системы велика вероятность возникновения паники, а также (если имело место реальное возгорание) отравления продуктами горения, поступившими из соседнего помещения.

Принцип действия фторкетона ФК-5-1-12
Механизм тушения у фторкетона ФК-5-1-12 принципиально иной, его классифицируют как "чистый" химический газ, то есть газ, который не обладает негативным воздействием на озоновый слой Земли, имеет минимальный (1) коэффициент глобального потепления и – самое важное преимущество – является безопасным для людей даже в концентрации, превышающей огнетушащую (4,2%) более чем в два раза. Попадая в помещение, ФК-5-1-12 в несколько раз повышает теплопроводность атмосферы, что приводит к почти мгновенному отводу тепла от точки горения и прерыванию цепной реакции пламени. Уровень кислорода в помещения при этом практически не снижается, химически нейтральный и нетоксичный газ позволяет людям находиться в помещении без какого-либо негативного воздействия. Этот сценарий в большей степени характерен для ложного (несанкционированного) срабатывания системы АГПТ либо для тушения возгорания на ранней стадии, когда выброс продуктов горения минимален. Ведь при наличии крупного очага возгорания в защищаемом помещении мы уже имеем большое количество токсичных продуктов горения и высокую температуру – говорить о степени безопасности людей в таких условиях уже поздно. В связи с этим еще раз подчеркну важность и безусловную пользу применения систем сверхраннего обнаружения дыма. Наличие такой системы на порядок снижает риск возникновения крупного очага возгорания, иначе уже неважно чем тушить – главное, быстрее, все внутри помещения уже сгорело, и теперь уже остается локализовать пожар и сохранить конструкции здания.

Пожаротушение на постах электрической централизации

На территории вокзального комплекса могут находиться и другие помещения, подлежащие оборудованию системами автоматического пожаротушения – ДГУ (дизельгенераторные установки), трансформаторные и электрощитовые, помещения для зарядки аккумуляторных батарей автопогрузчиков и т.д. Такие помещения чаще всего защищаются системами порошкового тушения, это наиболее бюджетный вариант, но при этом и наименее щадящий с точки зрения сохранности оборудования в помещении. К этому пониманию уже довольно давно пришли и в руководстве РЖД – после целого ряда внутриотраслевых испытаний было одобрено применение установок с ФК-5-1-12. Сегодня на 10 из 15 железных дорог РФ посты ЭЦ (электрической централизации) защищаются установками именно с ФК-5-1-12 российского производства.

Пожаротушение на кухнях ресторанов и кафе

Еще один аспект пожаротушения вокзальных комплексов, который мало обсуждается (более того – у нас, в отличие от передовых стран мира, отсутствуют даже требования по применению таких установок), – специальные системы пожаротушения для кухонь ресторанов и кафе, которые находятся на территории вокзальных комплексов. Если это рестораны "Макдоналдс" или "Бургер Кинг", то у них на кухне системы автоматического пожаротушения фритюрниц, плит, жироуловителей и вентиляционных зонтов и шахт уже установлены – таковы требования их внутренних противопожарных норм. Посмотрев статистику в России и в мире, можно увидеть, что около 70% пожаров в зданиях начинаются именно на кухнях. Факторы повышенного риска и пожарной нагрузки – фритюрницы с десятками литров масла и воздуховоды, которые после нескольких лет эксплуатации покрываются толстым слоем жира и пыли, достаточно искры, и хорошая тяга очень быстро раздувает огонь. 7 мая 2015 г. пожар в римском аэропорту Фьюмичино произошел именно на кухне, площадь пожара составила 400 кв.м, сгорели несколько магазинов, пассажиров эвакуировали, были задержаны десятки рейсов… В России в среднем горит один ресторан в неделю, иногда чаще. Между тем специальные системы тушения кухонного оборудования давно доступны и применяются и на российском рынке – отчасти парадоксальная ситуации при отсутствии требований, тем не менее это иллюстрация того, как передовые технологии находят применение вопреки косности нормативной системы.

Экономическая эффективность или эффективная пожарная безопасность?

К сожалению, на практике многие хорошие проектные решения не бывают полностью реализованы – чаще всего даже не по техническим, а по организационным и экономическим причинам. Проектная организация готовит проект, убеждает заказчика в необходимости и важности определенных технических решений, заказчик согласен, объявляет тендер, а генподрядчик, выигравший по цене, как правило, начинает экономить и заменять качественные решения на "аналогичные"… И здесь крайне важна принципиальная и квалифицированная позиция службы технического надзора заказчика, в конце концов, в его интересах получить в итоге современную и эффективную систему пожарной безопасности.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2015
Посещений: 4595


  Автор
Анненков А. П.

Анненков А. П.

Исполнительный директор ГК "Пожтехника"

Всего статей:  13

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций