Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в Омской области

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в Омской области

Развитие сферы пожарной безопасности в Омской области так же, как на всей территории Российской Федерации, неразрывно связано с функционированием органов федерального государственного пожарного надзора, которые являются важным элементом системы обеспечения пожарной безопасности Российской Федерации и деятельность которых направлена на ключевую составляющую – предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Андрей Андреев
Врио Главного управления МЧС России по Омской области, полковник

Для того чтобы охарактеризовать развитие сферы пожарной безопасности, считаю необходимым отметить состояние оперативной обстановки на территории Омской области.

Так, за девять месяцев 2017 г. на объектах и в жилом секторе Омской области количество пожаров снижено на 9%, число погибших при пожарах людей уменьшилось на 15%, количество травмированных снизилось на 13% (произошло 1385 пожаров, погибло 74 человека, травмировано 98 человек).

Наибольшее количество пожаров в Омской области зарегистрировано в зданиях жилого назначения. Их доля от общего числа пожаров составила 73% (1007 случаев), количество пожаров в жилье сократилось на 6%. На транспортных средствах – 167 пожаров (12% от общего количества пожаров), что на 22% меньше чем за аналогичный период 2016 г.

Главные причины пожаров

Основными причинами возникновения пожаров являются:

  • неосторожное обращение с огнем – 591 случай (+3% к АППГ – 575);
  • нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования – 379 случаев (-8% к АППГ – 412),
  • нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печей – 218 случаев (-18% к АППГ – 266);
  • нарушение правил устройства и эксплуатации транспортных средств – 108 случаев (-24% к АППГ – 142).

Управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области реализует значимые и необходимые проекты по обеспечению пожарной безопасности на территории Омской области, при этом основополагающим является реализация положений паспорта приоритетного проекта "Совершенствование функций государственного надзора МЧС России".

Сфера развития пожарной безопасности тесно связана с реализацией целей и задач, установленных в паспорте приоритетного проекта "Совершенствование функций государственного надзора МЧС России".

Задачи государственных программ

Во исполнение паспорта приоритетного проекта "Совершенствование функций государственного надзора МЧС России" Главное управление МЧС России по Омской области разработало Программу профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2017 г.

Одним из приоритетных направлений деятельности по развитию системы РСЧС на территории Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов в 2017–2018 гг. является вопрос обеспечения противопожарной защиты мест проживания малообеспеченных, социально не адаптированных и маломобильных групп населения

Целью программы было обеспечение к концу 2017 г. снижения на 10% общего количества населения, погибшего, пострадавшего и травмированного в чрезвычайных ситуациях, пожарах и на водных объектах. К задачам данной программы относятся:

  • предупреждение нарушений населением и подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
  • создание мотивации к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;
  • повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения;
  • снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
  • повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) в целом и деятельности контрольно-надзорных органов министерства;
  • сохранение эффективности контроля за соблюдением обязательных требований на подконтрольных объектах с учетом внедрения риск-ориентированного подхода в деятельность контрольно-надзорных органов министерства;
  • снижение издержек как контрольно-надзорных органов, так и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий;
  • разъяснение населению и подконтрольным субъектам системы обязательных требований, правил безопасного поведения в быту и при возникновении чрезвычайной ситуации, пожара;
  • развитие негосударственной оценки соответствия объектов установленным требованиям посредством проведения независимого пожарного аудита и декларирования.

Все цели и задачи указанной программы сегодня реализуются в полном объеме.

Результаты и новые вызовы

Главным управлением МЧС России по Омской области проведена следующая работа в сфере совершенствования контрольно-надзорной деятельности:

  • подконтрольные объекты в полном объеме распределены по категориям риска (классам опасности) с использованием ведомственных информационных систем;
  • обеспечена доступность и понятность информации о подконтрольных объектах и присвоенных им категориях риска (классах опасности), критериях отнесения кним;
  • планы проверок на 2018 г. сформированы на основании риск-ориентированного подхода в зависимости от уровня риска причинения вреда;
  • установлены исчерпывающие перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования по всем видам контроля (надзора), и размещены на сайте Главного управления;
  • опубликованы на официальном сайте в разрезе видов контроля (надзора) годовые доклады по правоприменительной практике, статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению ("как делать нельзя");
  • опубликованы в разрезе видов контроля (надзора) годовые доклады с руководством по соблюдению обязательных требований;
  • проведены ежеквартальные публичные мероприятия для подконтрольных субъектов с анализом правоприменительной практики, в том числе результатов проведенных контрольно-надзорных мероприятий, подготовленных руководств по соблюдению обязательных требований, с размещением их результатов в сети Интернет.

В целом еще предстоит внедрять на территории Омской области:

  • совершенно новую систему оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;
  • новые актуализированные и систематизированные требования, количество которых будет сокращено с учетом влияния каждого требования на реальное возникновение рисков, контролируемых государством;
  • систему комплексной профилактики нарушений обязательных требований;
  • комплексную модель информационного обеспечения и системы автоматизации контрольно-надзорной деятельности.

Обеспечение противопожарной защиты жилых объектов

Одним из приоритетных направлений деятельности по развитию системы РСЧС на территории Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов в 2017– 2018 гг. является вопрос обеспечения противопожарной защиты мест проживания малообеспеченных, социально не адаптированных и маломобильных групп населения методом применения современных средств обнаружения и оповещения о пожаре. Во исполнение протокола совещания полномочного представителя президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Сергея Меняйло от 02.09.2016 г. на уровне Правительства Омской области, в том числе в рамках реализации вышеуказанного приоритетного направления, были утверждены План реализации приоритетных направлений развития территориальной подсистемы РСЧС на 2017, 2018 гг. и план мероприятий ("дорожная карта") "Профилактика пожаров и противопожарная пропаганда в Омской области".

По информации Министерства труда и социального развития Омской области, в 2017 г. автономными пожарными извещателями с GSM-модулем необходимо было оборудовать 2113 мест проживания граждан, находящихся в социально опасном положении, на что из средств бюджета Омской области предполагалось выделение денежных средств в размере 6255 тыс. рублей на закупку датчиков, а из средств бюджета муниципальных районов области – 2377,4 тыс. рублей на обслуживание SIM-карт и закупку элементов питания.

Однако вопрос финансового обеспечения расходов по приобретению пожарных извещателей гражданам, нуждающимся в социальной поддержке, в процессе исполнения областного бюджета в 2017 г. не решен.

В целях реализации этого приоритетного направления вопрос о финансировании данного мероприятия и его реализации включен в перечень поручений временно исполняющего обязанности губернатора Омской области Александра Буркова от 23.10.2017 г.

Внедрение современных технологий

Так как спектр задач, решаемых органами федерального государственного пожарного надзора МЧС России, достаточно масштабный, для их решения применяются и будут применяться современные технологии, большую долю которых составляют, безусловно, ИТ-технологии, достижения в сфере фундаментальных наук (физика, химия), а также технологии, связанные с применением современных контрольно-измерительных приборов.

Яркими примерами таких решений являются:

  • применение беспроводных устройств обнаружения и передачи извещений о пожаре;
  • создание программно-аппаратных комплексов, позволяющих взаимодействовать инспектору и проверяемому субъекту без непосредственного контакта. В этой сфере мы уже используем автоматизированные продукты, такие как "Единый реестр проверок", СПО "Автоматизированная информационная система сбора информации о противопожарном состоянии объектов надзора и исполнения административных процедур по осуществлению государственного пожарного надзора на объектах надзора";
  • создание расчетно-аналитических методов (математических моделей), позволяющих прогнозировать и анализировать процессы горения и последствия пожаров, действия людей при возникновения чрезвычайных ситуация (процессы эвакуации, спасения и т.д.).

Пожелания к производителям и поставщикам продукции

Обращаясь с пожеланием к производителям и поставщикам элементов систем противопожарной защиты, хотелось бы сказать, что, несмотря на то что мы живем в эпоху рыночной экономики, где основополагающим принципом является извлечение прибыли, реализуемая на территории Российской Федерации пожарно-техническая продукция должна в полном объеме выполнять функции по обеспечению пожарной безопасности граждан страны. А это достигается путем соблюдения требований Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также уже действующих технических регламентов Евразийского экономического союза. Также хотелось бы пожелать отечественным производителям и производителям, входящим в Евразийский экономический союз, шагать в ногу со временем и учитывать все последние инновации при производстве пожарно-технической продукции.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2018
Посещений: 3125

  Автор

Андрей Андреев

Андрей Андреев

Врио Главного управления МЧС России по Омской области, полковник

Всего статей:  1

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций